Понятие и факторы конкурентоспособности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие и факторы конкурентоспособности

2017-11-22 491
Понятие и факторы конкурентоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов управления конкурентоспособно­стью бизнеса в современный век глобализации, развития технологий и ин­новаций. Цель работы состоит в проведении анализа значимости факторов конкурентоспособности и предложении компаниям эффективных инстру­ментов создания конкурентных преимуществ.

Ключевые слова

Бизнес, конкурентоспособность, внешняя среда, внутренняя среда, со­трудничество, слияния и поглощения, стратегическое лидерство.

Введение

Обеспечение конкурентоспособности национального бизнеса – задача, в поиске решения которой постоянно находятся как представители бизнеса, так и органы власти. Компании в первую очередь стремятся закрепить позиции и обеспечить конкурентные преимущества своей продукции и своего конкретного пред- приятия. Однако в том случае, если потенциальная или реальная угроза их конкурентоспособности касается интересов всей отрасли, компании зачастую переходят на общеотраслевой уровень и совместно разрабатывают стратегические решения для укрепле­ния позиций всего сектора экономи­ки.

Государство, говоря о нацио­нальной конкурентоспособности, имеет в виду в первую очередь конку­рентоспособность экономики страны в целом, понимая, что для этого нуж­ны конкурентоспособные отрасли, предприятия и продукция. С этой це­лью органы власти будут предлагать различные методы поддержки бизне­са, менять законодательство, решать инфраструктурные, экологические вопросы и т. п.

Однако на каком бы уровне не решались вопросы обеспечения кон­курентоспособности, универсальные рецепты отсутствуют до сих пор. В каждой конкретной ситуации при вновь возникающей проблеме те же меры могут дать как положительный, так и отрицательный результат, на­столько сложна, многообразна и дина­мична среда, в которой формируются конкурентные преимущества бизне­са.

В настоящем исследовании ставится цель рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности бизнеса, чтобы в дальнейшем пред­ложить ряд инструментов, которые в современных условиях и ближайшее десятилетие будут наиболее эффек­тивными в управлении конкуренто­способностью на уровне компаний.

Заключение

Обеспечение конкурентоспо­собности бизнеса в XXI веке, в усло­виях глобализации, инноваций, знаний и технологий, становится все более сложной задачей для компаний. Умение предвидеть изменения, инициировать их и быстро принимать эффективные стратегические решения становится первостепенным фактором в обеспе­чении лидирующих позиций на рын­ке. Изменения могут происходить во внешней или внутренней среде компа­нии и являться как источниками, так и угрозами для конкурентоспособности.

Наиболее эффективными ин­струментами реакции бизнеса на ди­намику факторов внешней среды или её форсированного изменения в насто­ящее время являются сотрудничество фирм и слияния / поглощения. Эти две стратегии внешнего роста широ­ко используются бизнесом и дают ряд преимуществ, необходимых для за­крепления и лидерства на рынке.

Среди внутренних и внешних источников конкурентоспособности решающую роль на современном этапе играют факторы внутренней среды ком­пании. Качество и разнообразие ресур­сов и бизнес-процессов, способность компании создавать знания и инновации определяют быстроту и эффективность реакции на изменения во внешней среде. Важнейшее значение в управлении вну­тренней средой играет стратегическое лидерство как новый стиль управления организацией в XXI веке, при котором руководство направляет потенциал всех человеческих ресурсов фирмы на созда­ние знаний и инноваций, что приводит к росту стоимости бизнеса, доли рынка и уровня рентабельности как основных показателей конкурентоспособности компании.

Библиография

1. Басманов Е. Бренд Apple стал еще дороже // РБК daily. [Электронный ре­сурс]. – Режим доступа: www.rbcdaily.ru/2012/09/20/world/562949984752964.

2. Кит П.П. Формы межфирменных стратегических альянсов в автомобильной промышленности // Бизнес пищевых ингредиентов. – 2006. – № 12. – С. 36.

3. Коваленко И.С. Теория Г. Хофстеде как основа кросскультурных исследова­ний в маркетинге // Научный потенциал студенчества в ХХI веке. Материалы III международной научной студенческой конференции. Т. 2. – Ставрополь, 2009. – С. 74-77.

