Проявление сталинского тоталитаризма в школьной жизни грайворонской молодежи — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проявление сталинского тоталитаризма в школьной жизни грайворонской молодежи

2017-11-22 306
Проявление сталинского тоталитаризма в школьной жизни грайворонской молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовательская работа

Проявление сталинского тоталитаризма в школьной жизни грайворонской молодежи

Ученика 9 «А» класса Палихова Виталия Александровича

 

 

Руководитель:

учитель истории и

обществознания

МБОУ «СОШ с УИОП»

г. Грайворона

Корниенко Ольга

Михайловна

 

8-919-28162-90

309370 г.Грайворон

ул. Горького, 2

graivoron.edu.ru

 

 

Г.Грайворон 2017

Введение.

Наша школа – одно из старейших учебных заведений Белгородской области. В 2017 г. она отмечает свой стодесятилетний юбилей.

В нашем учебном заведении создан музей, где собран богатый материал по истории школы.

В представленной исследовательской работе использованы письма Караевой Ларисы Павловны - дочери бывшего директора школы - Егорова Павла Васильевича. Он возглавлял школу им. Энгельса с 1937 по 1945г.г. Сама Лариса Павловна тоже училась в нашей школе и в 1954 г. окончила ее с золотой медалью. К юбилею школы Караева Л.П. подарила музею дневник своего дяди - Жукова Владимира Васильевича, выпускника школы им. Энгельса 1940 года, материалы которого были взяты за основу написания данной исследовательской работы.

Актуальность: история провинциальной довоенной школы периода разгула сталинских репрессий представляет огромный интерес у современной молодежи.Узнать о том, как жили в эпоху тоталитарного режима наши ровесники-земляки, как учились, о чем мечтали и какие строили планы на будущее не только познавательно, но и поучительно.

Цель исследования: на основе писем Караевой Ларисы Павловны, дневника Жукова Владимира Васильевича, изучить довоенную историю нашего города и школы. Узнать, чем жила молодежь и каковы были ее приоритеты.

Гипотеза исследования: в условиях сталинского тоталитарного режима провинциальная школьная молодежь была относительно свободна в выборе увлечений и организации досуга.

Объект исследования: жизнь молодежи, учащихся школы им. Энгельса города Грайворона в довоенный период.

 

Предмет исследования: письма Караевой Ларисы Павловны, дневник Жукова Владимира Васильевича, выпускника Грайворонской средней школы им. Энгельса 1940 года, близкого родственника Караевой.

 

Задачи исследования:

  • изучить материал переписки с Караевой Л.П.,
  • провести анализ источников по проблеме исследования,
  • систематизировать письма, страницы из дневника Жукова В.В. и фотодокументы.

 

Основное содержание:

Школьный драмкружок.

По сравнению с предыдущей школой в Стругах Красных Ленинградской области, в Грайвороне у меня стало восстанавливаться деловое отношение к учебе. Кроме того, что школа располагалась в прекрасном здании, в ней еще подобрался и хороший педагогический коллектив. Это Пантелеймон Васильевич Максимов (бывший эсер, ему в это время приклеили клеймо "прокаженного"). Он мало того, что был прекрасным преподавателем, но и одержимым краеведом, собирателем редчайших книг. Его личная библиотека насчитывала свыше 80 тысяч книг, огромное количество журналов и подшивок газет. Много лестных слов можно сказать о чете Досычевых: Иван Иванович преподавал географию, Ксения Ивановна - немецкий язык. Ксения Ивановна была еще в нашей группе классным руководителем. Она была высокообразованным и культурным человеком, владевшим кроме немецкого языка, который преподавала в школе, еще французским и

английским. В нашей группе она была "второй матерью". Как она переживала за каждую двойку, полученную кем-то из учеников по любому из предметов! От нее услышать резкое слово или упрек практически было невозможно. А ведь многие из нас ой как заслуживали хорошей взбучки.

До этого мне пришлось учиться во многих школах. Сколько учителей прошло через мою учебу, но такого педагога, как Ксения Ивановна мне встречать не приходилось.

Вместо троек опять появились четверки и пятерки. Появились и новые друзья с общими наклонностями и увлечениями. Особенно верными и хорошими оказались Иван Филипповский, Федя Голубь и Николай Криворот. В школе царил порядок и крепкая дисциплина. За 2 года учебы в ней я не смог вспомнить ни единого случая выходящих из рамок хулиганских поступков.

Очень много уделялось внимания внеклассной работе. Так получилось, что я оказался руководителем драмкружка. Взялись мы за это дело с огромным энтузиазмом.

