Музыкальная педагогика и психология — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Музыкальная педагогика и психология

2017-11-22 944
Музыкальная педагогика и психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Музыкальное образование

Образовательный уровень: бакалавр

 

 

 

Донецк – 2017 год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра Музыкального педагогического образования

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-педагогической

и воспитательной работе

_________________Я.В. Полякова

«___»____________2017 г.

ЛЕКЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

профиль: Музыкальное образование

Образовательный уровень: бакалавр

 

ПРИНЯТО

Советом факультета

Протокол № ___ от ________ 2017 г.

 

Донецк – 2017 год

Лекции по учебной дисциплине «Методика музыкального образования» для студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Музыкальное образование).

 

«12» сентября 2017 года, 102 с..

 

Разработчик:

канд. пед. наук Минасян Н.Г.

 

Лекции по учебной дисциплине рассмотрены на заседании кафедры Музыкального педагогического образования

 

Протокол № 1 от «12» сентября 2017 года

 

 

Заведующий кафедрой ___________ Н.В. Слота

 

«12» сентября 2017 года

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

ВЕДУЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Музыкальная педагогика (англ. Music Pedagogy) представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается изучением и разработкой наиболее эффективных форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, формирования творческих умений, практических навыков и музыкального опыта в различных сферах музыкального искусства.

Объект изучения музыкальной педагогики – процесс музыкального образования и воспитания личности будущего музыканта.

Предмет исследования музыкальной педагогики – совокупность всех форм организации, методов и средств, материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, из которых формируется целостный комплекс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Музыкальная педагогика, с одной стороны – это специальная область педагогики, а с другой – комплексная наука, базирующаяся на научных данных из сфер музыкальной философии, музыкальной эстетики, музыкальной психологии и социологии, ее содержание направлено на развитие отдельных музыкальных задатков и способностей субъекта обучения, формирование его личности в целом.

Задачи изучения музыкальной педагогики:

- ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной музыкальной педагогики в ее историческом контексте;

- освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;

- ознакомиться с наиболее известными системами и методиками музыкального воспитания и обучения разным видам музыкальной деятельности.

Основные понятия музыкальной педагогики

Музыка относится к выразительным видам искусств. Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей). Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.

Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем). Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития. Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.

Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями. Основные виды музыкальной деятельности – создание музыкального произведения (музыкальное творчество), воссоздание (исполнение), восприятие (слушание). Каждый из этих видом музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.

Музыкальная педагогика – отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

Музыкальное воспитание – процесс передачи и усвоения музыкальных знаний и умений, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей и способностей, музыкального вкуса, художественно-эстетических идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).

Музыкальное обучение – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение обучаемыми такими знаниями и умениями и навыками, которые бы отвечали уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными учебными заведениями, так и негосударственными, или частными, а также физическими лицами.

Музыкальное образование – это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют его содержание, основные принципы, формы развития музыкальной культуры в обществе.

Общие методы музыкального обучения и воспитания – взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых во время которых происходит передача и усвоение обучаемыми музыкальных знаний, умений, навыков практической деятельности и развитие их личностных музыкально-эстетических качеств.

Творческое наследие деятелей музыкальной культуры (научные труды, музыкальные произведения, исполнительское мастерство, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности).

Современные музыкально-педагогические явления и научные исследования:

- опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ, методик музыкального обучения и воспитания;

- передовой научный музыкально-педагогический опыт (результаты научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий оптимизации музыкального обучения и воспитания (НИИ ХВ, лабораторий, отдельных ученых и коллективов исследователей).

Принципы музыкального образования:

- основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;

- доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;

- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

- связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;

- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;

- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

- научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;

- ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);

- креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.

Музыкальная психология - новейшая областью научного познания. Музыкальная психология в нашей стране получает развитие недавно. Предпосылкой этого является значимость музыки как культурного явления в жизнедеятельности российского общества, выполняющей развивающий, образовательный и воспитательный факторы в становлении и развитии личности, ее ценностных ориентаций. Давно замечено, что музыка воздействует на жизнедеятельность человека самыми разными способами: воздействует на его настроение, побуждает к действию или же способствует релаксации.

С точки зрения психологии музыка представляет собой один из критериев социальной аффилиации (помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее). В общеобразовательных школах, различных учреждениях эстетического развития детей, предмет "Музыка" равноправно входит в комплекс личностно развивающих предметов. Понимая роль музыки в данном процессе, уже многие десятки лет по всей стране функционирует развитая сеть музыкальных школ, студий, школ искусств. Расширение в стране системы профессиональных учебных заведений музыкально-исполнительского направления актуализируют проблему повышения уровня психологической подготовки педагогов-музыкантов, углубленного исследования проблем развития музыкальных способностей у детей и учащейся молодежи, проблем художественного (музыкального) творчества, разных сфер и форм музыкальной деятельности и др.

Музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того, что она оказывает опосредующее влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии. Все эти явления и процессы и составляют предмет исследований музыкальной психологии. И, соответственно, к психологии часто обращаются музыканты: интересуются ли музыковеды познанием музыкальной структуры, изучают ли историю музыки и ее социологические перспективы; ищут ли исполнители и преподаватели пути улучшения в практической деятельности или развитие профессиональных умений и навыков. Итак, целью данной лекции является рассмотрение развития отечеcтвенной музыкальной психологии в XX в.

- Как появляется музыкальная психология? К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как отдельной отрасли психологического знания. В начале ХХ века были выделены основные задачи музыкальной психологии:

- познание связи психических функций, на которых основываются все музыкальные явления;

- исследование функционирования музыки, психологии занимающихся музыкой людей, причин различного воздействия музыки и ее выразительности;

- изучение внутреннего мира самой музыки в той форме, как она раскрывается в творческом акте.

На протяжении второй половины ХХ века происходит постепенная эволюция понимания предметного поля музыкальной психологии и его изучения. Переход к субъектной парадигме сказывается на постепенном отказе от изучения отдельных психических функций, участвующих в музыкально-исполнительском процессе. С этого времени предметом изучения становится субъект музыкальной деятельности(личностные процессы композитора-исполнителя-слушателя, участвующие в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения). Актуальной становится неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером культуры. Психологическое познание и объяснение музыкальных процессов уже не поддается только методам естественнонаучной психологии. На смену им приходит теория и практика гуманистической психологии, с ее человекоцентрированностью, идеями самораскрытия творческой личности, гедонизма и изотерической силы музыки.

Вследствие общенаучной и культурной антирационалистической, антиинтеллектуальной волны, в центре изучения музыкальной психологии теперь стоит творческая личность с ее переживанием, постижением личностного смысла, интуицией и воображением. Предметная область теперь определяется такими понятиями, как целостность, системность, субъектность, а методологическая, наряду с экспериментальными, объективными данными, начинает апеллировать к феноменам переживания и личностного опыта (данным, полученным субъективными методами). Все это приводит к новому витку психологических исследований процессов сочинения музыки, ее исполнения и восприятия. Музыкальная психология начинает заниматься решением практических вопросов и развивается дальше именно как практически ориентированная научная область. Активно начинает расширяться и развиваться практическое применение музыкально-психологической проблематики: получает свой официальный статус музыкотерапия. За рубежом идет работа по внедрению ее в медицинскую и психотерапевтическую практику; психологические личностно-ориентированные тренинги часто включают музыкальный материал, который обеспечивает самовыражение человека, усиливает или успокаивает эмоции, продлевает определенное настроение, помогает найти личностный смысл в происходящем с человеком.

Категория «субъект» становится осью, вокруг которой происходит окончательное определение и структурирование предметной области музыкальной психологии. Предметом изучения становится личность, включенная в музыкальную деятельность, акцент ставится на личностных процессах композитора-исполнителя-слушателя, учителя-ученика. Именно «субъект музыкальной деятельности» и его комплексное изучение способствовали междисциплинарному сотрудничеству и взаимообогащению полученными знаниями.

На современном этапе развития музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины выделяют 4 основных ее направления: психологию музыкальной деятельности; психологию музыкального образования; социальную психологию музыки; музыкотерапию.

Литература

ТЕМА 2/1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Урок музыки как основная форма общего музыкального образования. Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева выделяют следующие формы музыкального образования:

Единственной дисциплиной МО, которую осваивают ВСЕ ДЕТИ, является учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи).

Урок музыки

Общепедагогические требования:

- направлен на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач;

- сочетает в себе коллективную, групповую и индивидуальную формы занятий с учащимися;

- его содержание определяется программой;

- на уроке происходит обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, усвоение и закрепление знаний, развитие умений, усвоение навыков;

- содержит педагогическое наблюдение и контроль за общим и музыкальным развитием учащихся.