4. Любимская А. Седьмой вал // Эксперт. – 2010. – № 6(90). – С. 8.

5. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяй­стве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 496 с.

6. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисло­вием Щетинина В.Д. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.

7. Прытин Д. Самые дорогие бренды мира в 2009 году // РБК.Рейтинг. [Элек­тронный ресурс]. – Режим доступа: www.rating.rbc.ru/article.shtml?2009/10/06/32578590.

8. Grant R.M. Contemporary strategy analysis. – Oxford: Blackwell Publishing, 2002. – 551 p.

9. Ireland R., Hitt M. Achieving and maintaining strategic competitiveness in the 21st century: The role of strategic leadership // Academy of Management Executive. – 2005. – No. 4 (19). – Pp. 63-77.

10. Snowdon B., Stonehouse G. Competitiveness in globalized world: Michael Porter on the Microeconomic Foundations of the Competitiveness of Nations, Regions and Firms // Journal of International Business Studies. – 2006. – No. 2(37). – Pp. 163-175.

Klochko Ol'ga Aleksandrovna

PhD (Economics),

associate professor of the department of trade policy,

National Research University Higher School of Economics,

P.O. Box 101000, Myasnitskaya str., No. 20, Moscow, Russia

Abstract

The article is dedicated to the issues of managing competitiveness in the modern age of globalization, technology and innovation. The purpose of the paper is to analyze the influence of factors of competitiveness and offer effective tools for companies to create competitive advantages. The working classification of com­petitiveness factors includes external and internal factors. The external business environment covers industry-specific environment – competitors, customers, suppliers, as well as non-sectoral, economic, social, political, technological and other factors. The most effective tools for business responses to the dynamics of environmental factors or its forced changes in the present are different forms of inter-firm co-operation and mergers and acquisitions strategy. Both external growth tools are widely used in business and provide a number of benefits that are required for tightening up and market leadership. However, the leading role in ensuring the competitiveness of the business at the present stage plays the internal environment of the company, its resources and business processes. The quality and uniqueness of the internal environment of the company is provideв by the strategic leadership – a leadership style, aimed at knowledge, innovation and technology creation that are not available to competitors. Research methods include theoretical analysis, interviewing experts, analysis of best practices. The results can be used by management companies in various economic sectors in the development, adoption and implementation of strategic decisions. Author's contribution consists in providing the most effective management tools of busi­ness competitiveness at present.

Keywords

Business, competitiveness, external environment, internal environment, coop­eration, merger and acquisition, strategic leadership.

Introduction

Securing national business com­petitive power – is the problem which both business representatives and gov­ernment authorities are in search of the solution to. First and foremost companies tend to consolidate their positions and se­cure competitive edges of their products and their concrete enterprise. However in case of potential or real threat to their completive ability concerns the interests of the whole branch, the companies often pass to industry-wide level and work out corporate actions in order to consolidate the positions of the whole economy sec­tor. Speaking of a national competitive ability a state, first and foremost, means competitive ability of national economy in whole, understanding that for that end there is a need for competitive branches, enterprises and products. With this end in view authorities will offer various meth­ods of business support, change laws and regulations, solve infrastructural and en­vironmental matters etc.

Yet, so far there are no universal formulations regardless of the level these competitive ability problems are solved on. In each specific situation the result can be both positive or negative as the environment where such business com­petitive advantages are formed is very complex, multifarious and dynamic.

The present study intends to ex­amine the idea and factors of business competitive ability, so that from this point on offers a range of tools which will be the most effective in competitive abilities control on the level of compa­nies in the near decade.

Idea and factors of competitive ability

The term "competitive ability" during the last 20 years became rather actual because a great number of new states entered the circle of the world economy so economical competition among countries has strengthened. Rev­elation of national markets, lowering of trade barriers, globalization and interna­tionalization processes as a whole led to that sort of aggravation of competition, so in actual fact none of a company in the world can be sure in its tomorrow. There are always new threads on the horizon in the form of pioneer substitute products, bankruptcy of suppliers, changes in tax regulations, rates of exchange, countries entering WTO, world crisis etc.

