Этапы развития ИТ по виду инструментариев — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Этапы развития ИТ по виду инструментариев

2017-11-22 1045
Этапы развития ИТ по виду инструментариев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы развития ИТ по виду инструментариев

Можно выделить следующие этапы развития ИТ.

1 этап (до второй половины 19 в) — ручная ИТ..

Инструментарий: перо чернильница, книга. Коммуникации осуществляются ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужном виде.

2 этап (с конца 19 в) — “механическая” технология.

Инструментарий: пишущая машинка, телефон, диктофон, более совершенные средства доставки почты.

3 этап (40–60 гг. 20 в) — “электрическая” технология.

Инструментарий: первые ЭВМ, электрические пишущие машинки, ксероксы.

Изменяется цель ИТ — акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4 этап (с начала 70 гг.) — “:электронная” технология.

Основной инструментарий — большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

Центр тяжести еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды. Многие задачи здесь не были решены, однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база.

5 этап (с середины 80 гг.) — “компьютерная” технология.

Основной инструментарий: персональный компьютер с широким спектром программного обеспечения. На этом этапе происходит процесс персонализации автоматизированных систем управления. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта.

В связи с переходом на микропроцессоры существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначения.

Широко используются в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Классификация КИТ

В самом общем случае КИТ можно классифицировать по следующим двум признакам:

1. Базовые (универсальные): технологии хранения и обработки информации, телекоммуникационные технологии, технологии мультимедиа, технологии программирования, технологии обработки изображений, технологии распознавания речи, технологии криптографии и т. п.

2. Технологии предметных областей: технологии электронного документирования, технологии офисной деятельности, технологии менеджмента, технологии управления и т. п.

Классификация КИТ по проблемам, стоящим на пути информатизации общества

1 этап (до конца 60 гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2 этап (до конца 70 гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3 этап (с начала 80 гг.). Компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия решений. Проблемы — максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4 этап (с начала 90 гг.) — этосоздание информационной технологии и информационных систем.

Проблемам этого этапа являются:

q выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

q организация доступа к стратегической информации;

q организация защиты и безопасности информации.

Технологическая система обработки информации

1. Подготовка и ввод данных.

2. Передача данных.

3. Преобразование данных различных форматов.

4. Программная обработка данных.

5. Отображение и документирование данных, архивация данных (архивация может быть с потерями и без потери данных).

К пакетам обработки данных следует отнест.

Бухгалтерские программы:

q 1С:Бухгалтерия (Москва)

q Галактика (Минск)

q Анжелина-Бухгалтер (Минск)

Программы создания электронного архива:

q Евфрат (Москва)

q Дело в порядке (Москва)

Автоматизация офиса

.Автоматизация офиса призвана не изменить существующую традиционную систему коммуникации персонала, а лишь дополнить её.

Основные компоненты автоматизации офиса:

q база данных; является обязательным компонентом офисной системы;

q текстовый процессор;

q электронная почта;

q табличный процессор;

q электронный календарь;

q видеотекст; во многих странах сейчас можно заказать газету или журнал в форме видеотекста, не говоря уже о текущих сводках биржевой информации;

q аудио и видео конференции, т. е. можно с использованием компьютерных средств поддерживать разговор одновременно нескольких участников.

К программам автоматизации офиса можно отнести:

q Word

q Excel

q Access

q Outlook

q Power Point

q программы перевода текста Stylus, Promt

q программы распознавания текста FineReader (Москва), CuneiForm (Москва).

История создания СППР

До середины 60-х годов прошлого века создание больших информационных систем было чрезвычайно дорогостоящим, поэтому первые ИС менеджмента (так называемые Management Information Systems — MIS) были созданы в эти годы лишь в достаточно больших компаниях. MIS предназначались для подготовки периодических структурированных отчётов для менеджеров.

q В конце 60-х годов появляется новый тип ИС — модель-ориентированные СППР (Model-oriented Decision Support Systems — DSS) или системы управленческих решений (Management Decision System — MDS).

