Приёмы привлечения и удержания внимания — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Приёмы привлечения и удержания внимания

2017-11-22 389
Приёмы привлечения и удержания внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Название приёма Описание приёма
Голосовая и эмоциональная модуляция Изменение интонации, тембра, высоты голоса
Модуляция темпа речи Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи
Прерывание речи, использование антиципации(догадки) Прерывание речи в словах, достаточно очевидных, с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь
«провалы памяти» «забывание» с просьбой напомнить
жестикуляция Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные
Риторические вопросы Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы даёт ответ сам педагог
Контрольные вопросы Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа
Активное ассистирование Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющегося у них знаний и опыта
Экстраразражители Как бы случайно, но главное внезапно, педагог роняет ручку, книгу, открывает дверь, включает (выключает) свет, музыку и т.п.
«ошибка воспитателя» Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны её отметить. Даже если не заметили, то вернуться к ошибке и спросить «Я верно говорю»

Организация обучения детей

Сравнительная характеристика процесса обучения в детском саду,организованного в виде учебной деятельности и через организацию совместной партнёрской деятельности взрослого и детей

Процесс обучения в детском саду
В виде учебной деятельности Через организацию детских видов деятельности
1. ребёнок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый - главный. Он руководит ребёнком. 1. ребёнок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
2.активность взрослого выше, чем активность ребёнка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) 2.активность ребёнка, по крайней мере, не менее, чем активность взрослого.
3. основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой – либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. «Ребёнок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определённые, присуще дошкольнику виды деятельности…общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность (Дьяченко О.М.). «Сам процесс их выполнения и итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких – либо жестких норм и правил» (Давыдов В.В.) Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
4. основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребёнка.
5. основная форма работы с детьми - занятие 5. 0основное формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д.
6. применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных методов) 6 применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых методов обучения).
7.мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми приёмами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого – вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний» (Модина И.А.) 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны, в первую очередь, с интересом детей к этим видам деятельности.
8.все дети обязательно должны присутствовать на занятии. 8. допускается так называемое свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребёнка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения к участникам этого совместного дела.
9.образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. 9. образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учётом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художников и их произведениях), отдельных методов и приёмов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Таким образом, современные требования к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении предполагают построение субъект – субъектной модели взаимодействия педагога с воспитанниками, в которой каждый из участников занимает позицию равных партнёров, включённых в общую совместную деятельность, в отличие от субъект – объектной модели, в которой взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними конкретные задачи и предполагая конкретные способы и действия их разрешения.

4.1. Технологии и принципы обучения в ДОУ:

Разнообразие подходов

Одной из задач Федеральной программы развития образования в России является обновление содержания и технологий обучения. Рассмотрим технологии обучения:

· технология диалогового обучения;

· технология информационного обучения;

· технология игрового обучения;

· технология проблемного обучения;

· технология опережающего (развивающего) обучения;

· информационные технологии обучения;

· технология проектного обучения;

· технология консультационного обучения;

· технология визуального обучения;

· технология провокационного обучения.

Выбор определяется первыми четырьмя технологиями, которые реализуются в практике деятельности ДОУ.

Технология диалогового обучения основана на философских положениях «образование – диалог культур» (В.С. Библер) и «культура как диалог» (М.М. Бахтин). Она опирается на внутреннее содержание, потребности личности, «карнавал мироощущений» ребёнка (М.М. Бахтин), его полифонический слух по отношению к окружающему миру.

Роль педагога заключается в организации коммуникативной развивающей среды и в умении вести диалог. Итогда структура соответствует беседе и позволяет сочетать элементы учения и диалога. Технологии диалогового обучения присущи следующие особенности:

· развивающая форма деятельности(специально созданная диалогическая среда, свобода и спонтанность);

· эмоционально – чувственная сфера взаимодействия;

· вплетение в диалог словесной игры, музыкальности, художественного образа, театрализации

Технология информационного обучения опирается на принцип активизации ребёнка в обучении и определяется ведущей ролью педагога. Он берёт на себя роль «информатора», передающего знания детям (это может быть и словесная инструкция к деятельности или прямое включение ребёнка в деятельность по принципу «делай как я»).

Структура этой технологии выглядит следующим образом: цель, рассказ, задание на воспроизведение знаний либо задача, деятельность (совместная с педагогом) и результат.

