Основы конституционного права Японии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основы конституционного права Японии.

2017-11-22 400
Основы конституционного права Японии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(2 часа)

1. Общая характеристика конституции 1947 г.

2. Парламент: формирование, компетенция, взаимоотношения палат, роспуск.

3. Кабинет: формирование, полномочия, ответственность. Статус премьер-министра.

4. Император: статус, порядок престолонаследия, компетенция.

5. Особенности судебной системы. Верховный суд Японии.

Источники

  1. Конституции зарубежных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада): учеб. пособие / Cост. В. В. Маклаков. - М.: БЕК, 1997 (Б-ка ГГПИ).

 

Литература

  1. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование / В.Е. Чиркин. - М.: НОРМА, 2009.
  2. Европейская модель конституционного судопроизводства: Монография / Г.Х. Нуриев. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012 (ЭБС Znanium).
  3. Конституционная терминология: Монография / В.Е. Чиркин; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  4. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие / К.Д. Шестакова. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010.
  5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  6. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / МГИМО (У) МИД РФ; Под общ. ред. М.В. Баглая и др. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  7. Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р.С. Куракин, А.Н. Барков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Тематика занятий в интерактивной форме

Тема 7

Принципы конституционализма

(2 часа)

 

Занятие проводится в интерактивной форме в виде дискуссионного клуба.

 

Рекомендации:

Вариант 1. После изучения ряда тем по конституционному праву США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и Китая, а также после завершения лекционного материала студентам предлагается изучить дополнительную литературу (См. список литературы к семинарским занятиям) познакомится с примерными дискуссионными вопросами, представленными в сценарии занятия и подготовить конспекты ответов. В ходе занятия группа разбивается на две или более подгрупп по 4-5 человек (в зависимости от количества студентов). Подгруппы получают задание в виде нескольких вопросов, на которые студенты должны дать аргументированный ответ со ссылками на конкретные положения конституционных актов (указаны в примерных ответах).

 

Вариант 2. Студентызаблаговременно до начала занятия по данной теме делятся на на две или более подгрупп по 4-5 человек (в зависимости от количества студентов) и получают задание изучив несколько конституций и ответив на предложенные вопросы сформулировать «идеальную» конституцию соответствующую одному из существующих видов конституций:

а) «жесткая конституция» или «гибкая конституция»;

б) «народная конституция» или «октроированная конституция»

в) «кодифицированная конституция» или «некодифицированная конституция»

 

Текст заданий

1. Какие способы принятия зарубежных конституций Вы знаете? Какой порядок принятия конституций Вы считаете наиболее демократичным и почему?

 

2. Какие способы изменения конституций в зарубежных странах Вы знаете? Какой порядок изменения конституции Вы считаете наиболее демократичным и почему?

 

3. Поясните смысл следующих терминов:

а) «жесткая конституция» и «гибкая конституция»;

б) «народная конституция» и «октроированная конституция»

в) «кодифицированная конституция» и «некодифицированная конституция»

Приведите примеры различных видов зарубежных конституций.

 

4. Сравните содержание ст. 17 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года (Франция) (Статья 17 Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.) и ст. 41-44 Конституции Итальянской Республики 1947 г. (Статья 41).

 

Примерные ответы

1). Частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или образом, причиняющим ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству.

2). Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях.

3). Статья 42. Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам.

4). Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех.

5). В предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждаема в общих интересах при условии выплаты компенсации.

6). Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию, а также права государства в отношении наследственных имуществ.

7). Статья 43. В целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же передать при условии выплаты компенсации государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных, общественных интересов.

8). Статья 44. В целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности соответственно по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность.

9). Закон благоприятствует развитию горных местностей.

 

Вопрос: Как изменилось содержание конституционного права собственности?

 

5. Соотнесите содержание ст. 13 Основного закона ФРГ (Статья 13 (1) Жилище неприкосновенно. (2) Обыски могут предписываться только судьей, а при опасности промедления – другими указанными в законах органами и могут производиться только в порядке, предписанные этими законами. (3) Во всех других случаях вмешательство и ограничения могут иметь место только для отвращения общей опасности или опасности для жизни отдельных лиц, а также на основании закона для предотвращения непосредственной угрозы общественной безопасности и порядку, в частности, для устранения нужды в жилье, борьбы с эпидемиями или охраны молодых людей, подвергающихся опасности.), ст. 14 Конституции Италии (Статья 14. Жилище неприкосновенно.

