Виды анализа и их классификация — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Виды анализа и их классификация

2017-11-22 345
Виды анализа и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной научной и учебной экономической литературе представлен широкий спектр видов анализа. Они отличаются целями, используемыми приемами и другими особенностями.

1) По отраслевому признаку анализ делится на:

· отраслевой – методика которого учитывает специфику отраслей экономики;

· межотраслевой – который является теоретической и методологической основой технико-экономического анализа во всех отраслях национальной экономики.

Необходимость отраслевого анализа обусловлена спецификой разных отраслей производства. Возникает потребность разработки методики анализа с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.

Одновременно необходимо учитывать, что все отрасли тесно связаны между собой, им присуще много общего. Наличие внутренней связи между различными отраслями вызывает необходимость разработки межотраслевого анализа.

2 ) По времени реализации принимаемых решений различают:

· оперативный анализ – осуществляется в процессе хозяйственной деятельности, может оказывать оперативное влияние на конечный результат;

· перспективный анализ – проводится с целью определения возможных результатов на будущее, его основная задача – выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности на перспективу;

· ретроспективный анализ – определение эффективности и оценка результатов хозяйственной деятельности за отчетный период с целью использования данных в текущей работе и в перспективе.

3) По широте изучения резервов различают:

· внутрихозяйственный анализ – оценка деятельности предприятия и его структурных подразделений с целью выявления только внутренних резервов;

· сравнительный анализ – оценка деятельности анализируемого предприятия и сравнение ее с показателями аналогичных предприятий.

4) По содержанию и направлениям исследований различают:

· экономический анализ – анализ экономических процессов, происходящих на предприятии, с целью выявления возможности экономии ресурсов;

· технико-экономический анализ – анализ показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, во взаимосвязи с показателями уровня техники, технологии, организации производства и труда;

· финансовый анализ – оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия, использования его финансовых ресурсов; основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшение платежеспособности предприятия;

· управленческий анализ – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Результаты этого анализа являются коммерческой тайной;

· социально- экономический анализ – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

· экономико–статический анализ – применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия; отрасли; региона;

· экономико–экологический анализ – исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

· маркетинговый анализ – применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности;

· функционально–стоимостной анализ – исследование функций определенного производственно–хозяйственного процесса или изделия, направленное на минимизацию затрат на всех стадиях его жизненного цикла.

5) В зависимости от полноты изучаемых вопросов анализ может быть:

· общий – охватывает всю деятельность предприятия;

· целевой – охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес.

6) По субъектам (пользователям анализа) различают:

· внутренний анализ – производится непосредственно на предприятии для нужд управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

· внешний анализ – производится на основании финансовой и статической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

7) По охвату изучаемых объектов анализ делится на:

· сплошной анализ – выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

· выборочный анализ – выводы делаются по результатам обследования только части объектов.

 

 

1.3.Основные требования к проведению анализа. Принципы анализа

Теория и практика аналитической работы выработали систему требований к проведению анализа. Основными из них являются:

· использование набора показателей, отражающих состояние хозяйственной деятельности предприятия и особенности производства;

· построение анализа ‘от общего к частному‘ – этим достигается глубина анализа и обобщение полученных результатов;

· изучение показателей в динамике;

· проведение анализа независимо от характера изменения фактических показателей по сравнению с уровнем базового периода;

· определение количественной оценки влияния факторов на анализируемые показатели;

· формулирование цели, всестороннее изучение объектов анализа;

· оперативность и своевременность;

· конкретность и объективность.

Соблюдение перечисленных требований позволяет повысить объективность и результативность анализа.

При проведении анализа необходимо соблюдать следующие организационные принципы:

1. Проведение аналитической работы на всех уровнях управления. Это означает, что ТЭА является обязательной функцией всех служб и подразделений.

2. Непрерывность проведения аналитической работы. Необходима разработка соответствующих графиков предоставления результатов анализа отделами и подразделениями предприятия.

3. Определение оптимального перечня показателей и аналитических форм. Выполнение этого принципа означает доведение до подразделений определенного круга вопросов и показателей, которые необходимо подвергать анализу в определенные сроки.

4. Участие руководителей и специалистов в аналитической работе. Результативность анализа во многом определяется уровнем компетентности и грамотности специалистов, ответственных за анализ, и, прежде всего руководителей.

В организации аналитической работы на предприятии ведущая роль принадлежит специалистам экономических служб, и их рассматривают как профессиональных аналитиков.

Перед началом аналитической работы составляют план анализа, в который могут быть включены следующие мероприятия:

· формулирование цели анализа и направлений использования его результатов;

· разработка программы с указанием конкретного срока и исполнителей;

· выбор показателей (факторов), позволяющих достигнуть поставленной цели;

· подготовка информации и ее проверка;

· аналитическая обработка информации (раскрытие связей между факторами, их влияние на результирующие показатели);

· обобщение результатов анализа (итоговая оценка достижения поставленной цели, разработка управленческих решений для практической реализации резервов);

· разработка мероприятий по контролю за выполнением принятых решений.

Завершающая стадия аналитической работы – составление аналитической записки. Записка может быть оформлена по аналогии с пояснительной запиской к годовому отчету предприятия. Как правило, она содержит:

· информационную базу анализа;

· аналитические таблицы;

· непосредственно анализ, проведенный в соответствии с утвержденной методикой;

· заключение по результатам анализа;

· предложения по использованию выявленных резервов или устранению недостатков.

Конкретное содержание аналитической записки определяется целями и задачами анализа, однако во всех случаях обязательными требованиями являются четкость изложения, объективность и документальная обоснованность.

Текстовая часть записки содержит выводы, вытекающие из анализа таблиц и расчетов, раскрывает главные причины выявленных отклонений. В резюме записки обобщаются результаты анализа, даются предложения по улучшению использования ресурсов и деятельности предприятия. Без разработки конкретных предложений выполненный анализ теряет свою значимость и смысл.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что является предметом экономического анализа?

2. Каковы основные функции (задачи) экономического анализа?

3. По каким признакам классифицируются резервы?

4. Каким образом классифицируются виды анализа?

5. Какие требования предъявляются к проведению анализа хозяйственной деятельности предприятия?

6. Каковы организационные принципы проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

7. Какие мероприятия включаются в план аналитической работы на предприятии?

8. Какую информацию должна содержать аналитическая записка?

 

 

Рекомендуемая литература: 2; 3; 12; 15; 16; 19.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.