Специфика урока музыки как урока искусства обусловлена:

- непосредственным обращением учителя и учащихся к живому образному звучанию музыки;

- воздействием музыки на мировосприятие ребенка;

- возможностью пережить состояние единения в процессе коллективной музыкальной деятельности;

- возможностью оказывать арттерапевтическое воздействие;

- насыщенностью урока музыкально-творческим началом;

- личностью учителя – разностороннего музыканта и организатора музыкальной деятельности детей;

- возможностью для учащихся ощутить себя исполнителем, слушателем, композитором;

Есть и иной подход к типологии средств обучения (П.И. Пидкасистый). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Каждое средство, которое использует педагог, осуществляя процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, представляет собой вид активной, доступной ребенку художественной деятельности в области музыкального искусства. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки и осмысливанием ее содержания. Это процесс эмоционально-образного познания, поскольку осуществляется через художественно-музыкальный образ. В результате формируется отношение к образу, которое в дальнейшем переносится на действительность.

Слушание музыки выступает в разных формах:

- как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

- как специальное занятие;

- как методический прием обучения.

Прежде, чем разучивать с учениками песню, учитель поет ее, а дети слушают. Подобным же образом преподносятся музыкальные произведения для игр, двигательных импровизаций, рисования под музыку. Педагог играет произведение, вместе с учащимися определяет его характер, количество частей, обращает внимание на самые яркие особенности. Слушание музыки связано со всеми видами искусства.

Пение - процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Исполняя песни, дети глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст учащихся, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Преимущества хорового пения:

1. Общедоступность. Так, практически каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;

Певческая установка

Для правильной работы голосового аппарата является необходимым соблюдение правил певческой установки. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении. Одним из требований является то, что при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслаблено. Необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Звукообразование

Главное требование к звукообразованию – петь естественным голосом, без напряжения, звонко, легко и напевно. Работая над правильным звукообразованием, учитель должен показать детям, как добиться качественного звучания. Для этого необходимо объяснять детям, что надо хорошо "выпевать" гласные звуки "а, о, э, и", т.к. это помогает достигать напевности звучания.

Дикция. Дикция – это манера произнесения слов. Она способствует правилбному формированию певческого звука. Приемы развития дикции во многом диктуются литературным текстом. Учитель привлекает внимание детей к сложным для произношения словам, объясняет особенности их исполнения. Важной особенностью певческой дикции является "перенесение" последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним, что в итоге способствует протяженности гласного звука в слоге. Согласные при этом произносятся очень быстро. Окончания на "ся " меняются на "са" В прилагательных, оканчивающихся на "ий, ый" при пении надо произносить звук "и" ближе к "а" или "ы": редкый, глубокый.

При исполнении детских песен необходимо обращать внимание детей на чѐткое исполнение согласных в конце слова после распевания гласных: "по-крыт", "сто-ит". Согласные "б, в, г, д, з" в конце слова произносятся как "п, ф, к, т, с" и т.д.

Певческое дыхание. В вокальной практике наиболее целесообразно использовать нижнереберно- диафрагматическое дыхание, т.е. смешанный тип, при котором поднимаются и расширяются нижние ребра, а верхняя часть грудной клетки почти неподвижна, диафрагма и мышцы брюшной полости активны.

Для выразительного чистого пения наибольшее значение имеет развитие способности воспринимать звуковысотные отношения в определенных ладовых взаимосвязях, а также развитие слухового самоконтроля, позволяющий услышать повышение и понижение мелодической линии и оценить правильность своего пения.

Если причиной неточного пения школьников является тихое, безразличное, очень вялое и пассивное пение, то в работе с детьми в таких случаях уместно петь веселые, интересные, подвижные песни и упражнения на слог «да», что активизирует артикуляционный аппарат и звук.

Методика разучивания песни

Намечая песню к разучиванию, учитель проводит тщательный разбор эмоционально-смыслового содержания, рассматривает возможности песни в раскрытии темы и задач урока; выявляет сложные для исполнения места и намечает методические приемы работы для преодоления этих трудностей, составляет исполнительский план песни и т.д.

Способы разучивания песни различны, но наиболее распространены следующие примерные этапы работы над новой песней:

- краткое вступительное слово учителя;

- показ песни учителем;

- беседа о песне;

- разучивание мелодии и стихотворного текста;

- итоговое исполнение песни. Краткое вступительное слово учителя

Цель - заинтересовать детей содержанием песни. Учитель сообщает сведения об авторах музыки и стихотворного текста, дает информацию об истории создания песни. В некоторых случаях необходимо объяснить непонятные слова. При этом важно создать творческую атмосферу и не рассказывать содержание песни, а лишь настроить детей на ее прослушивание и исполнение. Если песня яркая, то необходимость в продолжительном вступительном слове не возникает.

