Тема 2. Онтология: бытие объективной и субъективной реальности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 2. Онтология: бытие объективной и субъективной реальности




Литература

1. Багдасарьян Н.Г., Силаева В.Л. Виртуальныя реальность: попытки типологизации//Философские науки. 2006. №6.

2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума//Вопросы философии. 2000. №6.

3. Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Материал к семинарским занятиям. – Таганрог, 2005. С. 127 – 145.

4. Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог., 2007. – С. 97 – 127.


Тема 3. Диалектика: развитие и всеобщие связи


Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. – М., 1996.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 522 – 584.

3. Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Материал к семинарским занятиям. – Таганрог, 2005. – С. 146 – 158.

4. Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2007. – С. 127 – 136.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 267 – 307.


Тема 4. Гносеология: Структура познавательных отношений и проблема истины


Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2005. – С. 202 – 253; 283 – 354.

2. Поликарпов В.С. Введение в философию: Учебное пособие для студентов технических вузов. – Ростов н/Д – Таганрог, 2003. – С. 212 – 231.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 378 – 474.

Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс//Вестник Российской Академии наук, 2006, Т. 76, №7. – С. 587 – 595.


Тема 5. Социальная философия: философское понимание общества и

Его истории


Литература

1. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004. – С. 505 – 517.

2. Кемеров В.Е. Социальная философия: Учебник для высшей школы. – М., 2004. – С. 13 – 83.

3. Сорокин Б. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2004. – С. 475 – 505.

Тема 6. Философская антропология: человек и его сознание


Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2004. – С. 122 – 128., С.181 – 213.

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека: Монография. – М., 1998. – С. 183 – 224.

3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов/Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2002. – С.38 – 55; 197 – 214.

Тема 7. Аксиология - философская теория ценностей

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 56 – 68; 85 – 96; 122 – 128.

2. Бусова Н.А. Этика блага и мораль справедливости//Человек. 2002. №3.



3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2004. – С. 657 – 587.

4. Абишева А.К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. 2002. №10.

5. Гуревич П.С. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2006.

6. Кимелев Ю.А. Философия религии: систематический очерк. – М., 1998.

7. Миронов А.В. Понятие ценности: виды и иерархия ценностей// Социально-гуманитарные знания. 2007. №1.

8. Философия. Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2003. – С. 344 – 374.

5.2.Курсовой проект (работа), его (ее) содержание.

Не предусмотрена

Цели и задачи реферата

Целью подготовки реферата по дисциплине «Философия» является глубокое изучение и усвоение предмета по одной из тем.

Реферат должен представлять собой самостоятельное изложение существа (содержания) основных вопросов избранной темы. Его выполнение должно помочь студенту:

· научиться подбирать литературу по определенной теме;

· содействовать развитию и закреплению навыков теоретического и практического использования различных источников: учебной и периодической литературы, научных работ;

· на основе полученных знаний выполнять теоретическую разработку избранной темы;

· выработать умение самостоятельно формулировать свои мысли и выводы, логично и последовательно доказывать их, уметь анализировать;

· выработать умение публичной защиты подготовленной работы (сделать доклад, дать ответы на вопросы, отстаивать свое мнение и т.д.).

 

7. 2. Формулировка задания и его объем

Наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех в подготовке реферата, является выбор темы.

Темы рефератов охватывают основные исторические этапы развития философской мысли, наиболее актуальные проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, глобальные перспективы развития мировой цивилизации, судьбы человечества. Они должны раскрывать новые проблемы противоречия общества и человека и их решения, характерные для современной философии. Темы составлены таким образом, чтобы дополнять вопросы, выносимые на семинарские занятия. Тематика рефератов составлена в соответствии с программой по философии на 3,4 семестры и выдается студентам на первой – второй неделе обучения. Тема реферата выбирается студентами самостоятельно, по желанию, но при условии равномерного охвата большинства обучающихся. Выбор одной и той же темы студентами одной группы не допускается. Реферат сдаётся на проверку научному руководителю в срок, установленный кафедрой.



Учитывая сложность выполнения реферата (его теоретической основой должна быть не учебная, а научная литература), некоторым студентам в зависимости от уровня успеваемости вместо рефератов рекомендуется подготовка кратких сообщений или устных докладов.

