Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-22 | 400 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
(2 часа)
1. Общая характеристика конституции 1947 г.
2. Парламент: формирование, компетенция, взаимоотношения палат, роспуск.
3. Кабинет: формирование, полномочия, ответственность. Статус премьер-министра.
4. Император: статус, порядок престолонаследия, компетенция.
5. Особенности судебной системы. Верховный суд Японии.
Источники
Литература
Тематика занятий в интерактивной форме
Тема 7
Принципы конституционализма
(2 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме в виде дискуссионного клуба.
Рекомендации:
Вариант 1. После изучения ряда тем по конституционному праву США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и Китая, а также после завершения лекционного материала студентам предлагается изучить дополнительную литературу (См. список литературы к семинарским занятиям) познакомится с примерными дискуссионными вопросами, представленными в сценарии занятия и подготовить конспекты ответов. В ходе занятия группа разбивается на две или более подгрупп по 4-5 человек (в зависимости от количества студентов). Подгруппы получают задание в виде нескольких вопросов, на которые студенты должны дать аргументированный ответ со ссылками на конкретные положения конституционных актов (указаны в примерных ответах).
|
Вариант 2. Студентызаблаговременно до начала занятия по данной теме делятся на на две или более подгрупп по 4-5 человек (в зависимости от количества студентов) и получают задание изучив несколько конституций и ответив на предложенные вопросы сформулировать «идеальную» конституцию соответствующую одному из существующих видов конституций:
а) «жесткая конституция» или «гибкая конституция»;
б) «народная конституция» или «октроированная конституция»
в) «кодифицированная конституция» или «некодифицированная конституция»
Текст заданий
1. Какие способы принятия зарубежных конституций Вы знаете? Какой порядок принятия конституций Вы считаете наиболее демократичным и почему?
2. Какие способы изменения конституций в зарубежных странах Вы знаете? Какой порядок изменения конституции Вы считаете наиболее демократичным и почему?
3. Поясните смысл следующих терминов:
а) «жесткая конституция» и «гибкая конституция»;
б) «народная конституция» и «октроированная конституция»
в) «кодифицированная конституция» и «некодифицированная конституция»
Приведите примеры различных видов зарубежных конституций.
4. Сравните содержание ст. 17 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года (Франция) (Статья 17 Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.) и ст. 41-44 Конституции Итальянской Республики 1947 г. (Статья 41).
|
Примерные ответы
1). Частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или образом, причиняющим ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству.
2). Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях.
3). Статья 42. Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам.
4). Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех.
5). В предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждаема в общих интересах при условии выплаты компенсации.
6). Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию, а также права государства в отношении наследственных имуществ.
7). Статья 43. В целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же передать при условии выплаты компенсации государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных, общественных интересов.
8). Статья 44. В целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности соответственно по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность.
9). Закон благоприятствует развитию горных местностей.
|
Вопрос: Как изменилось содержание конституционного права собственности?
5. Соотнесите содержание ст. 13 Основного закона ФРГ (Статья 13 (1) Жилище неприкосновенно. (2) Обыски могут предписываться только судьей, а при опасности промедления – другими указанными в законах органами и могут производиться только в порядке, предписанные этими законами. (3) Во всех других случаях вмешательство и ограничения могут иметь место только для отвращения общей опасности или опасности для жизни отдельных лиц, а также на основании закона для предотвращения непосредственной угрозы общественной безопасности и порядку, в частности, для устранения нужды в жилье, борьбы с эпидемиями или охраны молодых людей, подвергающихся опасности.), ст. 14 Конституции Италии (Статья 14. Жилище неприкосновенно.