По мнению первооткрывателей СППР Keen P.G.W., Scott Morton M.S. концепция поддержки решений была развита на основе «теоретических исследований в области принятия решений и технических работ по созданию интерактивных систем».

q В 1971 г. — опубликована книга Scott Mortona в которой впервые были описаны результаты внедрения СППР, основанной на использовании математических моделей.

q 1974 г. — в работе дано определение ИС менеджмента — MIS: “MIS — это интегрированная человеко-машинная система обеспечения информацией, поддерживающая функции операций, менеджмента и принятия решений.

q 1975 г. — J.D.C.Little в работе предложил критерии проектирования СППР в менеджменте.

q 1978 г. — опубликован учебник по СППР, в котором исчерпывающе описаны аспекты создания СППР: анализ, проектирование, внедрение, оценка и разработка.

q 1980 г. — опубликована диссертация S.Alter, в которой он дал основы классификации СППР.

q 1981 г. — Bonezek, Holsapple и Whinston в книге создали теоретические основы проектирования СППР. Они выделили 4 необходимых компонента, присущих всем СППР:

· языковая система (Language System — LS) — СППР может принимать все сообщения;

· система презентаций (Presentation System — PS) — СППР может выдавать свои сообщения;

· система знаний (Knowledge System — KS) — все знания СППР сохраняет;

· система обработки задач (Problem-Processing System — PPS) — программный механизм, который пытается распознать и решить задачу во время работы СППР.

q 1981 г. — в книге R.Sprague, E.Carlson описали, каким образом на практике можно построить СППР. Тогда же была разработана информационная система руководителя — компьютерная система, предназначенная для обеспечения текущей адекватной информации, для поддержки принятия управленческих решений менеджером.

q Начиная с 1990-х, разрабатываются так называемые Data Warehouses — хранилища данных.

q В 1993 г. Е. Коддом для СППР специального вида был предложен термин OLAP (Online Analytical Processing) — оперативный анализ данных, онлайновая аналитическая обработка данных для поддержки принятия важных решений. Исходные данные для анализа представлены в виде многомерного куба, по которому можно получать нужные разрезы — отчёты. Выполнение операций над данными осуществляется OLAP–машиной. По способу хранения данных различают MOLAP, ROLAP, HOLAP. По месту размещения OLAP-машины различаются OLAP-клиенты и OLAP-серверы. OLAP-клиент производит построение многомерного куба и вычисления на клиентском ПК, а OLAP-сервер получает запрос, вычисляет и хранит агрегатные данные на сервере, выдавая только результаты.

q В начале нового тысячелетия была создана СППР на основе Web.

q 27 октября 2005 г. в Москве на Международной конференции «Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья» А.Пастухов (Россия) представил СППР нового класса — PSTM (Personal Information Systems of Top Managers). Основным отличием PSTM от существующих СППР является посторонние системы для конкретного лица, принимающего решение, с предварительной логико-аналитической обработкой информации в автоматическом режиме и выводе информации на один экран.

Классификация СППР

Для СППР существует не только единое общепризнанное определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.

На уровне пользователя Haettenschwiler делит СППР на пассивные, активные и кооперативные.

Пассивной СППРназывается система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять.

Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать.

Кооперативная позволяет изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.

На концептуальном уровне Power отличает: управляемые сообщениями СППР, управляемые данными СППР, управляемые документами СППР, управляемые знаниями и управляемые моделями СППР.

СППР, управляемые моделями, характеризуются в основном доступом и манипуляциями с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными).

Управляемая сообщениями (ранее групповая СППР — GDSS) СППР поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.

СППР, управляемые данными или СППР, ориентированные на работу с данными в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.

СППР управляемые документамиосуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.

СППР управляемые знаниямиобеспечивают решение задач в виде факторов, правил, процедур.

На техническом уровне Power различает СППР всего предприятия и настольную СППР.

СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия.

Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.

В зависимости от данных, с которыми системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические.

Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании.

Эти СППР получили название Информационных Систем Руководства (ИСР). Они представляют собой конечные наборы отчётов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности.

Для ИСР характерны следующие основные черты:

q отчёты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах;

q ИСР представляет отчёты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. д.;

q как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.

Стратегические СППРориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учётом влияния различных факторов, таких как конъюнктура рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменение в законодательстве и др.

Эти СППР предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого риска. Такие СППР в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных.

При создании СППР можно использовать Web-технологии. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.

Архитектура СППР представляется разными авторами по разному. Приведём пример. Marakas предложил обобщённую архитектуру, состоящую из 5 различных частей:

1. Система управления данными.

2. Система управления моделями.

3. Машина.

4. Пользователи.

5. Направленность на профессионального пользователя компьютера.

6. Высокая эффективность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям программного обеспечения.

Типы СППР

В зависимости от функционального наполнения интерфейса системы выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.