The actuality and complexity of the problem can be confirmed by the fact that the questions of competitive ability are considered by economists of different specializations and are set out in various economic disciplines. Thus, competitive goods is mainly marketing field of re­search, which educe essential consumer qualities and terms of goods proposal in the market with a view to ensuring great demand for it. A competitive company – is the problem of strategic management which allocates the targets of business profitability and its benefits, which are necessary for long-term market pres­ence. The competitive branch and na­tional economy are studied by special­ists in the field of world economy as here the competition is of international aspect and the function of government regula­tion in some cases is of fundamental im­portance.

On account of the fact that the idea is multilevel there is no single, rec­ognized definition of the term "competi­tive ability. Therefore prior to relying on one oа the multiple definitions we need to define which level is the key and backbone one. Without controversy that is the level of a company. It is just a company and, to be more precise, its actions an decisions realized by its man­agers and employees make products, compete with other national and foreign companies, together with other compa­nies of the country form a branch and contribute in national GDP. The leading researchers in this field consider market share and profitability as the basic crite­ria. The positive dynamics of these rates in the longer term mean that the prod­uct of a company finds a market, i.e. it is competitive, that the branch wherein the firm is functioning is consolidating on domestic or foreign markets, that it contributes to national economy by way of work positions, taxes, levies and other payments.

However, while distinctly un­derstanding the main objectives of their business and criteria of competitive abil­ity, all too often companies do not know where to find growth sources and do not investigate which factors bring an ap­preciable effect and which should not be considered at all. Aside from that when colliding with changes managers often respond to accomplished events just us­ing intuition or the most evident short-run decisions. Yet it would be more ef­fective to foresee the events which can influence their business, and to develop reaction strategies through acting pro­actively. In such a manner business may not wait for any changes but to create, but to provoke them pro domo sua.

The most complete system of sources of competitive advantage of a company was suggested by an English scientist in the field of strategic manage­ment R. Grant. One of the approaches he proposed lies in separation of inner and external sources. For example the exter­nal sources include shift in consumers' tastes, onset of new goods and services on the market, departures of foreign eco­nomic policy of the state, changes of free market prices etc. Yet to the end that the external change frames the calmative ad­vantage, it must render differentiated ef­fect on companies owing to their various resources and responsibilities or strate­gic positioning. The peculiarities of the internal environment of a company, its resources and business processes define the character and rate of response to ex­ternal changes, that's why the quality of internal environment also leads to en­hancement or loss of competitive abil­ity.

Conclusion

Securing business competitive abilities in the 21st century, in the age of globalization, innovations, knowledge and technologies becomes more and more troublesome problem for compa­nies. Ability to foresee changes, initiate them and quickly make effective strate­gic decisions becomes the supreme fac­tor as a security of leading positions on the market. Such changes can take place in internal or external environment of a company and be both the sources of competitive ability and threats for it.

At the present time the most ef­fective tools of business reaction to the dynamics of external environment fac­tors or its forced change are cooperation of firms and merge. These two strategies of external growth are widely used in business and give a range of advantages necessary for consolidation and leader­ship on the market.

In recent times factors of internal environment of a company play the de­cisive role among external and internal sources of competitive ability. Quality and diversity of recourses and business processes, a company's ability to create knowledge and innovations determine the quickness and effectiveness of reaction as for changes in external environment. Strategic leadership, as a new organiza­tion management style in the 21st century wherein management direct all human recourses of a company to creation of knowledge and innovations, has the most important meaning in management of in­ternal environment. And it results in busi­ness cost increase, market share and level of profitability as the basic indexes of a company's competitive ability.

 

References

1. Basmanov, E., "The brand Apple became more expensive" ["Brend Apple stal eshche dorozhe"], RBK daily, available at: www.rbcdaily.ru/2012/09/20/world/562949984752964

2. Grant, R.M. (2002), Contemporary strategy analysis, Blackwell Publishing, Ox­ford, 551 p.

3. Ireland, R., Hitt, M. (2005), "Achieving and maintaining strategic competitiveness in the 21st century: The role of strategic leadership", Academy of Management Ex­ecutive, No. 4(19), pp. 63-77.

