Усиление развивающего потенциала школьной среды. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Усиление развивающего потенциала школьной среды.

2017-11-22 196
Усиление развивающего потенциала школьной среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для повышения показателя социальной активности среды необходимо

· модернизировать сайт ЦО в сети Интернет;

· систематически предоставлять материалы о ЦО для публикации в газете;

· подготовить цикл передач о ЦО на местном телевидении;

· подготовить новый буклет и брошюру о ЦО;

· активно принимать участие в различных выставках, фестивалях, конкурсах;

· организовать летний лагерь для старшеклассников;

· выступить с инициативой по шефству над ветеранами микрорайона;

· активизировать работу клуба выпускников.

Для повышения показателя когерентности среды необходимо

· расширить программы сотрудничества с вузами;

· разработать программу проведения циклов лабораторных занятий на базе вузов и научно-исследовательских институтов;

· организовать постоянные встречи педагогического коллектива и родителей с органами местного самоуправления;

· усилить практическую подготовку учащихся в соответствии с современными требованиями (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экономическую);

· более четко направить психолого-педагогическую работу в ЦО на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.).

Для повышения показателя широты среды необходимо

· расширить партнерское сотрудничество со школами аналогичной профилизации для систематического обмена учащимися и педагогами, а также осуществления совместных социальных проектов;

· организовать периодическое общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п.

Для повышения показателя интенсивности среды необходимо

· провести обучениепедагогов интерактивным формам и методам проведения занятий;

· разработать и реализовать специальную программу организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул).

Для повышения показателя осознаваемости среды необходимо

· организовать постоянную выставку истории школы.

Для повышения показателя обобщенности среды необходимо

· провести цикл семинаров для полного понимания всеми педагогами концепции ЦО.

Для повышения показателя эмоциональности среды необходимо

· уделять особое внимание общению педагогов и родителей в неформальной обстановке (как в школе, так и за её пределами).

Для повышения показателя мобильности среды необходимо

· целенаправленно ориентировать образовательный процесс не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие;

· организовать целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, наладить методическую поддержку педагогов, использующих современные педагогические методы;

· обеспечить методическую подготовку на специальных курсах всех педагогов, которые ведут новые для них курсы и дисциплины;

· обеспечить учителей современными пособиями и методической литературой.

Для повышения качества реализации профориентационно-развивающей функции средыЦО необходима организация центра поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников – открытой психолого-педагогические системы, широко использующей социальные ресурсы столичного региона.

Изменения образовательного процесса в ЦО должны быть направлены, прежде всего, нацеленаправленную интеграцию ресурсов, содержащихся в различных инструментах психолого-педагогической деятельности.

 

 

Рис. 7. Модель интеграции ресурсов основного и дополнительного образования в образовательном процессе ЦО.

 

Основными организационными единицами образовательного процесса должны стать первичные детско-взрослые сообщества – небольшие исследовательско-проектные и творческие группы, включающие наряду со школьниками также педагогов, консультантов и активных родителей. Такое детско-взрослое творческое сообщество функционирует как единая команда в логике наставничества, является средством личностного развития и социализации каждого члена такой группы. В данной модели детско-взрослые команды обладают высокой степенью автономности: разрабатывают содержание исследовательской, проектной и творческой деятельности в зависимости от специфических потребностей и интересов членов своей группы (основной критерий – высокая мотивация к саморазвитию), а также вырабатывают собственную стратегию реализации проектов.

Все это обусловливает необходимость тесной кооперации между разными педагогами и специалистами-консультантами, участвующими в реализации образовательного процесса.

