Овладение инструментарием экономического анализа экономического поведения экономических субъектов. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Овладение инструментарием экономического анализа экономического поведения экономических субъектов.

2017-11-22 175
Овладение инструментарием экономического анализа экономического поведения экономических субъектов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины«Экономическая теория» является формирование у студентов знаний и умений в области функционирования рыночного механизма, освоение базовых экономических категорий и терминов, актуализацию прагматического экономического знания; анализ взаимосвязи экономической практики и экономической науки.

Задачи дисциплины:

усвоение основ категориального аппарата экономической теории;

ознакомление с историей формирования объекта, предмета экономической теории и методов анализа экономической науки;

Овладение инструментарием экономического анализа экономического поведения экономических субъектов.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина:

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть

Экономическая теория не может существовать отдельно от других наук и одновременно служит для них фундаментом. Экономическая теория тесно граничит с историей развития общества, экономической географией, демографией. Она стала основой всех отраслевых наук (экономики сельского хозяйства, экономики строительства, экономики науки, экономики промышленности) и фундаментальных (бухгалтерского учета, основ денежного обращения и кредита, финансов, статистики)

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

Дисциплина «Прикладная экономика»

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

общекультурные компетенции:

· способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности (ОК-15);

· готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17);

· способен самостоятельно работать на компьютере (самостоятельные навыки) (ОК-23);

 

Студент должен:

Знать:

- основные категории микро – и макроэкономики; цели и методы государственного макроэкономического регулирования; методы и подходы в макроэкономике, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы, закономерности и принципы развития экономических процессов на микро – и макроуровнях;

- основы формирования и механизмы рыночных процессов на микроуровне; ценообразование в условиях рынка;

- формирование спроса и предложения на рынках факторов производства; оценку эффективности различных рыночных структур.

 

Уметь:

- аргументировано оценивать важнейшие положения и выводы основных микроэкономических теорий и школ; оценивать, в общих чертах, положение фирмы на рынке;

- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; применять полученные знания к анализу конкретных экономических проблем;

- давать оценку экономическим ситуациям, объяснять причины важнейших экономических явлений; определять специфику ценообразования и производства в рыночных условиях; использовать приемы и методы для оценки экономической ситуации; оценивать экономические факторы развития предприятия.

 

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- методами графического и экономико – математического анализа для изучения динамики количественных параметров экономических процессов на микроуровне;

- навыками оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения, ориентируясь на макро – и микроэкономические показатели.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них:

Аудиторная -40 часов

Самостоятельная – 68 часов

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Форма обучения
Очная Заочная полный срок Заочная сокр. срок
Общая трудоемкость дисциплины       108 (переат.)
Аудиторные занятия        
лекции        
практические занятия        
семинарские занятия -      
лабораторные работы -      
другие виды аудиторных занятий -  
Самостоятельная работа        
изучение теоретического курса        
контрольная работа        
домашние задания        
подготовка к зачету        
Вид промежуточного контроля Зачет -2 сем. Зачет -2 сем. Зачет -2 сем.  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

 

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет и методы экономической теории   1,2       Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 2.
2. Экономический кругооборот   3,4       Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
3. Рынок как форма экономической организации общества   5,6       Еженед. Собесед. – 9,11; Участие в практ. занятии – 10.
4. Микроэкономика. Основные теории спроса и предложения   7,8       Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13.
5. Рынки факторов производства   9,10       Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
6. Монополия и конкуренция   11, 12       Еженед. Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.
7. Макроэкономика. Основные макроэкономические показатели   13,14         Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
8. Инфляция и антиинфляционная политика             Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
9. Теория цикличности             Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 19.  
10. Экономический рост   16,17         Собесед. – 15; Участие в практ. занятии – 16.
11. Подготовка к зачету             зачет
Итого за семестр         Зачет
 
Всего за курс          
   
                         

 

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел 1. общие вопросы экономической науки

Раздел 2. Микроэкономика

Раздел 3. Макроэкономика

Подавленная и скрытая инфляция. Измерение уровня инфляции. Сбалансированная и несбалансированная. Прогнозируемая и непрогнозируемая. «Импортируемая» инфляция. Инфляционные ожидания. Экономические и социальные последствия инфляции. Перераспределение доходов. Инфляционный налог и сеньораж.

