Глава V. Технологии профессионально ориентированного обучения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава V. Технологии профессионально ориентированного обучения

2017-11-22 384
Глава V. Технологии профессионально ориентированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущим компонентом профессионализма преподавателя является профессиональная компетентность, которая представляет интегративный личностный ресурс, имеющий, характерную и достаточно сложную структуру.

Основными критериями оценки профессионализма преподавателя, его методической компетенции могут выступать:

- успешное применение технологий в профессиональной деятельности;

- внедрение инноваций с целью преобразования педагогической деятельности, обеспечение индивидуального подхода и развития творческой личности обучающегося;

- демонстрация личностно-ориентированных методов образования;

- использование в учебном процессе современных методов обучения;

- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями, умение обосновывать выбранные методы и средства обучения.

Содержание данной главы помогает раскрыть названные критерии.

Раздел 1. Проектирование образовательного процесса

Основы дидактики.

Сущность и структура современного процесса обучения.

Основы дидактики.

Как известно, в формировании личности, в ее становлении огромное значение имеют образование и обучение. Оба эти явления выступают в единстве. Образование - это результат обучения; обучение - основной путь образования. Отрасль же научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, именуется дидактикой. Так определяется дидактика во всех ныне действующих учебных пособиях, которые существуют на сегодняшний день. Отсюда легко сделать - вывод, что дидактика - это теория образования и обучения. В ней даётся научное обоснование содержания образования, т.е. «Чему учить?», методов и организационных форм обучения, т.е. «Как учить?». Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: кого учить, для чего учить и где учить?

Такое определение дидактики сложилось сравнительно давно. Современные условия развития педагогической науки, а также социальные запросы общества, настоятельно предъявляемые к школе, свидетельствуют о том, что такое определение дидактики нуждается в существенном уточнении. Это вызвано тем, что объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает. Сегодня делать ставку на усвоение обучающимся суммы фактов уже невозможно. Каждому обучающемуся важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации.

Видимо, это и послужило толчком для Я.А.Коменского определить дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему». В её структуре он рассматривал и вопросы воспитания, которые, как и обучение, трактовал как необходимое условие "формирования нравов в направлении всесторонней моральности".

Основные дидактические концепции.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, форм обучения и ее принципов. Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, следует выделить три: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.

Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения; организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

К началу XX века эта система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, интеллектуализм, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни. Критика за то, что она ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая ребенка в умственную активность, не способствует развитию мышления, за то, что она авторитарна, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди них выделяется прежде всего педоцентристская дидактика. Ее называют также прогрессивистской, реформаторской, обучением через делание. Ее появление связывают с именем американского педагога Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Название «педоцентристская» она носит потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребёнка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. Педоцентризм разрабатывает проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из особенностей ребенка. Педоцентристская, реформаторская дидактика явилась реакцией педагогов XX века на гербартовскую модель обучения.

Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает всесторонней проработки материала. Такое обучение неэкономно. Оно требует больших затрат времени. Кроме этого, при таком подходе учитель оттесняется на второй план, он превращается в консультанта, что ведет к снижению уровня обучения.

Таким образом, дидактика стоит перед дилеммой: либо дать систематическое, общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне методом директивного обучения, либо дать свободную инициативу ребенку в обучении и идти только от его потребностей. Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения. Вторая половина XX века характеризуется развитием дидактической мысли как у нас в стране, так и за рубежом. Постепенно вырисовываются контуры современной дидактической системы.

Становление современной дидактической системы.

Школа - социальный институт, общественно-государственная система (см. Закон РФ «Об образовании» 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства, школа - это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образованию, однозначен: воспитать творчески инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую государственных делах.

Демократизация общества детерминирует демократизацию школы. Демократизация школы - это цель, средство и гарантия необратимости обновления, преобразования школы, которая должна затронуть все стороны школьной жизни. Демократизация - это поворот к человеку, имя которому - школьник. Демократизация - это преодоление формализма, бюрократизма в педагогическом процессе на основе педагогики сотрудничества. Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

Гуманизация демократической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, что гуманизируются характер и содержание учебного труда школьников, расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы. Благодаря этому вся жизнедеятельность школы все содержание деятельности учителей и учащихся ставится на службу ученику. Создаются все более благоприятные условия для гармонического развития личности. Педагогика сотрудничества рассматривает ученика в качестве субъекта различных, внутренне взаимосвязанных видов деятельности, прежде всего учебной, игровой, общественно-полезной, трудовой.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.