Объем реферата ориентировочно составляет 20-25 страниц рукописного, или 15-20 страниц машинописного текста (через 1,5 компьютерных интервала 14 шрифтом).

Темы рефератов

1.Взаимосвязь философии и частных наук.

2.Индийские классические философские системы древности (Санкхья, йога, вайшешика, миманса, веданта; этика джайнизма и буддизма).

3.Философское учение Конфуция.

4.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей Древнего Востока.

5.Взгляды Аристотеля на человека, общество и государство.

6.Эстетические и этические взгляды Аристотеля.

7.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах мыслителей античности.

8.Европейская философия Средних веков: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

9.Патристика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

10.Философское учение Августина Блаженного: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

11.Схоластика: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

12.Философское учение Фомы Аквинского: общая характеристика основных положений и их значения для развития философской мысли.

13.Европейская философия эпохи Возрождения: общая характеристика и сравнительный анализ основных философских направлений.

14.Философское осмысление взаимодействия личности и общества в трудах европейских мыслителей эпохи Возрождения.

15.«Небулярная» космогоническая гипотеза И.Канта и её значение.

16.Категорический императив как нравственный закон в этике И.Канта.

17.Разработка Г.Гегелем категорий и законов диалектики.

18.Г.Гегель о сущности духа и этапах его развития.

19.Гуманистическая сущность и ограниченность атеистических и этических взглядов Л.Фейербаха.

20.Понятие метафизики в аристотелевском и гегелевском смыслах. Метафизика как метод мышления, её влияние на развитие естествознания и философии 16-18 веков.

21.Исторические этапы развития диалектики.

22.Специфика действия закона единства и борьбы противоположностей в живой природе.

23.Противоречия в обществе. Специфика проявления закона единства и борьбы противоположностей в процессах общественного развития.

24.Взаимосвязь законов диалектики в процессах общественного развития.

25.Действие закона отрицания отрицания в общественном познании.

26.Сущность и принципы системного подхода, его роль в современном развитии.

27.Синергетика и социосинергетика как теории самоорганизации систем.

28.Необходимость, вероятность, случайность. Роль случайности в эволюции живой природы и в общественном развитии.

29.Проявление взаимосвязи единичного и общего в развитии систем различной природы.

30.Эволюция мироздания и гипотезы происхождения Вселенной.

31.Проблема бесконечности и безграничности мироздания.

32.Противоречия движения. Апории Зенона.

33.Эволюция форм отражения действительности.

34.Сознание как высшая форма отражения действительности.

35.Познание как предмет философского анализа.

36.Проблема антропосоциогенеза: пути и определяющие факторы эволюции человеческого общества. Сущность этногенеза.

37.Техногенная эра, современная социально-экологическая проблема и пути её решения.

38.Изменения структуры экономической жизни в процессе исторического развития.

39.Понятие социальной сферы жизни, её структурные компоненты и роль в обществе.

40.Мораль и право, их взаимосвязь и функции в обществе.

41.Понятие общественной психологии и общественной идеологии, их взаимосвязь.

42.Изменение характера труда в процессе автоматизации и роботизации производства.

43.Воздействие НТР на систему образования и воспитания в обществе.

44.Особенности кодирования и хранения информации в механизмах индивидуальной и общественной памяти.

45.Роль социальной информации в развитии общества.

46.Сущность нравственной культуры.

47.Элитарная и массовая культура.

48.Восток-Запад-Россия: цивилизационные типы.

49.Основные черты техногенной цивилизации.

50.Общество и его структура.

51.Происхождение и сущность государства.

52.Материальная сфера общества.

53.Диалектика производительных сил и производственных отношений.

54.Базис и надстройка: взаимосвязь и взаимодействие.

55.Социальные отношения и их структура.

56.Социальное равенство и социальная справедливость.

57.Политическая сфера общественной жизни.

58.Современные политические отношения и политические действия.

59.Гражданская активность и гражданское общество.

60.Гражданская активность личности.

61.Духовная жизнь общества.

62.Искусство и его роль в обществе.

63.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

64.Общественное сознание.

65.Формы общественного сознания.

66.Уровни сознания.

67.Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание.

68.Политическое и правовое сознание.

69.Индивид, личность, индивидуальность.

70.Личность и ее социальные роли.

7.4. Основное содержание реферата

Основное содержание реферата отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам. Реферат должен содержать:

· титульный лист;

· оглавление (план);

· введение;

· основную часть;

· заключение;

· список использованной литературы.