Антиинфляционная политика государства. Особенности антиинфляционной политики в России.

Тема 9. Теория цикличности

Тема 10. Экономический рост

Понятие экономического роста. Типы и темпы экономического роста. Перспективы экономического роста.

Мировая и переходная экономика. Экономическая безопасность. Международный валютный рынок. Валюта и валютный курс. Плавающий и фиксированный валютный курс. Девальвация и ревальвация валют. Конвертируемость валюты. Влияние валютного курса на платежный баланс.

Развитие мировой валютной системы: золотой стандарт, золотодевизный стандарт. Бреттон-Вудская система. Ямайские соглашения. Европейская валютная система. Маастрихтские соглашения. Становление евровалюты.

Международный кредит и мировой рынок ссудных капиталов. Фомы международного кредита. Международный валютный фонд и его функции. Лондонский и Парижский клубы кредиторов. Международный банк реконструкции и развития.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Изучение курса «Экономическая теория» предполагает работу с учебной и научной литературой и периодическими изданиями, выполнение творческих заданий, организацию научных дискуссий студентов.

В качестве организационных форм занятий по дисциплине учебным планом определены лекционные и семинарские занятия. Семинарские занятия проходят по темам, требующим дополнительного времени для осмысления экономических проблем, являющиеся основными для данной дисциплины.

Работа на семинарских занятиях проводится в форме опросов, обсуждения проблем, рассмотренных студентами в процессе выполнения домашнего задания, дискуссии на темы докладов, демонстрации и обсуждения выполненных творческих зданий, решения тестов и задач.

При осуществлении текущего и итогового контроля используется рейтинговая система оценки знаний. Форма итогового контроля, предусмотренная учебным планом - экзамен.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Раздел 1. Общие вопросы экономической науки

Занятие 1.

1. Контрольные вопросы:

2. Как вы понимаете предмет современной экономической науки?

3. Назовите основные функции экономической теории. Охарактеризуйте каждую из них. Какая из функций является основополагающей для самой науки?

4. Какие методы научного познания используются в экономических исследованиях?

Задания: Подготовить доклады:

1. Проблемы развития экономической науки в современной России.

2. Возможности и границы применения математического и компьютерного моделирования экономических процессов.

3. Предпринимательство как экономический ресурс общества

Занятие 2.

Контрольные вопросы:

1. Что характеризует эффективность как экономическую категорию?

2. Как определить эффективность производства на предприятии?

3. Какие основные проблемы решает экономика любой страны?

Задания:

1. Покажите с помощью кривых производственных возможностей экономическое развитие России в 1990 – е годы.

2. Укажите ошибку в следующем утверждении: Закон повышающихся издержек гласит: по мере увеличения производства любой продукции цена выбора (упущенная выгода) для каждой дополнительной произведенной единицы, если выразить эту цену в единицах альтернативной продукции, от производства которой приходится отказываться, уменьшается.

3. Подготовить доклад: «Эффективное использование ресурсов – центральная проблема экономической науки и практики».

Занятие 3.

Контрольные вопросы:

1. Каково содержание и функции рыночных механизмов конкуренции и свободного ценообразования?

2. Какова суть идеи Р. Коуза о трансакционных издержках?

3. Что собой представляют «провалы рынка» и какова роль государственного регулирования экономики?

Задания: подготовить доклады.

1. Классики экономической науки (А. Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль) о возникновении рынка, обмена и денег.

2. Возникновение и причины разрушения рыночной системы хозяйства в России 19 – 20 веков.