Основным механизмом организации образовательного процесса являются индивидуальные образовательные траектории учащихся, которые позволяют выдвигать и обеспечивать необходимые приоритеты на различных его этапах. Учащиеся, согласно своим интересам, должны иметь возможность выбиратьнабор образовательных курсов, глубину освоения отдельных модулей и тем. Образовательный процесс обязательно строится на основе учета интересов и проблем самих учащихся. Акцент ставится на их самореализацию, личностный рост, индивидуальную ответственность за собственный выбор. На основе консультаций в образовательные и просветительские курсы вносятся изменения в соответствии с потребностями и интересами, возникающими у учащихся. Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных траекторий требует как его вариативного содержания, так и вариативных методов, средств, форм. Индивидуальные образовательные траектории разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами учащихся.

Индивидуальные образовательные траектории включают четыре основных компонента.

  1. Образовательные и просветительские курсы. Определяются индивидуальный набор курсов, а также персональные стратегические задачи в рамках каждого образовательного курса, выделяются особенно актуальные проблемно-содержательные модули, разделы и темы. Планируется количество часов по каждому курсу, в том числе – часов на групповые и индивидуальные занятия, самостоятельную работу и т.п.
  2. Групповые и персональные исследования и проекты. Определяются профиль и тематика проектов, а также руководители и консультанты. Формулируются персональные задачи участия в проектной деятельности. Планируются индивидуальные функции в проектных группах и т.п.
  3. Консультации специалистов. Определяется профиль и персональный состав специалистов-консультантов, формулируются основные проблемы и соответствующие задачи, планируется необходимое количество консультаций.
  4. Участие в культурной и общественной жизни. Определяются виды деятельности, решаемые развивающие задачи, необходимые репетиции, заседания, выступления и т.п.

Образовательная траектория – это педагогически проектируемый оптимальный путь решения индивидуальных образовательных задач с помощью ресурсов образовательной среды и социума, путь, ведущий к достижению персональных образовательных и социальных целей. Разработка индивидуальных образовательных траекторий осуществляется на основе диагностических и консультационных процедур.

 

 

Рис. 8. «Планетарная» модель проектирования и организации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Развитие организационной структуры ЦО предполагает:

· реализацию основного принципа организации – сочетание горизонтальных и вертикальных структур;

· развитие детско-взрослого образовательного сообщества;

· организация и усиление управленческой роли горизонтальных структур – советов, творческих групп, организованных для разработки конкретной проблемы;

· четкую ориентацию на выполнение основных функций – определение стратегических приоритетов развития ЦО, повышение эффективности образовательного процесса и реализация задач стратегического планирования;

· предоставление горизонтальным структурам соответствующих полномочий – планирование образовательного процесса, принятие самостоятельных решений в рамках организации и совершенствования образовательного процесса, ограниченных концепцией ЦО;

· реализацию основного принципа взаимодействия – паритетное и равноправное сотрудничество;

· принятия решений на основе консенсуса между учащимися, педагогами, представителями администрации и методического совета;

· реализация позиции классного руководителя – лидер, организующий и координирующий деятельность детско-взрослой группы (школьников, учителей, родителей).

Повышение профессиональной квалификации педагогического коллектива должно быть ориентировано на формирование,

во-первых, профессионального мировоззрения и целеполагания, адекватного современной образовательной политике,

во-вторых, знаний в области педагогической психологии и психологии развития,

в-третьих, специальных компетентностей в следующих сферах:

1. экспертно-диагностической;

2. профессионального консультирования;

3. педагогического проектирования;

4. информационных технологий;

5. интерактивных развивающих технологий.

Новый функционал педагогов включает преподавание одного или нескольких образовательных курсов или проблемно-содержательных модулей, руководство исследовательской и проектной деятельностью, индивидуальную и групповую работу с учащимися, экспертизу их деятельности и её результатов на основе использования интерактивных технологий, а также их профессиональную диагностику и консультирование. Такой функционал требует высокого уровня социального и профессионального мастерства, знания философии и политики, психологии и педагогики. Вместе с тем, такой функционал обеспечивает свободу профессионального творчества развития самих педагогов.