EIS (Execution Information System) —информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей, фиксированные формы представления информации. EIS-системы рисуют общую наглядную картину текущего состояния бизнес-показателей работы компании и тенденции их развития, с возможностью углубления рассматриваемой информации до уровня крупных объектов компании. EIS-системы — та реальная отдача, которую видит руководство компании от внедрения технологий СППP.

DSS (Desicion Support System) — полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных пользователей, имеющих знания, как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности. Обычно для реализации DSS-систем (при наличии данных) достаточно установки и настройки специализированного программного обеспечения поставщиков решений по OLAP-системам и Data Mining.

Такое деление систем на два типа не означает, что построение СППР всегда предполагает реализацию только одного из этих типов. EIS и DSS могут функционировать параллельно, разделяя общие данные и/или сервисы, предоставляя свою функциональность, как высшему руководству, так и специалистам аналитических отделов компаний.

Области применения СППР

Телекоммуникации

Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и минимизацию их оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои маркетинговые программы, вести более привлекательную тарификацию своих услуг.

Анализ записей с характеристиками вызовов позволяет выявлять категории клиентов с похожими стереотипами поведения, чтобы дифференцировано подходить к привлечению клиентов той или иной категории.

Есть категории клиентов, которые постоянно меняют провайдеров, реагируя на те или иные рекламные компании. СППР позволяют выявить наиболее характерные признаки «стабильных» клиентов, т. е. клиентов, длительное время остающихся верными одной компании, давая возможность ориентировать свою маркетинговую политику на удержание именно этой категории клиентов.

Банковское дело

СППР используются для более качественного мониторинга различных аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт, займов, инвестиций и т. д.

Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования, прогнозирование изменений клиентуры — области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов, выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяет проводить целенаправленную маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной категории клиентов.

Страхование

Набор применений СППР в страховом бизнесе можно назвать классическим — это выявление потенциальных случаев мошенничества, анализ риска, классификация клиентов.

Обнаружение определенных стереотипов в заявлениях о выплате страхового возмещения, в случае больших сумм, позволяет сократить число случаев мошенничества в будущем.

Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым обязательствам, страховые компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки.

Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные категории клиентов, чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.

Розничная торговля

Торговые компании используют технологии СППР для решения таких задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск шаблонов поведения во времени.

Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в течение некоторого периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания спроса на товар.

Часто, покупая какой либо товар покупатель приобретает вместе с ним и другой товар. Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать их на соседних полках, с тем, чтобы повысить вероятность их совместной покупки.

Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня покупатель приобрел один товар, то через какое время он купит другой товар?».

Рынок СППР

На рынке СППР компании предлагают следующие виды услуг по созданию систем поддержки принятия решений.

q Реализация пилот-проектов по СППР-системам, с целью демонстрации руководству Заказчика качественного потенциала аналитических приложений.

q Создание совместно с Заказчиком полнофункциональных СППP-систем, включая хранилище данных и средства Business Intelligence.

q Проектирование архитектуры хранилища данных, включая структуры хранения и процессы управления.

q Создание «витрин данных» для выделенной предметной области.

q Установка и настройка средств OLAP и Business Intelligence; их адаптация к требованиям Заказчика.

q Анализ инструментов статистического анализа и «добычи данных» для выбора программных продуктов под архитектуру и потребности Заказчика.

q Интеграция систем СППР в корпоративные Internet-сети заказчика.

q Автоматизация электронного обмена аналитическими документами между пользователями хранилища

q Разработка Информационных Систем Руководителя (EIS) под требуемую функциональность.

q Услуги по интеграции баз данных в единую среду хранения информации.

q Обучение специалистов Заказчика технологиям хранилищ данных и аналитических систем, а также работе с необходимыми программными продуктами.

q Оказание консалтинговых услуг Заказчику на всех стадиях проектирования и эксплуатации хранилищ данных и аналитических систем.

q Комплексные проекты создания/модернизации вычислительной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование СППР: решения любого масштаба, от локальных систем до систем масштаба предприятия/концерна/отрасли.

ИТ экспертных систем

Наибольший прогресс в настоящее время достигнут в области экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта.

Экспертные системы дают возможность менеджеру получать консультацию экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Сходство ИТ экспертных систем и ИТ поддержки принятия решений состоят в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.

Между ними имеется следующие различия:

1. В рамках ИТ поддержки принятия решений принятое решение отражает уровень его понимания пользователем. В экспертных системах, наоборот, принимается решение, превосходящее возможности пользователя.

