Последние годы колхоза «Знамя Ильича» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Последние годы колхоза «Знамя Ильича»

2017-11-22 347
Последние годы колхоза «Знамя Ильича» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(1989 – 2002 годы)

В 1989 году был принят новый Закон «О земле», который ввел понятие – пожизненное наследуемое владение землей. Это предполагало владение, пользование, наследование, передачу в аренду в очень ограниченных законом случаях, но без прав продавать и закладывать участок.

В 1990-1991 году было время явного противостояния за лидерство между Президентом СССР М.С. Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Съезд народных депутатов РСФСР своим постановлением от 22 июня 1990 года списал с колхозов и совхозов не обеспеченную возвратом задолженность по ссудам банков СССР, сложившуюся на 1 июля 1990 года. Прекратил с 1 июля взимание процентов с колхозов и совхозов по отсроченным долгосрочным и краткосрочным ссудам банков СССР [137].

23 ноября 1990 года председатель Верховного Совета РСФСР Б.Е. Ельцин подписал закон «О земельной реформе», которая имела целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР.

Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась. Вводились две основные формы собственности на землю - государственная и частная.

Государственная собственность на землю выступала в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР.

Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передавалось Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Частная собственность на землю реализовалась в виде индивидуальной и коллективно - долевой собственности граждан.

В частную индивидуальную собственность граждан могли передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.

Иностранным гражданам земля в собственность не передавалась.

Наряду с передачей земли гражданам в собственность она по их желанию может быть передана им в аренду.

До юридического закрепления земель в собственность владение, пользование, в том числе в аренду, за гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение 2-х лет с начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.

При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится советами народных депутатов за плату и бесплатно.

Для крестьянского хозяйства земля передавалась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области, могла быть получена за плату.

Для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

Для ведения садоводства и животноводства в собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

За плату передаются в собственность земли, предоставленные после введения в действие настоящего Закона, и земельные участки, предоставленные ранее сверх вновь устанавливаемых норм.

В течение первых пяти лет после передачи земли в собственность граждан ее продажа разрешается только соответствующим Советам народных депутатов. По истечении данного срока сделки по купле - продаже земли совершаются на договорной основе под контролем местных Советов народных депутатов [138].

В целях успешной реализации Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", создания необходимых организационных, экономических и правовых условий для эффективной работы крестьянских (фермерских) хозяйств, Совет Министров РСФСР 4 января 1991 года принял постановление, которым поручил:

в срок до 1 июля 1991 г. провести работу по созданию земельного фонда для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств;

определить по итогам работы за 1988 - 1990 годы перечень убыточных и низкорентабельных хозяйств, на базе которых целесообразно организовывать на добровольной основе крестьянские (фермерские) хозяйства с передачей им безвозмездно основных фондов;

разработать до 1 февраля 1991 г. методические рекомендации по преобразованию этих хозяйств в ассоциации и сельскохозяйственные кооперативы;

утвердить до 1 февраля 1991 г. условия выхода работников из колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий и оказания услуг крестьянским (фермерским) хозяйствам в материально-техническом обеспечении и производственном обслуживании;

при реализации крестьянскими (фермерскими) хозяйствами сельскохозяйственной продукции по свободным ценам их материально-техническое обеспечение осуществляется по договорным ценам;

до 1 февраля 1991 г. разработать план мероприятий по осуществлению программы привлечения помощи соотечественников и лиц российского происхождения в возрождении российского села [139].

Президент СССР М.С. Горбачев 5 января 1991 года издал указ «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы». В указе говорилось, что это необходимо с целью создания условий для эффективного функционирования различных форм собственности и хозяйствования, устранения монополии на землевладение, перехода к многоукладной экономике в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции.

Этим указом предусматривалось сформировать за счет нерационально используемых угодий специальный земельный фонд местных Советов народных депутатов. Из этого фонда предоставлять земли создаваемым крестьянским хозяйствам, арендаторам, сельскохозяйственным кооперативам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.

Отменить все необоснованные ограничения в развитии приусадебного землепользования, сдерживающие расширение личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.

Исходить из того, что крестьянским хозяйствам беспрепятственно выделяются земельные участки в пожизненное наследуемое владение и в аренду.

