На основе организации возможностей реализации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

На основе организации возможностей реализации

2017-11-22 273
На основе организации возможностей реализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личностных потребностей

субъектов образовательного процесса

 

Потребности Психолого-педагогический смысл и содержание деятельности
  Физиологические потребности и потребности в определенных условиях быта Возможности удовлетворения физиологических потребностей связаны с организацией пространственно-предметного компонента среды. Это соответствующий уровень просторности помещений и удобной мебели, света, тепла и т.д.
  Потребности в физической и психологической безопасности Возможность удовлетворения потребности в безопасности предполагает такую организацию образовательной среды, которая, как минимум, гарантирует защиту каждого учащегося от негативных воздействий (агрессии, дискриминации и т.п.).
3 Потребность усвоить мировоззренческие принципы, а также нормы морали и идеалы эталонной группы Возможность усвоения групповых норм и идеалов предполагает такую организацию среды, когда обеспечивается специальная педагогическая работа в отношении «новичков». Педагогическое развитие групповых норм, ценностей, идеалов, а также помощь отдельным членам сообщества в их освоении должно стать важной образовательной задачей. Одним из эффективных методов развития групповых норм становится групповой социально-психологический тренинг или спроектированные по его типу психологические игры. Главное – это организация возможности групповой рефлексии в психологически комфортной (безопасной) социальной среде.
4 Потребности в любви и уважении, в признании со стороны общества Возможность удовлетворения социальных потребностей предполагает такую организацию образовательной среды, в которой целенаправленно и постоянно осуществляется психологическая поддержка каждого члена сообщества.
5 Потребность в сохранении или улучшении самооценки Возможность удовлетворения потребности в сохранении и повышении самооценки предполагает такую организацию среды, когда критерием успехов выступают не абсолютные рекорды типа «самый лучший», а предметом анализа является, прежде всего, индивидуальная динамика развития каждого члена образовательного сообщества.
6 Потребности в труде, общественно-полезной деятельности Возможность удовлетворения потребности в труде, значимой деятельности предполагает такую организацию среды, когда каждый может реализовать свои способности в важном и серьезном деле.
7 Потребность в познании Возможность в удовлетворении и развитии познавательной потребности в особой области (интересов) предполагает организацию среды по типу ресурсного центра, когда члены сообщества могут осуществлять свое личностное развитие, свободно пользуясь образовательными ресурсами площадки. В этом смысле большое значение имеют связи с другими образовательными структурами, контакты с различными специалистами и подключение их к образовательному процессу, участие площадки в разнообразных ассоциациях в качестве коллективного члена и т. п.
8 Потребность в преобразующей деятельности в какой-либо специальной области Возможность удовлетворения и развития потребности в преобразующей деятельности в особой области (склонности) предполагает такую организацию среды, когда члены сообщества могут осуществлять свое личностное развитие путем практического участия в исследовательских, конструкторских и других проектах, соответствующих их склонностям, достигать при этом конкретных результатов, получать признание окружающего социума.
9 Потребность в эстетическом оформлении окружающей обстановки Возможность удовлетворения и развития потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки предполагает такую организацию среды, когда члены сообщества будут постоянно ощущать и совершенствовать ее высокий эстетический уровень – важнейший фактор, обусловливающий характер поведения всех субъектов образовательного процесса в этой среде.  
10 Потребности в самостоятельной выработке мировоззрения, упорядочении картины мира Возможность удовлетворения и развития потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира предполагает такую организацию образовательной среды, когда члены сообщества могут в специально создаваемой обстановке (круглые столы, встречи с философами, писателями, политиками и т. д.) свободно дискутировать о глобальных, государственных и региональных проблемах, тенденциях стратегического развития общества, жизненном предназначении человека и т.п.
11 Потребность в овладении наиболее высоким уровнем мастерства в своем деле Возможность удовлетворения и развития потребности в овладении высоким уровнем мастерства в своем деле предполагает такую организацию образовательной среды, когда члены сообщества ощущают общественную поддержку своей профессиональной деятельности, и в то же время несут ответственность за ее качество. Только образовательная среда творческого типа, создающая комплекс возможностей для свободного и активного развития, может стимулировать максимальную самоотдачу каждого, в итоге чего и достигается образовательный результат, максимально возможный для уровня его способностей.
12 Потребность в личностной самоактуализации Возможность удовлетворения и развития потребности в самоактуализации личности – ключевая задача всего образовательного процесса – может быть обеспечена образовательной средой в результате организации всего комплекса вышеперечисленных возможностей.

