История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-22 | 273 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Личностных потребностей
субъектов образовательного процесса
№ | Потребности | Психолого-педагогический смысл и содержание деятельности |
Физиологические потребности и потребности в определенных условиях быта | Возможности удовлетворения физиологических потребностей связаны с организацией пространственно-предметного компонента среды. Это соответствующий уровень просторности помещений и удобной мебели, света, тепла и т.д. | |
Потребности в физической и психологической безопасности | Возможность удовлетворения потребности в безопасности предполагает такую организацию образовательной среды, которая, как минимум, гарантирует защиту каждого учащегося от негативных воздействий (агрессии, дискриминации и т.п.). | |
3 | Потребность усвоить мировоззренческие принципы, а также нормы морали и идеалы эталонной группы | Возможность усвоения групповых норм и идеалов предполагает такую организацию среды, когда обеспечивается специальная педагогическая работа в отношении «новичков». Педагогическое развитие групповых норм, ценностей, идеалов, а также помощь отдельным членам сообщества в их освоении должно стать важной образовательной задачей. Одним из эффективных методов развития групповых норм становится групповой социально-психологический тренинг или спроектированные по его типу психологические игры. Главное – это организация возможности групповой рефлексии в психологически комфортной (безопасной) социальной среде. |
4 | Потребности в любви и уважении, в признании со стороны общества | Возможность удовлетворения социальных потребностей предполагает такую организацию образовательной среды, в которой целенаправленно и постоянно осуществляется психологическая поддержка каждого члена сообщества. |
5 | Потребность в сохранении или улучшении самооценки | Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки предполагает такую организацию среды, когда критерием успехов выступают не абсолютные рекорды типа «самый лучший», а предметом анализа является, прежде всего, индивидуальная динамика развития каждого члена образовательного сообщества. |
6 | Потребности в труде, общественно-полезной деятельности | Возможность удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности предполагает такую организацию среды, когда каждый может реализовать свои способности в важном и серьезном деле. |
7 | Потребность в познании | Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов) предполагает организацию среды по типу ресурсного центра, когда члены сообщества могут осуществлять свое личностное развитие, свободно пользуясь образовательными ресурсами площадки. В этом смысле большое значение имеют связи с другими образовательными структурами, контакты с различными специалистами и подключение их к образовательному процессу, участие площадки в разнообразных ассоциациях в качестве коллективного члена и т. п. |
8 | Потребность в преобразующей деятельности в какой-либо специальной области | Возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности) предполагает такую организацию среды, когда члены сообщества могут осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательских, конструкторских и других проектах, соответствующих их склонностям, достигать при этом конкретных результатов, получать признание окружающего социума. |
9 | Потребность в эстетическом оформлении окружающей обстановки | Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки предполагает такую организацию среды, когда члены сообщества будут постоянно ощущать и совершенствовать ее высокий эстетический уровень – важнейший фактор, обусловливающий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой среде. |
10 | Потребности в самостоятельной выработке мировоззрения, упорядочении картины мира | Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира предполагает такую организацию образовательной среды, когда члены сообщества могут в специально создаваемой обстановке (круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т. д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных и региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т.п. |
11 | Потребность в овладении наиболее высоким уровнем мастерства в своем деле | Возможность удовлетворения и развития потребности в овладении высоким уровнем мастерства в своем деле предполагает такую организацию образовательной среды, когда члены сообщества ощущают общественную поддержку своей профессиональной деятельности, и в то же время несут ответственность за ее качество. Только образовательная среда творческого типа, создающая комплекс возможностей для свободного и активного развития, может стимулировать максимальную самоотдачу каждого, в итоге чего и достигается образовательный результат, максимально возможный для уровня его способностей. |