3. Российские природные ресурсы и проблемы эффективности отечественной экономики.

 

Раздел 2. Микроэкономика

Занятие 4.

Контрольные вопросы:

1. Каковы неценовые факторы, влияющие на изменение спроса покупателей, а также неценовые факторы, влияющие на изменение выпуска и предложения фирмами благ?

2. Докажите практическую значимость эластичности спроса и предложения. Объясните влияние эластичности на показатель торговой выручки фирм.

3. Дайте характеристику механизма спроса и предложения на товарных т фондовых биржах.

Задания:

2. Как формируется равновесная цена? Объясните этот механизм с помощью соответствующего графика, указав область дефицита товаров на рынках и область их излишков от перепроизводства.

3. Нарисуйте общую модель рынка с кривыми спроса и предложения.

4. Покажите на графике и объясните социально – экономические последствия принудительного ценообразования и налогообложения: что общего и каковы различия этих способов вмешательства в механизм равновесных цен?

Занятие 5.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности рынков факторов производства, их общие черты и отличие от рынков потребительских благ?

2. Каковы основные категории экономической теории производства?

3. Какова специфика ценообразования на первичные экономические ресурсы (труд, земля, капитал)?

Задания: подготовить доклады

1. Теория земельной ренты (классическая и марксистская школы политэкономии).

2. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.

3. Земельные реформы в России и странах Запада.

Занятие 6.

Контрольные вопросы:

1. Что такое предельная выручка?

2. Какие факторы могут воздействовать на цены ресурсов?

3. Реальная и номинальная заработная плата.

Задания: подготовить доклады

1. Что влияет на спрос и предложение труда?

2. Объясните формулу производственной функции и ее практическое применение.

3. Приведите примеры проявления в жизни производственного спроса на ресурсы.

Раздел 3. Макроэкономика

Занятие 7.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит значение моделей макроэкономического равновесия?

2. Каковы условия действия кейнсианской модели макроэкономического равновесия?

3. Каковы причины государственного регулирования национальной экономики?

Задания: подготовить доклады

1. Основные макроэкономические пропорции.

2. Совокупный спрос и совокупное предложение.

3. Классическая теория макроэкономического равновесия.

Занятие 8.

Контрольные вопросы:

1. Инфляция: определение и формы.

2. Виды открытой инфляции

3. Измерение темпа инфляции.

Задания: подготовить доклады

1. Номинальный и реальный доход.

2. Способы борьбы с инфляцией.

3. Особенности российской инфляции и пути ее преодоления.

Занятие 9.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой экономический цикл?

2. Почему так интересуют экономистов циклические колебания?

3. Какую взаимозависимость иллюстрирует закон О\ Кэна?

Задания: ответить на вопросы

1. Причины экономических циклов.

2. Продолжительность экономических циклов.

3. Виды экономических циклов.

Занятие 10.

Контрольные вопросы:

1. Понятие экономического роста.

2. Типы и темпы экономического роста.

3. Перспективы экономического роста.

Задания: ответить на вопросы

1. Что вы считаете необходимым предпринять для экономического роста в России?

2. В чем смысл формулы Солоу?

3. Концепция экономического развития без роста.

 

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1) Проблемы развития экономической науки в современной России.

2) Возможности и границы применения математического и компьютерного моделирования экономических процессов.

3) Предпринимательство как экономический ресурс общества.

4) Потребности общества и ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора в экономике.

5) Эффективное использование ресурсов – центральная проблема экономической науки и практики.

6) Экономический рост: содержание, типы, источники.

7) Реформирование отношений собственности в России.

8) Собственность и мотивация хозяйственной деятельности.

9) Собственность и экономическая власть.

10) Россия: отношения собственности в переходном периоде.

11) Классики экономической науки (А, Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль и др.) о возникновении рынка, обмена и денег.

12) Возникновение и причины разрушения рыночной системы хозяйства в России XIX - XX вв.

