Подростки, потребляющие инъекционные наркотики. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Подростки, потребляющие инъекционные наркотики.

2017-11-22 159
Подростки, потребляющие инъекционные наркотики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подростки, потребляющие инъекционные наркотики.

Универсального профиля подростка, употребляющего инъекционные наркотики, не существует. Это могут быть как подростки и молодые люди, живущие на улице, так и те, кто воспитывается во внешне благополучной семье; парни или девушки, оказывающие коммерческие сексуальные услуги и учащиеся средних и высших учебных заведений.

Создание стереотипов по поводу внешности или социального статуса подростков, употребляющих наркотики, с одной стороны, усиливает их дискриминацию со стороны общества, а с другой стороны, создает чувство ложной защищенности от проблемы у тех социальных слоев, которые не укладываются в стереотип. Часто именно стереотипы препятствуют раннему выявлению подростков и молодых людей, употребляющих инъекционные наркотики, так как считается, что в определенной целевой группе их просто не может быть (студенты университетов, молодые мамы, молодые специалисты: медики, педагоги и т. д.).

Факторы риска.

Приобщению к любым наркотикам, независимо от способа их потребления, способствует ряд факторов, определяемых особенностями личности, семейного окружения, влиянием сверстников и общества в целом.

На личностном уровне можно выделить следующие факторы риска:

· отягощенная наследственность (потребление психоактивных веществ родителями);

· органические поражения головного мозга, которые снижают способность индивида переносить физические и психологические нагрузки, противостоять стрессу и негативным влияниям среды, что может подтолкнуть к потреблению наркотиков;

· степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, либо высокая устойчивость) к психоактивным веществам;

· низкая самооценка, неразвитое чувство самодостаточности, высокая потребность в группировании с ровесниками, неумение противостоять их давлению;

· поиск новых ощущений, расторможенность, неумение контролировать себя и прогнозировать последствия своих действий.

Неблагополучная семья – серьезный фактор формирования наркотической зависимости. Конфликты в семье, жестокое обращение с детьми, отсутствие эмоциональной привязанности детей и родителей друг к другу, невнимание к детям, их практическая безнадзорность – все это создает благоприятную почву для формирования наркотической зависимости.

Сверстники, потребляющие наркотики, не только подают плохой заразительный пример, но, как правило, активно вовлекают в свою среду новых потребителей.

С оциально-экономические факторы, способствующие потреблению наркотиков разнообразны. Социально-экономическое неблагополучие, бедность, высокий уровень преступности, связанной с распространением наркотиков, в районе проживания, доступность наркотиков негативно влияют на социальную адаптацию молодежи, провоцируют употребление наркотиков.

Защитные механизмы.

Осведомленность о наркотических веществах и последствиях их употребления, ориентированность на достижение определенных жизненных целей, наличие увлечений, сформированность эмоциональной сферы, самодостаточность, умение противостоять давлению, разрешать конфликтные и психологически сложные ситуации – все это личностные защитные механизмы от потребления наркотиков.

Эти личностные механизмы формируются в семье, школе и под влиянием сверстников. Крепкие семейные узы, семейная стабильность и сплоченность, вовлеченность подростка в жизнь семьи, внимание к жизни и интересам подростка со стороны родителей, успешный опыт учебы и общения в школе, успешная социализация среди сверстников и вовлеченность в общественную жизнь – важнейшие защитные факторы, препятствующие потреблению наркотиков.

 

Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Исследователями установлено, что формирование у человека позитивного отношения к окружающемумиру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями злоупотребления психоактивными веществами.

Упражнения

«Шприц» (30 мин.)

Участники садятся в круг. Им дается задание придумать 10 вариантов отказа от принятия наркотика и 10 вариантов предложения его попробовать. Ведущий берет шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Время, отведенное на работу пары — 3 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать наркотик.

Обсуждение

Легко ли было подбирать достойные отказы?

Какие из произнесенных вариантов были самыми эффективными отказами? Почему?

Как себя чувствовали участники в роли уговаривающего и отказывающего?

Какие еще формы отказа существуют?