Большую помощь нам оказал городской Дом культуры, по «воле судьбы» директором которого оказался бывший актер Киевского государственного театра - Милославский. Он был уже в возрасте. Его игра в спектаклях пользовалась огромным успехом. В зависимости от сюжета в зале можно было увидеть и слезы зрителей, а порой сплошной смех. Это был действительно актер с большой буквы. Пребывание его в местах «не столь отдаленных», как он обычно говаривал «сэмирокивдалэкихтабурив» в соответствии с уголовным кодексом Украины. Развал семьи, алкоголь и привели к нам этого талантливого человека. Начали мы с небольших водевилей, одноактных пьесок, а уже несколько позже взялись за «Ревизора» Гоголя и «Разлом» Бориса Лавренева. Особенно трудно дался нам «Ревизор». Дважды мы начинали и дважды бросали. И все-таки к концу учебы в 10-м классе мы его одолели. Даже ездили на «гастроли» в Томаровку, Борисовку и на Украину в Большую Писаревку. Трудно сказать, было это искренно или снисходительно, но везде получали и аплодисменты, и положительные отзывы. Но лично мы все были на высоте «актерского» олимпа.

Неудавшийся спектакль.

На всю жизнь остался в памяти один случай. После выпускных экзаменов решили мы дать последний спектакль, так сказать, прощальный взлет нашей «артистической деятельности».

В помещении летнего театра городского сада решили поставить пьесу Лавренева, да при том еще и за плату. Будь в это время Милославский в городе, может быть, и не произошло бы этого постыдного случая.

Но все произошло как-то стихийно. Когда мы обговаривали постановку спектакля, то имели в виду, что по его окончании отпразднуем и окончание средней школы. Мол, на вырученные деньги можно будет купить красного вина, закуски и отправиться в парк на берегу Ворсклы, и погулять там до самого утра по старой традиции, установленной поколениями.

Но случилось нечто непредсказуемое. Наш кассир Митя Золотарь, заранее закупивший все питие и съедобное, накануне спектакля решил попробовать одну только рюмочку для поднятия духа. Но оказалось и одной рюмочки хватило для того, чтобы не отдавать отчета, что можно говорить, а чего – нельзя. Зрители, покупавшие билеты, стали спрашивать, откуда, мол, труппа? На что Митя Золотарь не подумав «шумевшей» от рюмочки головой, стал отвечать, что из Ленинграда. А на вопрос: «Кто режиссер?» – как назло ответил: «Жуков». Женщина, задавшая вопрос, видимо приехавшая отдохнуть в Грайворон из Ленинграда, с недоумением сказала:

«Что-то мы о таком не слышали…».

Об этом инциденте, мне тут же рассказали. Узнали об этом и все участники спектакля – началась паника. Что делать? Как исправить ложь кассира? Мы ничего не смогли придумать… И с этим начали спектакль.

Первое действие - чаепитие в квартире капитана Береснева прошло вроде бы нормально. Ну, а потом все пошло, как говорится, наперекосяк.

Во время сцены на корабле я (это лейтенант барон фон Штубе) подаю команду матросам найти хоть из-под земли комиссара Годуна, а он в это время спокойно стоит за моей спиной и покуривает трубку.

В зале - сплошной смех. Когда занавес закрыли, вся «труппа» собралась вокруг меня.

Все спрашивают, что дальше делать? По затуманенным глазам я понял, что большинство (кроме некоторых девчат) не устояли против соблазна нашего кассира.

Ответ напрашивался один – надо бежать. Бежать с позором, куда глаза глядят. Прошел слух, что пошли за милицией. Это был толчок: схватив кой-какой реквизит (самовар, чашки, скатерть и ложки), мы решили убежать через запасный выход. Договорившись встретиться через час на краю города у тюрьмы, мы разбежались по домам.

Собрались все. Отойдя с километр от города, мыустроились на лужайке, стали обсуждать дальнейшие наши действия. Пришли к единому мнению только в одном - из города надо уезжать. А куда? Вырученных денег хватило бы дня на три скромного житья в Харькове… а дальше? Три девочки хотели поехать в села к родным. А еще трое, исполнительницы главных ролей дочерей капитана Береснева и его жены, решили поехать с нами…

Среди них была и Ольга Ларнина - сорвиголова и дочь председателя райисполкома, Ольга Хмельницкая- дочь учителей, и Женя Таран. Ваню Филипповского мы, правда против его желания, оставили дома для того, чтобы он наблюдал за ходом событий по расследованию «нашего преступления».

Прибыли мы в Харьков рано утром, перекусили и отправились в балаганный цирк на центральном рынке. Затем сходили в исторический музей (вблизи рынка), походили по магазинам…, а потом, уставшие и без прежнего оптимизма, устроились на лавочке у исторического музея…

Куда девалась ночная бравада?! Денег – кот наплакал, и ни у кого никакого разумного решения… Оставалось одно – покориться судьбе и вернуться к куда более серьезным задачам, маячившим впереди (кому-то - за учебники перед поступлением в институт, кому-то - готовиться к призыву в Красную Армию). А потому решили сначала зайти в столовую на потребу своего желудка, а потом уже и домой, чтобы вернуться только поздним вечером… Но домой, после возвращения в Грайворон, я не пошел (был уверен, что домашних мой «опыт путешествий» в обморочное состояние не приведет). Отправился сразу к Ивану Филипповскому. Но тот ничего сенсационного мне не сообщил. В городе, оказывается, никаких разговоров по нашему событию не было вообще.

Вечером собрались все в тени городского сада. Послали за Ольгой Ларниной. К нашему удовольствию, она рассказала, как встретил ее отец утром после ее возвращения.

