Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006)

2017-11-22 1975
Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006)

Структура методики

1. Исследование восприятия ритма

2. Исследование воспроизведения ритма

3. Исследование восприятия интонации

3.1. Определение наличия повествовательного предложения

3.2. Определение наличия вопросительного предложения

3.3. Определение наличия восклицательного предложения

3.4. Дифференциация типов интонации в предложении

3.5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте

4. Исследование воспроизведения интонации

4.1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями

4.2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями экспериментатора

4.3. Воспроизведение отраженно за экспериментатором фраз с противоположными типами интонации

4.4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз

4.5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений

5. Исследование восприятия логического ударения

5.1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово

5.2. Умение выделять слово, выделенное экспериментатором в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку

5.3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте

6. Исследование воспроизведения логического ударения

6.1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу

6.2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением

6.3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам

6.4. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении

6.5. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла

6.6. Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому экспериментатором

7. Исследование модуляций голоса по высоте

7.1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса

7.2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса

7.3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки

8. Исследование модуляций голоса по силе

8.1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

8.2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

8.3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний

9. Выявление назального (носового) тембра голоса

9.1. Определение гипоназализации

9.2. Определение гиперназализации

10. Исследование восприятия тембра

10.1. Различение тембра голоса на материале междометий

10.2. Различение тембра голоса на материале предложений

10.3. Различение тембра голоса людей разного возраста

11. Исследование воспроизведения тембра голоса

11.1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния

11.2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок

12. Исследование речевого дыхания

12.1. Определение типа дыхания

12.2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

12.3. Исследование целенаправленности воздушной струи

12.4. Исследование силы воздушной струи

12.5. Исследование особенностей фонационного дыхания

12.5.1. Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов

12.5.2. Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки

12.5.3. Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда

13. Исследование темпо-ритмической организации речи

13.1. Определение темпа речи ребенка

13.2. Исследование восприятия темпа речи

13.3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи

13.4. Самостоятельное управление темпом речи

14. Исследование состояния слухового самоконтроля

14.1. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов

14.2. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков

14.3. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов

14.4. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов

14.5. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры

14.6. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры

14.7. Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций

14.8. Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении

14.9. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе

14.10. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса

14.11. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи

Содержание методики

Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз

Инструкция: «Произнеси за экспериментатором одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

Фразы Удивленно Радостно Грустно
Снег идет. - - -
Мы пойдем гулять. - - -
Наступила весна. - - -

Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений

При этом образец интонационного оформления предложений экспериментатором не демонстрируется.

Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Экспериментатор в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.

Инструкция: Рассмотри картинки.

Как сказать, что светит солнце?

Как спросить, пойдут ли дети гулять?

Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?

Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?

Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла

Инструкция: «Повтори за экспериментатором фразу: «Папа пришел с работы». Теперь нужно сказать эту фразу по-разному. Первый раз - так, чтобы было понятно, что пришел папа, а не дядя. Второй раз - чтобы было понятно, что папа пришел, а не приехал на машине. Третий раз - нужно голосом подчеркнуть, что папа пришел с работы, а не из магазина».

1-й. Папа пришел с работы.

2-й. Папа пришел с работы.

3-й. Папа пришел с работы.

Определение гипоназализации

При гипоназализации звуки [м], [н] в речи детей звучат как [б], [д].

Материал для исследования: Слова, предметные картинки, в названиях которых встречаются звуки [м], [н].

Инструкция: «Повтори за экспериментатором слова. Назови картинки, при этом зажми нос пальцами».

МАШИНА МОЛОКО
МАК МАЛИНА
НИНА НИТКИ
НОС НОГИ

Процедура: Во время произнесения слов ребенок зажимает нос пальцами. При этом фиксирует, изменяется ли тембр или остается прежним. В норме, при нормальном тембре зажимание носа приводит к гиперназализации (т.е. появляется носовой оттенок голоса). При гиперназализации как при открытых носовых ходах, так и при зажимании носа тембр остается прежним.

Определение типа дыхания

Материал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.

Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки экспериментатора располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.

Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки экспериментатора будут проверять, как ты дышишь».

Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.

Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа - читай нормально, спокойно».

Картинки  
Мой веселый звонкий мяч, Черепаха
Ты куда пустился вскачь? Ёж
Синий, красный, голубой, Заяц
Не угнаться за тобой. Черепаха

Критерии оценки: (см. задания 3)

Исследование просодической стороны речи Е.Ф. Архиповой (Архипова Е.Ф., 2006)

Структура методики

1. Исследование восприятия ритма

2. Исследование воспроизведения ритма

3. Исследование восприятия интонации

3.1. Определение наличия повествовательного предложения

3.2. Определение наличия вопросительного предложения

3.3. Определение наличия восклицательного предложения

3.4. Дифференциация типов интонации в предложении

3.5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте

4. Исследование воспроизведения интонации

4.1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями

4.2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк в соответствии с интонациями экспериментатора

4.3. Воспроизведение отраженно за экспериментатором фраз с противоположными типами интонации

4.4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз

4.5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений

5. Исследование восприятия логического ударения

5.1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово

5.2. Умение выделять слово, выделенное экспериментатором в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку

5.3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте

6. Исследование воспроизведения логического ударения

6.1. Воспроизведение фразы с логическим ударением по образцу

6.2. Сравнение двух предложений, отличающихся только логическим ударением

6.3. Воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам

6.4. Воспроизведение фраз с повествовательной и вопросительной интонацией с перемещением логического ударения в зависимости от количества слов в предложении

6.5. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла

6.6. Выделение слога из цепочки слогов по образцу, демонстрируемому экспериментатором

7. Исследование модуляций голоса по высоте

7.1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса

7.2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса

7.3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки

8. Исследование модуляций голоса по силе

8.1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

8.2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса

8.3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний

9. Выявление назального (носового) тембра голоса

9.1. Определение гипоназализации

9.2. Определение гиперназализации

10. Исследование восприятия тембра

10.1. Различение тембра голоса на материале междометий

10.2. Различение тембра голоса на материале предложений

10.3. Различение тембра голоса людей разного возраста

11. Исследование воспроизведения тембра голоса

11.1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния

11.2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок

12. Исследование речевого дыхания

12.1. Определение типа дыхания

12.2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание

12.3. Исследование целенаправленности воздушной струи

12.4. Исследование силы воздушной струи

12.5. Исследование особенностей фонационного дыхания

12.5.1. Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов

12.5.2. Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки

12.5.3. Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда

13. Исследование темпо-ритмической организации речи

13.1. Определение темпа речи ребенка

13.2. Исследование восприятия темпа речи

13.3. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи

13.4. Самостоятельное управление темпом речи

14. Исследование состояния слухового самоконтроля

14.1. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов

14.2. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков

14.3. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов

14.4. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов

14.5. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры

14.6. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры

14.7. Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций

14.8. Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении

14.9. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе

14.10. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса

14.11. Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи

Содержание методики


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.