Общее понятие о речи и ее культуре. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общее понятие о речи и ее культуре.

2017-11-22 397
Общее понятие о речи и ее культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «речь» имеет не одно, а три значения:

- речь как деятельность, процесс, например: механизмы речи, речевая деятельность, потеря речи в результате травмы;

- речь как продукт или текст (написанный, устный), например: грамматиче­ский строй речи, записи речи ребенка пяти лет;

- ораторский жанр: речь адвоката на судебном процессе, самая краткая речь Цицерона.

Термин «культура речи» может быть применен к любому из этих трех случаев, но по-разному.

В первом случае, под культурой речи будет подразумеваться свободное и безошибочное владение техникой речи авторами книг по культуре рус­ской речи.

Во втором случае, значение термина «культура речи » обра­щено к выбору и использованию средств языка — фонетических, лексических, грамматических связей в предложении и в других компонентах текста.

В третьем случае, культуру ораторской речи можно пони­мать как соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем (вплоть до умения оратора держаться перед публикой). Термин «культура речи» в среде непрофессионалов, т.е. рядовых членов общества (языкового коллектива), понимается в широком смысле слова: субъект не делает речевых ошибок (на письме — ор­фографических), говорит свободно и понятно, иногда — вырази­тельно и красиво, владеет голосом и интонациями, соблюдает веж­ливость, этикет.

Создается своеобразный речевой портрет человека образованно­го, носителя русского языка (или иного). Кстати, владение ино­странными языками обогащает портрет языковой личности.

Сами филологи, хорошо владеющие литературным языком, воз­держиваются от менторства и неуместных замечаний собеседнику, они проявляют толерантность, ибо знают, как много в языке коле­баний, вариантов, как изменяются самые строгие нормы, насколько велики амплитуды колебаний в произношении.

Сегодняшнее понимание культуры речи в основном прагматично: ценится точ­ность, ясность (понятность) речи, остроумие, знание иностранных языков, общительность (коммуникабельность), быстрота реакции.

По речи судят о культурном уровне личности и всего общества. Ведь в речевых, языковых формах во все века выражались грани культуры человека.

В наше время чрезвычайно разрослись структуры массовой коммуникации — средства массовой информации, их роль в жизни общества, в разви­тии культуры невозможно переоценить. Иными словами, говорить следует не только о культуре речи, но и о речевых формах культуры.

Современный язык стремится к статике, стабильности, постоянству, для него характерны центростремительные тенденции; речь же тяготеет к динамике, поиску новых форм и средств, для нее характерны цен­тробежные тенденции. Образно говоря, речь — это резвый конь на воле, а языковая норма как наиболее строгая часть культуры речи — это крепкий повод и железная узда.

Риторика всегда ставит на первое место со­держание речи, борется за истину, ждет фактов и аргументов, логи­ческих доказательств.

Достоинством любой речи, любого текста, согласно риторическим традициям и здравому смыслу, служит в первую очередь содержание, и лишь во вторую — форма, точнее — гармония формы и содержания. И эта гармония чаще всего безразлична к первенству: содержание ищет для себя форму или форма ищет для себя содержание.

Уместно напомнить здесь и те семь положений, которые создают риторическую модель речевого акта.

1. Кто говорит? — знание личности говорящего поможет понять и оценить его возможности, спрогнозировать характер его действий.

2. Кому говорит? — об учете адресата уже было сказано: как он воспримет высказывание, как оценит его? Возможно, оно оскорбит его, возможно, вызовет уважение к говорящему.

3. При каких обстоятельствах? — оценка обстоятельств поможет и оценке речи.

4. Что говорит? — оценка содержания, его организации, струк­туры, позиции говорящего, пишущего.

5. Зачем? — какова цель, открытая или тайная, личная или общая.

6. Как выражает мысль? — оценка речевых умений, владения языком, невербальными средствами, стилями, нормами.

7. Наконец, каков результат речи? — если результат (обратная связь) имеет форму ответа, реплики в диалоге, то вся цепь оценок повторяется.

Это один из тех алгоритмов общения, который упоминается в определении целей риторики.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.