Формирование православного мировоззрения и христианской нравственности. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Формирование православного мировоззрения и христианской нравственности.

2017-11-22 582
Формирование православного мировоззрения и христианской нравственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы уже говорили выше, целью православного воспитания является спасение души. Чтобы следовать этой цели, необходимо придерживаться определенных правил в воспитании. Важно знать, каким образом мы должны стремиться к этой цели. Принципы воспитания – это наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и к организации воспитательного процесса [154].

Рассмотрим принципы, на которые опирается воспитательный процесс. Их хорошо описывает с православной точки зрения С.Ю. Дивногорцева.

Основной из них – принцип христоцентричности, уподобления Христу как высочайшему нравственному идеалу для подражания. Ориентируясь на него, человек может совершать нравственную работу над собой, чтобы образ Божий раскрылся в его душе во всей полноте. Искупление Им человеческих грехов открыло людям путь к святости. Христоцентричность необходимо воспитывать в сердце и в сознании ребенка, т.к. подлинная личность открывается в личной встрече человека со Христом. А личная встреча со Христом – это, прежде всего исполнение заповедей Христа.

Принцип воцерковления. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания. Вне церковной жизни и без участия в Таинствах не может быть постигнута полнота Божественной благодати. Воцерковление предполагает участие детей в той или иной мере в жизни храма. Но главным должно быть воспитание внутреннего духа церковности.

Принцип целенаправленного и иерархичного развития личности. Согласно христианской антропологии личность построена иерархически, и ее правильное устроение предполагает не равномерное развитие всех ее сторон, а соблюдение иерархии всех ее сил. Богом установленная иерархия была нарушена грехопадением. Правильное с православной точки зрения развитие человека должно стать восстановлением нормальной иерархии сил. Личность развивать и раскрывать необходимо иерархично. Согласно учениям святых отцов основополагающим должно быть развитие духа, а средством к этому служит воспитание страха Божия, молитвы и совести. Но нельзя забывать и о социальной жизни ребенка, психическом, физическом развитии.

Принцип сообразности с природой. Построение системы воспитания с учетом принципа сообразности с природой воспитанника вполне соответствует духу христианства с его высокой оценкой детства. В детях, как замечал прот. Василий Зеньковский, «много первозданной красоты, в них есть отблеск рая» [155]. И те, кто близко соприкасался с детьми, как правило, замечают их необычайную детскую чистоту и открытость. Епископ Евсевий (Орлинский) отмечал: «светлый взор и веселость» являются неразлучными спутниками «благонаправляемого детства». Поэтому только при них воспитание может быть успешным, «они цветы детства, которые, произрастая из нежного сердца, приносят приятные плоды, каковы: спокойствие духа, доверие, откровенность, искреннее участие в счастии или несчастии других и т.п.» [156]. Только опираясь на эти «натуральные данные в душе ребенка» и необходимо строить процесс воспитания, развивая в детях высшие силы. Но в природе любого человека, в том числе и ребенка, есть первородный грех, и потому просто следовать за природой ребенка является легкомыслием. Первой задачей христианского воспитания детей должно быть не раскрытие природы ребенка, как оно есть, а раскрытие тех даров, которые могут способствовать выявлению образа Божия в человеке.

Принцип опоры на антропологические представления о человеке как образе и подобии Божием. Одной из основополагающих задач православного воспитания является оказание помощи детям в освобождении их от власти греха. Это помощь в раскрытии образа Божия в себе, раскрытии пути к вечной жизни, приобщение к ней уже в земной жизни, что немыслимо без пробуждения в человеке глубоко заложенного в нем чувства греха. Это необходимо не только для осознания ребенком своей греховности (что современная светская школа всяческими силами истребляет, размывая понятия добра и зла), но и для воспитания способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему.

Принцип индивидуального подхода. Большое значение имеет знание воспитателем индивидуальностей своих учеников (особенности темперамента, черты характера, привычки, а также мотивы, интересы, отношение к труду, жизненные планы, ценностные ориентиры и т.д.). Для этого воспитатель должен суметь расположить их к себе. Необходимо для каждого ребенка создать условия наилучшего раскрытия личности.

Принцип приоритета воспитания над обучением. Способствуя становлению личности ребенка, необходимо не предупреждать природу, а только помогать ей. Особенно вредно, когда умственные способности начинают пробуждать слишком рано. Это сказывается на характере человека, чертами которого становится холодность, сухость, строгость и т.п. Православная педагогика твердо стоит на то позиции, что религиозное, духовно-нравственно воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

Принцип общественной направленности воспитания предполагает активное включение воспитанника в общественную жизнь, выполнение разнообразных полезных дел. Постоянно участвуя в той или иной форме общественной жизни на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически. Задачу школы прот. В. Зеньковский видел не только в том, чтобы дать ребенку «стать собой», но и в том, чтоб способствовать развитию социальных сил в нем. В этом Зеньковский видел «внутреннюю христианскую правду, ибо Церковь есть освященный факт социальной связности людей» [157].

Принцип согласованности педагогического влияния Церкви, семьи и школы. Все причастные к воспитанию лица должны действовать сообща, предъявлять воспитаннику согласованные требования. Но основной средой воспитания остается семья. Необходимостью для педагога является поддержка и укрепление связи с семьей, согласованность с ней воспитательной деятельности. Семья вместе с Церковью может создать благоприятные условия для нравственного развития и духовного становления ребенка.

Принцип послушания. Послушание – это важнейшая добродетель христианина, лучший способ к победе над последствиями первородного греха. Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует развитие в ребенке всех других душевных достоинств.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.