13) Российские природные ресурсы и проблемы эффективности отечественной экономики.

14) Механизм спроса и предложения на товарных и фондовых биржах.

15) Исследования рынка и маркетинг.

16) Выбор методов ценообразования при составлении бизнес – плана.

17) Предпринимательские риски и методы их оценки.

18) Использование показателей эластичности спроса и предложения в экономической практике фирм.

19) Теория земельной ренты (классическая и марксистская школы политэкономии).

20) Развитие сельского хозяйства и особенности агробизнеса в современных условиях.

21) Агропромышленный комплекс в национальной экономике.

22) История развития форм землепользования в России.

23) Земельные реформы в России и странах Запада.

24) Проблемы формирования рынка земли в России.

25) Экономическая теория производства: от трудовой теории стоимости до неоклассического синтеза.

26) Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая эффективность.

27) Пределы технического замещения труда капиталом и научно – технический прогресс.

28) Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.

29) Развитие экономических категорий ценности, стоимости и цены.

30) Особенности экономического поведения потребителей и формирование спроса.

31) Фирма и потребитель: модель экономического поведения.

32) Мировое хозяйство: сущность и основные черты.

33) Международные валютные рынки и валютное регулирование.

34) Международная торговля России: основные тенденции и перспективы.

 

6.3.Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Целью выполнения контрольной работы по дисциплине "Экономическая теория" является знакомство студентов с основными экономическими закономерностями функционирования микроэкономических единиц, таких как домохозяйства, предприятия, правительственные агенты, и др., и национальной экономики как макроэкономической единицы в целом.

Основными задачами являются:

§ изучение сущности и особенностей функционирования рыночной системы;

§ знакомство с аналитическим аппаратом исследования экономических проблем;

§ анализ механизма принятия оптимальных решений, субъектами рыночной экономики;

§ изучение основных макроэкономических концепций и моделей;

§ анализ способов и методов государственного регулирования макропроцессов.

 

Требования, предъявляемые к контрольной работе

Контрольная работа предполагает выполнение следующих видов заданий: характеристика одного из экономических понятий, написание реферата, тестовое задание, анализ экономической закономерности, решение задачи.

Контрольная работа зачитывается как допуск к экзамену, если она отвечает следующим основным требованиям:

- в работе выполнены все пять заданий

- работа опирается на несколько источников

- в реферате содержится введение, пункты основной части, заключение

- в конце работы прилагается список использованной литературы.

Объем контрольной работы составляет 12 – 15 листов текста, отпечатанного на компьютере со следующими установками: поля –верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2 см, правое – 2 см. Шрифт – Times New Roman, 13 – 14. Междустрочный интервал – 1,5. выравнивание по ширине. Заголовки выравниваются по центру.

Контрольная работа выбирается согласно последним цифрам зачетной книжки.

Первым структурным элементом контрольной работы является титульный лист, на котором указываются:

- наименование вуза

- наименование факультета и кафедры

- наименование темы контрольной работы

- Ф. И. О. студента, курс и номер группы

- Ф. И. О. руководителя, ученое звание, должность

- место и год выполнения.

На следующем листе приводится содержание с указанием номеров первых страниц соответствующих разделов работы.

Во введении кратко показывается значение избранной темы в экономической теории и важность вопросов, рассматриваемых в ее рамках. Дается пояснение логической последовательности раскрываемых вопросов темы. Объем введения составляет 1 – 2 страницы.

В основной части в соответствии с пунктами плана раскрывается содержание темы контрольной работы. Обычно основная часть состоит из пунктов, каждый из которых может быть разбит, в случае необходимости на подпункты, названия которых не должны дублировать друг друга и повторять заголовок контрольной работы. В основной части дается аргументированное обоснование теоретических положений работы, обобщается и анализируется изученный материал, показываются выявленные проблемы и пути их разрешения. При этом каждое теоретическое положение следует доказывать. Каждый пункт завершается кратким выводом.