Образец титульного листа к реферату дан в Приложении А.

Единой схемы составления плана не существует, главное, чтобы его пункты представляли собой логическую канву проблемы.

Во введении должно быть дано обоснование выбора темы, раскрыты ее научная актуальность и практическое значение, цель, задачи исследования и его методологическая, теоретическая и информационная база.

В основной части содержатся 3-4 вопроса, которые можно оформить в виде глав с подпунктами к ним, причем каждый из них выделяется.

В основной части работы следует использовать выдержки, цитаты из литературных источников, сноски к которым оформляются постранично. Заимствование текста чужих статей, монографий без ссылки на них недопустимо.

При наличии по одному вопросу нескольких точек зрения нужно на основе убедительных доводов показать, какую из них и почему студент считает правильной. При изложении материала следует избегать книжных формулировок и выражений, лучше раскрыть основное содержание работы своими словами четко и понятно. Это требует от студента большой творческой активности, самостоятельности в обобщении изученных источников, умения обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему.

Весь реферат должен быть хорошо вычитан. Выполняя эту работу, студенту необходимо исправить грамматические ошибки и еще раз обратить внимание на конкретность и качество формулировок, логику, четкость и точность обоснования каждой мысли. Следует также стремиться к тому, чтобы конкретного (фактического) материала было достаточно для усиления выдвинутых тезисов и положений.

В заключении даются общие выводы, которые должны раскрыть поставленную в названии реферата проблему.

Завершает реферат список использованной литературы, оформленный согласно ГОСТу: литература даётся в алфавитном порядке; допускается разделение монографий и статей.

Примером правильного оформления библиографии служит список рекомендуемой литературы, данный в конце методических указаний.

 

7.5. Общие требования к оформлению реферата

 

Реферат относится к текстовым документам и должен соответствовать требованиям ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 2.106 – 96. Он выполняется на одной стороне стандартного листа формата А-4 (210×297 мм) без рамки, нелинованного. По всем четырем сторонам листа делаются следующие отступы: с левой стороны – 30 мм, с правой – 15 мм, снизу и сверху – по 20 мм.

Текст выполняется либо в рукописном варианте, либо на компьютере 14 шрифтом через 1,5 интервала. Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам. Все пункты плана выделяются в тексте. Заголовки следует писать с прописной буквы без точки в конце. Введение, заключение и список литературы рекомендуется начинать с нового листа.

Текст должен быть кратким и не допускать различных толкований. Он должен быть изложен кратко, логично без общих рассуждений и частого повторения одних и тех же слов и оборотов речи, в нем должна прослеживаться четкая связь между всеми частями работы. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Приложения следует помещать после текстового материала и обозначать заглавными буквами русского алфавита, начиная с А.

 

Рекомендации по организации работы над рефератом

Подготовка реферата – это особый вид работы с литературой, прежде всего научной. Изучение литературы к теме следует начинать с учебников и учебных пособий, которые более доступны и позволяют определить круг рассматриваемых вопросов избранной темы. Однако эти источники не могут быть использованы в качестве теоретической основы реферата. Являясь самостоятельным исследованием, он должен опираться на научную, монографическую литературу, а также журнальные статьи. Работа с монографиями включает ознакомление с заглавиями, аннотациями, предисловиями, в которых содержатся данные о структуре издания, его актуальности и отличии от других работ. Что касается периодической печати, то следует просмотреть, начиная с 2000 года, двенадцатые номера таких журналов, как «Вопросы философии», «Полис», «Социс», «Общественные науки и современность», выбрать статьи, относящиеся к теме реферата. Подобный подход позволяет за максимально короткий срок определить ценность библиографических источников и составить их список.

Предварительное общее знакомство с литературой чрезвычайно полезно. Проведя систематизацию изученных работ, студент одновременно определяет способы будущей обработки того или иного материала. Изучение вопросов темы лучше начинать с основных обобщающих работ, постепенно переходя к специальным исследованиям. При изучении научной литературы надо обязательно обращать внимание на научно-справочный аппарат: примечания, подстрочные ссылки, библиографию, приложение и т.д.