12 | Потребность в личностной самоактуализации | Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности – ключевая задача всего образовательного процесса – может быть обеспечена образовательной средой в результате организации всего комплекса вышеперечисленных возможностей. |
|
|
Проектная таблица
Развития лицейской среды
на основе системы проектных критериев (параметров)
№ | Параметр проектирования | Содержание параметра | Проектные модули | Организационно-педагогическая деятельность прогнозируемые результаты |
1 | Широта образовательной среды | Структурно-содержательная характеристика среды, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее | Экскурсии и путешествия | Периодически проводятся экскурсии и поездки как неотъемлемая часть образовательного процесса. |
Посещение учреждений культуры | Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса. | |||
Гости | Периодически организуется общение с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. Организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей. | |||
Выбор микросред | Возможность выбора образовательных микрогрупп, проектных команд. | |||
Материальная база | Оборудованные помещения, наличие ресурсного центра, возможность доступа к информационным сетям. | |||
2 | Интенсивностьобразовательной среды | Структурно-динамическая характеристика среды, показывающая степень насыщенности среды условиями, влияниями и развивающими возможностями, а также концентрированность их проявления | Уровень требований | Индивидуальный подход. Максимальные требования, основанные на анализе персональных способностей и возможностей. |
Образовательная нагрузка | Индивидуальный подход в зависимости от способностей, состояния здоровья, образовательных целей и т.д. | |||
Организация активного отдыха | Разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период отпусков). | |||
Интерактивные формы и методы | Активно осваиваются и применяются в реальной практике педагогов. Квалифицированными специалистами-консультантами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами. | |||
3 | Степень осознаваемостиобразовательной среды | Показатель сознательной включенности в образовательную среду всех членов образовательного сообщества | Символика | Разработана и широко используется логотип и его др. символикаЛицея |
Формирование осознаваемости | Проводятся периодические беседы по истории Лицея. Разрабатываются специальныестенды и буклеты, а также издаётся альманах, рассказывающие об истории, традициях и выдающихся «выпускниках». Ведётся летопись (видео). Готовятся и отмечаются юбилейные даты. Организуется музей Лицея. | |||
Связь с «выпускниками» | Действует Совета выпускников, который оказывает содействие его развитию. | |||
Развитие активности членов образовательного сообщества | Организуется обсуждение проблем развития Лицея с учащимися, педагогами и родителями, создаются условия для их активного участия в практическом разрешении возникающих проблем. | |||
4 | Обобщенностьобразовательной среды | Показатель степеникоординации деятельности всех членов образовательного сообщества | Команда единомышленников | Ведётся целенаправленная работа с педагогическим коллективом по осознанной реализации единой образовательной стратегии. |
Концепция образовательной площадки | Концепция Лицея развивается и дорабатывается педагогами. На основе положений Концепции разрабатываются программы образователных курсов, формируется методич. арсенал и т.д. | |||
Формы работы с педагогическим коллективом | Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития Лицея. Организуется постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания целей образовательного процесса, перспектив и т.п. | |||
Включённость обучающихся | Учащиеся реально участвуют в управлении Лицеем, наиболее активные из них входят в состав команды, разрабатывающей стратегию дальнейшего развития Лицея. | |||
Авторский надзор | Научный руководитель и консультанты работают в постоянном тесном контакте с управленческим персоналом и педагогическим коллективом. | |||
5 | Эмоциональностьобразовательной среды | Показатель соотношения в среде эмоционального и рационального компонентов | Взаимоотношения в педагогическом коллективе | Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции. Каждый ощущает сопереживани и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач. В коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами. |
Взаимоотношения с обучающимися | Взаимоотношения педагогов с обучающимися, хотя и осуществляются в основном в формальных рамках, но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем. Члены образовательного сообщества часто общаются между собой в неформальной обстановке. Каждый ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач. Обучающиеся часто делятся с педагогами своими личными проблемами. | |||
Оформление пространственно-предметной среды | В оформлении интерьеров присутствуют эмоционально насыщенные элементы (юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.). Периодически проводятся выставки рисунков (эссе), отражающих отношение членов сообщества к своему образовательному процессу, к педагогам и товарищам. Участниками таких выставок являются не только обучающиеся, но и педагоги. Члены образовательного сообщества могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах, на сайте и т.п. | |||