В заключении приводятся основные выводы и обобщаются главные идеи контрольной работы. Заключение составляет 1 – 2 страницы.

После заключения в работе приводится список использованной литературы. В него включаются источники, использованные автором при рассмотрении темы. Список составляется по алфавиту.

Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»

 

Вариант

1. Раскройте содержание понятия «собственности как экономической категории»

2. Напишите реферат на тему «Реформирование отношений собственности в России»

3. Выберите номер правильного ответа

Введение в экономический анализ фактора времени, сделанный ________, является важнейшим его вкладом в современную экономическую науку.

Варианты ответов:

а. А.Смитом

б. Е.Бем-Баверком

в. Л.Вальрасом

г. А. Маршаллом

4. Решите задачу

Студент в течение месяца три раза посещает дискотеку. За первое посещение он готов зашатать 300 рублей, за второе - 250 рублей, а за третье - 200 рублей. Однако рыночная цена посещения дискотеки равна 200 рублей. Излишек потребителя в этом случае равен…

Варианты ответов:

а. 200 руб.

б. 150 руб.

в. 100 руб.

г. 50 руб.

5. Объясните

Почему анализ отношений собственности остается актуальным на любом этапе исторического развития?

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «провалы рынка» и какова роль государственного регулирования экономики.

2. Напишите реферат на тему «Российские природные ресурсы и проблемы эффективности отечественной экономики».

3. Выберите номер правильного ответа

Эксплуатация в теории К.Маркса представляет собой концепцию, в соответствии с которой…

Варианты ответов:

а. уровень заработной платы недостаточен для удовлетворения физиологических и социальных потребностей и содержания семьи

 

б. рабочий не владеет средствами производства, хотя является основной производительной силой

в. рабочий не участвует в управлении производством

г. капиталист присваивает часть продукта, создаваемого рабочим

4. Решите задачу

Функция спроса на товар задана уравнением Qd =50-2Р, а функция предложения уравнением Qs =5+ЗР. Определите излишек потребителя.

Варианты ответов:

а. 256

б. 261

в. 252

г. 249

5. Объясните

Какова суть идеи Р. Коуза о трансакционных издержках?

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «неценовые факторы»

2. Напишите реферат на тему «Механизм спроса и предложения на товарных и фондовых биржах»

3. Выберите номер правильного ответа

Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовет такую ситуацию

а. административно-командной системой

б. экономическим кризисом

в. эффективной

г. неэффективной

4. Решите задачу

Если функции спроса и предложения имеют вид: Qd = 11 - P; Qs = - 4+2P (Qd - величина спроса, Qs - величина предложения, Р – цена, руб. за шт.), то после введения правительством субсидий для покупателей в размере 6 руб. за шт. равновесный объем продаж составит ___шт.

Варианты ответов:

Введите ответ:

5. Объясните

Как формируется равновесная цена? Объясните этот механизм с помощью соответствующего графика, указав область дефицита товаров на рынках и область их излишков от перепроизводства.

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «земельная реформа»

2. Напишите реферат на тему «Развитие сельского хозяйства и особенности развития агробизнеса в современных условиях»

3. Выберите номер правильного ответа

Объектами купли-продажи на рынке факторов производства выступают...(укажите несколько вариантов ответа)

Варианты ответов:

а. продукты питания

б. земля и другие природные ресурсы

в. потребительские товары длительного пользования

г. труд

4. Решите задачу

Если величина спроса увеличилась на 20% при снижении цены с 5000 до 4000 рублей, то коэффициент эластичности спроса равен…

Варианты ответов:

Введите ответ:

5. Объясните

Какова специфика ценообразования на первичные экономические ресурсы (труд, земля, капитал)

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «рынки факторов производства»

2. Напишите реферат на тему «Развитие экономических категорий ценности, стоимости и цены»

3. Выберите номер правильного ответа

Если при повышении цены на 20% объем продаж товара снизился на 30%, то спрос на товар

а. имеет единичную эластичность

б. неэластичен

в. эластичен

4. Решите задачу

Если эластичность спроса по цене конкретного товара равна 1,5, а объем спроса увеличился на 30 %, то процентное уменьшение цены, составит…

Варианты ответов:

Введите ответ:

5. Объясните

Объясните и проиллюстрируйте на рисунке эффект замещения и эффект дохода. Имеют ли место подобные эффекты в деятельности конкурентоспособной фирмы?

