Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-22 | 390 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проблемы психологического сопровождения | Психотехнологии профконсультирования |
1.Определение реальной проблемы профессионального самоопределения | Беседа, интервью, сочинение, психобиография |
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта | Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т. п. |
3. Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности | Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей |
4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии | Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения |
5. Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка | Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др. |
6. Поиск смысловых опор личности вситуациях кризисов профессионального самоопределения | Метод критических событий, психобиография, тестирование и др. |
7. Коррекция профессионального выбора | Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления, проспектированное профес-сиографирование и др. |
Таким образом, социально-психологическое сопровождение на стадии оптации предусматривает участие психолога-профконсультанта на этапах формирования профессиональных намерений, выбора профессии и профессиональной подготовки, а также коррекции выбора и реориентации. Реализация этих видов профориентации осуществляется путем применения развивающих психо-технологий: профессионального консультирования, психодиагностики, психотренингов, психолого-педагогических консилиумов. Эти технологии обращены к личностным механизмам, регулирующим активность оптанта, формирующим позитивное самоотношение, готовность к изменениям и способность проектировать альтернативные сценарии профессионального становления, принятие на себя ответственности за свое профессиональное будущее.
|
Проблема устойчивости профессионального выбора актуальна для любого общества, поскольку ежегодно огромные суммы тратятся на профессиональное переобучение. При этом необходимость получения новой профессии в 30—45 % случаев, по данным Министерства организации труда, связана с различными субъективными факторами, проявляющимися в разочаровании в прежней профессии.
О существовании этой проблемы говорят результаты и наших исследований. Среди мастеров профессионально-технических училищ, повышавших квалификацию, восемь-девять человек из десяти среди своих затруднений в педагогической деятельности указывали на сложности в формировании у воспитанников заинтересованности в профессиональной деятельности. В связи с этим, как они считают, только 10—20 % выпускников через 5 лет работают по специальности, полученной в училище.
Устойчивость профессионального выбора определяется прежде всего тем, насколько основательно и ответственно субъект относится к профессиональной подготовке, рассматривая ее как реализацию своих жизненных планов. Правомерность такой точки зрения связана с тем, что, наряду с операциональным освоением профессии, возникает вопрос о готовности субъекта к принятию связанных с ней жизненных ценностей.
Ответ на этот вопрос с необходимостью предполагает знание субъектом самого себя.
Мы не будем касаться вопроса об индивидуально-типологических особенностях, влияющих на выбор профессии, а сделаем акцент на тех психологических особенностях, которые характерны для возрастной группы, в которую входят учащиеся ПТУ. В училище приходит старший подросток, личностное развитие которого определяется процессом освоения просоциальной деятельности (Д.И. Фельдштейн). Последующий переход к раннему юношескому возрасту связан с изменением ведущей деятельности, ею становится учебно-профессиональная (Д.Б. Эльконин). Полноценный личностный рост на каждом этапе возрастного развития возможен только при условии, что «отработан» предшествующий, если нет, то индивид как бы «застревает», прокручивая через себя одни и те же отношения.
|
Полноценному подростничеству в развитии профессионального сознания соответствует стадия оптации (Е. А. Климов), когда субъектом принимается принципиальное решение, связанное с некоторой общественно значимой сферой производства духовных или материальных благ, в которой он собирается профессионально жить. После чего должен наступить этап, для которого характерны попытки первоначального освоения конкретной профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей («образ Я») и к принятию решения.
Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.
Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью, — социологический подход;
2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе, — социально-психологический
подход;
3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, — дифференциально-психологический подход.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!