6 | Доминантностьобразовательной среды | Показатель значимости среды в системе ценностей членов образовательного сообщества. Показатель иерархического положения среды по отношению к другим источникам влияния на личность. | Значимость для педагогов | Образ жизни педагогов, так или иначе, обусловливается вовлечённостью в жизнь Лицея, который является для них очень важной жизненной ценностью. |
Значимость для обучающихся | Лицей становится для учащихся центром социальной реализации, составляет для них одну из их важнейших ценностей. В повседневной жизни они придерживаются принципов и норм, принятых в образовательном сообществе Лицея, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны некоторых значимых для них людей. | |||
7 | Когерентность(согласованность) образовательной среды | Показатель степени согласованности влияния образовательной площадки на членов сообщества с влияниями других факторов социальной среды | Глобальная согласованность | Лицейориентирован глобальные ценности и приоритеты постиндустриального общества. Учитываются главные современные тенденции, определяющие будущее цивилизации – информатизация, гуманизация и экологизация. Образовательная система строится на основе мировой философско-педагогической мысли и опирается на современные образовательные технологии. |
Региональная согласованность | Использование научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса. Сотрудничество с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями. Контакты с органами местного самоуправления. Проектная деятельность ориентирована на социально-экономические особенности столичного региона. | |||
Социальная согласованность | Развитие личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.). Практическая подготовка, соответствующая современным социальным требованиям (компьютерная, коммуникативная, экономическая и т.д.). | |||
8 | Социальная активностьобразовательной среды | Показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в социум ценностей сообщества | Работа со средствами информации | Разработана и реализуется программа сотрудничества со СМИ. Различные сведения о деятельности образовательной площадки периодически транслируются по телевидению. Материалы о деятельности Лицея систематически публикуются в прессе. Активно работает сайт Лицея в сети Интернет. |
Социальные инициативы | Лицей принимает активное участие в различных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, акциях, движениях и других социально значимых формах реализации творческой активности. Лицей является инициатором ряда социальных акций и мероприятий. | |||
9 | Мобильностьобразовательной среды | Показатель способности образовательной площадки к органичным эволюционным изменениям, в контексте тенденций развития социума | Мобильность содержания | Вводятся новые темы, проблемные модули и проекты в соответствие с социально-экономическими изменениями в социуме и запросами членов образовательного сообщества. Вносятся соответствующие изменения в программы образовательных курсов. Педагоги оперативно меняют тематику занятий, откликаясь на актуальные события, происходящие в стране и в мире. |
Мобильность методов | Педагоги владеют современными психолого-педагогическими методами (интерактивными, игровыми, проектными, экспертными и т.д.) и активно используют их в образовательном процессе. Организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена их методическая поддержка. | |||
Мобильность кадрового обеспечения | Педагоги приглашаются на конкурсной основе. Эффективность их работы определяется на основе обратной связи с членами образовательного сообщества. Прилагаются серьёзные усилия для привлечения к сотрудничеству наиболее компетентных и авторитетных специалистов. | |||
Мобильность средств | Используются новейшие технические средства обучения. Педагоги следят за новинками рынка образовательных средств и приобретают приглянувшиеся новинки. | |||
10 | Устойчивостьобразовательной среды | Показатель стабильности образовательной среды во времени | Стабильность управленческого персонала | Создаются оптимальные условия для деятельности администрации Лицея на основе доверия, права на эксперимент и творческие ошибки. |
Стабильность педагогического состава | Педагогический состав также тщательно отбирается, а затем получает достаточный уровень творческой самостоятельности в рамках принятых требований. Выпускники Лицея привлекаются к педагогической работе. | |||
Пространственно-предметная стабильность | Лицей обеспечивается постоянными хорошо оборудованными помещениями. Помещения оформляются в специально разработанном стиле, обеспечивая соответствующее психологическое воздействие в духе ценностей и традиций Лицея. |
|
|
|
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!