Примерные ответы
1. Осмотры, обыски и наложение ареста на имущество не могут производиться иначе, как в случае и в порядке, установленных законом, в соответствии с гарантиями, предусмотренными для охраны личной свободы. 14. Проверки и осмотры в целях охраны здоровья и обеспечения общественной безопасности или с экономическими и фискальными целями регулируются специальными законами.) и ст. 18 Конституции Испании.(Статья 18 15. 1. Гарантируется право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя. 16. 2. Жилище неприкосновенно. Не допускается вторжения в жилище или обыск без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления. 17. 3. Гарантируется право на тайну переписки, в том числе, почтовой, телеграфной и телефонной связи. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. 18. 4. Закон огpаничивает использование компьютерных средств, с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав.)
Вопрос: Какие имеются различия в предоставляемых гарантиях конституционного права на неприкосновенность жилища?
2. Законодательство США отказывает в предоставлении гражданства США иностранным гражданам, состоящим членами или оказывающими содействие «(А) Коммунистической партии Соединенных Штатов; (В) любой иной тоталитарной партии Соединенных Штатов;... (Д) коммунистической или другой тоталитарной партии отдельного штата Соединенных Штатов, иностранного государства...».
|
Вопрос: Является ли данное требование закона дискриминационным? Дайте аргументированный ответ.
Сопутствующие вопросы
1. Что такое «выборы» и «отзыв»? Объясните, в чем различие «отзыва», «отставки выбранного лица» и «досрочного лишения выборного лица мандата парламентом».
Какие виды выборов Вам известны?
2. Что такое «куриальные выборы», «плюральный вотум» и «избирательная геометрия (география)»? Как Вы думаете, нарушают ли они принципы избирательного права? Мотивируйте свою позицию.
3. По каким признакам различаются избирательные системы? Назовите их виды и приведите примеры. Какие достоинства и недостатки присущи избирательным системам каждого вида?
4. Что такое «законодательный процесс» и в чем его отличие от «процесса законотворчества»? Какие стадии законодательного процесса вы знаете?
5. Что такое «парламентские дебаты»? Какие способы ограничения парламентских дебатов используются в практике зарубежных парламентов.
6. Какие формы парламентского контроля за деятельностью правительства используются в зарубежных странах? Ответ необходимо сопровождать ссылками на соответствующие статьи конституций
7. Назовите сходства и различия таких форм парламентского контроля, как парламентский вопрос и интерпелляция?
8. Что такое «состав правительства» и «структура правительства»? Сопоставьте данные понятия.
9. Как соотносятся между собой такие понятия, как «государственный секретарь», «государственный министр», «парламентский секретарь»?
10. В чем разница между «местным управлением», «государственным управлением на местах» и «местным самоуправлением»? Назовите признаки, характеризующие местное управление и местное самоуправление. Приведите примеры государств, в которых:
а) на всех уровнях территориального деления осуществляется только местное самоуправление;
б) на всех уровнях территориального деления имеет место сочетание местного управления и местного самоуправления;
в) имеет место сочетание местного самоуправления на низовом уровне территориального деления и местного управления на вышестоящем уровне территориального деления.
11. Какие модели местного самоуправления в зарубежных странах Вы знаете? Укажите характерные черты моделей самоуправления на примере США, Германии и Франции.
12. Что Вы понимаете под межмуниципальным сотрудничеством? Для чего оно нужно? Какие формы межмуниципального сотрудничества Вы знаете?
|
Используя конституции зарубежных государств (по Вашему выбору), найдите нормы, посвященные межмуниципальному сотрудничеству. Каков объем конституционного регулирования по данному вопросу?
12. Как соотносятся понятия «государственный контроль», «административная опека» и «административный надзор»?
13. В соответствии со ст.62 Конституции Испании Король имеет право назначать и смещать членов правительства. Вправе ли монарх самостоятельно принять это решение?
а) монарх вправе принять это решение самостоятельно;
б) монарх вправе принять это решение только по предложению председателя правительства;
в) монарх вправе принять это решение только после согласования с председателем Конгресса депутатов.
14. Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. Правительство формируется при доверии парламента:
а) при парламентарной республике;
б) при президентской республике;
в) при полупрезидентской республике.