Особенности данной технологии:

· руководящая роль педагога;

· включение детей в деятельность по инструкции педсгога;

· понимание детьми информации педагога.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольников. Роль педагога заключается в создании и организации предметно – пространственной среды. Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.

Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С.А.Шмакову):

· свободная развивающая деятельность(она возникает по желанию ребёнка, ради удовольствия от процесса деятельности);

· творческий характер деятельности (ребёнок импровизируется в игре);

· эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребёнка).

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего ребёнок получает знания.

Структурные компоненты реализации данной технологии: постановка проблемной ситуации, варианты решения (выбор варианта), разрешение проблемы.

Особенности данной технологии:

· проблематизация учебной информации (удивление, любопытство ребёнка)

· активная деятельность ребёнка;

· связь обучения с жизнью, игрой и трудрм;

· исследовательский характер познания.

Технология проектного обучения раскрывается в пособии «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» авторов – составителей Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина и др.

Информационные технологии в обучении детей дошкольного возраста. Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребёнка – это, прежде всего, формирование у него готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

4.2Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности педагога с детьми

Перестройка стиля взаимодействия воспитателя с детьми, ориентация на личность ребёнка, развитие его с учётом склонностей, интересов, способностями и возможностями, построение образовательного процесса на основе личностно – ориентированной модели воспитания предполагает изменение форм обучения детей дошкольного возраста.

Форма обученияограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и воспитанников. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.

Вопрос о формах организации образовательного процесса в рамках организованной образовательной деятельности является на сегодняшний день дискуссионным. С 1953 года до 2010 года одной из основных форм обучения детей в детском саду было занятие.

Занятие – это специально организованная форма обучения детей Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, игры с правилами и др.), а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, конструктивной и пр.

Для занятия был характерен ряд признаков:

· на занятии шло освоение детьми содержания по одному из разделов программы;

· занятия проводились одновременно со всеми детьми группы;

· педагог выполнял на занятии руководящую функцию.

Само слово «занятие» можно рассмотреть через призму однокоренных к нему слов: занятой, занятный, занимательный, заняться, занять и т.д. По сути, «занятой» - имеющий много работы, которую нужно выполнить в определённое время; «занятный» - забавный, мысль заняла, захватила; интересный; «заняться» - действовать самому; «занять» вакансию, роль, позицию, воспользоваться.

Организация обучения детей в процессе совместной партнёрской деятельности взрослого и детей заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создаёт ситуацию, когда дети сами откроют его для себя. Таким образом, он перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником, консультантом в познавательной деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность - это спланированная и целенаправленно организованная совместная деятельность педагога и детей, основанная на одной или нескольких специфических видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, изобразительной, музыкальной, элементарный бытовой труд, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной), направленная на освоение детьми образовательных областей и формирование у них физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Ниже приведена таблица, для того,чтобы разобраться в механической замене термина ««занятие» на термин «непосредственно образовательная деятельность».

Учебное занятие Непосредственно – образовательная деятельность
Организация рабочего пространства
Воспитатель: отдельное место за «учительским» столом Дети: жестко регламентированная рассадка за столами в стиле учебного класса Воспитатель: место за общим столом рядом с детьми Дети: свободное размещение за общим столом; общение друг с другом; перемещение по мере необходимости; возможность обсудить вопросы по поводу выполняемой работы со взрослы
Позиция педагога
учитель   Партнёр по совместной деятельности. Возможность реализации личностно – ориентированного подхода;
Деятельность педагога
Административно – регламентирующий стиль поведения; Передача (трансляция) готовых знаний; Коллективная работа педагога со всеми детьми над одним и тем же материалом   Непринуждённо – доверительный стиль поведения; Организация деятельности воспитанников; Помощь в приобретении универсальных культурных способов действий (умений),помогающих ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности
Отношение педагога к выполнению общей работы
Общее руководство Участие в выполнении части работы
Позиция, деятельность детей
Пассивная позиция, отсутствие выбора, обязательность обучения для каждого ребёнка Активная позиция, возможность выбора – участвовать в общей работе или нет, свобода выбора между различными видами деятельности и их содержание
Темп работы
Необходимо уложиться в сроки, определённые временными рамками занятия, нет возможности довести начатое дело до конца Возможность работать в своём темпе, самостоятельное определение объёма выполняемой работы
Структура проводимого мероприятия
3-х частная: - вводная: сообщение детям темы занятия; - основная; -заключительная: обязательно подведение итогов Длительность занятия: регламентирована Сан Пин, все части занятия входят во временной интервал 3-х частная: - вводная: мотивация детей на деятельность - основная: постановка проблемы (проблемного вопроса),организация детской деятельности, направленной на решение проблемы - заключительная: плавный вывод детей из деятельности(проведение рефлексии – чему научился, что было трудно, как нашли решение и т.п.) Длительность НОД регламентирована Сан Пин, но вводная и заключительные части НОД не входят в регламентированный временной интервал (т.е. находятся за рамками НОД)
Направленность мероприятия
Вооружение детей суммой знаний, умений и навыков, знаниевый подход (парадигма) Формирование компетентностей, деятельный подход, основной результат – развитие личности ребёнка через разные виды детской деятельности
Оформление конспекта
Классический конспект, регламентирующий деятельность воспитателя по реализации программных задач, с указанием предполагаемых (как правило, односложных) ответов детей - технологическая карта, предполагающая деятельность педагога и деятельность детей - направленность на результат
Постановка вопросов (характер)
Констатирующие опросы Проблемные, поисковые вопросы
                   