 

Примерные ответы

1. Осмотры, обыски и наложение ареста на имущество не могут производиться иначе, как в случае и в порядке, установленных законом, в соответствии с гарантиями, предусмотренными для охраны личной свободы. 14. Проверки и осмотры в целях охраны здоровья и обеспечения общественной безопасности или с экономическими и фискальными целями регулируются специальными законами.) и ст. 18 Конституции Испании.(Статья 18 15. 1. Гарантируется право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя. 16. 2. Жилище неприкосновенно. Не допускается вторжения в жилище или обыск без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления. 17. 3. Гарантируется право на тайну переписки, в том числе, почтовой, телеграфной и телефонной связи. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. 18. 4. Закон огpаничивает использование компьютерных средств, с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав.)

Вопрос: Какие имеются различия в предоставляемых гарантиях конституционного права на неприкосновенность жилища?

2. Законодательство США отказывает в предоставлении гражданства США иностранным гражданам, состоящим членами или оказывающими содействие «(А) Коммунистической партии Соединенных Штатов; (В) любой иной тоталитарной партии Соединенных Штатов;... (Д) коммунистической или другой тоталитарной партии отдельного штата Соединенных Штатов, иностранного государства...».

 

Вопрос: Является ли данное требование закона дискриминационным? Дайте аргументированный ответ.

 

Сопутствующие вопросы

1. Что такое «выборы» и «отзыв»? Объясните, в чем различие «отзыва», «отставки выбранного лица» и «досрочного лишения выборного лица мандата парламентом».

Какие виды выборов Вам известны?

2. Что такое «куриальные выборы», «плюральный вотум» и «избирательная геометрия (география)»? Как Вы думаете, нарушают ли они принципы избирательного права? Мотивируйте свою позицию.

3. По каким признакам различаются избирательные системы? Назовите их виды и приведите примеры. Какие достоинства и недостатки присущи избирательным системам каждого вида?

4. Что такое «законодательный процесс» и в чем его отличие от «процесса законотворчества»? Какие стадии законодательного процесса вы знаете?

5. Что такое «парламентские дебаты»? Какие способы ограничения парламентских дебатов используются в практике зарубежных парламентов.

6. Какие формы парламентского контроля за деятельностью правительства используются в зарубежных странах? Ответ необходимо сопровождать ссылками на соответствующие статьи конституций

7. Назовите сходства и различия таких форм парламентского контроля, как парламентский вопрос и интерпелляция?

8. Что такое «состав правительства» и «структура правительства»? Сопоставьте данные понятия.

9. Как соотносятся между собой такие понятия, как «государственный секретарь», «государственный министр», «парламентский секретарь»?

10. В чем разница между «местным управлением», «государственным управлением на местах» и «местным самоуправлением»? Назовите признаки, характеризующие местное управление и местное самоуправление. Приведите примеры государств, в которых:

а) на всех уровнях территориального деления осуществляется только местное самоуправление;

б) на всех уровнях территориального деления имеет место сочетание местного управления и местного самоуправления;

в) имеет место сочетание местного самоуправления на низовом уровне территориального деления и местного управления на вышестоящем уровне территориального деления.

11. Какие модели местного самоуправления в зарубежных странах Вы знаете? Укажите характерные черты моделей самоуправления на примере США, Германии и Франции.

12. Что Вы понимаете под межмуниципальным сотрудничеством? Для чего оно нужно? Какие формы межмуниципального сотрудничества Вы знаете?

Используя конституции зарубежных государств (по Вашему выбору), найдите нормы, посвященные межмуниципальному сотрудничеству. Каков объем конституционного регулирования по данному вопросу?

12. Как соотносятся понятия «государственный контроль», «административная опека» и «административный надзор»?

13. В соответствии со ст.62 Конституции Испании Король имеет право назначать и смещать членов правительства. Вправе ли монарх самостоятельно принять это решение?

а) монарх вправе принять это решение самостоятельно;

б) монарх вправе принять это решение только по предложению председателя правительства;

в) монарх вправе принять это решение только после согласования с председателем Конгресса депутатов.

14. Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. Правительство формируется при доверии парламента:

а) при парламентарной республике;

б) при президентской республике;

в) при полупрезидентской республике.

15. В конституции Испании установлено, что «она признает и гарантирует право на автономию национальностей и регионов, ее составляющих» (ст.2). Все административно- территориальные образования высшего уровня в Испании обладают статусом автономий. Испания – это:

а) простое унитарное государство;

б) сложное унитарное государство;

в) регионалистское государство.

16. В стране действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с перебалатировкой во втором туре. Кто из кандидатов будет участвовать во втором туре при следующем распределении голосов: кандидат А- 40 тыс., кандидат Б – 43 тыс., кандидат В -22 тыс.?

а) кандидаты Б и В;

б) кандидаты А и В;

в) кандидаты А и Б.

17. В соответствии со ст. 51 Французского избирательного кодекса в период выборов муниципальные органы каждой коммуны выделяют специальные места для размещения избирательных афиш. Приведенная правовая норма обеспечивает осуществление следующих избирательных действий:

а) голосование;

б) предвыборную агитацию;

в) выдвижение кандидатов;

г) регистрацию избирателей

18. депутат Палаты представителей Конгресса США по окончании парламентской сессии направлялся к месту жительства. Находясь в нетрезвом состоянии, депутат разбил витрину магазина, за что был задержан полицейским. Депутат требовал освободить его, однако полицейский утверждал, что иммунитет депутата закончился с момента окончания сессии парламента. Выберите верный ответ:

а) доводы депутата правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение всего срока полномочий депутата;

б) доводы полицейского правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение срока парламентской сессии;

в) доводы депутата правильные, так кА иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение более длительного срока по сравнению с парламентской сессией (40 дней до и после парламентской сессии).

19. О британском парламенте говорят, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот. Это шуточное выражение характеризует парламент Великобритании как:

а) парламент с абсолютно ограниченной компетенцией;

б) парламент с относительно ограниченной компетенцией;

в) парламент с абсолютно неограниченной компетенцией.

20.В соответствии с датским Законом о престолонаследии после смерти Короля престол переходит к его сыну или дочери при условии, что преимущественное право на престол имеет сын перед дочерью. Данным актом предусмотрена следующая система престолонаследия:

а) салическая;

б) австрийская;

в) кастильская.

21. В президентской республике N президент образовал правительство, назначил премьер-министра и министров. В данном случае главой исполнительной власти является:

а) премьер-министр;

б) президент;

в) президент и премьер-министр.

22. В парламентарной монархии король после выборов в парламент по предложению парламентского большинства назначил премьер – министра и 10 министров, а министра, ведающего королевским двором, он назначил по своему усмотрению. Король поступил:

а) правильно;

б) неправильно, так как должен был назначить всех членов правительства по предложению парламентского большинства;

в) неправильно, так как должен был назначить по предложению парламентского большинства только премьер – министра, а остальных членов правительства по предложению премьер-министра.

23. Функционирование на местах одновременно выборных органов местного самоуправления и назначаемых центральной властью чиновников характерно для такой модели местного управления:

а) англо-саксонская;

б) иберийская;

в) континентальная.

Тема 8. Подготовка серии задач или ситуаций по вопросам конституционного права зарубежных стран

(10 часов)

 

Занятие проводится в интерактивной форме в виде Кейс-метода и предполагает:

 

1. подготовленный в письменном виде пример реальной ситуации из юридической практики, или смоделированный под реальные условия кейс;

2. самостоятельное изучение и обсуждение ситуации студентами;

3. совместное обсуждение ситуации в аудитории под руководством преподавателя;

4. следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

- писание реальной проблемной ситуации;

- альтернативность решения проблемной ситуации;

- единая цель и коллективная работа по выработке решения;

- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений.

При использовании кейс-метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:

- кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;

- усилия студента направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;

- результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование практических навыков, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в

течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода состоит в том, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Задания (кейсы) по темам лекций и семинаров

 

Задание 1.

Вариант 1. Изучить статью 1 Конституции США, главу I Конституции Италии, главу I Конституции Испании. Определить есть ли в них нормы-принципы и нормы, содержащие гипотезу. Назвать их.

