Основы советской системы физического воспитания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основы советской системы физического воспитания

2017-11-22 981
Основы советской системы физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Советская система физического воспитания формировалась в условиях социалистических общественных отношений. Это обусло­вило общую направленность практики физического воспитания и ее основ на коммунистическое воспитание советских людей. Основы советской системы физического воспитания характеризу­ет совокупность идеологических, научно-методических положе­ний, программ, нормативов и принципов социальной организации практики физического воспитания. Поэтому выделяют идейные, научно-методические, программно-нормативные и организацион­ные основы советской системы физического воспитания.

Идейные основы

Идейные основы советской системы физического воспитания включают в себя учение классиков марксизма-ленинизма о ком­мунистическом воспитании и его составной части — физическом воспитании, программные положения КПСС в области воспитания и образования, современные требования, предъявляемые партией к физическому воспитанию.

Одним из основных гуманистических положений марксизма-ленинизма, определяющих направленность коммунистического воспитания, является принцип гармонического развития личности. «...Призвание, назначение, задача всякого человека, — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, — всесторонне развивать все свои способ-

ов


ности»*. Классики марксизма-ленинизма отвергали всякую одно­сторонность в развитии человека. «Если обстоятельства, в кото­рых живет человек, — указывали они, — делают для него возмож­ным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных... то этот индивид не может пойти даль­ше одностороннего, уродливого развития»**. Это положение име­ет особенно важное значение для физического воспитания. Оно чашло свое отражение в принципе всестороннего гармонического развития личности. В свете его требований физическое воспита­ние никогда не должно сводиться только к повышению функцио­нальных возможностей организма" или разучиванию движений. Оно всегда должно быть педагогическим процессом, направлен­ным на разностороннее гармоническое развитие и коммунистиче­ское воспитание.

Идея всестороннего развития человека и полного удовлетво­рения его разумных потребностей является в марксизме-лениниз­ме одной из основных, определяющих содержание воспитания. Это объясняется тем, что марксизм-ленинизм рассматривает че­ловека как высшую ценность, а всестороннее развитие его спо­собностей и удовлетворение разумных потребностей — как цель коммунистического строительства. Борьба за коммунизм, отмечал В. И. Ленин, ведется в конечном итоге «для обеспечения пол­ного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества ***.

Вместе с основными социальными законами в трудах К. Марк­са и Ф. Энгельса впервые на научной основе была вскрыта соци­альная сущность воспитания, его зависимость от способа произ­водства и общественного разделения труда. Это позволило пока­зать, что в условиях капитализма воспитание всесторонне разви­той личности невозможно. Такая возможность может быть созда- ^ на только в результате коренного переустройства общества на коммунистических началах.

Воспитание человека со всесторонне развитыми способностями К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали как практическую задачу всего общества, меру его гуманистичности, а физическое воспи­тание— как одну из основных сторон воспитания всесторонне развитой личности. Так, соединение умственного и физического воспитания с производительным трудом они расценивали «не только как одно из средств для увеличения общественного про­изводства, но и как средство для производства всесторонне раз­витых людей» ****. ф. Энгельс подробно охарактеризовал значе­ние и место физического воспитания в подготовке воина, показал возрастание его роли в будущем.

В. И. Ленин продолжил разработку социально-педагогических взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Он неоднократно подчерки­вал значение физического воспитания для молодежи. Так, в бе-

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 282. ** Там же, с. 253.

*** Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 232. **** Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 495.


седе с Кларой Цеткин в 1920 г. Владимир Ильич отметил, что «молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здо­ровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совмест­но»*. В. И. Ленин рассматривал физическое воспитание как средство подготовки трудящихся к революционной борьбе и со­хранения сил профессионального революционера. Находясь в цар­ской тюрьме, Владимир Ильич, чтобы сохранить свои силы, си­стематически занимался физическими упражнениями. Редко вы­падавшее свободное время он "с удовольствием использовал для пешего или велосипедного туризма, бега на коньках, занятий плаванием и другими упражнениями.

В. И. Ленин рассматривал физическое воспитание как дело государственной важности. Об этом свидетельствует целый ряд декретов, подписанных Владимиром Ильичей в первые годы Со­ветской власти, оказавших решающее влияние на формирование советской системы физического воспитания и ее идейных основ. Непреходящее значение для становления и развития системы фи­зического воспитания имело его выступление на III съезде ком­сомола. Под влиянием ленинских идей о воспитании съезд принял постановление, в котором отмечалось, что физическое воспитание является одним из элементов общей системы коммунистического воспитания, направленной на создание гармонически развитого человека, творца, гражданина коммунистического общества. В по­становлении указывалось, что физическое воспитание преследует такие практические цели, как подготовку молодежи к трудовой (производственной) деятельности и к вооруженной защите со­циалистического Отечества.

В дальнейшем марксистско-ленинское учение о воспитании, в том числе и о физическом, получило свое развитие в директив­ных и программных документах КПСС и Советского правитель­ства, в материалах съездов КПСС и постановлениях партии и правительства по вопросам физической культуры и спорта, а так­же в процессе физкультурной практики. На ближайшую перспек­тиву эти материалы конкретизированы в постановлении Централь­ного Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (сентябрь, 1981 г.).

