Краткий исторический обзор педагогических идей и систем — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Краткий исторический обзор педагогических идей и систем

2017-11-22 358
Краткий исторический обзор педагогических идей и систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первенствующие христиане направляют свои усилия на то, чтобы дети усвоили веру в спасение, в близость Бога и склонились к спасительной жизни. Средствами воспитания являлись: наставления отца и матери дома, наставления епископов и пресвитеров в собрании верующих, совершение Святых Таинств как всемогущих проявлений Святого Духа, упражнение детей в делах благочестия и в молитве.

Уже в Древней Церкви существовали огласительные школы, в основе которых лежал метод диалога. Так, в 3 веке в Александрии, а затем в Кессарии Палестинской работала Огласительная школа учителя Оригена. Все в ней было построено на диалоге с учениками, на вслушивании в движения их души. В этой школе учились многие будущие знаменитые богословы и среди них Григорий Чудотворец.

В древности были и другие богословские школы, каждая из которых развивала свой метод обучения и воспитания[11]. Вот, например, Антиохийская школа или, как ее еще называли, Восточно-Сирийская с центром в Эдесе. Здесь в основе занятий лежал историко-грамматический принцип. Учащиеся разбирали, переписывали и заучивали сначала Пятикнижие Моисеево, затем книги пророков, затем благовестие Нового Завета. Вся ставка делалась на прилежание, память, на вырабатывание правильного произношения при чтении Священных Текстов. В методическом плане эта школа продолжила традицию синагогальной ветхозаветной педагогики, как бы влив новозаветное содержание в хорошо отработанные в Древнем Израиле формы подготовки учителей и наставников в вере. Во второй половине 4 века этой школой руководил св.Ефрем Сирин. Известно также, что в ней учился св. Иоанн Златоуст, но правда пришел он туда, уже получив довольно хорошее греческое образование и уже сформировавшись как личность.

Нельзя не сказать и о древней богословской школе в г.Иппоне, вдохновляемой блаженным Августином, впоследствии она получила название латинской школы. Здесь в основу воспитания будущих церковных служителей была положена риторика. Развитие церковного красноречия начиналось с Цицерона, чтение и изучение Священного Писания сопровождалось разбором и заучиванием лучших образцов проповедей. Школа ставила перед собой практические цели подготовки пастырей, которые должны уметь толковать тот или иной отрывок из Библии, объяснять людям смысл законов церковной жизни.

Первые воскресные школы и для детей, и для взрослых были созданы в Киеве в 1859 году, когда попечителем Киевского учебного округа был знаменитый педагог и врач Н.И. Пирогов. Он ясно сформулировал свое видение российского образования как образования широкого религиозно-нравственного содержания. Пироговские воскресные школы, о которых мы рассказали, ставили перед собой вроде бы скромные задачи «распространения осмысленной грамотности», на деле же это был пример живой христианской педагогики.

 

Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании. К мужам апостольским относят неизвестного автора «Учения двенадцати апостолов» (Дидахэ), святого Варнаву, святого Климента Римского, святого Ингатия Богоносца, святого Поликарпа Смирнского и Ерму.

«Учение мужей апостольских» (Дидахэ) - это первохристианское творение, написанное в 1056 г. Здесь неизвестный автор напоминает о воспитании детей: «Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но от юности учи страху Божию»[12]. В этих словах мы слышим голос Ветхого Завета. Но все содержание «Учения», пронизанное Евангельской проповедью, Новозаветными заповедями, духом любви и смирения, показывает образцы спасительной жизни, образцы поведения мудреца, идеал христианского совершенства. Вместе с этим показан путь греха, путь смерти, которого следует избегать. Дидахэ регламентирует весь образ жизни раннехристианской общины, определяет содержание воспитания и образования, а также воспитательные средства для достижения христианского совершенства.

«Пастырь» Ерма (40-е гг. 2 века) описывает созидание Церкви Божией в сердцах верующих под видом строения башни. Строители приносили камни различной формы. Одни из них полагались в здание, другие обрабатывались, а иные совсем отбрасывались. В книге объясняется, что башня – это Церковь. Она строится на водах крещения и сохраняется всемогущею силою Господа. Строители – святые ангелы, камни, готовые для строения здания – святые апостолы, свято исполнившие заповеди, пострадавшие за веру. Камни, брошенные недалеко – согрешившие, но имеющие возможность покаяния. Негодные для строительства – люди, враждовавшие друг с другом, омрачившие свою веру пороками, не любящие Господа[13].