Провокационные тезисы

Проблему наркомании решить нельзя, т.к. нет общества, свободного от наркотиков.

Только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками.

Наркоманам нельзя помочь.

Полиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.

Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.

Тому, кто стал наркоманом, не повезло.

Наркотики нужно легализовать.

Каждый человек хоть раз в жизни пробует наркотик.

«Насвай» помогает бросить курить.

От марихуаны не развивается зависимость.


«Мифы» (30 мин.)

Цель: информировать участников, развеять мифы.

Материалы: таблички с надписями «да» — «нет».

Таблички прикрепить на противоположные стены. Зачитайте спорное утверждение, предложите участникам встать возле одной из табличек («да» или «нет»). Каждый участник должен отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясните спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Мифы

Наркомания — вредная привычка.

Достаточно 1 раз уколоться — и станешь наркоманом.

Все наркоманы и проститутки — конченые люди.

Марихуана безвредна.

Наркомания неизлечима.

Нельзя дружить с наркоманом.

У каждого есть своя собственная зависимость.

«Чистые наркотики безвредны».

Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.

Не сам наркотик, а его запрет приводит к несчастью.

Человек имеет право осознанно употреблять наркотики. Этим он не приносит вреда окружающим.

Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.


«Высказывания» (60 мин.)

Цель: мотивация подростков к получению информации; развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии; формирование навыка высказывать собственное мнение.

Материалы: карточки с высказываниями на каждого участника.

Тематическое разнообразие высказываний даст приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы, спорные моменты.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями). Дается 10—15 мин., чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники согласны, помечаются.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым участники затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно информированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказываниями или опровергнуть его.

Возможные высказывания

Люди, употребляющие наркотики, опасны, т.к. они совращают других.

Наркотики — это повседневность для подростков.

Алкоголь хуже, чем гашиш.

Алкоголь — это средство, от которого можно стать зависимым.

Подростки принимают «лекарство», чтобы успокоиться перед «контрольной» или экзаменом.

Если человек пьет и курит осознанно в умеренных дозах, то у него не возникнет зависимости.

Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается возможности стать наркоманом.

Доводы учителя, который курит, но запрещает ученикам, выглядят неубедительно.

Иметь возможность достичь состояния опьянения — одна из радостей жизни.

Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании своих друзей и взрослых.


План проведения

Ведущий выясняет мнение группы о том, как формируется наркотическая зависимость, задает вопрос «Что происходит в жизни человека, попадающего в зависимость?». Метод — свободная дискуссия.

Ключевые слова/фразы, на которых необходимо сделать акцент в ходе дискуссии:

«отрывается от людей»;

«не думает о других»;

«остается без денег»;

«теряет работу»;

«проблемы в семье»;

«бросает учебу»;

«болеет».

Затем ведущий предлагает разобрать этапы формирования зависимости на примере опийной наркомании.

Необходимо нарисовать на ватмане или доске прямую линию. Слева последовательно отмечаются этапы:

человек, не потребляющий наркотики;

однократное употребление наркотика и т. д.

Когда ведущий рисует схему, он говорит: «Все начинается с первого употребления опия (есть, конечно, люди, которые останавливаются на этом и никогда в жизни больше его не употребляют, но это происходит редко). На данном этапе человек получает удовольствие от приема».

Далее ведущий чертит на схеме пунктирную линию: так отражается на графике возникновение психической зависимости. Комментарий: эта линия пунктирная, потому что психическая зависимость от опия (героина) может развиться даже после однократного употребления или нескольких раз (у каждого по-разному). Психическая зависимость сохраняется на всех последующих этапах, то есть, если у человека сформировалась психическая зависимость от опия, она останется в той или иной мере на всю жизнь.

Физическая зависимость — это состояние, когда человек перестает получать удовольствие от наркотика. Наркотик включается в обмен веществ и требуется только для того, чтобы организм мог нормально функционировать. На этом этапе при отмене наркотика возникает состояние, называемое «синдром отмены» (абстиненция, «ломка»).