Изучение специальной литературы может производиться двумя способами. В каждой научной работе материал, относящийся к теме, прочитывается и осмысливается сразу по всем вопросам. В этом случае после изучения каждого такого источника у студента складывается более или менее цельное представление о содержании реферата. Но при таком способе труднее акцентировать внимание на каждом его вопросе в отдельности. Поэтому применяем и другой способ – изучение литературы по каждому отдельному вопросу.

При изучении литературы нужно записывать все встречающиеся спорные вопросы, выявлять точки зрения различных авторов, с тем чтобы, сопоставив их, получить правильное представление об исследуемом объекте.

Изучив необходимую по данной проблеме литературу, автор должен разобраться в имеющихся точках зрения, показать умение обобщать, систематизировать, сопоставлять, кратко и концептуально излагать и оценивать идеи различных авторов и на этой основе формулировать собственную точку зрения или присоединяться к одной из изложенных в научных работах.

После ознакомления с литературой студент составляет план реферата. План работы есть отображение ее структуры, под которой понимается порядок построения и взаимосвязь ее частей. Следует отметить, что часто встречается такой недостаток, как несоразмерность глав, разделов темы, что объясняется увлечением какой-то одной проблемой в ущерб другим.

Порядок выполнения реферата заключается:

· в изучении литературных источников;

· составлении плана;

· сборе, обобщении и анализе теоретического материала;

· промежуточных консультациях с научным руководителем;

· оформлении текста и представлении его для рецензирования научному руководителю;

· подготовке к защите.

Срок выполнения реферата зависит от избранной темы, так как его защита проводится на том семинарском занятии, на который выносится сходный круг учебных вопросов. Во время подготовки реферата студент должен консультироваться с научным руководителем, причем делается это поэтапно: после подбора литературы к теме и составления плана. Лишь после этого наступает стадия оформления материала и представления на рецензирование окончательного варианта.

 

Порядок защиты реферата

 

Написание реферата – важная, но не единственная составляющая процесса его подготовки. Защита проводится перед научным руководителем и студентами группы и заключается в кратком изложении результатов исследования, в ответах на вопросы и в пояснении своих выводов дополнительными аргументами. В ходе защиты студент совершенствует свои навыки общения с коллективом и умение установить «обратную связь», то есть контакт и взаимопонимание. По качеству защиты можно судить не только о степени усвоения студентом исследуемой проблемы, но и о его грамотности, мировоззрении, общей культуре и умении излагать свои мысли. Студенты, подготовившие наиболее удачные рефераты, могут быть рекомендованы к участию в студенческих научных конференциях.

Оценивается реферат по системе «зачтено», «незачтено» и зависит от знания студентом существа проблемы и умения грамотно отвечать на вопросы и критические замечания.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2009.

2. Аристотель. Соч.в 4-х т.-М.: Мысль, 1984.

3. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - М.: СПб., 2009.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд.- М.: Правда, 2009.

5. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. М., 2009.

6. Бердяев Н.А. Философия свободы. - Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2007.

7. Бодрийар Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2008.

8. Блинников Л.В. Великие философы. – М.: Логос, 2008.

9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 2006.

10.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 2008.

11. Замалев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 2006.

12. Канке В.А. Философия: Учебник. М., 2009.

13. Козловски П.Современность постмодерна //Вопросы философии, 2005. - №10.

14. Мел Томпсон. Восточная философия /Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2009.

15. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 2004.

16. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 2006.

17. Рассел Б. История западной философии. – Ростов на - Дону: Феникс, 2009.

18. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2006.

19. Горшков В.А., Свечников В.П. Основы общей методологии исследования систем. М., 2002.

20. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 2008.

21. Философия: Учебник /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

22. Философский энциклопедический словарь. М., 2009.

23. Фергюсон А.Опыт истории гражданского общества.- М.: РОССПЭН, 2010.

24. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.- СПб.: Наука, 2010.

25. Хайдеггер М. Бытие и время.- М.: AdMarginem, 2007.

26. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии (любое издание).

27. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание).

28. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 2008.

 

 

Образец титульного листа Приложение А

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.Н. ТУПОЛЕВА

Зеленодольский филиал

 

 

Реферат

По дисциплине «Философия»

на тему _________________________________________________________

 

Выполнил: ______________________

Специальность: __________________

Группа:_________________________

 

Проверил: _____________________

( Ф.И.О.,звание, ученая степень)

 

 

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.028 с.