Здесь прилагается наставление от имени матери-Церкви: «Послушайте меня, дети: я воспитала вас в простоте, невинности и целомудрии, по милосердию Господа, Который излил на вас правду, чтобы вы оправдались и очистились от всякого беззакония и неправды; а вы не хотите отстать от неправд ваших. Итак, теперь послушайте меня. Имейте мир между собою, надзирайте друг за другом, поддерживайте себя взаимно и не пользуйтесь одни творениями Божиими, но щедро раздавайте нуждающимся»[14].

В книге мы находим и наставления для родителей. Ерму вменяется в грех небрежность в воспитании своих детей. «Впрочем, не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, - говорит Церковь, явившаяся Ерму в виде женщины в первом видении, - но за дом твой, который впал в нечестие против Господа и своих родителей. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их сильно развратиться. За это и гневается на тебя Господь… Ты только не колеблись, но благодушествуй и укрепляй свое семейство. Как кузнец, работая молотом, преодолевает дело, какое хочет; так и праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Поэтому не преставай вразумлять детей своих: ибо Господь знает, что они покаются от всего сердца своего и будут написаны в книге жизни»[15]. «Пастырь» говорит родителям о том, что родительская любовь, не подкрепленная радением о детях, вменяется им в грех. Впервые на страницах книги воспитание детей рассматривается уже не в ветхозаветной традиции – как жизнь в законе Господнем, а как спасение через покаяние.

Послание апостола Варнавы.

Так называемое послание апостола Варнавы на самом деле не принадлежит этому апостолу, сподвижнику апостола Павла. Оно написано автором в 20 – 30-х гг. 2 века. В нем рассматривается учение о двух путях: один – света, другой – тьмы. Рассматривая путь света, автор требует от родителей: «Не умерщвляй младенца (в утробе) и по рождении не убивай его. Не отнимай руки своей от своего сына или своей дочери, но от юности учи их страху Господню»[16].

Послания Климента Римского.

Святой Климент в своем труде дает совет о воспитании детей и об усовершенствовании родителей для успешного воздействия на воспитуемых. «Будем благоговеть перед Господом Иисусом Христом, Коего кровь предана за нас, - говорит он, - будем почитать предстоятелей наших, уважать пресвитеров, юношей воспитывать в страхе Божием, жен своих направлять к добру, чтобы они отличались достолюбезным нравом целомудрия, показывали чистое свое расположение к кротости, скромность языка своего обнаруживали молчанием, любовь свою оказывали не по склонностям, но равную ко всем, свято боящимся Бога. Дети ваши пусть получают воспитание христианина; пусть научаются, как сильно перед Богом смирение, что значит перед Богом чистая любовь, как прекрасен и велик страх Божий и спасителен для всех, свято ходящих в нем с чистым умом. Ибо Он есть испытатель мыслей и желаний наших: Его дыхание в нас, и когда восхощет, возьмет Его»[17].

Святой Поликарп Смирнский.

Сохранилось послание святого Поликарпа к филиппийцам, в котором он преподает ряд христианских наставлений. «Зная, - пишет св. Поликарп, - что мы «ничего не принесли в мир и ничего не вынесли из него», вооружимся оружием правды, и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других, равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием… юноши должны быть непорочны во всем, преимущественно же заботиться о целомудрии и удерживать себя от всякого порока. Ибо хорошо отражать от себя мирские похоти потому, что всякая «похоть воюет против духа», и ни «блудники, ни сластолюбцы, ни мужеложники Царства Божия не наследуют», как и все делающие непотребства. Посему должно воздерживаться от всего этого и покоряться пресвитерам и диаконам, как Богу и Христу, а девам жить с непорочною и чистою совестию»[18].

В послании обращается внимание на то, что учение – это не просто передача знаний, а передача образа жизни. Св. Поликарп не говорит о смирении перед родителями, что со времен Ветхого Завета являлось очевидной истиной, а требует покоряться пресвитерам, т.е. жить по церковным правилам, или воцерковляться. Таким автор послания видит путь к целомудрию и непорочности.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.