15. В конституции Испании установлено, что «она признает и гарантирует право на автономию национальностей и регионов, ее составляющих» (ст.2). Все административно- территориальные образования высшего уровня в Испании обладают статусом автономий. Испания – это:
а) простое унитарное государство;
б) сложное унитарное государство;
в) регионалистское государство.
16. В стране действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с перебалатировкой во втором туре. Кто из кандидатов будет участвовать во втором туре при следующем распределении голосов: кандидат А- 40 тыс., кандидат Б – 43 тыс., кандидат В -22 тыс.?
а) кандидаты Б и В;
б) кандидаты А и В;
в) кандидаты А и Б.
17. В соответствии со ст. 51 Французского избирательного кодекса в период выборов муниципальные органы каждой коммуны выделяют специальные места для размещения избирательных афиш. Приведенная правовая норма обеспечивает осуществление следующих избирательных действий:
а) голосование;
б) предвыборную агитацию;
в) выдвижение кандидатов;
г) регистрацию избирателей
18. депутат Палаты представителей Конгресса США по окончании парламентской сессии направлялся к месту жительства. Находясь в нетрезвом состоянии, депутат разбил витрину магазина, за что был задержан полицейским. Депутат требовал освободить его, однако полицейский утверждал, что иммунитет депутата закончился с момента окончания сессии парламента. Выберите верный ответ:
а) доводы депутата правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение всего срока полномочий депутата;
б) доводы полицейского правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение срока парламентской сессии;
в) доводы депутата правильные, так кА иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение более длительного срока по сравнению с парламентской сессией (40 дней до и после парламентской сессии).
19. О британском парламенте говорят, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот. Это шуточное выражение характеризует парламент Великобритании как:
а) парламент с абсолютно ограниченной компетенцией;
б) парламент с относительно ограниченной компетенцией;
в) парламент с абсолютно неограниченной компетенцией.
20.В соответствии с датским Законом о престолонаследии после смерти Короля престол переходит к его сыну или дочери при условии, что преимущественное право на престол имеет сын перед дочерью. Данным актом предусмотрена следующая система престолонаследия:
а) салическая;
б) австрийская;
в) кастильская.
21. В президентской республике N президент образовал правительство, назначил премьер-министра и министров. В данном случае главой исполнительной власти является:
а) премьер-министр;
б) президент;
в) президент и премьер-министр.
22. В парламентарной монархии король после выборов в парламент по предложению парламентского большинства назначил премьер – министра и 10 министров, а министра, ведающего королевским двором, он назначил по своему усмотрению. Король поступил:
а) правильно;
б) неправильно, так как должен был назначить всех членов правительства по предложению парламентского большинства;
в) неправильно, так как должен был назначить по предложению парламентского большинства только премьер – министра, а остальных членов правительства по предложению премьер-министра.
23. Функционирование на местах одновременно выборных органов местного самоуправления и назначаемых центральной властью чиновников характерно для такой модели местного управления:
а) англо-саксонская;
б) иберийская;
в) континентальная.
Тема 8. Подготовка серии задач или ситуаций по вопросам конституционного права зарубежных стран
(10 часов)
Занятие проводится в интерактивной форме в виде Кейс-метода и предполагает:
1. подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из юридической практики, или смоделированный под реальные условия кейс;
2. самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;
3. совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;
4. следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- писание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений.
При использовании кейс-метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
- кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
- усилия студента направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
- результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование практических навыков, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в
течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода состоит в том, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Задания (кейсы) по темам лекций и семинаров
Задание 1.
Вариант 1. Изучить статью 1 Конституции США, главу I Конституции Италии, главу I Конституции Испании. Определить есть ли в них нормы-принципы и нормы, содержащие гипотезу. Назвать их.
Приведите примеры источников конституционного права в зарубежных странах (назовите конкретные акты и т.п.)
Назовите примеры конституционных правоотношений, ссылаясь на конституции ФРГ, Италии и Франции.
Задание 2.