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «система участия, холдинг, смешанный холдинг»

2. Напишите реферат на тему «Фирма и потребитель: модель экономического поведения»

3. Выберите номер правильного ответа

Что показывает кривая безразличия?

а. товары, к которым потребитель равнодушен

б. уровень дохода, при котором потребитель может приобретать товары, не обращая внимание на цены

в. множество товаров с одинаковой предельной полезностью

г. множество наборов товаров с одинаковой полезностью для потребителя

4. Решите задачу

На рисунке показана кривая безразличия потребителя и бюджетная линия.

Если цена товара у равна 5 рублям, то уравнение бюджетной линии будет…

Варианты ответов:

а. Qy =15-0,5Qх

б. Qy=15-2Qх

в. Qy =30-0,5Qх

г. Qy =30-2Qх

5. Объясните

Каковы состояние и роль крупного и малого бизнеса в современной рыночной экономике?

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «венчурный капитал»

2. Напишите реферат на тему «Система национальных счетов, ее основные характеристики»

3. Выберите номер правильного ответа

Излишек потребителя тем больше, чем…

Варианты ответов:

а. ниже цена

б. больше у товара заменителей

в. выше цена

г. выше налоговое бремя потребителя

4. Решите задачу

На рисунке показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия. Напишите уравнение бюджетной линии, если цена товара Y равна Ру=6 рублей.

Варианты ответов:

а. Qy=10 - l,5Qx

б. Qy=10 - 0,67Qx

в. Qy=15 - 0,67Qx

г. Qy=15 - 1,5 Qx

5. Объясните

Почему грамотный предприниматель в качестве главной цели ставит не достижение максимальной прибыли, а ее устойчивый рост?

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «реальный и номинальный ВНП»

2. Напишите реферат на тему «Валовой национальный продукт, особенности и способы его измерения»

3. Выберите номер правильного ответа

Что из перечисленного не относится к условиям внутренней среды фирмы?

а. правовые условия

б. финансы

в. цели фирмы

г. персонал

4. Решите задачу

На графике представлены возможные объемы выпуска самолетов и тракторов при полном использовании ресурсов. Альтернативные издержки производства 35 тракторов равны…

Варианты ответов:

а. десяти самолетам

б. пяти самолетам

в. трем самолетам

г. семи самолетам

5. Объясните

Как избежать двойного счета при определении ВНП?

 

Вариант

1. Раскройте содержание понятия «совокупное предложение»

2. Напишите реферат на тему «Совокупный спрос и совокупное предложение»

3. Выберите номер правильного ответа

Что из перечисленного не относится к признакам совершенной конкуренции?

а. отсутствие барьеров

б. однородность продукции

в. совершенная информация

г. высокая степень экономической власти предприятия

4.Решите задачу

Станкостроительный завод производит в год 500 станков по 20 тыс. рублей каждый. Затраты на производство одного станка равны 16 тыс. рублей. Если себестоимость станка уменьшится на 1 тыс. рублей, то прибыль завода возрастет на___тыс. рублей

Варианты ответов:

Введите ответ:

5. Объясните

В чем состоит значение моделей макроэкономического равновесия?

