Глава II. Психология человека — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава II. Психология человека

2017-11-22 271
Глава II. Психология человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Компетентность в установлении субъективных отношений является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Ее становление и развитие предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, позитивный настрой педагога, способность к предупреждению и разрешению конфликтов.

 

Раздел 1. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками

Предмет психологии.

Ведущие категории психологии.

Методы психологии.

Предмет психологии.

Психология — (psyche — душа, и logos — наука) — одна из основ­ных наук о человеке. Она возникла еще в Древней Греции, на рубе­же VII—VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задаваться вопро­сами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

В течение веков предмет психологии и методы исследования ду­шевной жизни существенно изменялись. Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенно­сти ее развития и функционирования. Особенно большое значение для объективного исследования психики имело появление экспе­риментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, выя­вить динамику их становления.

Психология связана чрезвычайно многообразными узами с са­мыми различными областями науки и культуры. С момента своего возникновения она была ориентирована на философию, фактиче­ски являясь на протяжении нескольких столетий одним из разде­лов этой науки. В античности уровень развития философских зна­ний главным образом и влиял на психологию и проблемы, кото­рые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э., произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о природе отличий психики человека, содержании его души. Главным вопросом изучения психологии становится вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике человека. Связь психологии с философией была на протяжении веков тесной, хотя и не всегда стабильной: так, в начале XIX в. наблюдалось некоторое ее ослабление, но уже к середине XX в. она вновь укрепляется.

В то же время в работах многих психологов четко просматрива­ется связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусст­воведением, логикой, языкознанием.

Многое связывает психологию и с математикой, биологией, меди­циной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон утверждал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психо­логией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколь­ко ослабевает, однако в Новое время ученые снова подчеркивали ее значение для психологии, а Лейбниц даже стремился раскрыть первоэлементы психики, «монады», на которые раскладывается, а по­том соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.

С этого времени математика играла неизменно большую роль в психологическом знании, становясь одним из важнейших факто­ров ее превращения в объективную науку (возможность математи­ческой обработки полученного материала), а иногда и значимым параметром психического развития как такового (например, как развитие логического мышления).

Гиппократ и Аристотель одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем, в период эллинизма, эта связь была упрочнена в работах Галена, а в средневековый период в ис­следованиях многих арабских мыслителей (Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам), которые являлись не только философами и психоло­гами, но и врачами.

В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии — психомет­рии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клиниче­ской психологии. Таким образом, с середины XIX в. психология в первую очередь была ориентирована именно на биологические, ес­тественные науки, а не на философию.

Точно так же связь психологии с педагогикой, возникшая еще в античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влия­ющих на психологическую проблематику.

Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методоло­гией — биология или философия. Анализ исторического пути раз­вития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспери­ментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становле­ния мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно ска­зать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его об­работке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологиче­ские принципы — у философии.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.