Для обустройства крестьянских хозяйств, возведения домов, различных хозяйственных построек обеспечить в 1991 году увеличение рыночных фондов на строительные материалы не менее чем в 1,5 раза.

Определить возможные пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, а также предоставления их земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям.

Принудительное расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий недопустимо.

Разработать систему организационно - экономических мер, содействующих привлечению в сельские районы с недостаточной обеспеченностью трудовыми ресурсами переселенцев из других регионов, городов и промышленных центров, а также военнослужащих, увольняемых в запас [140].

Совет Министров РСФСР своим постановлением от 18 января 1991 года утвердил Республиканскую программу проведения земельной реформы на территории РСФСР.

В программе сказано, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю.

Земельная реформа будет проводиться поэтапно. На первом ее этапе осуществляется закрепление земель в федеративную собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее состав, уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, организаций и учреждений, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены на землю.

На втором этапе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, владение, пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Земельная реформа предусматривает введение многообразия форм собственности и стимулирование развития новых форм хозяйствования, а также экономически обоснованное и социально справедливое перераспределение земель для организации более рационального их использования.

В результате осуществления Программы будут созданы условия для равноправного развития коллективных, индивидуальных и других форм использования земли, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности и вредных природных процессов.

Проведение земельной реформы позволит в ближайшее время создать 80 - 100 тысяч крестьянских хозяйств, в 1,5 - 2 раза увеличить площади земель в личных подсобных хозяйствах, в основном обеспечить потребность граждан в садовых и огородных участках и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 - 1,8 раза.

Программой предусматривалось в 1991 - 1995 годах проведение межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель и их предоставление с выдачей документов, удостоверяющих право владения, собственности и пользования землей [141].

15 марта 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР и Совет Министров РСФСР приняли совместное постановление «О дополнительных мерах по ускорению проведения земельной реформы в РСФСР».

В постановлении было отмечено, что в большинстве регионов земельная реформа осуществляется неудовлетворительно, вопросы предоставления гражданам земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства и индивидуального жилищного строительства решаются крайне медленно. В отдельных из них проведению земельной реформы со стороны Советов народных депутатов и исполнительных органов оказывается прямое противодействие.

В целях ускорения проведения земельной реформы в РСФСР и наращивания производства сельскохозяйственной продукции Президиум Верховного Совета РСФСР и Совет Министров РСФСР постановили:

На весенний период 1991 года предоставить право исполнительным комитетам и президиумам местных Советов народных депутатов принимать решения об изъятии земельных участков и предоставлении их гражданам или их коллективам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим утверждением этих решений на сессиях Советов народных депутатов.

В целях удовлетворения указанных потребностей в земельных участках изымать у землепользователей без их согласия неиспользуемые земли, а при необходимости - до 10 процентов площади закрепленных за ними сельскохозяйственных угодий.

Установить недельный срок для рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков.

Местным Советам народных депутатов и органам Государственного комитета РСФСР по земельной реформе до 15 апреля 1991 года обеспечить выделение желающим гражданам земельных участков для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и до конца 1991 года - для строительства индивидуальных жилых домов.

Установить, что временным документом на право собственности, владения и пользования земельными участками на период до выдачи государственных актов является решение Совета народных депутатов или исполнительного органа о предоставлении земель [142].

14 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял еще одно постановление «О дополнительных мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в РСФСР». В постановлении было отмечено, что к 1 июня 1991 г. в Российской Федерации организовано более 24 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Им передано около 1 млн. гектаров сельхозугодий. Функционируют 5 тыс. малых сельхозкооперативов. Началось преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества и ассоциации малых товаропроизводителей.

Вместе с тем в ходе проведения этой работы во многих регионах республики выявились серьезные недостатки и нерешенные вопросы.

Сдерживается процесс выхода работников из колхозов и совхозов, желающих самостоятельно вести свое хозяйство. Им выделяются участки земли, удаленные от населенных пунктов, низкого качества, требующие больших капитальных затрат на обустройство. Размеры этих участков зачастую не соответствуют специализации хозяйства, не позволяют эффективно использовать современные средства механизации.