Далее ведущий обозначает на схеме этап, на котором находится зависимый после того, как у него сформировалась психическая зависимость, но физической еще нет. Этот период можно назвать «глухим». Почему глухим? Потому что в этом периоде человек:

считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от употребления наркотика и не попадет в полную зависимость часто выступает в роли вовлекающего, когда он привлекает новых членов в круг потребителей наркотиков, искренне рас-сказывая, как это здорово;

не слышит поступающую информацию об опасности употребления наркотика (даже от наркоманов находящихся в физической зависимости).

Комментарии к схеме

Никто не знает точно, когда появится психическая зависимость от опия. Даже однократное употребление наркотика может привести к психической зависимости.

Зависимость формируется при любом способе поступления наркотика в организм — внутривенном, вдыхание через нос и курение.

В большинстве случаев употребление наркотика начинает осознаваться человеком как проблема, только тогда, когда он попадает в физическую зависимость.

Потребитель, находящийся в физической зависимости, напоминает белку в колесе. Жизнь зависимого человека — это бег по кругу: найти деньги, достать наркотик, употребить его, на какое-то время почувствовать себе нормально, опять искать деньги и т.д.

Можно привести метафору: сравнить наркоманию с «Кощеем бессмертным». Вспомнить вместе с участниками группы сказочный ход; спросить: «Где находится смерть Кощея?»: дерево — сундук — заяц — утка — яйцо — игла. «Смерть Кощея на конце иглы», то есть для того чтобы победить наркоманию необходимо «сломать иглу» — полностью отказаться от потребления наркотиков.


 

После этого предложите участникам проанализировать следующую схему. «Гора жизни».

 

Рисунок №1: человек стоит на горе. Эта гора — символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей (веревок, канатов, шнурков), возможные названия которых: семья,

любовь,

работа,

друзья,

деньги,

секс,

увлечения,

творчество.

Попросите слушателей дополнить этот список, подрисовывая на рисунке поддерживающие человека веревочки.

 

Рисунок №2: человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Комментарий к рисунку

Когда какая-то «связь» истончается или рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные «связи» поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи» рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ. Например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

 

Рисунок №3-4: человек стоит на горе; один из держащих его канатов оборван. Рядом сверху появляется канат — символическое изображение наркотика.

 

Комментарий к рисунку

Итак, сначала наркотики попадают в «поле зрения» человека; здесь может сработать принцип «если вокруг меня люди делают это, почему

 

 

 

 

бы и мне не попробовать?». Человек первый раз берется за «висящий перед ним канат» — героин. Пока это никак не сказывается на всех «жизненных связях». Но постепенно, когда человек начинает употреблять героин все чаще и чаще, он хватается за «второй канат» — возникает зависимость (на рисунке отображается 2-ой висящий канат).

 

Рисунок №5: человек, стоящий на горе, держится только за висящие канаты — «наркотик». «Связи», с помощью которых он держался на этой горе до этого (канаты, веревки), оборваны. Человек уже не стоит на горе, он вот-вот оторвется от земли. Канаты подняли его руки вверх, ион становиться похожим на марионетку.

Комментарий к рисунку

Акцентируйте внимание на том, что героин превращает человека в марионетку, полностью руководит его действиями.

Обратитесь к зафиксированным результатам дискуссии, покажите, что все перечисленное участниками («остается без денег», «теряет работу», «бросает учебу», «болеет», «отрывается от людей», «не думает о других») — это обрыв «связей.

Покажите, что все связи, которые были указаны, рвутся, истончаются.

 

Рисунок №6(а, 6): человек стоит на горе, отпустив висящие канаты («героин»). С горой его связывает только один канат-«семья». Семья, желая оградить его от наркотика, ограничивает его свободу.

 

Комментарий к рисунку

Если человек прекратил прием наркотика и пережил абстиненцию (например, прошел лечение в больнице), кажется, он отпустил канат. Но «канат — наркотик» очень долго остается в поле зрения зависимого (это символ психологической зависимости). В большинстве случаев все-таки остается одна связь — семья. Именно она помогает не упасть человеку. В этот момент важно то, как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничение свободы, т.к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик вновь. Хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому.