Может быть сформулирован ряд педагогических установок, обеспечивающих эффективность деятельности в области формирования и поддержки профессионального самоопределения учащихся:

Во-первых, каждый педагог должен быть готов выполнять функции, как учителя-предметника, так и эксперта-консультанта, а также воспитателя-наставника в зависимости от этапа образовательного процесса.

Во-вторых, каждый педагог должен осуществлять свою повседневную педагогическую деятельность в контексте решения приоритетных профориентационно-развивающих задач учащихся.

В-третьих, каждый педагог должен стремится сознательно и грамотно выполнять воспитательные и развивающие функции в ситуациях бытового взаимодействия с учащимися.

В-четвертых, педагогами должна проводиться психолого-педагогическая организация оптимального развивающего воздействия среды на учащихся.

В-пятых, вся психолого-педагогическая деятельность должна проводиться в тесном контакте с родителями учащихся.

Комплексная программа постоянного повышения квалификации педагогических кадров должна включать различные формы работы.

· Специализированные программы повышения квалификации педагогов и психологов в области руководства научно-технической творческой деятельностью учащихся и их профессионального консультирования.

· Тематические лекции, семинары и практикумы по проблемам педагогики, психологии и философии образования. Особое место уделяется освоению учителями технологий психолого-педагогического проектирования (личностного развития, среды, процесса).

· Тренинг педагогического взаимодействия с целью психологической подготовки учителей и специалистов-консультантов к недерективному межличностному взаимодействию с учащимися, носящему характер помощи и поддержки. В процессе тренинга решаются следующие основные задачи: 1) укрепление личностной и профессиональной самооценки педагогов, 2) осознавание ими своих личностных особенностей и творческих возможностей; 3) развитиепредставлений о себе как о субъекте педагогического процесса; 4) коррекция и развитие педагогических установок, формирование партнерского стиля межличностного взаимодействия и др.

· Мастер-классы, проводимые психологами и наиболее опытными педагогами, в частности, презентации и общее обсуждение разработанных педагогических проектов, образовательных и просветительских программ и методик.

· Педагогические консилиумы, посвящаемые анализу педагогической ситуации отдельных учащихся. В таком консилиуме принимают участие все педагоги, которые работают с данным старшеклассником, психологи знакомят коллег с результатами психологического мониторинга, дают соответствующие рекомендации.

· Индивидуальные и групповые консультации педагогов, проводимые научными руководителями образовательных учреждений. Во время таких консультаций анализируется и корректируется инновационная деятельность педагогов, формулируются новые акценты и приоритеты этой деятельности.

· Чтение и обсуждение психолого-педагогической литературы – важный аспект роста профессиональной культуры и выработки общей стратегии педагогического коллектива. Формирование «золотой книжной полки» осуществляется не только с учетом содержания книг, но и с учетом «легкости и увлекательности» их прочтения. Предпочтение отдается литературе, которая не только транслирует профессиональные знания, но и несет дух педагогического гуманизма.

· Научно-методическое творчество педагогов: участие их в различных конференциях и семинарах, в рамках которых учителя делятся своим опытом с коллегами. Готовясь к публичной презентации своих занятий и разъясняя различные нюансы их проведения, педагоги глубже осваивают теорию развивающей деятельности.

Формирование организационной культуры педагогического коллектива, более адекватной интегративно-матричной модели, которая характеризуется большой гибкостью и дискретностью, в равной степени сочетая в себе индивидуализацию и интеграцию, предусматривает ряд специальных организационно-управленческих действий и процедур (Приложение 4).

Развитие элементов ролевого типа организационной культуры:

· чёткое определение новых полномочий и должностных обязанностей сотрудников;

· работа с педагогическим коллективом по пониманию и принятию новых полномочий и должностных обязанностей.

Развитие элементов результативного типа организационной культуры:

· повышение социальной активности ЦО в образовательном сообществе;

· регулярный мониторинг достижения поставленных образовательных задач.

Развитие элементов семейного типа организационной культуры:

· формирование устойчивого позитивного отношения к ЦО;

· повышение уровня осознаваемости образовательной среды;

· развитие навыков внутригруппового взаимодействия.