Неудовлетворительно решаются вопросы финансирования и кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечения их техникой, строительными материалами и другими ресурсами.

Совет Министров РСФСР постановил:

до конца текущего года разработать и утвердить программы развития и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств на период до 1995 года;

предусмотреть меры помощи, включая необходимые льготы крестьянским (фермерским) хозяйствам, объединяющимся в различного рода кооперативы;

при решении вопроса передачи земли в коллективно-долевую собственность не допускается создание в колхозах, совхозах, других сельскохозяйственных предприятиях и кооперативах не предусмотренных Земельным кодексом РСФСР неделимых фондов земли;

размер земельных участков, выделяемых крестьянским (фермерским) хозяйствам, должен определяться в зависимости от их качества, местоположения и с учетом кадастровой оценки;

включать представителей ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в состав коллегий комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам;

оказывать содействие ассоциациям крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в их деятельности, в создании материальной базы, в приобретении транспорта, выделении служебных помещений, средств связи, не допуская при этом вмешательства в их деятельность [143].

С 6 ноября 1991 года по 14 июня 1992 года председателем правительства Российской Федерации был Б.Н. Ельцин, которого заменил в тот день Е.Т. Гайдар. Правление правительства Гайдара было недолгим, до 14 декабря 1992 года, его сменил В.С. Черномырдин.

Правительство Ельцина со 2 января 1992 года отпустило цены на товары, они начали стремительно расти. Регулируемыми государством оставались цены на хлеб, молоко, водку, транспорт, энергоносители и коммунальные услуги, но они резко повысились.

29 декабря 1991 года правительство России приняло пакет решений, направленных на ускорение земельной реформы. Согласно документам, до 1 января 1993 года предлагалось ликвидировать колхозы и совхозы. В течение этого срока хозяйства, на основании решения их коллективов, должны быть преобразованы в акционерные общества, товарищества, кооперативы или же разделены на индивидуальные фермерские хозяйства.

Колхозы и совхозы, не обладающие возможностями для погашения своих задолженностей, объявлялись банкротами и подлежали ликвидации и реорганизации до апреля 1992 года.

Таким образом, в 1992 году началась реорганизация колхозов и совхозов, которая предполагала: передачу земли и неземельных средств производства в собственность трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий; раздел этих фондов на индивидуальные паи; перерегистрацию хозяйств в одну из организационно-правовых форм, разрешенных соответствующим законодательством того периода.

Согласно постановлению правительства России, члены совхозов и работники колхозов, в том числе, пенсионеры, получали - в зависимости от трудового вклада - бесплатную долю в имуществе хозяйства, а также в его земельных угодьях. Владелец имущественного и земельного пая мог использовать его для создания собственного хозяйства, как взнос в акционерное общество, товарищество, а также - продать полностью или частично другим работникам или хозяйству.

Бесплатный земельный пай не мог при этом превышать установленной для данной местности предельной нормы бесплатной передачи земли в частную собственность, - участки земли сверх нормы приобретаются на аукционах [144].

*****

Обрадовавшись деньгам, которые стали получать ежемесячно с 1 июля 1966 года, колхозники тратили их минимально на продукты питания и одежду, не шиковали. Купив холодильники, телевизоры, стиральные машины и велосипеды, на мотоциклы и машины они не тратились. За двадцать лет в нашей местности были куплены 3-4 машины «Запорожец» и 5-6 мотоциклов на все 13 деревень.

Помня все годы нищеты и безденежья, колхозники несли значительные суммы денег в сберкассу. За 20 лет, с 1970 по 1990 годы, каждая семья из двух работников подкопила по 15-20 тысяч рублей, при стоимости легковой машины «Жигули» в 5,3 тысячи рублей, а вездехода «Нива» - 10 тысяч рублей. В 1991-1992 годах все вклады колхозников нагло и откровенно «хапнули» так называемые «новые русские», которые из ничего вдруг стали миллионерами.

