Введение и актуальность темы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Введение и актуальность темы.

2017-11-22 770
Введение и актуальность темы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Оказание медицинской помощи пациенту, с позиции фельдшера и медицинской сестры, включает жалобы пациента.

Проблемы пациента складываются из физических, психоло-гических, социальных и духовных проблем.

 


Сегодня при изучении строения сердца вы рассмотрите эти проблемы.

 

Нарушение работы сердца человек воспринимает чаще всего с ощущения боли. Боль и является физической проблемой, с которой пациент обращается за помощью. Это проблема паци-ента. Задача медицинской сестры состоит в облегчении состоя-ния пациента. Его необходимо уложить, обеспечить доступ све-жего воздуха, поставить горчичник на область проекции сердца, дать валидол или нитроглицерин под язык.

При болях в сердце человек сталкивается и с психологиче-ской проблемой, которая выражается в паническом страхесмерти, дети останутся одни и др. Этот страх необходимо снять, вселить уверенность в благополучии исхода. Поэтому внешний вид медсестры, ласковый спокойный голос помогают снять этот страх.

 

Необходимо также учитывать и социальные проблемы па-циента: длительная реабилитация, вынужденная нетрудоспо-собность, возможная потеря зарплаты; а также и духовные про-блемы: вера,обычаи,традиции пациента-все это должна ува-жать и учитывать медицинская сестра.

 

Контроль базовых знаний:

 

1. Что такое внутренняя среда организма, её значение.

2. Назовите органы сердечно-сосудистой системы.

 

3. Масса сердца взрослого человека составляет:

 

1. 250-350 гр.

2. 350-450 гр.

 

3. 450-550 гр.

4. Объём сердца взрослого человека составляет:

 

1. 250-350 мл.

2. 350-450 мл.

3. 450-550 мл.

5. Кровь движется по сосудам к сердцу за счёт:

 

1. Сокращения сердца и выброса крови в сосуды.

2. За счёт разности давления по ходу сосудов.

1. За счёт отрицательного давления в грудной по-лости.

 

 


6. Сосуды, несущие кровь к сердцу это:

 

1. Артерии.

2. Вены.

 

3. Капилляры.

7. Обменные сосуды это:

 

1. Артерии.

2. Вены.

3. Капилляры.

 

8. Главная артерия большого круга - аорта выходит из:

1. Правого предсердия.

 

2. Правого желудочка.

3. Левого желудочка.

9. Лёгочный ствол выходит из:

 

1. Правого предсердия.

2. Правого желудочка.

 

3. Левого желудочка.

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Работа с учебником по теме: «Строение сердца».

 

ЗАДАНИЕ 1. Проекция сердца на переднюю стенку грудной клетки.

 

На рисунке показана грудная клетка.

1. Изобразите схематично проекцию сердца на пе-реднюю стенку грудной клетки. Обозначьте вер-хушку сердца и границы: верхнюю, левую, правую и нижнюю.

 

2. Обозначьте и покажите проекцию сердца на ске-лете.

 

 


ЗАДАНИЕ 2. Круги кровообращения.

Просмотрите слайд фильмы «Круги кровообращения»

 

1. Зарисуйте схематично движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

2. Какое значение имеют большой и малый круги кровообращения?

 

ЗАДАНИЕ 3. Строение сердца. Просмотрите слайд фильм «Сторение сердца» «Рисуем сердце»

 

1. Зарисуйте правую половину сердца (предсердие и же-лудочек).

2. Обозначьте миокард и сосочковые мышцы его; эндо-кард и все его дубликатуры; эпикард, переходящий в перикард и околосердечную сумку.

 

3. Сделайте подписи к рисунку.

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Исследовательская работа.

 

Изучение строения сердца на вскрытом сердце млекопитающего, (возможно на му-ляжах сердца).

 

ОСНАЩЕНИЕ:

 

Вскрытое сердце свиньи. Почковидный тазик. Пинцеты, салфетки. Муляжи сердца


Ход работы.