«Ну-ка, артисточка», - сказал он, - рассказывай, как вы сыграли злую шутку со своими зрителями. Завтра же посажу всех на машины и повезу в колхоз на прополку свеклы».

Тут нам стало ясно, что «гром и молнии» прошли мимо нас благополучно. Только в райком комсомола был вызван наш секретарь комсомольской организации школы им. Энгельса - Юра Гожиенко. Его отчитали за слабую работу по повышению нравственности в комсомольской организации школы. Окончательное же помилование мы получили на празднике по случаю вручения переходящего Красного знамени Курского обкома

ВКП (б)…

Послесловие.

Из письма Егоровой (Караевой) Ларисы Павловны.

«Мой дядя - Жуков Владимир Васильевич в 1940г. закончил школу и ушел в армию. Воевал. Дошел до Кенигсберга. После Победы вернулся в Грайворон. Работал в Грайворонском райкоме партии, потом в Белгороде. Умер в 1996г. Его дети счастливы, что он успел оставить воспоминания.

Результаты исследования:

Таким образом, знакомство с материалами дневника Жукова Владимира и письмами Караевой Ларисы Павловны (чьи родственники учились и работали в нашей школе в конце 30-х начале 40-х годов прошлого века) позволило расширить представления о довоенном периоде жизни нашего города и школы.

На основании исследования, можно сделать вывод, что в условиях сталинского тоталитарного режима провинциальная школьная молодежь была относительно свободна в выборе увлечений и организации досуга. Однако, аресты и исчезновения преподавателей - руководителей кружков школы им. Энгельса и городского Дома культуры, ярко свидетельствуют о разгуле сталинских репрессий в довоенный период.

Источники:

  1. А.А.Данилов, А.С. Барсенков, М.М. Горинов. История России. – М.: Просвещение, 2009.
  2. В.В.Кириллов В.В., М.Н.Чернова М.Н. История России 1800-2002 г.г., Ростов н/Д: Феникс, 2002.

 

  1. письма Караевой Л.П.,
  2. воспоминания В.В.Жукова, выпускника Грайворонской средней школы им. Энгельса 1940 года.

 

  1. http://graivoron.edu.ru/
  2. http://graivoron.edu.ru/index/0-14
  3. http://graivoron.edu.ru/index/0-36
  4. http://graivoron.edu.ru/index/0-3

Приложение № 1

 

 

 

Егорова Лариса Павловна

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение №4

Владимир Жуков (автор дневника)

 

Приложение №5

 

 

 

 

 

Победители спартакиады 1937 г.

 

 

Исследовательская работа

Проявление сталинского тоталитаризма в школьной жизни грайворонской молодежи

Ученика 9 «А» класса Палихова Виталия Александровича

 

 

Руководитель:

учитель истории и

обществознания

МБОУ «СОШ с УИОП»

г. Грайворона

Корниенко Ольга

Михайловна

 

8-919-28162-90

309370 г.Грайворон

ул. Горького, 2

graivoron.edu.ru

 

 

Г.Грайворон 2017

Введение.

Наша школа – одно из старейших учебных заведений Белгородской области. В 2017 г. она отмечает свой стодесятилетний юбилей.

В нашем учебном заведении создан музей, где собран богатый материал по истории школы.

В представленной исследовательской работе использованы письма Караевой Ларисы Павловны - дочери бывшего директора школы - Егорова Павла Васильевича. Он возглавлял школу им. Энгельса с 1937 по 1945г.г. Сама Лариса Павловна тоже училась в нашей школе и в 1954 г. окончила ее с золотой медалью. К юбилею школы Караева Л.П. подарила музею дневник своего дяди - Жукова Владимира Васильевича, выпускника школы им. Энгельса 1940 года, материалы которого были взяты за основу написания данной исследовательской работы.

Актуальность: история провинциальной довоенной школы периода разгула сталинских репрессий представляет огромный интерес у современной молодежи.Узнать о том, как жили в эпоху тоталитарного режима наши ровесники-земляки, как учились, о чем мечтали и какие строили планы на будущее не только познавательно, но и поучительно.

Цель исследования: на основе писем Караевой Ларисы Павловны, дневника Жукова Владимира Васильевича, изучить довоенную историю нашего города и школы. Узнать, чем жила молодежь и каковы были ее приоритеты.

Гипотеза исследования: в условиях сталинского тоталитарного режима провинциальная школьная молодежь была относительно свободна в выборе увлечений и организации досуга.

Объект исследования: жизнь молодежи, учащихся школы им. Энгельса города Грайворона в довоенный период.

 

Предмет исследования: письма Караевой Ларисы Павловны, дневник Жукова Владимира Васильевича, выпускника Грайворонской средней школы им. Энгельса 1940 года, близкого родственника Караевой.

 

Задачи исследования:

  • изучить материал переписки с Караевой Л.П.,
  • провести анализ источников по проблеме исследования,
  • систематизировать письма, страницы из дневника Жукова В.В. и фотодокументы.

 

Основное содержание:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.