Техники успешных коммуникаций. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Техники успешных коммуникаций.

2017-11-22 321
Техники успешных коммуникаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЛАЙД 1

Жизнь показывает, что для успеха в профессиональной деятельности необходимы не только опыт и эксп е ртные знания, но и эффективные навыки коммуникаций. Умение показать значимость своей позиции, быть убедительным на презентации, побеждать в дискуссии, профессионально работать с возражениями — важные компетенции для успешного специалиста.

Сегодня мы коснемся такого раздела педагогики, как Основы профессионально-педагогического общения. Этот раз­дел изучает особенности взаимодействия учите­лей и воспитателей со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учениками и их родителями, со своими коллегами. И постараемся найти, вывести формулы такого успешного общения.

СЛАЙД 2

Что означает слово «общение»?

Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю начать наше с вами профессионально-педагогическое общение с

упражнения «Никто не знает, что я…»

СЛАЙД 3

Общение — одна из распространенных категорий, описывается и в философской, социологической и психолого-педагогической литературе.

Б.Ф.Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осу­ществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, инте­ресами, настроениями, установками. В общении конкретный ин­дивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным дру­гими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значе­ние общения в жизни человека. Как вы думаете, общение и коммуникация – понятия тождественные, или какое-то из них шире?

СЛАЙД 4

Коммуникация – передача сообщения, сознательное, адресное целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. (Н.И. Козлов — доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии).

 

Психологи условно выделяют в общении три аспекта, три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

СЛАЙД 5

Интерактивная сторона —этовзаимо­действие и воздействие людей друг с другом в процессе меж­личностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Общаясь, мы постоянно задаемся вопро­сами: «Что делает мой партнер?», «Что я должен сделать для него?»

Это позиции, которые занимают парт­неры в общения. Среди возможных позиций в общении можно отметить «пристройку» к партнеру «свы­сока», «на равных», «снизу», либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. Правильнее рассматривать занимаемую позицию с точки зрения ее продуктивно­сти в конкретной ситуации. Так, пристройка «снизу» уместна в некоторых случаях, например, когда необходимо принести извинения. Позиция «на равных» может вызывать неудовлетво­рение в случае, когда, например, от руководителя ожидается принятие решения, а он занимает позицию одного из участников обсуждения. Умение использовать всю палитру возможностей в общении, как бы играя на всех психологических инструментах, — один из возможных показа­телей психологической зрелости.

Перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептивные навыки прояв­ляются в умении управлять своим восприятием; понимать, «читать» настроение партнеров по различным характеристикам; видеть, как он реагирует на наше взаимодействие, пони­мать психологические эффекты восприятия и учитывать их.

Коммуникативный аспект общения, прежде всего, связан с обменом информацией. Человек передает не­кую информацию (знания, идеи, факты, указания), которую получа­тель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.

Однако если мы будем сводить коммуникацию лишь к обмену информацией, то человека можно сравнить с магнитофоном. Например, в процессе обучения учитель стремится не просто послать информацию своим ученикам, а не­пременно заботится о том, чтобы эта информация была интерес­на и значима для них, чтобы каждый из сидящих в классе учени­ков понял, осмыслил. При этом учитель использует различные коммуникативные тех­ники, средства общения – вербальные и невербальные.

Итак, именно коммуникативная сторона — эффективное использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.

 

СЛАЙД 6

Главным средством профессионально-педагогического обще­ния является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и со­храняет опыт человечества, культурные и нравственные ценнос­ти, передавая их от поколения к поколению. Слово является сильным раз­дражителем и способно оказать огромное воздействие на челове­ка: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — говорится в известном стихотворении Рудольфа Шефнера.

В качестве иллюстрации позвольте рассказать притчу.

Притча «Лиса и осел».

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: "Туп и упрям".

Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.

А что писать?

Напиши: "Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении".

Это одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка.

 

Выделяют отдельно паравербальные средства: это громкость речи, интонация, темп, мелодика.

Существует также невербальное (бессловесное) общение, кото­рое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это — общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.

 

СЛАЙД 7

В нашем профессионально – педагогическом общении уже определен круг людей: это дети, родители, и педагоги (коллеги)

 

СЛАЙД 8

 

ДЕТИ

При определении своей профессиональной позиции, мы, как педагоги, должны задуматься над такими вопросами: кем я являюсь для сво­их воспитанников? Для чего я иду к ним? Кем мои воспитанники являются для меня? Иначе говоря, Профессиональная позиция — это, прежде всего, отношение пе­дагога-профессионала к своей миссии в детском саду, к своим воспитанникам, которая предопределяет его действия и опера­ции в общении с ними.

 

Основываясь на выделенных в работе педагога приоритетах, можно определить пять основных видов его профессиональной позиции (Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения)

 

СЛАЙД 9

Профессиональная позиция педагога (лучше всего просматривается как вы думаете где? в организованной деятельности – на занятии):

- источник нужной и полезной информации

Порой педагог бывает настолько увлечен самим процессом ра­боты с информацией, что дети для него как бы уходят на второй план. Он понимает, что все, что он говорит и показывает, предназначено для ребят, однако его захватывает роль инте­ресного рассказчика, и сам процесс подачи материала интересует его больше, чем то, как этот материал вос­принимается детьми.

Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознатель­ность, тем самым ограничивая развитие способностей.

 

- роль человека, бдительно следящего за порядком, в роли своеобразного надзирателя

Главная задача воспитанников — не отвлекаться и внимательно следить за действиями педагога, быстро реагировать на все его требования и вопросы. Основной заботой педагога является дисциплина. Любые дисциплинарные отклонения вызывают раздражение и гнев педагога. Он отводит детям пассивную роль своеобразных ма­рионеток.

у детей блокируется развитие способно­стей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых вос­питателем знаний, умений, навыков.

 

- позиция «заботливой наседки»,

на­правляющей свои действия на опеку и защиту своих «Деток». Педагог исходит из того, что его воспитанники — это еще маленькие неразумные существа, которых в жизни поджидают постоянные трудности, непри­ятности, преграды. Поэтому он видит свою главную задачу в том, чтобы уберечь от этих трудностей, максимально помогать им в преодолении всех препятствий.

У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Зна­менитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извоз­чики».

 

- позиция невмешательства

Педагог не очень-то обременяет себя лишними заботами, не утруждает себя поисками дополнительных источ­ников информации и стремлением расширить свой методический арсенал, идет по пути наименьшего со­противления. Находится вне ситуации взаимодействия с деть­ми. Он предоставляет их самим себе.

Дети могут стать неорганизо­ванными, разболтанными: занялся одним, не закончил, на­чал делать другое, схватился за третье. Такое поведение сви­детельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития.

 

- позиция старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника

Он видит свое назначе­ние в том, чтобы понять каждого воспитанника, максимально учесть особенности его интеллектуального, физического и нрав­ственного развития, оказать ему необходимую помощь и под­держку. Нацеливает себя на организацию сотрудничества с детьми, на включение их в совместный поиск и диалог, на субъект-субъектное взаимодействие.

Какие Образы! сразу появляются перед глазами? Образы сказочных героев.

 

Что же способствует расширению диапазона об­щения педагога с воспитанниками и создает дополнительные возможности для приобщения детей к культурным цен­ностям общества?

Рассмотрим некоторые операции общения.

СЛАЙД 10

«Я-сообщение» - это оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которо­го он является. Например: «Я всегда радуюсь, когда вижу настоящего рыцаря, маминого помощника», — говорит педагог, отметив, что сын одевается сам, когда мама уставшая пришла за ним с работы.

«Я-сообщение» — это такое оценочное суждение педагога, при котором педагогическая оценка превращается из открытой формы в скрытую. Она не предписывает детям, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. В «Я-сообщении» педагог исполь­зует такие речевые формулы, как «Я всегда...!», «Мне всегда...!», «Меня всегда...!».

К «Я-сообщению» можно прибегать как для одобрения, так и для порицания тех или иных действий дошколят.

ПРИМЕР: уважаемые коллеги, а как бы вы сказали, побуждая детей здороваться со взрослыми?

«Мне так приятно слышать вежливых ребят, которые первыми здороваются со взрослым».

А когда мальчик обидел девочку?

«Мне всегда становится больно, когда я вижу, как мальчик обижает девочку».

«Ты-сообщение» — это оглашение педагогом своего предполо­жения о вероятном состоянии ребенка в момент совершения им конкретного действия. Здесь используются такие речевые форму­лы, как «Ты, вероятно...», «Ты, конечно...», «У тебя, видимо...».

ПРИМЕР: ребенок неаккуратно сделал аппликацию.

«Ты, наверное, поспешил, стараясь побыстрее закончить аппликацию, и поэтому не успел убрать остатки клея с открытки», — говорит воспитатель ребенку, у которого работа очень неаккуратна. Педагог как бы оправдывает ребенка, пытается найти свое объяснение его небрежности и неряшли­вости, и через это пытается обратить его внимание на необходи­мость следить за качеством работы.

«Мы-сообщение» заключается в приобщении ребят к тем задачам, которые собирается решать педагог: «Мы сегодня постараемся узнать...»; «Настало время проверить наши силы в ловкости и умении...». Воспитатель ненавязчиво включает каждого ребенка в свою команду, он как бы заявляет об общей готовности к конкретному делу.

«Положительное подкрепление» заключается в публичном огла­шении реально существующих достоинств партнера.

У каждого малыша всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные — вы­сокий рост, крепкое телосложение, так и его интеллектуальные особенности — хорошая память, умение красиво говорить. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения: успеш­ное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставках. Поэтому, когда мы говорим, что приятно было узнать о достижениях ребенка, стимулируем его к новым творческим успехам.

 

Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы видеть как достоинства, так и слабые стороны ребенка, но делать ак­цент на его позитивных проявлениях, заботиться о создании положительной репутации в группе детей и благоприятной пси­хологической атмосферы, в которой легче преодолевать недо­статки.

 

 

РОДИТЕЛИ

СЛАЙД 11


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.