Житель деревни Гремячиха А.П. Белоусов, имея богатый опыт работы председателя другого колхоза, решил заняться фермерским хозяйством. Колхоз «Знамя Ильича» передал ему поля возле деревни Гремячиха, трактор, набор сельхозтехники. Фермер принял на работу двух молодых мужчин – Голубева Василия и Румянцева Юрия. Учитывая конкретные обстоятельства и диспаритет цен, фермерское хозяйство продержалось около 5 лет, потом оно полностью обанкротилось. Других фермеров на территории бывшего колхоза не появилось.

Выполняя указания правительства Ельцина-Гайдара, колхозную землю попытались разделить на паи. Но из-за низкой правовой культуры и уровня правоприменения земельные доли были плохо юридически оформлены, их владельцы не представляли себе выгоды и обязанностей владения долями, а сельхозпредприятия, фактически использовавшие земли, не платили арендную плату. Более того, земли, сданные в аренду в виде земельных долей, не были ограничены на местности.

Уже на начальных этапах реформы в аграрном секторе было понятно, что полный переход советского сельского хозяйства на семейный фермерский тип хозяйствования в обозримой перспективе невозможен.

Сельская инфраструктура и технологии аграрного производства долгие годы формировались под крупные предприятия, что препятствовало распространению фермерских хозяйств.

Раздел колхозов и совхозов на семейные фермы в сложившихся обстоятельствах обрекал крестьянство на упадок и разорение.

Поэтому в условиях экономического кризиса было нерационально разрушать пусть даже малоэффективные крупные предприятия, которые зачастую технологически не поддавались разделу на мелкие хозяйства.

Процесс формирования фермерских хозяйств шел крайне медленно. Фермерские хозяйства не имели шансов быстро стать основным сельхозпроизводителем, тем не менее, демонстрировали хозяйственную самостоятельность.

Главными же производителями сельхозпродукции оставались колхозы и совхозы. Поэтому нужно было их приспособить к условиям рынка, чтобы они были способны действовать в новых экономических условиях. Государство, начиная с 1991 года, бросило деревню. Оно сделало приоритетом легкие деньги – продажу нефти, газа, леса, полезных ископаемых. Уничтожая колхозы, представители власти в постсоветской России заявляли, что страну накормят фермеры. Прошло четверть века, страна во многом зависит от импортных продуктов питания.

Попытки в 1990-е годы перевести сельское хозяйство на полную рыночную основу закончились провалом. Аграрный сектор в любой стране не может быть только бизнесом, государство обязано делить с крестьянством все основные риски.

Производство сельскохозяйственной продукции всегда убыточно для крестьянства, особенно производство зерна, овощей и продуктов животноводства. Почти во всех странах мира крестьяне получают денежную дотацию, чтобы довести затраты до себестоимости и получить еще какую-то прибыль. В одних странах дотацию предоставляют переработчики и государство в долях одновременно. При этом, чем большую цену на конечную продукцию устанавливает переработчик, тем больший процент дотаций он выплачивает, а государство доплачивает оставшуюся долю.

В других странах дотацию выплачивают одни переработчики в зависимости от конечной цены продукции. В третьих странах, как, например, было в СССР, дотацию выплачивает только государство.

Основная часть государственной поддержки весь период реформ осуществлялась в виде компенсации расходов на средства производства. С 1992 года, когда проявился диспаритет между закупочными ценами и ценами на ресурсы для этого сектора, государство пыталось компенсировать рост цен на средства производства для сельского хозяйства. Но компенсация шла не сельскому хозяйству, а производителям топлива, удобрений и другим.

С 1994 года началась масштабная по выделенным средствам программа государственного лизинга сельхозтехники, в соответствии с которой производители могли приобрести ее в финансовый лизинг на льготных условиях. Все годы своего существования программа реализовалась через единственную компанию – сначала через частную компанию с незначительным государственным участием «Агроснаб», затем через специально созданную государственную лизинговую компанию «Росагролизинг».

Существование единственной лизинговой компании, получавшей существенные вливания из федерального бюджета, монополизировал рынок, что приводило к удорожанию поступающей по лизингу техники для сельхозпроизводителей и закрывало доступ к лизинговым программам. Обедневший к тому времени колхоз «Знамя Ильича» все-таки сумел купить по лизингу трактора МТЗ-80, МТЗ-82 и ДТ-75.