Вариант 1. Определите в чем заключается высшая юридическая сила конституции, используя для примера Основной закон ФРГ. 2. Проведите сравнительную характеристику конституционного контроля, осуществляемого в США и Франции: а) виды органов, осуществляющие контроль; б) виды контроля, осуществляемого соответствующими органами; в) перечень субъектов, инициирующих осуществление конституционного контроля; г) последствия проведения конституционного контроля; д) сила актов, принимаемых органом, осуществляющим конституционный контроль.
Задание 3
Вариант 1. У супругов: итальянского гражданина и французской гражданки, находящихся в служебной командировке в Аргентине, родился ребенок. Он получает гражданство: А – отца; Б – матери; В – по согласию супругов; Г – по решению главы государства Аргентины; Д – аргентинское гражданство по праву почвы; Е – остается лицом без гражданства.
Вариант 2. Лицо, имеющее гражданство Польши, Канады и Перу (множественное гражданство), выдвинуто кандидатом на должность президента Польши. Лицо удовлетворяет всем условиям, требуемым для кандидата в Президенты. Такой кандидат: А – имеет право баллотироваться; Б – не имеет такого права; В – не должен быть зарегистрирован в качестве кандидата; Г – должен быть зарегистрирован, но в случае избрания президентом Польши отказаться от иного гражданства.
Вариант 3. Гражданин Канады, выдающийся ученый, приглашен для работы в Алжир правительством Алжира. По приезде в Алжир, канадский гражданин, поскольку он должен оставаться там на длительный срок, решил сразу приобрести гражданство Алжира. Двойное гражданство разрешается законами и Канады, и Алжира. Он должен: А – подать заявление в соответствующий орган (заявление далее направляется главе государства Алжир) о приеме в гражданство; Б – обратиться к алжирскому правительству, которое пригласило его на работу, с просьбой оформить алжирское гражданство; В – не подавать заявления, поскольку один из сотрудников академии, где начал работу канадский гражданин, сказал ему, что ему как известному ученому автоматически могут дать гражданство Алжира; Г – воздержаться от подачи заявления.
Задание 4.
Вариант 1. Группа медицинских работников создала организацию «Вылечим любого» и просит зарегистрировать ее как политическую партию. В ее программном документе, направленном регистратору, указано, что главная цель партии – объединение медицинских работников для повышения их квалификации, обмена опытом, улучшения медицинского обслуживания. Вместе с тем говорится, что партия не отказывается от критики правительства и будет требовать увеличения бюджетных ассигнований на медицинское обслуживание. Все документы оформлены правильно. Регистратор в регистрации отказал. Он поступил А – правильно; Б – неправильно. Объясните почему?
Вариант 2. Созданная в Муритании Партия чистого неба обратилась для регистрации, как это и предусмотрено законом, в министерство юстиции и представила для регистрации следующие документы: А – статью из общенациональной газеты, принадлежащей государству, за подписью председателя партии, где охарактеризованы принципы партии, ее цели, идеологические установки; Б – учредительный протокол собрания партии; В – письмо министра информации, который подтверждает, что документы партии, ее программные цели соответствуют закону, что партия действительно имеет политический характер и участвует в политической жизни; Г – устав партии; Д – список ее членов, занимающих государственные должности; Е – список руководителей партии; Ж – анкеты о данных членов руководства; З – данные о финансовых средствах и имуществе партии; И – документ о целях партии. Назвать (перечислив буквы) какие документы являются излишними и какие необходимыми. Чего недостает?
Вариант 3. На примере партийной системы США объясните смысл понятий «фактическая» и «юридическая» партийные системы; «многопартийность»; «двухпартийные системы»; «многопартийные системы».
Задание 5.
Вариант 1. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции США, в которых закреплены признаки формы правления, действующей в этой стране.
Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции ФРГ, закрепляющие признаки формы правления, действующей в этой стране.
Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции Франции, определяющие признаки формы правления, действующей в этой стране.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!