Тема 4. Гигиеническая оценка закрытого плавательного бассейна — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 4. Гигиеническая оценка закрытого плавательного бассейна

2017-11-22 545
Тема 4. Гигиеническая оценка закрытого плавательного бассейна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Закрепить теоретические сведения о санитарно-гигиени­ческих условиях в плавательных бассейнах.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Благотворное влияние на организм определяется совокупностью специфических факторов, характерных для этого вида спорта: высокой теплоотдачей со стороны организма пловца, активными мышечными движениями многочисленных крупных и мелких мышечных групп, сопротивление водной среды дыханию. Все способствует укреплению и закаливанию организма. Чтобы спортивно-тренировочный и закаливающий эффект плавания был наиболее оптимальным, следует строго придерживаться гигиенических параметров температурного режима. Вода бассейна - это и специфическая среда для занятий спортом, и фактор за­каливания организма. Но она может стать источником опасности возникновения различных заболеваний: респираторных, гнойных, желудочно-кишечных и кожных. Поэтому бактериологический контроль за ее состоянием осуществляется не реже двух раз в сутки. Допустимый, коли-индекс равен 10. Освобождение воды от воз­будителей заболеваний осуществляется преимущественно с помощью хлорирования с предварительным облучением воды ультрафиолетовыми лучами. Это снижает потребность в высокой концентрации хлора в воде. По санитарным нормам она допускается до 0,5 мг хлора на литр воды. При ее превышении хлор покидает воду и вредно действует на слизистые оболочки глаз, носоглотки, органов дыхания. Наиболее предпочтительно использование серебряных сеток для обеззараживания воды путем ее непрерывной циркуляции.

Температурный режим плавательных бассейнов. Температурный режим пла­вательных бассейнов предусматривает равномерную нагретость воздушной среды и внутренней поверхности стен с целью профилактики радиационного охлаждения тела занимающегося. Для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста температура воды в ванне бассейна должна быть 28-30°С, а для взрослых ее колебания допускаются в пределах 24-26°С. Оптимальной считается температура воздуха 26-27°С. Температура воздуха бассейна предусматривает ее превышение над нагретостью воды на 1-2 °С.

В бассейнах рекомендуется совмещать приточную вентиляцию с отоплением и обеспечивать 5-7 - кратную смену воздуха в помещении за I час. Это позволяет успешно бороться с избыточным содержанием влаги. Обходные дорожки должны подогреваться снизу до 31-32°С (проверить термометром). Отопительные приборы должны располагаться под оконными проемами и внутри пола.

Естественное освещение плавательных бассейнов. У естественного осве­щения плавательных бассейнов есть свои особенности: оно может быть боковым, верхним и комбинированным. Подоконники должны располагаться на высоте 1,8 -2,0 м от пола. Световые проемы обычно заполняют стеклоблоками или стеклопакетами. Величина КЕО при боковом освещении равна 1,5% при верхнем и комбинированном - не менее 5,0% на уровне пола и воды. Световой коэффици­ент разрешается в пределах 1:5 -1:6.

Следует исключить блики водного зеркала бассейна, возникающие при исполь­зовании открытых источников света или от прямых лучей солнца.

Искусственная освещенность. Искусственная освещенность должна обеспе­чивать высокий уровень и быть равномерной (коэффициент равномерности - 0,5 и более). Светильники рассеянного света должны быть подвешены высоко под потолком, закрыты решетками для защиты таз от слепящего действия светящихся поверхностей люминесцентных ламп. Нормальная величина удельной мощности ламп составляет 28-30 вт/м. Минимально допустимый уровень искусственной освещенности лампами накаливания должен быть не менее 100 лк люминесцентными лампами 150 лк.

Влажность воздуха в бассейне. Влажность воздуха в бассейне нормируется в пределах 60-70%. Ее удается выдерживать при точной регулировке температурного режима и правильно организованной приточной вентиляции с подогревом пода­ваемого воздуха с помощью электро- или парового калорифера. Скорость движения воздуха не должна превышать 0,2 м/с.

Вспомогательные помещения. Набор вспомогательных помещений и их пос­ледовательность должны предупреждать возможность случайного или системати­ческого загрязнения помещения ванного зала. Сюда входят гардеробная, конт­рольный пуша; раздевальные, зал «сухого плавания» или подготовленных занятий, туалеты, душевые, водная канавка для ног.

Туалеты размещаются между раздевальными и душевыми комнатами, меди­цинский кабинет и тренерская должны иметь площадь не менее 9-12 м и сообщаться коридорами с ванным залом и др. помещениями. Требования к раздевальным обыч­ные, как и в других спортивных сооружениях.