2. Особенность экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения, очень часто эти пояснения оказываются более важными, чем само решение.

3. Третье отличие заключается в использовании экспертной системой нового компонента ИТ — знаний.

Основные компоненты экспертной системы представлены на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Компоненты экспертной системы

Интерпретаторпроизводит в определенном порядке обработку знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил. Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, то пользователю предоставляется вариант решения проблемы.

Модуль создания системы служит для создания набора правил. Существует два подхода, положенные в основу модуля: использование алгоритмических языков программирования, или использование оболочек экспертных систем. В большинстве случаев, использование готовых оболочек позволяет создать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием. Программирование — более тонкий подход к формированию правил экспертной системы.

Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний — формализованной информации, на которую ссылаются или используют в процессе логического вывода, и сохранение их длительное время. В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы.

ИТ программирования

Технология программирования реализуется языками программирования. Язык программирования представляет собой последовательность инструкций, выполнение которых приводит к реализации запрограммированного алгоритма.

Различают машинно-ориентированные (ассемблеры) и алгоритмические языки.

У ассемблера каждая инструкция жестко привязана к конкретному микропроцессору. Различают одноадресные, двухадресные и трехадресные ассемблеры. У одноадресных ассемблеров в каждой команде может задаваться только один адрес ячейки оперативной памяти. Остальными, помимо адреса ячейки аргументами одноадресного ассемблера являются регистры процессора. Чаще всего результат выполнения инструкций помещается на единственный выходной регистр. Например, по команде ADD 7,A1 осуществляется сложение двух чисел с 7-го регистра и ячейки памяти, зарезервированной идентификатором А1.

Любая инструкция одноадресного ассемблера соответствует по числу бит разрядности микропроцессора. Биты микропроцессора здесь делятся на две группы: биты команды и биты адреса аргумента. Число бит команды определяет зарезервированное для данного микропроцессора максимальное число команд. Так, если число бит команд равно 5, то максимальное число команд будет равно 32. Число бит адресной части команды определяет максимальный прямой адрес ячейки, который можно указать. У современных микропроцессоров помимо прямого адреса можно указать косвенный, более длинный адрес в специальной промежуточной ячейке памяти. Так, например, по команде ADD 7,&А1 осуществляется извлечение числа из ячейки памяти, адрес которой указан в ячейке А1 (косвенная адресация). Недостатком одноадресных ассемблеров является их более низкое быстродействие в сравнении с другими ассемблерами. Чаще всего полное завершение операции здесь выполняется тремя командами:

MOV А,7

ADD 7,А1

MOV В

Первая из этих команд заносит число из ячейки А в 7-й регистр процессора. По второй команде выполняется непосредственное сложение двух чисел. По третьей команде из выходного регистра процессора число заносится в ячейку В.

На практике чаще всего используются одноадресные микропроцессоры, так как они позволяет уменьшить число разрядов в команде.

Самыми быстрыми являются трехадресные ассемблеры. У них в явном виде задаются сразу три адреса ячеек памяти в одной команде. Трехадресные ассемблеры используются в некоторых суперЭВМ.

У алгоритмических языков команды являются логическими инструкциями и не привязаны к конкретному типу микропроцессора. Типичными командами алгоритмического языка являются команда условного ветвления и команда организации цикла.

Так по команде ветвления:

if (A<=5) then

X=A+A;

else

X=A*A;

end if

в начале осуществляется проверка условия А<=5. Если значение переменной А окажется меньше либо равно 5, то выполняется инструкция Х = А + А. В противном случае выполняется инструкция Х = А * А.

По команде цикла

For (i=0;i<5;i=i+1) S=S+i;

в начале переменной i присваивается значение 0. После этого проверяется условие i<5, если это условие выполняется, то исполняется инструкция S = S + i, после которой значение i увеличится на 1. Далее опять проверяется условие i<5. Не выполнение этого условия приводит к окончанию цикла.

Чаще всего перед написанием программы на алгоритмическом языке создается блок–схема алгоритма. Блок-схема содержит в себе набор стандартных блоков, реализующих все возможные варианты алгоритмов.

В состав блок-схемы могут входить следующие блоки.

Блок ветвления(рис. 1.9) реализует ветвление по условию. Если условие выполняется, то осуществляется переход на ветвь именуемую «да». В противном случаи — на ветвь «нет».

Рис. 1.9. Блок ветвления

Блок множественного ветвления (рис. 1.10). В зависимости от значения переменной i осуществляется переход на ветвь, помеченную соответствующим значением или условием (например 1≤i≤5).

