Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-11-22 | 264 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
в корнях слов».
1. Учащиеся, выполнившие дополнительное задание, защи-щают свои схемы, отвечают на вопросы класса, вносят допол-нения.
Согласные | Проверяемые | Непроверяемые | |||
в корнях слов | |||||
Глухие и | звонкие | Гриб (грибы), от- | |||
согласные | в конце | ряд (отряды), флаг | |||
слов | (флаги) | ||||
Глухие и звонкие со- | Просьба (просить), | Вокзал, | рюкзак, | ||
гласные перед дру- | свадьба (свадебный), | общий, | баскетбол, | ||
гими согласными | бумажка (бумажек) | спортсмен | |||
Непроизносимые со- | Прекрасный (прекра- | Чувствовать, уча- | |||
гласные | сен), грустный (гру- | ствовать, праздник | |||
стить) | |||||
Удвоенные | соглас- | Россия, бассейн, суб- | |||
ные | бота, орфограмма | ||||
2. Проверочный диктант (по упр. 49). Дополнительное зада-ние по вариантам: 1-й вариант выделяет орфограммы с гласны-ми в корнях слов; 2-й вариант — с согласными.
III. Повторение и закрепление правописания гласных и, у,
а после шипящих.
1. Работа с теоретическим материалом (орф. № 5, с. 27). Работа с данной орфограммой осложняется тем, что неред-ко для правильного выбора гласной необходимо применить не одно, а несколько правил. Доказательством тому слу-жит пример, имеющийся в формулировке правила. Это сло-во площадь. Поскольку второй гласный звук корня стоит в безударной позиции, учащиеся могут сделать ошибку и на-писать, например, букву и, что не будет противоречить сфор-мулированному правилу. Следовательно, прежде чем вы-брать а, им нужно применить орфограмму № 1 и подобрать проверочное слово: площадка. Поэтому перед выполнени-ем упр. 50 учащиеся вместе с учителем ищут слова с без-ударными гласными в корнях (исключаем слова с [у]). Таких слов в упражнении три — шиповник, щавель и животное.
|
Работа проводится под руководством учителя.
— Почему вы решили, что в слове шиповник нужно писать букву и? Ведь гласный звук здесь находится в безударной по-зиции. Разве в такой позиции после шипящей не может быть, например, буквы е, как в слове шептать? Здесь как всегда для проверки безударной гласной в корне подберём провероч-ное слово: шептать — шепчет, шиповник — шип (орф. № 1).
— А как можно определить, что в слове животное в безудар-ной позиции пишется и, а не е?
— Какое слово ближе всего подходит к этому слову? Оказы-вается, живот, от которого и происходит животное, животи-на, живность.
Учитель предлагает, опираясь на поговорку Не жалеть (не щадить) живота своего, а также на сведения толковогословаря, выяснить, что слово живот здесь значит жизнь: «Жи-вот (устар.) — жизнь человека». Слово жизнь, хотя и не явля-ется в современном языке однокоренным со словами живот, животное, всё же помогает выбрать корневую гласную.
Со словом щавель труднее, поскольку ни близких, ни даль-них родственников у него нет. Правда, есть своего рода пасы-нок — просторечное слово с ударным первым звуком. Об этом
речевом искажении учащихся необходимо предупредить и предложить несколько раз проговорить слово щавель, опира-ясь на его транскрипцию: [щ’ив’э’л’].
2. Вставьте пропущенные буквы в слова ч... рующий, ш... кар-ный, ж... леть, ж... стянка. Какие орфограммы вы анализирова-ли? В какой последовательности? Составьте алгоритм. (Алгоритм такой: а) сначала анализируем орф. № 1, подбираем провероч-ные слова: чары, шик, жалкий, жесть; б) в первых трёх словах применяем орф. № 5 как в ударных слогах, так и в безударных.)
|
3. Выполнение упр. 50. Учитель корректирует формулировку задания: слова следует распределить по трём столбикам — с бук-
вами а, и, а также у. Останутся два слова-исключения.
4. Дополнительное задание: в каких морфемах, помимо кор-невой, «работает» наше правило? Приведите примеры из вы-полненного упражнения, «соберите» примеры из слов лингви-стической разминки, из упр. 53.
5. Работа со словами в рамочках. Использование в работе толкового словаря, в котором объясняется лексическое значе-ние слов брошюра и жюри. Учащиеся самостоятельно определя-ют значение слова парашют, ученик-помощник при необходи-мости корректирует полученное определение.
6. Закрепление правописания слов-исключений — состав-ление словосочетаний (предложений) и подбор однокоренных слов: брошюровать, брошюровка, сброшюровать; парашю-тист, парашютистка, парашютный.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что от слова жюри в русском языке не образуются новые слова, оно остаётся
в языке «одиноким». Можно предложить учащимся подумать, по какой причине так происходит.
Одновременно необходимо предупредить возможные ошибки
в связи с тем, что в языке имеются слова с такими же созву-чиями «жур», «шур», «шут», которые не связаны с перечис-ленными корнями. Прежде всего это глагол журить (делать
лёгкий выговор, слегка бранить), который в просторечии чаще всего употребляется именно как производный от жюри. Произ-водные от него — пожурить, журьба. В отличие от слова жюри, заимствованного из французского языка, журить, как считают учёные, происходит от звукоподражательного слова.
7. Закрепление данных наблюдений проводится в виде ми-ни-конкурса «Чья цепочка длиннее?». К доске приглашаются три группы по три ученика, которые составляют цепочки слов с указанными буквосочетаниями. Побеждает группа, которая в сумме собирает большее число слов за отведённое время. Остальные учащиеся дополняют цепочки словами, которых нет ни у одной из групп: шут, шутить, шутка, шутиха, пашут, машут, брешут и другие глаголы в данной форме; ажур, аба-жур, журавль, журнал, журналист и др.; Шура, шурпа, шу-руп, мишура и др.
V. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается подумать, можно ли сократить пра-вило (орф. № 5) до такого вида: «После шипящих ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я».
|
VI. Домашнее задание. Упр. 53 выполняется дифференциро-ванно: 1) сильные ученики пишут сочинение; 2) слабоуспева-ющие составляют предложения.
Урок 11. Разделительные ъ и ь (§ 12)
Цели урока: повторить правила употребления разделительных зна-ков (орф. № 6); закрепить навык обнаружения данной орфограммы и разграничения роли ь как разделительного и как показателя мягко-сти предшествующего согласного; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограм-мы; развивать исследовательские способности учащихся; дать перво-начальное представление о нулевом окончании.
Личностные УУД. Саморазвитие. Интерес к исследовательской де-ятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Расширение научных знаний о языке. Анализявлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Разви-тие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.
Х о д у р о к а
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!