4. Kit, P.P. (2006), "Forms of inter-firm strategic alliances in automobile industry" ["Formy mezhfirmennykh strategicheskikh al'yansov v avtomobil'noi promyshlen­nosti"], Biznes pishchevykh ingredientov, No. 12, p. 36.

5. Kovalenko, I.S. (2009), "Geert Hofstede's theory as a basis for cross-cultural re­search in marketing", Scientific potential of students in XXI century. Proceedings of the III International Scientific Student Conference. Vol. 2 ["Teoriya G. Khofstede kak osnova krosskul'turnykh issledovanii v marketinge", Nauchnyi potentsial stu­denchestva v KhKhI veke. Materialy III mezhdunarodnoi nauchnoi studencheskoi konferentsii. T. 2], Stavropol, pp. 74-77.

6. Lyubimskaya, A. (2010), "The seventh grate wave" ["Sed'moi val"], Ekspert, No. 6(90), p. 8.

7. Pilipenko, I.V. (2005), Competitiveness of nations and regions in the world economy: theory, the experience of small nations of Western and Northern Europe [ Konkuren­tosposobnost' stran i regionov v mirovom khozyaistve: teoriya, opyt malykh stran Zapadnoi i Severnoi Evropy ], Oikumena, Smolensk, 496 p.

8. Porter, M., Shchetinin, V.D. (1993), International competition: Trans. from Eng. [ Mezhdunarodnaya konkurentsiya: Per. s angl. ], Mezhdunarodnye otnosheniya, Moscow, 896 p.

9. Prytin, D., ["Samye dorogie brendy mira v 2009 godu"], RBK.Reiting, available at: www.rating.rbc.ru/article.shtml?2009/10/06/32578590

10. Snowdon, B., Stonehouse, G. (2006), "Competitiveness in globalized world: Mi­chael Porter on the Microeconomic Foundations of the Competitiveness of Na­tions, Regions and Firms", Journal of International Business Studies, No. 2(37), pp. 163-175.

Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов управления конкурентоспособно­стью бизнеса в современный век глобализации, развития технологий и ин­новаций. Цель работы состоит в проведении анализа значимости факторов конкурентоспособности и предложении компаниям эффективных инстру­ментов создания конкурентных преимуществ.

Ключевые слова

Бизнес, конкурентоспособность, внешняя среда, внутренняя среда, со­трудничество, слияния и поглощения, стратегическое лидерство.

Введение

Обеспечение конкурентоспособности национального бизнеса – задача, в поиске решения которой постоянно находятся как представители бизнеса, так и органы власти. Компании в первую очередь стремятся закрепить позиции и обеспечить конкурентные преимущества своей продукции и своего конкретного пред- приятия. Однако в том случае, если потенциальная или реальная угроза их конкурентоспособности касается интересов всей отрасли, компании зачастую переходят на общеотраслевой уровень и совместно разрабатывают стратегические решения для укрепле­ния позиций всего сектора экономи­ки.

Государство, говоря о нацио­нальной конкурентоспособности, имеет в виду в первую очередь конку­рентоспособность экономики страны в целом, понимая, что для этого нуж­ны конкурентоспособные отрасли, предприятия и продукция. С этой це­лью органы власти будут предлагать различные методы поддержки бизне­са, менять законодательство, решать инфраструктурные, экологические вопросы и т. п.

Однако на каком бы уровне не решались вопросы обеспечения кон­курентоспособности, универсальные рецепты отсутствуют до сих пор. В каждой конкретной ситуации при вновь возникающей проблеме те же меры могут дать как положительный, так и отрицательный результат, на­столько сложна, многообразна и дина­мична среда, в которой формируются конкурентные преимущества бизне­са.

В настоящем исследовании ставится цель рассмотреть понятие и факторы конкурентоспособности бизнеса, чтобы в дальнейшем пред­ложить ряд инструментов, которые в современных условиях и ближайшее десятилетие будут наиболее эффек­тивными в управлении конкуренто­способностью на уровне компаний.