 

Вариант

 

1. Раскройте содержание понятия «экономический цикл»

2. Напишите реферат на тему «Кейнсианская модель макроэкономического равновесия»

3. Выберите номер правильного ответа

К экономическим операциям в системе национальных счетов не относятся

Варианты ответов:

а. операции с товарами и услугам

б. операции распределения

в. финансовые операции

г. математические операции в исследовании макроэкономических величин

4. Решите задачу

Если рента с земельного участка в 10 га составила за год 100 тыс. рублен, а ставка банковского процента равна 20%, то цена этого земельного участка будет___тыс. рублен

Варианты ответов:

а. 100

б. 50

в. 200

г. 500

5. Объясните

В чем сущность теории «длинных волн»?

 

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Предмет экономической теории и его генезис. Функции экономической теории.

2. Методы исследования экономической теории.

3. Рынок: преимущества и недостатки рыночного механизма. "Фиаско" рыночного механизма.

4. Трансакционные издержки и пути их минимизации.

5. Собственность как экономическая категория. Теория "пучка прав собственности".

6. Классификация форм собственности.

7. Спрос и его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее виды. Факторы эластичности.

8. Предложение и его факторы. Закон предложения. Эластичность предложения и ее виды. Фактор времени. Квазирента.

9. Рыночное равновесие и проблема его устойчивости. Вмешательство государства в механизм рыночного равновесия.

10. Монополия и ее виды. Показатель монопольной власти Лернера.

11. Монополизация прибыли в условиях монополии. Антимонопольное законодательство и практика его применения. Индекс Херфиндаля.

12. Монополистическая конкуренция. Дифференциация товара и ее виды.

13. Олигополия и виды олигополистического поведения.

14. Спрос на ресурсы как производный спрос. Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности. Правила использования ресурсов.

15. Равновесие на рынке капитала. Дисконтирование.

16. Равновесие на рынке природных ресурсов. Чистая экономическая рента. Дифференциальная рента. Цена земли как дисконтированная стоимость.

17. Система национальных счетов. ВНП и способы его расчета. Проблема корректировки ВНП. Номинальный и реальный ВНП.

 

18. Совокупный спрос и его факторы. Совокупное предложение и его факторы.

19. Экономический цикл и его фазы. Причины цикличности экономики. Виды экономических циклов.

20. Государственное антициклическое регулирование.

21. Основные инструменты кредитно-денежной политики.

22. Ценные бумаги и их виды. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

23. Финансовая система. Государственный бюджет и его структура. Дефицит государственного бюджета.

24. Налоги и их виды. Кривая Лаффера.

25. Государственный долг и причины его возникновения. Управление государственным долгом.

26. Инфляция и ее виды. Сущность и причины инфляции.

27. Экономические и социальные последствия инфляции.

28. Антиинфляционная политика государства.

29. Экономический рост и его измерения. Виды экономического роста.

30. Безработица и ее виды. Естественная норма безработицы. Государственное регулирование занятости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник. В 3-х т. Том 1.– СПб.: Омега-Л, 2012. - 1022с.

2. В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: Учебник. В 3-х т. Том 2.– СПб.: Омега-Л, 2011. - 503с.

3. Курс экономической теории /Под ред. Е.А.Киселева, И.А.Стрелец, М.Н. Чепурина, М.В.Сафрончук. – М.: АСА, 2011. - 880с.

4. Микроэкономика: Учебник /Под ред. Л.С. Тарасевича, П.И. Гребенникова, А.И. Леусского. – М.: Юрайт- Издат., 2012. - 541.

5. Мэнкью Н. Принципы микроэкономики: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. - 592с.

6. Курс экономической теории: учеб. для вузов / Под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2012. – 830 с.

7.

 

Дополнительная литература

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2009. 256 с.

2. Введение в экономическую теорию: учеб. пособие / Бедрина Е.Б., Козлова О.А., Саламатова Т.А., Толпегин А.В. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 164 с.

3. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А. Экономическая теория СПб.: Питер, 2008. 480 с.

4. Елецкий Н. Д. Общая экономическая теория (политическая экономия). М.:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.307 с.