 

1. Определите левую и правую половины сердца, убедитесь, что они не сообщаются между собой. Между предсердия-ми находится соединительнотканная перегородка, а со стороны правого предсердия -овальное окно. Между желу-дочками - мышечная перегородка.

 

2. Определите стенки сердца. Они состоят из трёх слоев. Внутренний - эндокард, соединительно-тканный, покры-

тый эндотелием, гладкий блестящий, выстилает предсер-дие и при переходе на желудочек образует створки (справа - три створки, слева - две створки). К краям створок при-крепляются сухожильные нити от сосочковых мышц же-лудочка. Это трёхстворчатый предсердно-желудочковый клапан. Эндокард выстилает желудочек, сосочковые мыш-цы и у места выхода крупных сосудов (справа - лёгочного ствола) образует три полулунных кармана - это полулун-ный клапан.

 

Средняя оболочка - миокард, построена из сердечной мышечной ткани. Убедитесь, что правый желудочек имеет более тонкую мышечную оболочку, чем левый. Объясните, почему?

 

Наружный слой - эпикард. Это серозный слой, перехо-дящий в париетальный листок - перикард, который образу-ет околосердечную сумку.

 

3. Найдите правое предсердие. Убедитесь, что оно имеет тон-кие стенки, и в него открываются: верхняя полая вена, нижняя полая вена и венечный синус.

 

4. Рассмотрите трёхстворчатый клапан. Представьте, как при сокращении желудочка створки поднимаются, закрывают выход крови назад в предсердие, а сухожильные нити за счет сокращения сосочковых мышц не дают им прогнуться в сторону предсердия.

 

5. Найдите в правом желудочке полулунный клапан - место выхода лёгочного ствола и представьте, как он работает: карманы не мешают току крови в сосуд, а при диастоле, когда давление в желудочке падает, кровь из сосуда не

 

 


может попасть назад в желудочек, т. к. клапан захлопнется.

 

6. Рассмотрите левое предсердие. Убедитесь, что в него впадают четыре лёгочные вены. Между левым предсердием и левым желудочком - двустворчатый (митральный) клапан.

 

7. Определите в левом желудочке место начала аорты и три полулунных кармана - полулунный клапан.

8. В левом и правом предсердиях имеются левое и правое ушки - «запасное» место. Эти две дополнительные камеры имеют гребенчатые мышцы.

 

9. На поверхности сердца найдите борозды: переднюю межжелудочковую, заднюю межжелудочковую и венечную. По бороздам проходят сосуды: левая и правая коронарные артерии и три вены: большая, средняя и малая, которые собираются в венечный синус, открывающийся в правое предсердие.

 

ЗАДАНИЕ 5. Внутреннее строение сердца.

 

Дайте анатомическое название каждой цифре.

 

 


ЗАДАНИЕ 6.

 

 

На рисунке показаны: камеры, клапаны и сосуды сердца. Каки-ми цифрами они обозначены.

 

ЗАДАНИЕ 7. Работа сердца. Используя данную схему опишите работу сердца.

 

 


Вопросы:

 

1. Что такое сердечный цикл.

2. Сколько по времени длится систола предсердий, систо-ла желудочков и общая диастола.

3. Какие два периода наблюдаются в работе желудочков.

 

4. Когда захлопываются полулунные клапаны.

5. Чему равна частота сердечных сокращений у взрослого человека в минуту.

6. Какие звуковые явления возникают при работе сердца. Как можно их прослушать, покажите места их прослу-шивания.

 

7. Объясните возникновение I и II тонов сердца. Почему I и II тоны сердца соответственно называют систоличе-ским и диастолическим.

 

8. Какое влияние на работу сердца оказывают блуждаю-щие нервы.

 

ЗАДАНИЕ 8. Проводящая система сердца.

 

Зарисуйте проводящую систему сердца, обозначьте узлы и пучки автономной системы сердца.

Какое значение имеет проводящая система сердца?