 

Проектная таблица

Развития лицейской среды

на основе системы проектных критериев (параметров)

Параметр проектирования Содержание параметра Проектные модули Организационно-педагогическая деятельность прогнозируемые результаты
1 Широта образовательной среды Структурно-содержательная характеристика среды, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в нее Экскурсии и путешествия Периодически проводятся экскурсии и поездки как неотъемлемая часть образовательного процесса.
Посещение учреждений культуры Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса.
Гости Периодически организуется общение с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. Организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приёма гостей.
Выбор микросред Возможность выбора образовательных микрогрупп, проектных команд.
Материальная база Оборудованные помещения, наличие ресурсного центра, возможность доступа к информационным сетям.
2 Интенсивностьобразовательной среды Структурно-динамическая характеристика среды, показывающая степень насыщенности среды условиями, влияниями и развивающими возможностями, а также концентрированность их проявления Уровень требований Индивидуальный подход. Максимальные требования, основанные на анализе персональных способностей и возможностей.
Образовательная нагрузка Индивидуальный подход в зависимости от способностей, состояния здоровья, образовательных целей и т.д.
Организация активного отдыха Разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период отпусков).
Интерактивные формы и методы Активно осваиваются и применяются в реальной практике педагогов. Квалифицированными специалистами-консультантами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами.  
3 Степень осознаваемостиобразовательной среды Показатель сознательной включенности в образовательную среду всех членов образовательного сообщества Символика Разработана и широко используется логотип и его др. символикаЛицея
Формирование осознаваемости Проводятся периодические беседы по истории Лицея. Разрабатываются специальныестенды и буклеты, а также издаётся альманах, рассказывающие об истории, традициях и выдающихся «выпускниках». Ведётся летопись (видео). Готовятся и отмечаются юбилейные даты. Организуется музей Лицея.
Связь с «выпускниками» Действует Совета выпускников, который оказывает содействие его развитию.
Развитие активности членов образовательного сообщества Организуется обсуждение проблем развития Лицея с учащимися, педагогами и родителями, создаются условия для их активного участия в практическом разрешении возникающих проблем.
4 Обобщенностьобразовательной среды Показатель степеникоординации деятельности всех членов образовательного сообщества Команда единомышленников Ведётся целенаправленная работа с педагогическим коллективом по осознанной реализации единой образовательной стратегии.
Концепция образовательной площадки Концепция Лицея развивается и дорабатывается педагогами. На основе положений Концепции разрабатываются программы образователных курсов, формируется методич. арсенал и т.д.
Формы работы с педагогическим коллективом Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития Лицея. Организуется постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания целей образовательного процесса, перспектив и т.п.
Включённость обучающихся Учащиеся реально участвуют в управлении Лицеем, наиболее активные из них входят в состав команды, разрабатывающей стратегию дальнейшего развития Лицея.
Авторский надзор Научный руководитель и консультанты работают в постоянном тесном контакте с управленческим персоналом и педагогическим коллективом.
5 Эмоциональностьобразовательной среды Показатель соотношения в среде эмоционального и рационального компонентов Взаимоотношения в педагогическом коллективе Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции. Каждый ощущает сопереживани и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач. В коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами.
Взаимоотношения с обучающимися   Взаимоотношения педагогов с обучающимися, хотя и осуществляются в основном в формальных рамках, но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем. Члены образовательного сообщества часто общаются между собой в неформальной обстановке. Каждый ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач. Обучающиеся часто делятся с педагогами своими личными проблемами.
Оформление пространственно-предметной среды В оформлении интерьеров присутствуют эмоционально насыщенные элементы (юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.). Периодически проводятся выставки рисунков (эссе), отражающих отношение членов сообщества к своему образовательному процессу, к педагогам и товарищам. Участниками таких выставок являются не только обучающиеся, но и педагоги. Члены образовательного сообщества могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах, на сайте и т.п.