Научно-методические основы

Научно-методические основы советской системы физического воспитания представляют собой совокупность научных данных о физическом воспитании. Они обеспечивают его строгую науч­ную обоснованность. Научность — одна из важнейших черт со­ветской системы физического воспитания. Основу научности фи­зического воспитания составляет марксизм-ленинизм.

* Воспоминания о Ленине. М.: Госполитиздат, 1957, т. 2, с. 464.


Вопросы физического воспитания изучаются многими науками. Физическое воспитание представляет собой часть коммунистиче­ской системы воспитания, изучаемую специализированным раз­делом педагогики —теорией и методикой физического воспитания.

Своими корнями физическое воспитание уходит в глубокую древность. Познание закономерностей его становления и разви­тия как педагогического явления и части систем воспитания про­шлого представляет интерес для исторической науки. Изучением истории физического воспитания занимается ее специализирован­ный раздел — история физической культуры.

Физическое воспитание представляет собой специфический вид воспитательной деятельности. Оно имеет социальную и биологи­ческую стороны. Социальная сторона физического воспитания представляет интерес для широкого круга наук: социальной пси­хологии, социологии, организации и управления, этики, эстетики, права и ряда других. Как двигательная деятельность, активизи­рующая биологические процессы, физическое воспитание пред­ставляет интерес для ряда биологических дисциплин: физиологии, биохимии, динамической анатомии, морфологии, биомеханики и др. Они изучают различные биологические механизмы функцио­нирования человеческого организма в условиях двигательной ак­тивности и приспособления к ней.

Физическое воспитание связано с проявлением психической деятельности человека, что послужило причиной его изучения психологией. Поскольку физическое воспитание оказывает непо­средственное влияние на организм человека и его здоровье, то оно явилось предметом изучения медицинских наук, в том числе и гигиены.

В настоящее время почти во всех науках, изучающих физиче­ское воспитание, выделились соответствующие специализирован­ные разделы, такие, как социология физической культуры, орга­низация и управление физической культурой, спортивная морфо­логия, спортивная биомеханика, психология спорта, врачебно-физкультурный контроль, лечебная физическая культура, спор­тивная гигиена и др. Центральное место среди всех этих научных дисциплин занимает теория физического воспитания. Она изучает наиболее общие педагогические закономерности управления про­цессом физического развития, образования и коммунистического воспитания человека в процессе физического воспитания. Теория физического воспитания обогащает практику системой эффектив­ных средств, методов, условий физического воспитания и направ­ленного формирования личности и педагогическими принципами рационального их использования. Теория физического воспитания и другие науки взаимосвязаны между собой.

Весь комплекс специальных научных дисциплин и отношений между ними складывается и развивается под влиянием требова­ний практики, в условиях творческого энтузиазма, постоянной партийной и государственной поддержки. У истоков развития научных основ советской системы физического воспитания стояли видные ученые и общественные деятели: Н. И. Подвойский, Н. А. Се*


машко, В. В. Гориневский, В. Е. Игнатьев и др. Под влиянием общественно-педагогических взглядов этих людей закладывался фундамент научных знаний о физическом воспитании. Их научную эстафету приняли Е. Ю. Зеликсон, А. Д. Новиков, В. В. Белино-вич, А. Н. Крестовников, П. А. Рудик, возглавившие научные кол­лективы, и другие ученые.

По мере развития науки под влиянием требований практики строительства развитого социалистического общества и научно-технической революции начали выделяться отдельные направле­ния научно-исследовательской работы, возглавляемые большими научными коллективами. Научно-исследовательская работа по фи­зической культуре и спорту, как и все сферы общественно полезной деятельности, повсеместно приобрела плановый характер. Ее разви­тие направлялось основными положениями, составляющими со­держание научных основ советской системы физического воспи­тания. В результате за годы Советской власти из преимущественно эмпирических, слабо развитых знаний сформировалась и разви­лась относительно самостоятельная современная отрасль научного знания, вносящая свой вклад в строительство развитого социали­стического общества в нашей стране.

В последние годы наука о физическом воспитании стала раз­виваться особенно быстрыми темпами, приобретая все большую практическую значимость. Этому в значительной мере способст­вовало улучшение координации и материального обеспечения на­учных исследований, проводимых в нашей стране. Большинство исследований получило свое отражение в крупных монографиях, подготовленных ведущими учеными. Многие из трудов отечест­венных ученых переведены в различных странах мира и исполь­зуются в учебной, научной и практической работе по физическому воспитанию и спорту. Научные труды отечественных ученых в области физической культуры и спорта занимают по многим на­правлениям ведущее положение в мире. Вместе с тем перед науч­но-исследовательской работой по физической культуре и спорту ставятся новые, все более серьезные цели. Их достижение будет способствовать более успешному решению основных задач, по­ставленных КПСС перед советским физкультурным движением: внедрению физической культуры в быт каждого советского чело­века и дальнейшему подъему мастерства советских спортсменов.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.