Душевые должны быть в виде открытых кабин, проходных, размерами 0,9 х 0,9 м, отделенные друг от друга влагостойкими перегородками, не доходящими до пола на 0,2 м. Проходы между душевыми кабинами должны быть не уже 2,0 м; а между кабинами и стеной - не менее 1,2 м; нельзя кабины устанавливать вдоль наружных стен. Туалеты должны быть устроены так, чтобы из них нельзя было пройти к ванне, минуя душевые и ножные ванны.

Раздевальные с душевыми для детей до 14 лет следует располагать отдельно от раздевальни для взрослых.

Хлораторная располагается изолированно от других помещений, обеспечивается механической вентиляцией, противогазами, растворами соды и гипосульфита для нейтрализации хлора, случайно попавшего на кожу.

Приступая к санитарно-гигиенической оценке школьного плавательного бас-

сейна, следует отметить на плане все размеры, планировку вспомогательных по­мещений, маршрут движений занимающихся из общих помещений в плавательную ванну. Далее нужно описать материалы, из которых изготовлен бассейн и выполнена облицовка его внутренней поверхности; ширину дорожек, если таковые имеются, наличие у них подогрева; материал, из которого выполнено покрытие обходных дорожек и их ширину; есть ли скамейка для отдыха занимающихся; количество и конструкцию лестниц для выхода из бассейна; средства техники безопасности и мер помощи.

 

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Овладеть навыками гигиенического обследования плавательного бассейна.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рулетка, психрометр, люксметр.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

1. Осуществлять контрольные проверки содержания хлора в воде бассейнов
через каждые 2 часа.

Очень важна в соблюдении противоэпидемического режима сменяемость воды в ванне бассейна. Она может быть полной через каждые 3-4 дня, возобновляемой непрерывным введением чистой воды. Наиболее гигиенична система смены воды методом рециркуляции с постоянной ее дезинфекцией и подогревом. Эти особенности следует непременно отметить в отчете.

2. Проверить, где, кем и как часто проводятся анализы химического состава и
бактериальной загрязненности воды, где регистрируются анализы.

Требования к качеству воды соответствуют требованиям госта №2874-75 «Вода питьевая». Поступающая вода должна иметь мутность не более 2 мг/л, цветность не более 20, прозрачность по белому диску диаметром 20 см не менее максимальной глубины ванны, запах до 3 баллов, привкус до 3 баллов.

В воде также контролируется содержание хлоридов, солей аммиака, азотной и азотистой кислот, мочевины, признаков органического и бактериального загрязнения воды.

3. Описать материал, состояние и окраску стен, пола и потолка, причины, ухуд­шающие санитарное состояние.

4. Определить прозрачность воды. Указать признаки механического и биологи­ческого загрязнения (плавающие предметы, пленка и слизистое образование стенок
бассейна, мутность воды и т. д.). Указать систему уборки зала, наличие дезинфици­рующих средств, регулярность обеззараживания инвентаря, обходных дорожек.

5. Описать конструкцию и размещение отопительных приборов, высоту, место
и количество вентиляционных отверстий приточной вентиляции, наличие местной
вытяжной вентиляции. Вычислите коэффициент аэрации как отношение площади фрамуг к площади пола бассейна.

6. Произвести описание системы искусственного освещения плавательного бас­сейна с учетом вышеизложенного материала. Исследовать и рассчитать необходимые количественные показатели, изложенные в разделе «Гигиеническая оценка освещенности закрытых помещений». Оценить достаточность и состояние естественной освещенности по СК.

7. Дать перечень вспомогательных помещений и схему их размещения.

8. Описать и изобразить на схеме маршрут передвижения учащихся от разде­вальни до ванны бассейна. При характеристике зала «сухого плавания» указать размеры, расположение, измерить температурно-влажностный режим и дать ему гигиеническую оценку; измерить площадь на одного занимающегося; оценить санитарное состояние.

Описывая душевые, указать количество кабин и их соответствие гигиеническим требованиям, оснащенность ванночками для мыла и крючками для полотенец, со­общение с другими помещениями. Описать, как соблюдаются меры профилактики травматизма, имеется ли необходимый инвентарь, средства спасения утопающих (шесты, круги, аптечки, кислородные ингаляторы, подушки).

9. Отметить систему уборки и обеззараживания помещения, которая предус­матривает текущую уборку, ежесуточную, а также периодическую.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.