6 Доминантностьобразовательной среды Показатель значимости среды в системе ценностей членов образовательного сообщества. Показатель иерархического положения среды по отношению к другим источникам влияния на личность. Значимость для педагогов Образ жизни педагогов, так или иначе, обусловливается вовлечённостью в жизнь Лицея, который является для них очень важной жизненной ценностью.
Значимость для обучающихся Лицей становится для учащихся центром социальной реализации, составляет для них одну из их важнейших ценностей. В повседневной жизни они придерживаются принципов и норм, принятых в образовательном сообществе Лицея, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны некоторых значимых для них людей.
7 Когерентность(согласованность) образовательной среды Показатель степени согласованности влияния образовательной площадки на членов сообщества с влияниями других факторов социальной среды Глобальная согласованность Лицейориентирован глобальные ценности и приоритеты постиндустриального общества. Учитываются главные современные тенденции, определяющие будущее цивилизации – информатизация, гуманизация и экологизация. Образовательная система строится на основе мировой философско-педагогической мысли и опирается на современные образовательные технологии.
Региональная согласованность Использование научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса. Сотрудничество с различными экологическими, политическими, молодёжными, религиозными и другими организациями. Контакты с органами местного самоуправления. Проектная деятельность ориентирована на социально-экономические особенности столичного региона.
Социальная согласованность Развитие личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремлённости, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.). Практическая подготовка, соответствующая современным социальным требованиям (компьютерная, коммуникативная, экономическая и т.д.).
8 Социальная активностьобразовательной среды Показатель социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии в социум ценностей сообщества Работа со средствами информации Разработана и реализуется программа сотрудничества со СМИ. Различные сведения о деятельности образовательной площадки периодически транслируются по телевидению. Материалы о деятельности Лицея систематически публикуются в прессе. Активно работает сайт Лицея в сети Интернет.
Социальные инициативы Лицей принимает активное участие в различных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, акциях, движениях и других социально значимых формах реализации творческой активности. Лицей является инициатором ряда социальных акций и мероприятий.
9 Мобильностьобразовательной среды Показатель способности образовательной площадки к органичным эволюционным изменениям, в контексте тенденций развития социума Мобильность содержания Вводятся новые темы, проблемные модули и проекты в соответствие с социально-экономическими изменениями в социуме и запросами членов образовательного сообщества. Вносятся соответствующие изменения в программы образовательных курсов. Педагоги оперативно меняют тематику занятий, откликаясь на актуальные события, происходящие в стране и в мире.    
Мобильность методов Педагоги владеют современными психолого-педагогическими методами (интерактивными, игровыми, проектными, экспертными и т.д.) и активно используют их в образовательном процессе. Организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена их методическая поддержка.
Мобильность кадрового обеспечения Педагоги приглашаются на конкурсной основе. Эффективность их работы определяется на основе обратной связи с членами образовательного сообщества. Прилагаются серьёзные усилия для привлечения к сотрудничеству наиболее компетентных и авторитетных специалистов.
Мобильность средств Используются новейшие технические средства обучения. Педагоги следят за новинками рынка образовательных средств и приобретают приглянувшиеся новинки.
10 Устойчивостьобразовательной среды Показатель стабильности образовательной среды во времени Стабильность управленческого персонала Создаются оптимальные условия для деятельности администрации Лицея на основе доверия, права на эксперимент и творческие ошибки.    
Стабильность педагогического состава Педагогический состав также тщательно отбирается, а затем получает достаточный уровень творческой самостоятельности в рамках принятых требований. Выпускники Лицея привлекаются к педагогической работе.  
Пространственно-предметная стабильность Лицей обеспечивается постоянными хорошо оборудованными помещениями. Помещения оформляются в специально разработанном стиле, обеспечивая соответствующее психологическое воздействие в духе ценностей и традиций Лицея.

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.