Рис. 1.10. Блок множественного ветвления

Блок цикла. (рис. 1.11). Позволяет циклически выполнить «Операторы 1» при изменении переменной i от начального значения (на рис. 1.11 это 1) до конечного значения (на рис. 1.11 это 4) с заданным шагом (на рис. 1.11 это 2).

Рис. 1.11. Блок цикла

В блоке рис. 1.12 выполняется набор линейных вычислений и инструкций (в данном примере Х = А * 2).

Рис. 1.12. Блок линейного алгоритма

Блок рис. 1.13 позволяет вызвать обособленный алгоритм, поименованный идентификатором RKGS. Это вызов процедур языка.

Рис. 1.13. Блок вызова процедуры

Исторически первым появился алгоритмический язык Algol. В этом языке сформулированы все положения, необходимые для программирования алгоритмов. Язык Algol оказался только теоретическим языком, на котором практически не создавалось программ.

Алгоритмические языки по принципу исполнения программного кода делятся на компиляторы и интерпретаторы. Так как алгоритмический язык не является машинно-ориентированным, то каждую его инструкцию необходимо перевести в набор команд ассемблера.

В интерпретаторепрограмма выполняется последовательным переводом каждой инструкции в ассемблер и затем исполнением появившегося ассемблерного кода. Параллельно с этим в интерпретаторе осуществляется проверка на синтаксические ошибки.

В компиляторе в начале осуществляется проверка всего программного кода на синтаксические ошибки. Если ошибок не обнаружено, то весь алгоритм переводится в ассемблер. Появившийся ассемблерный код готов к исполнению на компьютере.

Достоинством интерпретатора является возможность создания более гибкого алгоритма.

Достоинством компилятора является более высокое быстродействие, так как в инструкции языка переводится в ассемблер только предварительно один раз.

Недостатком интерпретатора является невозможность скрыть программный код.

До сегодняшнего времени все языки можно считать алголоподобными, так как они содержат все положения, задекларированные в Algol.

Сразу же после Algol в 1968 году появился язык Fortran, долгое время остававшимся лидером среди языков программирования. Несмотря на более совершенные современные языки программирования Fortran до сих пор используется при программировании задач математической физики, где необходимо очень высокое быстродействие. Это связано с тем, что компиляторы Fortran обеспечивают наиболее полно оптимизацию ассемблерного кода по быстродействию. Так простейшая операция последовательного умножения 100000 элементов массива выполняется на Fortran примерно на 15 раз быстрее, чем на С++.

Параллельно с языком Fortran появился язык PL/1, который изначально был ориентирован на создание файловых баз данных. Язык содержит очень хороший сервис работы с файловой системой. Этот язык используется до настоящего времени при работе с ранее созданными базами данных. Недостатком PL/1 является наличие свободного синтаксиса в написании операторов. Такое отсутствие стандартов в операторах затрудняет написание программы и, что еще более важно, чтение этой программы даже самим разработчиком спустя некоторое время.

С целью наиболее полной стандартизации операторов и структур языка Виртом был создан язык Pascal. Язык Pascal содержит более стандартизированный, чем в Fortran и PL/1, набор операторов. Это позволяет очень быстро его освоить и создавать прозрачные для чтения алгоритмы. С 2006 года фирмами Pascal уже не поддерживается, кроме, конечно же, созданных ранее программных макетов.

На базе идеологии Pascal чуть позже был создан язык С и позднее С++. Язык С отличается логически от Pascal только иным синтаксисом операторов. Язык С до сих пор является наиболее используемым программистами профессионалами. Очень многие последующие языки являются С- подобными.

Алгоритмический язык Java является модификацией С++ со значительным упрощением последнего в области работы с объектами. В Java устранено так называемое множественное наследование объектов, которое в С++ практически не использовалось.

Алгоритмический язык Basic изначально был создан для получения начальных навыков в программировании. Он появился почти одновременно с Fortran и PL/1 и имеет те же недостатки, что и PL/1 — возможность свободного синтаксиса операторов. Профессионалы редко используют Basic. В настоящее время язык Basic в объективно-ориентированной интерпретации является основой создания макросов в приложениях MS Office. Этот язык является интерпретатором и называется VBA (Visual Basic for Application).

Алгоритмические языки JavaScript и PHP являются модификациями С и используются при обработке Web- приложений.

