Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-22 | 381 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Среди всех возможных стратегий движения к духовно ориентированной цивилизации: экономической, политической, социальной, культурный и др. - особая роль принадлежит воспитанию как научно обоснованному, педагогически организованному процессу. Духовность, понимаемая как устремление человека к высшим ценностям, путь преображения себя, своего внутреннего и внешнего мира, не может существовать вне личности. Духовная цивилизация создает разнообразные условия, благоприятствующие совершенствованию, развитию, преображению человека, преодолению им порока, зла, греха, смерти. Воспитание как процесс поддержки и помощи в духовном становлении и совершенствовании личности должно рассматриваться как решающий фактор построения духовно ориентированной цивилизации. Она состоит из людей, идущих путем духовного совершенствования, стремящихся к нему и нуждающихся в нем. Духовная цивилизация есть по сути цивилизация соборного православного типа.
Исходя из вышеизложенного, цель духовно-нравственного воспитания – становление и развитие человека духовного. Обычно светское и религиозное понимание духовности разделяются. В научной традиции духовность, как правило, отождествляется с понятиями сознания, мышления, с развитием интеллекта и эрудиции. С этой точки зрения духовный человек – это тот, кто получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки, усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как основания собственного поведения. Духовно-нравственное воспитание в таком случае рассматривается как процесс, результатом которого должен стать человек, умеющий жить в соответствии с общепринятыми нормами и производительно трудиться. С позиций православия духовным считается тот, в ком действием Божественной энергии – благодати – душа достигла достаточной чистоты и силы. Термин «воспитание» связывается с «взращиванием» души. Человек сотворен по образу Божию, задача воспитателя и самого человека – раскрыть в себе этот образ, способность к внешнему и внутреннему преображению.
|
Религиозная и антропоцентрическая трактовка человека во многом совпадают и позволяют получить более широкое толкование духовности как движения личности к главным ценностям, возвышающим ее до состояния преображения. Духовная личность – это личность преображенная и преображающая. Духовность – это всегда результат самовоспитания (внутренняя интенция личности) и воспитания (создание условий, способствующих непрерывному совершенствованию). Духовность проявляется в стремлении человека к душевной гармонии и внутренней чистоте, в желании и умении строить отношения с другими людьми на основе добра, истины, красоты, совершенствовать мир и себя в нем. Один из важнейших источников духовности – любовь, ибо без любви творение невозможно.
Понятие «духовность» тесно связано с понятием «нравственность», которую обычно определяют как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. В связи с этим нравственность можно рассматривать как социальный аспект духовности. Этические нормы не могут навязываться человеку. Один из парадоксов нравственных правил, в отличие, скажем, от правовых норм, в том, что они не требуют точности исполнения каких-то предписаний. Да и предписаний никаких нет. Человек самостоятельно решает, как поступить в той или иной ситуации, чтобы это было нравственно. Причем нравственная ценность поступка зависит от степени самостоятельности решения человека.
Выбор нравственных ценностей не может быть результатом давления и принуждения. Подлинно нравственный человек принимает законы морали как личностные смыслы, как часть своего субъективного пространства. Он придерживается правил не из страха наказания или осуждения, не из корысти и желания получить вознаграждение, а потому, что иначе поступить не может, потому что глубоко убежден в справедливости и истинности нравственного императива. Иными словами, нравственному выбору должен соответствовать нравственный мотив: «если добро имеет причину, то это уже не добро» (Л. Толстой).
|
Такое понимание нравственной личности подводит к очень важной мысли: нравственность без духовности лишена оснований. Нравственным может быть только человек духовно развивающийся, творящий, а не выполняющий чьи-либо предписания и указания. Если нравственность не подкрепляется духовной жизнью, то она рано или поздно вырождается в свою противоположность. Не существует нравственности «в чистом виде». Она всегда имеет духовную окрашенность.
Духовно-нравственное воспитание оказывает педагогическую поддержку человеку в процессе его духовного саморазвития, преображения, реализации духовного потенциала применительно к различным сферам жизнедеятельности.
Цель духовно-нравственного воспитания предполагает постановку следующих задач:
- восстановление исторической преемственности национального образования, нацеленного на воспитание личности, которой присущи творческая энергия, совестливость, доброделание, трудолюбие, почитание старших, чувство долга, жертвенное служение, патриотизм;
- обеспечение нравственной ориентации молодого поколения, побуждение его к развитию и совершенствованию;
- содействие формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения;
- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
- воспитание бережного отношения к отечественному культурному наследию; природе страны, истории и традициям своего края;
- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации молодежи;
|
- воспитание культуры межэтнических взаимоотношений;
- развитие творческих способностей личности через создание условий для нравственно ориентированной социализации;
- обеспечение становления учащихся деятельными субъектами сохранения и приумножения культурного наследия;
- укрепление физического и духовно-нравственного здоровья молодого поколения и общества в целом.
Решение поставленных задач предполагает опору на известные методы воспитания, а также придание им дополнительных смысловых оттенков, их творческое развитие. Сохраняют свою актуальность основные группы методов воспитания: методы воспитания сознания, убеждений и методы воспитания привычного поведения. Первая группа носит просветительский характер и предполагает знакомство молодых людей с духовными ценностями и нравственными ориентирами. Вторая – предполагает организацию особого рода деятельности. В настоящей концепции ей придается особое значение. Особого внимания заслуживает такой метод, как социально-культурные практики. Для того чтобы понять его сущность, необходимо признать, что процесс духовно-нравственного воспитания не может протекать исключительно в школе и ограничиваться ее стенами. Он реализуется в открытом социально-воспитательном пространстве, которое предполагает активное включение учащихся в решение социальных и культурных проблем.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!