 

Вопросы для творческих студентов

 

1. Объясните причину возникновения ПД (потенциала действия) в синусно-предсердном узле, почему этот узел называется водителем ритма.

2. Скелетные мышцы могут длительно сокращаться. По-чему сердце не может выполнять такую «титаническую работу» (длительный период сокращения).

 

3. Почему за экстрасистолой обязательно следует компен-саторная пауза.

4. Как изменится сила и частота сердечных сокращений при блокаде узла «водителя ритма».

5. Какое влияние на работу сердца оказывает ЦНС.

6. Как изменится работа сердца при повышении давления в предсердиях (от переполнения предсердий кровью).

 

 


ЗАДАНИЕ 9. ЭКГ.

 

1. Что такое электрокардиография и электрокардиограмма?

2. Назовите три классических стандартных отведения для реги-страции электрических потенциалов сердца.

3. Рассмотрите по таблицам, рисункам нормальную ЭКГ, заре-гистрированную в трех стандартных отведениях. Зарисуйте ЭКГ. Обозначьте в ней зубцы Р, Q, R, S, Т и интервалы между ними.

 

 

4. Объясните значение ЭКГ.

ЗАДАНИЕ 10. Сердечно-сосудистая система.

 

Решите кроссворд.

 

По горизонтали:

1. Одно из положений сердца.

 

2. Клапаны, находящиеся у места выхода крупных сосу-дов.

3. Главный артериальный сосуд.

4. Камеры сердца, принимающие кровь.

5. Внутренний листок околосердечной сумки.

 


6. Учение о сосудистой системе.

 

7. Самая толстая оболочка стенки сердца.

8. Центральный орган кровеносной системы.

 

9. Клапан между предсердием и желудочком.

 

По вертикали:

1. Висцеральная оболочка сердца.

2. Складки между предсердием и желудочком.

3. Сосуд, несущий кровь к сердцу.

 

4. Камеры сердца, изгоняющие кровь в сосуды.

5. Препятствует обратному току крови при работе сердца.

 

6. Внутренняя оболочка сердца.

7. Обменные сосуды.

8. Кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца.

 

Ситуационные задачи

 

I. Как будет изменяться работа сердца:

 

1. При раздражении симпатических нервов.

2. При раздражении блуждающих нервов.

3. При избытке в крови ионов кальция и адреналина.

 

4. При избытке в крови ионов калия и ацетилхолина.

II. Сколько по времени будет длиться общая пауза сердца

 

при частоте ритма 70 и 140-сердечных сокращений в ми-нуту?

III. При выходе из теплого помещения на холод у больного возникли боли за грудиной сжимающего характера, кото-рые прошли от приема валидола. Какая патология у боль-

 

ного?

 

IV. О какой патологии сердца указывают следующие симпто-мы:

 

− интенсивная продолжительная боль в сердце, не снимающаяся приемом валидола;

− холодный липкий пот; − падение АД;

 

− общее состояние тяжелое.

V. В душном помещении, при внезапном испуге девушка потеряла сознание. Какую патологию можно предположить?

 


VI. У двухлетнего ребенка - одышка, сердцебиение, цианоз (цианоз - это синюшная окраска кожи и слизистых из-за малого содержания оксигемоглобина в крови). Какая па-тология сердца у ребенка?

 

VII. В результате ревматизма больной перенес эндокардит. При выслушивании определяются шумы в области сердца. Как вы думаете, что развилось у больного?

 

VIII. Какая основная жалоба у больного с инфарктом миокар-да?

IX. Сильная головная боль, мелькание «мушек» перед глаза-ми, рвота, АД - 220/130 мм рт. ст., состояние тяжелое. Ка-кая это патология?

 

X. У больного жалобы на одышку, перебои в сердце, отеки на ногах; при выслушивании сердца определяются: арит-мия, шумы, измененные I и II тоны сердца; в анамнезе ревматизм (ревмокардит). Как вы думаете, какая патоло-гия у больного?

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.