С либерализацией цены на ресурсы стали расти быстрее закупочных цен в сельском хозяйстве. Ценовая либерализация привела к изменению и этих пропорций не в пользу сельского хозяйства. В результате оно оказалось зажатым между двумя этими трендами и в течение одного года лишилось оборотного капитала. Проблема усугублялась отсутствием доступного сельскохозяйственного кредита: высокая инфляция определяла непосильные процентные ставки и короткие (2–3 месяца) сроки займов, тогда как минимальный производственный цикл в аграрном производстве – 4 месяца.

Надежды на внешних инвесторов также не оправдались, никто не захотел на базе колхоза «Знамя Ильича» строить агрохолдинг или крупное сельскохозяйственное предприятие. Последним председателем после А.С. Кастардина был чеченец Амхат Ахмедович Басаев.

Несмотря на упадок колхоза, отсутствие там рабочей силы, администрация района по-прежнему нагружала его проблемами соцкультбыта. 23 ноября 1991 года в деревне Бережки состоялось торжественное открытие нового здания Кошевской средней школы на 192 учащихся. По акту приема-передачи имущества от 11 ноября 1992 года администрация Сонковского района передала колхозу «Знамя Ильича» эту двухэтажную школу.

Работы в колхозе становилось все меньше и меньше, молодые люди жили за счет подсобного хозяйства, пенсий матерей да жалких детских пособий. Начиная с 1992 года, в стране произошла гиперинфляция, деньги резко обесценились, их стали считать миллионами. Долг льнозавода и молокозавода колхозу считали в миллионах, долг колхоза нефтебазе – в миллионах.

Инфляция за 1992 год составила 2600%, ликвидировав сбережения страны за годы советского строительства. За 1993 год уровень инфляции составил 850% по сравнению с 1992 годом, а за 1994 год – 215% в сравнении с 1993 годом.

В 1996 году колхозники получали зарплату по 100-120 тысяч рублей в месяц, механизаторы и доярки – до 300 тысяч рублей в месяц. Размер детских пособий был 125 тыс. 500 рублей на ребенка до 1,5 лет. В это самое время один батон белого хлеба стоил 2,3 тысячи рублей, один кг макарон – 4,5-5 тысяч рублей, один литр растительного масла – 9-10 тысяч рублей, один кг вареной колбасы – 17-20 тысяч рублей.

С 1 января 1998 года стали обменивать деньги согласно указу Президента РФ Б.Н. Ельцина от 4 августа 1997 года, из расчета 1 новый рубль за 1000 старых рублей…

 

…Последний букет из колосков ржи и головок льна, собранных на полях колхоза «Знамя Ильича» между деревнями Бережки и Горбовец, жена сформировала в августе 1997 года, когда мы ездили на кладбище устанавливать памятник Смирновой Надежде Ивановне.

К тому времени уже не было карельских деревень Акинихи, Поцепа и Терехова. В Горбовце, Калинихе, Петряйцеве и Шейно проживали от 3 до 5 человек. В Байках, Гремячихе, Душкове, Климантине и Муравьеве – от 10 до 18 человек. Лишь на центральной усадьбе колхоза в деревне Бережки оставалось более 200 жителей.

Колхоз «Знамя Ильича» Сонковского района Калининской (Тверской) области находился в 250 километрах от столицы нашей родины города Москвы. После переезда в 1987-1988 годах жителей из 12 деревень на центральную усадьбу, там стали постепенно растаскивать и грабить животноводческие фермы, конюшни, телятники, водонапорные башни. Всю оставшуюся технику и скот перегнали на центральную усадьбу в деревню Бережки. Начиная с 2002 года, все поля колхоза остались заброшенными, стали постепенно зарастать кустарником и мелколесьем, деревни опустели, дома развалились.

Наш букет простоял, как память о родной земле, до 2014 года, пока полностью не осыпались зерна из колосков ржи и семена из головок льна. Вместе с ним рассыпался, создаваемый годами непомерными усилиями деревенских жителей, колхоз «Знамя Ильича» Сонковского района Тверской области.

 

Развалился колхоз,
На все четыре стороны.
Нам достался лишь навоз –
И тот склевали вороны.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.