Основные подходы к воспитанию. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные подходы к воспитанию.

2017-11-22 334
Основные подходы к воспитанию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Долгое время практика воспитания детей находилась под влиянием довольно сухих мотивов педагогики Ветхого Завета и мало преображалась тем, что внесло в мир Евангелие. Это неизбежно исказило проблему воспитания ребенка, потому что оно, как говорит профессор прот. В. Зеньковский, «не дышало всей силой христианского понимания человеческой души» [58].

В этом отношении Ян Амос Коменский впервые выступил с признанием в природе ребенка великих даров. В ребенке он усматривал природное влечение к свету, знанию, добру, а роль воспитания сводил только к помощи ребенку в процессе его созревания. Далее Ж.Ж. Руссо, смотря на свой идиллический взгляд на ребенка, возвращает педагогику к той любви, с которой смотрел на детей Новый Завет. Суровость как принцип в деле воспитания становится после Руссо непризнанием добра в душе ребенка. У Л.Н. Толстого эти взгляды доходят до полного анархизма. Он так умилялся природой ребенка, что снимал «всякие препятствия перед ребенком в его действиях» [59]. Отчасти с Л.Н. Толстым согласиться можно, поскольку и раньше, и довольно часто сейчас процесс воспитания строится без учета интересов ребенка. С этой точки зрения критическая часть «педагогического анархизма» Толстого, как отмечал протоиерей Василий Зеньковский, верна. Действительно, и мы говорили об этом, каждая человеческая душа «должна пройти свой путь», и внешне невозможно устранить того, что «растет изнутри». Исходя из подобных соображений, Л.Н. Толстой и предлагает предоставить ребенку абсолютную свободу. Однако при этом он отрицал не только возможность воспитания, но даже и право на него. Как пишет С.Ю. Дивногорцева, «с точки зрения православной педагогической мысли права на воспитание нельзя отрицать ни в коем случае. На воспитывающем лежит задача угадать логику внутреннего роста ребенка, помочь ему найти самого себя. И эту задачу должны, прежде всего, выполнять близкие ребенку люди – родители и воспитатели. Если они ничего не внесут в душу ребенка, то внесет улица, окружающая обстановка, которая не всегда бывает благоприятной» [60].

Учения Руссо и Толстого положили начало развитию целого рода т. наз. «гуманистических» течений в педагогике и психологии. Так, немецкий педагог Линда создал «педагогику индивидуальности», настаивая на том, что человеку необходимо предоставить полный простор в развитии. Американский педагог Дьюи развил течение под названием педоцентризм, означающим, что педагогика все свои категории должна определять исходя из интересов и потребностей ребенка. Представители т. наз. гуманистической психологии А.Маслоу, К. Роджерс и др. рассматривали личность ученика как сложную индивидуальную ценность, которая обладает потребностью в самореализации своих возможностей.

Все эти и многие другие течения психолого-педагогической мысли привели к созданию и утверждению в сегодняшней практике образования теории, которая в настоящее время обозначается термином «личностно-ориентированное обучение». Несомненные достоинства здесь есть. Это внимание к внутреннему миру ребенка, к развитию его личности, что, несомненно, впадает в русло христианства. Кроме того, внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка привели к мощному развитию и дальнейшему поиску новых, более эффективных методов, форм и средств обучения.

Однако еще протоиерей Василий Зеньковский отмечал, что «чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом» [61]. Действительно, преувеличение многих, пусть даже положительных черт, т. наз. гуманистической педагогики превращает их в недостатки. Православный взгляд на природу ребенка таков, что она считается поврежденной первородным грехом и требует сначала исцеления, а потом развития. Блаженный Августин по этому поводу говорил о том, что младенцы невинны лишь по своей телесной слабости, а не по душе. «Поэтому, - говорит С.Ю. Дивногорцева, - и нельзя полностью определять содержание, методы, формы воспитания, основываясь исключительно на потребностях ребенка. Кроме того, следование за интересами ребенка, а значит, постоянное развлечение его – игра, спонтанная деятельность и исключительно положительные эмоции – может со временем стать самоцелью, а приобретение знаний уйдет на второй план» [62].

Итак, христианство стоит на позиции любви и уважения ребенка, но не принимает гуманистическую (антропоцентрическую) основу современной светской образовательной системы. Для православной педагогической мысли характерна христоцентрическая основа образования.

 

Используемая литература

1. Александр (Семенов Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский. – Париж, 1990.

2. Антология педагогической мысли христианского средневековья. – М., 1994. Т.1.

3. Василий Великий, святитель. Творения. – М., 1846. Ч.3.

4. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1.

5. Дернов А.А. Методика Закона Божия. – СПб., 1913.

6. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2004, с.16-17.

7. Древние иноческие уставы. – М., 1892.

8. Зеньковский В., прот. Педагогика. – М., 1996.

9. Ильминский Н.И. Беседы о народной школе. – СПб., 1889.

10. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. - М., 1991. Т.1. Кн.1; Т.4. Кн.2.

11. Иустинн, философ и мученик. Творения. – М., 1892.

12. Климент Александрийский. Педагог. – М., 1996.

13. Писания мужей апостольских. – Рига, 1992.

14. Победоносцев К.П. Сочинения. – СПб., 1996.

15. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. – СПб., 1994.

16. Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1991.

17. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. – Самара, 1998.

18. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. – 2-е изд. – М., 1915.

19. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Ч.1. Педагогика. Школа. Человек. – Клин, 2002.

20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т.8. – М.-Л., 1950.

22. Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. – Уфа, 1902.

23. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). – М., 1899.

24. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. – М., 1848. Т.2, Т.3.

25. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слову Божьего. – Философские произведения. – Г., 1990.

 

Дополнительная литература

1.Зеньковский В.В., прот. Дар свободы. – Париж.

2.Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1990.

3. Иоанн Златоуст, святитель. О христианском воспитании // О религиозном воспитании детей. Сб. – М., 1993. – С.7-25.

4.Корчак Я. Как любить ребенка. Правила жизни // В кн. «Как любить ребенка». – М., 1990.

5. Лихачев А.Е. Учительное служение Православной Церкви в отношении к подрастающем поколению // Вестник духовного просвещения. - №1. – М., 1994. – С.16-23.

6. Рубинштейн М.М. История педагогических идей. – М., 1912.

7. Русская педагогика в главнейших ее представителях. Хрестоматия / Сост. Демков. – М., 1898.

 

Тема 2.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.