 

Приведите примеры источников конституционного права в зарубежных странах (назовите конкретные акты и т.п.)

Назовите примеры конституционных правоотношений, ссылаясь на конституции ФРГ, Италии и Франции.

 

Задание 2.

Вариант 1. Определите в чем заключается высшая юридическая сила конституции, используя для примера Основной закон ФРГ. 2. Проведите сравнительную характеристику конституционного контроля, осуществляемого в США и Франции: а) виды органов, осуществляющие контроль; б) виды контроля, осуществляемого соответствующими органами; в) перечень субъектов, инициирующих осуществление конституционного контроля; г) последствия проведения конституционного контроля; д) сила актов, прини­маемых органом, осуществляющим конституционный контроль.

 

Задание 3

Вариант 1. У супругов: итальянского гражданина и французской гражданки, находящихся в служебной командировке в Аргентине, родился ребенок. Он получает гражданство: А – отца; Б – матери; В – по согласию супругов; Г – по решению главы государства Аргентины; Д – аргентинское гражданство по праву почвы; Е – остается лицом без гражданства.

 

Вариант 2. Лицо, имеющее гражданство Польши, Канады и Перу (множественное гражданство), выдвинуто кандидатом на должность президента Польши. Лицо удовлетворяет всем условиям, требуемым для кандидата в Президенты. Такой кандидат: А – имеет право баллотироваться; Б – не имеет такого права; В – не должен быть зарегистрирован в качестве кандидата; Г – должен быть зарегистрирован, но в случае избрания президентом Польши отказаться от иного гражданства.

 

Вариант 3. Гражданин Канады, выдающийся ученый, приглашен для работы в Алжир правительством Алжира. По приезде в Алжир, канадский гражданин, поскольку он должен оставаться там на длительный срок, решил сразу приобрести гражданство Алжира. Двойное гражданство разрешается законами и Канады, и Алжира. Он должен: А – подать заявление в соответствующий орган (заявление далее направляется главе государства Алжир) о приеме в гражданство; Б – обратиться к алжирскому правительству, которое пригласило его на работу, с просьбой оформить алжирское гражданство; В – не подавать заявления, поскольку один из сотрудников академии, где начал работу канадский гражданин, сказал ему, что ему как известному ученому автоматически могут дать гражданство Алжира; Г – воздержаться от подачи заявления.

 

Задание 4.

Вариант 1. Группа медицинских работников создала организацию «Вылечим любого» и просит зарегистрировать ее как политическую партию. В ее программном документе, направленном регистратору, указано, что главная цель партии – объединение медицинских работников для повышения их квалификации, обмена опытом, улучшения медицинского обслуживания. Вместе с тем говорится, что партия не отказывается от критики правительства и будет требовать увеличения бюджетных ассигнований на медицинское обслуживание. Все документы оформлены правильно. Регистратор в регистрации отказал. Он поступил А – правильно; Б – неправильно. Объясните почему?

 

Вариант 2. Созданная в Муритании Партия чистого неба обратилась для регистрации, как это и предусмотрено законом, в министерство юстиции и представила для регистрации следующие документы: А – статью из общенациональной газеты, принадлежащей государству, за подписью председателя партии, где охарактеризованы принципы партии, ее цели, идеологические установки; Б – учредительный протокол собрания партии; В – письмо министра информации, который подтверждает, что документы партии, ее программные цели соответствуют закону, что партия действительно имеет политический характер и участвует в политической жизни; Г – устав партии; Д – список ее членов, за­нимающих государственные должности; Е – список руководителей партии; Ж – анкеты о данных членов руководства; З – данные о финансовых средствах и имуществе партии; И – документ о целях партии. Назвать (перечислив буквы) какие документы являются излишними и какие необходимыми. Чего недостает?

 

Вариант 3. На примере партийной системы США объясните смысл понятий «фактическая» и «юридическая» партийные системы; «многопартийность»; «двухпартийные системы»; «многопартийные системы».

 

Задание 5.

Вариант 1. Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции США, в которых закреплены признаки формы правления, действующей в этой стране.

 

Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции ФРГ, закрепляющие признаки формы правления, действующей в этой стране.

Найти и выписать в рабочую тетрадь нормы из Конституции Франции, определяющие признаки формы правления, действующей в этой стране.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.