Развитие инновационного типа организационной культуры:

· формирование горизонтальных творческих групп для решения стратегических задач развития ЦО;

· поддержка педагогов, творчески работающих в инновационном режиме.

Улучшение отношения к ЦО всех субъектов образовательного процесса предполагает необходимость:

· целенаправленно информировать весь коллектив и родителей об успехах и достижениях каждого учащегося;

· педагогическому коллективу вести работу по профилактике, предотвращению и тщательному психолого-педагогическому сопровождению конфликтных ситуаций между отдельными учащимися;

· лучше информировать учащихся и родителей о целях, стратегии и методологии организации образовательного процесса в ЦО;

· администрации и руководителям методических объединений проводить формальную и неформальную персональную работу с теми педагогами, которые с трудом воспринимают изменения целеполагания и организации образовательной деятельности в ЦО.

· уделить особое внимание созданию благоприятных бытовых условий для профессиональной деятельности каждого педагога (индивидуальное рабочее место, оборудование кабинетов и т.п.).

Необходимо сформировать три рабочих группы. Первой из них поручить более подробно изучить проблемы взаимоотношений между учащимися и разработать программу гармонизации психологического климата в среде учащихся. Второй группе – разработать программу самопрезентации преподавателей, а также ряд других мер для повышения интереса к личности каждого педагога коллег и учащихся. Третьей группе поручить разработать программу повышения интереса учащихся и стимулирования их сверхнормативной активности по отношению к своему учебному заведению. Основой успеха такой работы может стать опора на высокий показатель доминантности школьной среды для учащихся.


6.

Основные этапы развития

центра образования

На первом этапе реализации программы развития (февраль-май 2011 г.) проводится комплексная экспертиза состояния организационно-образовательной системы ЦО:

· анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии ЦО;

· определение реально сложившейся управленческо-педагогической модели;

· анализ содержания учебного и воспитательного планов;

· определение характера организационной культуры педагогического коллектива;

· психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды с анализом её восприятия различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями);

· психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных субъектов образовательного процесса.

На втором этапе (сентябрь-декабрь 2011 г.) творческой группой, состоящей из администрации и наиболее компетентных сотрудников, определяются новые приоритеты и стратегические ориентиры образовательной деятельности, направление развития образовательной системы (с учетом философских, педагогических, психологических, дидактических, управленческих и др. аспектов).

На третьем этапе (январь-июнь 2012 г.) разрабатывается стратегия развития образовательной системы. Творческой группой проводится анализ научных концепций, подходов и разработок в соответствующих областях, а также педагогических технологий и отбор из них для дальнейшего тщательного изучения наиболее адекватных целям и условиям образовательной деятельности ЦО. Определяются этапы реализации данной стратегии.

На четвертом этапе (с сентября 2012 г.) реализуется программа повышения психолого-педагогической квалификации персонала с целью освоения профессиональных знаний и установок, необходимых для внедрения в практику новых подходов и технологий.

На пятом этапе (январь-май 2013 г.) сотрудниками ЦО разрабатывается комплекс педагогических проектов, обеспечивающих реализацию модели образовательной системы на уровне образовательных микросред.

На шестом этапе (с сентября 2013 г.) проводится апробация разработанных педагогических проектов в условиях ЦО, а также их коррекция и внедрение в повседневную практику образовательной деятельности. На данном этапе совершенствуется образовательная система, как в плане углубления – более тщательной проработки ее отдельных положений, так и в плане расширения – методической интеграции в данную систему ранее недостаточно проработанных аспектов образовательной деятельности.

На седьмом этапе (март-апрель 2014 г.) должно быть проведено мониторинговое исследование состояния организационно-образовательной системы ЦО, на основе которой будут сделаны выводы об эффективности проделанной работы, и разработана программа развития на следующий период.

 

7.

Экспертиза и мониторинг


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.