 

Инициатор деятельности
Воспитатель На равных – педагог и дети, возможен учет индивидуальных интересов и склонностей как всей группы детей в целом, так и каждого ребёнка
Интеграция содержания образовательных областей
Не возможна по причине предметности проводимых мероприятий Возможна, т.к. все образовательные области связаны друг с другом
Отражение комплексно – тематического комплекса
Четко выраженная дифференциация знаний по учебным предметам Построение образовательного процесса вокруг одной темы обеспечивает формирование у ребёнка целостной (элементарной) картины окружающего мира
       

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

· включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

· добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинированного принуждения);

· свободное общение и перемещение детей во время деятельности(при соответствии организации рабочего пространства);

· открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.

Структура непосредственно образовательной деятельности, исходя из этапов осуществления деятельности: мотивационно – потребностный, ориентировочный, операционально – технический, контрольный.

Структурные части НОД Этапы НОД Краткое содержание
1- часть (вводная) Подготовительный (мотивационно – потребностный) Создание образовательной ситуации для плавного и постепенного ввода детей в совместную деятельность со взрослым. Мотивация детей на предстоящую деятельность
2- часть (основная)     Организационный (целеполагание, ознакомление с последовательностью выполнения заданий и т.д.) (ориентировочный) Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми  
деятельностный     Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Этап осуществления самостоятельной работы с детьми (операционально – технический)   Практическое освоение детьми новых способов деятельности  
3- часть (заключительная)   рефлексивный (контрольный) Подведение итогов деятельности, педагогическая оценка результатов деятельности детей, плавный и постепенный вывод из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Аналитический: диагностика осуществляется педагогом по ходу непосредственно образовательной деятельности, направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.
       

Полная характеристика содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности

Подготовительный

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (с помощью мотивации: игровой, проблемно – бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической (обозначающей), соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности). В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие.

В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно – игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Организационный

В ходе включения в деятельность, дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа служат слова: «Хотите?», «Сможете?» Важно понимать, что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому – либо). Как подчеркивал Л.С.Выготский, для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего – то сильно захочу, обязательно смогу,«Я в свои силы»,«Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность

На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»- «хочу»- «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.

Деятельностный

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

Данный этап ключевой, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднениями в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов: «Смогли?»- «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего – то пока не знаю (или не умею)». Как гласит китайская мудрость «Не знать не страшно, страшно – не узнать». Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской цели»), у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, т.е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитие общих учебно – познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением общего опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений. Их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

 

 

Этап осуществления самостоятельной работы детей

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего –то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – «придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам,а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы(подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание(способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание(способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее. При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать, повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?», «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретают опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Рефлексивный

Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью систем вопросов: «Где были?», «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели», а далее задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что – то узнали, чему – то научились, т.е. сводит «детскую» и учебные цели («Вам удалось …, потому что вы узнали(научились).:

В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.

В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей.

Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации(чему обрадовались, удивились, огорчились и т.п.). Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» (Я Могу! Я Умею! Я Хороший! Я Нужен!).

Педагог – новатор Ш.А.Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребёнок со своей миссией – это значит, что каждый ребёнок есть неповторимость и наделён от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриванию как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия. доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем -то какое- то, хоть малюсенькое облегчение, какую- нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им»

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.