Понятие и факторы конкурентоспособности

Термин «конкурентоспособ­ность» стал чрезвычайно актуальным в последние 20 лет из-за включения в орбиту мирового хозяйства большого количества новых государств и уси­ления экономической конкуренции между странами1. Открытие нацио­нальных рынков, снижение торговых барьеров и в целом процессы гло­бализации и интернационализации привели к такому обострению конку­ренции, что практически ни одна ком­пания мира не может быть уверена в своём завтрашнем дне. На горизонте всегда возникают угрозы в виде новых продуктов-заменителей, банкротства поставщиков, изменений налогового законодательства, валютного курса, вступления страны в ВТО, мировых кризисов и т. д.

Подтверждением актуальности и комплексности проблемы является то, что вопросы конкурентоспособ­ности рассматриваются учёными-экономистами разных специализаций и излагаются в разных экономических дисциплинах. Так, конкурентоспо­собный товар – это область исследо­вания преимущественно маркетинга, который выявляет необходимые по­требительские качества и условия предложения товара на рынке для обеспечения высокого спроса на него. Конкурентоспособная компания – это задача стратегического менеджмен­та, который во главу угла ставит рен­табельность бизнеса и его прибыль, необходимые для долгосрочного при­сутствия на рынке. Конкурентоспо­собная отрасль и национальная эко­номика исследуются специалистами в области мировой экономики, т. к. здесь конкуренция носит уже исклю­чительно международный характер, и роль государственного регулирования в ряде случаев имеет решающее зна­чение.

В связи с многоуровневостью самого понятия отсутствует единое, общепризнанное определение терми­на «конкурентоспособность». Поэто­му прежде чем опираться на одно из множества определений, целесообраз­но определить, какой из уровней явля­ется ключевым, системообразующим. Бесспорно – это уровень компании. Именно компания, а точнее действия и решения, осуществляемые её менед­жерами и сотрудниками, производит товар, конкурирует с национальными и иностранными фирмами, вместе с другими компаниями своей страны образует отрасль и вносит свой вклад в ВВП государства.

Основными критериями кон­курентоспособной компании ведущие мировые исследователи в данной об­ласти признают долю рынка и рента­бельность2. Положительная динамика этих показателей в долгосрочной пер­спективе говорит о том, что продукт компании пользуется спросом, т. е. он конкурентоспособен, что отрасль, в ко­торой работает фирма, укрепляется на внутреннем или внешнем рынках, что она вносит свой вклад в националь­ную экономику в виде рабочих мест, налогов, сборов и других платежей.

Однако при чётком понима­нии основных целей своего бизнеса и критериев конкурентоспособности компании зачастую не знают, где ис­кать источники роста, и не исследу­ют, какие факторы дадут ощутимый эффект, а влияние каких не следует учитывать вовсе. Кроме того, стал­киваясь с изменениями, менеджеры компании очень часто реагируют на уже свершившиеся события, исполь­зуя при этом интуицию или наиболее очевидные краткосрочные решения. Однако гораздо эффективнее было бы предвидеть события, которые могут повлиять на бизнес, и заранее разра­батывать стратегии реакции на них, действуя проактивно. Таким образом, бизнес может и не дожидаться каких-либо изменений, а создавать, прово­цировать их в своих интересах.

Наиболее полная система ис­точников конкурентного преиму­щества компании была предложена английским учёным в области стра­тегического менеджмента Р. Грантом. Один из предлагаемых им подходов состоит в выделении внутренних и внешних источников. К внешним ис­точникам относятся, например, из­менение вкусов потребителей, по­явление новых товаров и услуг на рынке, новые направления внешнеэ­кономической политики государства, изменение мировых цен на нефть, и т. п. Однако для того, чтобы внешнее изменение создавало конкурентное преимущество, оно должно оказы­вать дифференцированное действие на компании в связи с их различны­ми ресурсами и компетенциями или стратегическим позиционированием3. Особенности внутренней среды ком­пании, её ресурсы и бизнес-процессы определяют характер и быстроту ре­акции на внешние изменения, поэто­му качество внутренней среды также приводит к повышению или потере конкурентоспособности.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.