Рисунок № 7: человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи.

Комментарий к рисунку. В этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи.

Обсуждение

Ведущий задает группе вопросы для размышления (не для совместного обсуждения).

«Если я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я на первую инъекцию?»; «Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»; «Если я уже употреблял внутривенные наркотики, не нахожусь ли я в психической зависимости от них?».

Подведение итогов занятия. Спросить у группы, что понравилось и не понравилось на занятии. Дискуссия.


 

 

ТЕМЫ ДЛЯ «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

«Мозговой штурм». Этот прием можно использовать при обсуждении любой темы. Ниже приводятся темы, которые используются в семинарах, представленных в настоящем пособии.

«Почему люди употребляют наркотики» (20 мин.)

При обсуждении обратите внимание группы на альтернативные способы достижения эффекта без психоактивных веществ. Возможен вариант, когда участники прописывают или рисуют альтернативные способы получения удовольствия и решения проблем.

Фиксируют следующие идеи: от нечего делать, из любопытства, за компанию, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль.

Обобщая, важно сделать вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.

Причины употребления и последствия употребления наркотиков (20 мин.)

Например:

Причины Последствия

За компанию

Модно

Назло родителям

Чтобы испытать новые ощущения Смерть от передозировки

Потеря уважения окружающих

Гепатиты и СПИД

Конфликты с родителями

Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.

«Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики (20 мин.)

Например: «Плюсы»:

— сохранение здоровья,

— отстаивание своей точки зрения в ситуации давления,

— повышение самооценки,

— сохранение генофонда нации,

— возможность остаться независимым,

— экономия денег.

«Минусы»:

— может потерять расположение компании,

— не попробует чего-то нового и неизвестного,

— рискует выглядеть «белой вороной» в определенной субкультуре.

В некоторых группах любые дискуссии сильно затягиваются, разговор становится все менее и менее содержательным, участники начинают излишне детализировать либо «ходить по кругу»; корректировать этот процесс можно, вовремя делая ремарки по содержанию, и, тем самым уводя дискуссию в нужном тренеру направлении. Этот совет относится и ко всем остальным дискуссионным формам работы на семинаре.

«Что можно сделать, для того чтобы человек изменил свое поведение на более безопасное?» (40 мин.)

Участникам предлагается разделиться на три группы и ответить на поставленный вопрос. Ведущий поясняет задание — необходимо ответить на следующие вопросы:

Чем можно помочь человеку в принятии решения об изменении поведения?

Кто может оказать эту помощь?

После того как все подгруппы доложат результаты своей работы, начинается общее обсуждение. Вывод: изменить поведение человека при помощи давления, запугивания и морализирования очень сложно. Важно, чтобы это решение человек принял самостоятельно.

«Чем подросток отличается от ребенка и взрослого?» (25 мин.)

Участникам предлагается разделиться на 2 подгруппы, одна группа обсуждает отличие ребенка от подростка, другая — отличие подростка от взрослого. После чего идет общее обсуждение в группе, делаются выводы о том, что происходит с человеком в подростковом периоде. Необходимо соблюдать правила мозгового штурма, временные рамки.

Выводы: подростковый возраст имеет ряд особенностей — конформность, максимализм, зависимость от возрастной группы. Нельзя подходить к подростку со взрослыми мерками; но каждый подросток сам должен отвечать за свои поступки, и этому можно научиться.

Необходимо объяснить смысл используемых психологических терминов.

«Роль семьи в формировании зависимости» (40 мин.)

Задача: обсудить с участниками как с будущими родителями, роль семьи в жизни человека: как ребенка, подростка, так и взрослого. Обсудить, какое влияние родители могут оказывать на формирование уверенной личной позиции ребенка.

Ведущий делит участников на 3 микрогруппы и предлагает им подумать над вопросом «мозгового штурма». Задание каждой микрогруппе: в течение 10 мин., соблюдая правила «мозгового штурма», продумать как можно больше характеристик семей, которые способствуют/препятствуют формированию у ребенка зависимого поведения.