Свойства агента

Автономность: агенты функционируют без прямого вмешательства людей или кого-либо другого и владеют определенной способностью контролировать свои действия и внутреннее состояние. Методы (способы) общения: агенты взаимодействуют с другими агентами средствами некоторого коммуникационного языка. Реактивность: агенты способны воспринимать окружающую среду (которая может быть физическим миром, пользователем, взаимодействующим через графический интерфейс, коллекцией других агентов) и адекватно реагировать в определенных временных рамках на изменения, которые происходят. Активность: агенты не просто реагируют на изменения среды, но и обладают целенаправленным поведением и способностью проявлять инициативу. Индивидуальная картина мира: каждый агент имеет собственную модель окружающего его мира (среды), которая описывает то, как агент видит мир. Агент строит свою модель мира на основе информации, которую получает из внешней среды. Коммуникабельностьи кооперативность: агенты могут обмениваться информацией с окружающей их средой и другими агентами. Возможность коммуникаций означает, что агент должен получать информацию об его окружающей среде, что дает ему возможность строить собственную модель мира. Более того, возможность коммуникаций с другими агентами является обязательным условием совместных действий для достижения целей. Интеллектуальное поведение: поведение агента включает способность к обучению, логичной дедукции или конструированию модели окружающей среды для того, чтобы находить оптимальные способы поведения.Каждый агент — это процесс, который владеет (располагает) определенной частью знаний об объекте и возможностью обмениваться этими знаниями с другими агентами.Классификацию агентов можно провести в двух направлениях — по их инструментальной реализации (языку программирования агентов) и по основным приметам, которыми они владеют.На сегодня не существует языка программирования или инструментальной системы разработки, которая бы полностью соответствовала требованиям построения агентов. С точки зрения принципов распределенного объектно-ориентированного программирования необходимость передачи методов может быть существенно сокращена в том случае, если может быть обеспечен удаленный доступ к общим методам посредством передачи ссылок на удаленные объекты, данных экземпляров этих объектов и их состояний.В дополнение к концепции ООП, каждый агент имеет возможность создания копий самого себя с полной или ограниченной функциональностью, обеспечивая возможность настройки на среду путем исключения неэффективных методов и замены их новыми. Традиционная для ООП схема класс/объект нарушается, т. к. агент имеет возможность постоянного изменения сценария поведения без его изменения в родительском классе. Многозначное наследование позволяет создавать экземпляры агентов, смешивая сценарии поведения, схемы наследования и атрибуты, определенные в родительских классах.Чаще всего в агентных технологиях используются: универсальные языки программирования (Java); языки, “ориентированы на знания”, такие, как языки представления знаний (KIF), языки переговоров и обмена знаниями (KQML, AgentSpeak, April), языки спецификаций агентов; специализированные языки программирования агентов (TeleScript); языки сценариев и Scripting Languages (Tcl/Tk); символьные языки и языки логического программирования (Oz).Одно из самых главных свойств агента — это интеллектуальность. Интеллектуальный агент владеет определенными знаниями о себе и об окружающей среде. На основе этих знаний он способен определять свое поведение. От агентов требуют способности к обучению и даже самообучению. Умение планировать подразделяет агентов на регулирующие и планирующие. Если умение планировать не предусмотрено (регулирующий тип), то агент будет постоянно переоценивать ситуацию и заново вырабатывать свои действия на окружающую среду.Планирующий агент имеет возможность запланировать несколько действий на различные промежутки времени. При этом агент имеет возможность моделировать развитие ситуации, что дает возможность более адекватно реагировать на текущие ситуации. При этом агент должен учитывать не только свои действия и реакцию на них, но и сохранять модели объектов и агентов окружающей среды для предсказания их возможных действий и реакций.Для программного агента под мобильностью понимается возможность передвигаться по сети от компьютера к компьютеру. Переходя от одного компьютера к другому, такой агент может обрабатывать данные и передавать по сети только результаты своей работы.Система, в которой несколько агентов могут общаться друг с другом, передавать друг другу некоторую информацию, взаимодействовать между собой, называется многоагентной системой (МАС).

Понятие многоагентной системы (MAC)

Направление “многоагентнойсистемы” распределенного искусственного интеллекта рассматривает решение одной задачи несколькими интеллектуальными подсистемами. При этом задача разбивается на несколько подзадач, которые распределяются между агентами.Еще одной областью применения МАС является обеспечение взаимодействия между агентами, когда один агент может выработать запрос к другому агенту на передачу некоторых данных или выполнение определенных действий. В МАС есть возможность передавать знания.Построение программных систем по принцип

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.