Показ песни. Важно эмоционально исполнить все куплеты песни на инструменте или использовать запись песни на диске. В процессе первого восприятия песни у детей активизируется чувство, которое называется «слухом исполнителя». Если песня нравится, то дети начинают про себя подпевать, ощущают типичные метроритмические ее особенности, запоминают мелодию.

Беседа о песне. Вначале задаются вопросы о содержании песни, чем отличаются куплеты, как изменяется содержание слов и музыки. Анализируются наиболее яркие средства выразительности, обсуждается, как песню нужно исполнять, чтобы выразить эмоциональное содержание, заложенное в ней.

Разучивание мелодии и текста. Художественный результат, эмоциональность исполнения музыки находятся в прямой зависимости от технического освоения песни: точного воспроизведения звуковысотной и метроритмической стороны мелодии, знания слов и их выразительного произношения, соблюдения динамических оттенков, исполнительских штрихов.

Песня в большинстве случаев разучивается по фразам: дети повторяют их за учителем, иногда на слоги «ле», «лю». Возможно разучивание по две фразы в их сравнении. Весь запев разучивается сразу, если песня совсем легкая. Затем учится припев. Для более точного исполнения звуковысотной линии мелодии используется показ рукой, для точного исполнения ритма – исполнение ритма хлопками (особенно в трудных местах). При этом необходимо использовать наглядные модели.

В процессе работы над выразительностью исполнения происходит анализ средств исполнительской выразительности. Дети осознанно и самостоятельно выбирают те средства, которые помогают более выразительно исполнить музыку.

Итоговое исполнение песни. Чаще песня исполняется стоя. Варьируется исполнение за счет инсценирования песни, использования аккомпанемента на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмических движений.

5. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в жесте, мимике, пластике тела. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, элементы танца и упражнения. Развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении лежит в основе музыкально-ритмического воспитания. Так как музыкально-ритмическое движение относится в целом к хореографическому искусству и главным образом к основам музыкально-ритмического воспитания, содержание программных умений по движению исходит из основ музыкально-ритмического воспитания - ритмики.

Музыкально-дидактические игры – музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у школьников любовь к музыке, углубляют их восприятие и понимание окружающего, формируют музыкальный вкус. Каждое из средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения. В музыкальном воспитании детей все указанные средства находятся в диалектической взаимосвязи. Все три основные средства музыкального воспитания действуют в одном направлении – развития музыкальных способностей.

Музыкальное самообразование учащихся (по Ю.В. Величко). Многомерность современного музыкального пространства, появление которого связано с глобальной информатизацией общества и новыми способами функционирования музыкального искусства и культуры (кино, телевидение, видео, интернет), диктуют необходимость формирования готовности к самостоятельному взаимодействию школьников с различными информационными источниками. Специальная подготовка в области развития способностей самостоятельно организовать свою художественно-образовательную деятельность средствами экранной информации поможет подрастающему поколению противостоять социальному и моральному кризису общества, быть востребованными в условиях рыночных отношений.

Самообразование как вид деятельности характеризуется познавательным  интересом, такими качествами личности, как самостоятельность, организованность и другими; совокупностью  умений  и  навыков  мыслительных  операций добывать опыт в различных сферах науки, искусства и образования (А.И. Кочетов, Б.Ф. Райский и др.). Составляющие категории «самообразование» в общем значении относятся к любой сфере и ничем, кроме предметной области, в которой осуществляется деятельность личности по самообразованию, не отличаются. Поэтому данные компоненты можно отнести и к музыкальному самообразованию школьников. Музыкальное самообразование, как указывается в современной концепции музыкального воспитания Ю.Б. Алиева, должно осуществляться на всех этапах возрастного развития.

Перечисленные общеучебные умения при работе с различными информационными источниками выделила Л.С. Зазнобина в концепции интегрированного медиаобразования.

Литература

ТЕМА 2/3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дифференцированный подход в условиях урока музыки. Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов и этапа обучения, особенностей учащихся.

Т.В. Святова рассматривает дифференцированный подход как основную составляющую методической базы современного урока34. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ряда школьной программы по музыке.

Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

С точки зрения дидактики, дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента, а также комплекс методических, психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных (однородных по составу) группах.

Цель дифференциации – адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю (В.И. Гладких, М.А. Данилов, В.А. Сухомлинский и др.).

По мнению М.А. Данилова, «правильная» организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.

Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками: равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников и т. д. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера.

Коллективная учебная работа, основанная на «внутреннем» стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.

Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника.

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход сегодня становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не должно сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

С социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.

С дид


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.