После этого группы докладывают, записывая в 2 столбца, свои результаты.

Обсуждение

Обсуждение является наиболее важной и сложной частью этого этапа. Ведущий должен построить обсуждение так, чтобы у участников не сложилось негативного мнения, отношения к своим родителям как к плохим воспитателям. Важно, чтобы не возникло желания оправдывать плохим воспитанием собственное безответственное или опасное поведение.

В ходе обсуждения ведущий может задавать «провокационные» вопросы: «Такие действия всегда формируют наркоманию у ребенка?», «Такие действия гарантируют отсутствие проблем с наркотиками в будущем?» и т.д.

Можно «подбросить» несколько аргументов в столбик «Препятствует». В результате группа должна прийти к выводу о том, что ответственность за свое поведение и свое решение человек всегда несет сам.

 

Подростки, потребляющие инъекционные наркотики.

Универсального профиля подростка, употребляющего инъекционные наркотики, не существует. Это могут быть как подростки и молодые люди, живущие на улице, так и те, кто воспитывается во внешне благополучной семье; парни или девушки, оказывающие коммерческие сексуальные услуги и учащиеся средних и высших учебных заведений.

Создание стереотипов по поводу внешности или социального статуса подростков, употребляющих наркотики, с одной стороны, усиливает их дискриминацию со стороны общества, а с другой стороны, создает чувство ложной защищенности от проблемы у тех социальных слоев, которые не укладываются в стереотип. Часто именно стереотипы препятствуют раннему выявлению подростков и молодых людей, употребляющих инъекционные наркотики, так как считается, что в определенной целевой группе их просто не может быть (студенты университетов, молодые мамы, молодые специалисты: медики, педагоги и т. д.).

Факторы риска.

Приобщению к любым наркотикам, независимо от способа их потребления, способствует ряд факторов, определяемых особенностями личности, семейного окружения, влиянием сверстников и общества в целом.

На личностном уровне можно выделить следующие факторы риска:

· отягощенная наследственность (потребление психоактивных веществ родителями);

· органические поражения головного мозга, которые снижают способность индивида переносить физические и психологические нагрузки, противостоять стрессу и негативным влияниям среды, что может подтолкнуть к потреблению наркотиков;

· степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, либо высокая устойчивость) к психоактивным веществам;

· низкая самооценка, неразвитое чувство самодостаточности, высокая потребность в группировании с ровесниками, неумение противостоять их давлению;

· поиск новых ощущений, расторможенность, неумение контролировать себя и прогнозировать последствия своих действий.

Неблагополучная семья – серьезный фактор формирования наркотической зависимости. Конфликты в семье, жестокое обращение с детьми, отсутствие эмоциональной привязанности детей и родителей друг к другу, невнимание к детям, их практическая безнадзорность – все это создает благоприятную почву для формирования наркотической зависимости.

Сверстники, потребляющие наркотики, не только подают плохой заразительный пример, но, как правило, активно вовлекают в свою среду новых потребителей.

С оциально-экономические факторы, способствующие потреблению наркотиков разнообразны. Социально-экономическое неблагополучие, бедность, высокий уровень преступности, связанной с распространением наркотиков, в районе проживания, доступность наркотиков негативно влияют на социальную адаптацию молодежи, провоцируют употребление наркотиков.

Защитные механизмы.

Осведомленность о наркотических веществах и последствиях их употребления, ориентированность на достижение определенных жизненных целей, наличие увлечений, сформированность эмоциональной сферы, самодостаточность, умение противостоять давлению, разрешать конфликтные и психологически сложные ситуации – все это личностные защитные механизмы от потребления наркотиков.

Эти личностные механизмы формируются в семье, школе и под влиянием сверстников. Крепкие семейные узы, семейная стабильность и сплоченность, вовлеченность подростка в жизнь семьи, внимание к жизни и интересам подростка со стороны родителей, успешный опыт учебы и общения в школе, успешная социализация среди сверстников и вовлеченность в общественную жизнь – важнейшие защитные факторы, препятствующие потреблению наркотиков.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.