Раздел - минералогия и петрография. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раздел - минералогия и петрография.

2017-11-22 365
Раздел - минералогия и петрография. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 2 - Минералогия

Тема 2. 1 Химический состав. Физические свойства минералов. Морфология минералов.

Студент должен уметь:

 

- определять физические свойства и морфологию минералов;

-

Студент должен знать:

 

- Химический состав, физические свойства минералов.

 

содержание

 

Определение понятия «минерал». Распространение минералов в земной коре. Разновидности минералов. Химический состав и формулы минералов. Изоморфизм и полиморфизм.

Распространение минералов в земной коре.

Физические свойства минералов - цвет, блеск, спайность, твердость, цвет черты, плотность, излом, прочие свойства: радиоактивность, люминесценция, магнитность, побежалость.

- Морфология минералов и их агрегатов. Облик минералов. Псевдоморфозы и параморфозы.

(1-стр.69-94)

 

Методические указания

Изучая эту тему, необходимо связать воедино понятия «минерал» и науку минералогия, которая изучает природные химические соединения (минералы). Химический состав минералов не является постоянным, они часто содержат примеси. Некоторые минералы имеют разновидности, которые возникают за счет проявления изоморфизма и полиморфизма. Особое внимание необходимо уделять изучению физических свойств, морфологии минералов и их агрегатов. В полевых условиях эти свойства определяются визуально (цвет, блеск, цвет черты, спайность, излом, твердость, магнитность). Некоторые свойства (радиоактивность, люминесценция, плотность) определяются специальными лабораторными методами.

Студенты должны хорошо усвоить полевые диагностические свойства, характерные для данного минерала. Кроме физических свойств к ним относятся внешний вид кристаллов, двойники, штриховка граней, минеральные агрегаты.

Необходимо помнить, что по форме кристаллов можно с достаточной точностью определить химический состав минералов, не прибегая к лабораторным методам исследования.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «минерал»?

2. Каковы главные задачи минералогии?

3. Как отображается химический состав минералов?

4. Перечислите важнейшие физические свойства минералов?

5. Что означает «морфология» минералов?

6. Какие Вы знаете морфологические особенности минералов?


Тема 2.2 Происхождение минералов. Методы исследования минералов.

Студент должен знать:

- происхождение минералов

- методы исследования минералов

содержание

Геологические процессы образования минералов. Характеристика эндогенных, экзогенных и метаморфических процессов образования минералов.

Типоморфные признаки, генерации и парагенезис минералов.

Методы исследования минералов: химический, эмиссионный спектральный, пламенная фотометрия, атомно-абсорбционный анализ, рентгеноспектральный анализ, термический метод, оптические методы, термобарометрический.

(1-стр. 94-121)

Методические указания

В этой теме рассматриваются сложные процессы образования минералов в различных частях земной коры.

По генезису- происхождению минералов, выделили три группы: эндогенные, экзогенные, метаморфические.

Эндогенные минералы образовались в недрах земли в результате деятельности магмы. Выделяют следующие процессы: магматический, пегматитовый, пневматолитовый,

гидротермальный.

Рассмотрение этих процессов необходимо начать с определения понятия «магма», изучения ее дифференциации и кристаллизации - причинах,вызывающих образовании е остаточного силикатного расплава, из которого образуются пегматиты, а завершить - постмагматической деятельностью, выраженной пневматолитовым и гидротермальным метасоматозом. Экзогенные минералы образуются на поверхности Земли в результате, химического и биохимического выветривания.

С процессом физического выветривания связано образование рассыпных месторождений полезных ископаемых, а при химическом и биохимическом выветривании образуются месторождения типа «железной шляпы», каолиновые и латеритные коры выветривания и осадочные месторождения.

Метаморфические минералы образуются на больших глубинах, при высокой температуре и давлении при участии газов и водных растворов за счет преобразования любых минералов.

Необходимо рассматривать и парагенезис, т.е. совместное нахождение минералов в природе. Парагенезис имеет первостепенное значение в поисково- разведочном деле, поэтому для каждого процесса необходимо выписать парагенетическую ассоциацию минералов.

Методы исследования минералов делятся на полевые и лабораторные. Студенты должны усвоить полевые диагностические свойства.

С лабораторными методами, методикой их проведения, правилами техники безопасности при работе с приборами и аппаратурой необходимо ознакомиться в лаборатории на базе партии, экспедиции или ПГО.

Вопросы для самопроверки:

1. На какие группы делятся минералы по происхождению?

2. Что представляет собой магма по физико-химическому состоянию?

3. Какие полезные ископаемые связаны с магматическими процессами минералообразования?

4. Пегматитовый процесс минералообразования и его характеристика.

5. Какие полезные ископаемые связаны с пегматитами?

6. Пневматолитовый процесс минералообразования и его характеристика.

7. Назовите минералы, которые являются продуктами пневматолитово-вулканической деятельности.

8. Как образуются грейзены и полезные ископаемые, связанные с ними?

9. Гидротермальный процесс минералообразования и его характеристика.

10. Метасоматоз и его характеристика.

11. Полезные ископаемые, связанные с гидротермальными процессами.

12. Экзогенные процессы минералообразования и характеристика процессов выветривания.

13. Минералы, образовавшиеся осадочным путем в морях и озерах.

14. Метаморфизм и его типы.

15. Парагенезис минералов и его значение в поисково-разведочном деле.

16. Типоморфные признаки минералов и их практическое значение.

17. Какие существуют методы изучения минералов и горных пород?

18. На чем основаны полевые методы изучения минералов?

19. Сущность лабораторных методов исследования минералов и их назначение.

20. Для изучения каких минералов применяется термический метод?

21. Какими методами изучают структуру минералов?

22. С какой целью применяется термобарометрический метод?

23. Сущность оптических методов изучения минералов.

 

Тема 2.3 Классификация минералов. Диагностические признаки самородных элементов.

Студент должен знать:

- классификацию минералов;

- диагностические признаки самородных минералов

 

содержание

 

Принципы классификации минералов. Классификация минералов, основанная на химических и структурных признаках. Классы минералов.

Самородные металлы - золото, серебро, медь, платина, их структура.

Неметаллы - сера, алмаз, графит.

(1-стр.121-135)

Методические указания

В этой теме необходимо изучить принципы классификации минералов в современной минералогии, а также иметь представление о других типах классификаций.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Но каким признакам можно классифицировать минералы?

2. Какой признак для классификации минералов является наиболее научно­обоснованным?

3. Приведите современную классификацию минералов.

4. Генезис золота, серебра и платины.

5. Чем отличается алмаз от графита.

6. Парагенезис для меди в зоне окисления.

7. Общая характеристика самородных элементов.

 

Методические указания к изучению тем 2.3-2.11

Эти темы охватывают важный раздел минералогии - описание минералов. При изучении минералов студенты должны усвоить их название и химический состав, важнейшие диагностические свойства, морфологию минералов и их агрегатов, генезис и парагенезис, применение. Для этого необходимо использовать коллекционный каменный материал геологических партий, ближайших музеев или учебных заведений. Каждый студент должен собрать коллекцию образцов по своему району работ и доставить ее в колледж в период экзаменационно-лабораторной сессии. В целях прочного усвоения диагностики минералов всем студентам необходимо составить конспект диагностических свойств и выполнить вопрос 3 в контрольной работе №1, соблюдая следующий порядок при изложении материала: класс, название минерала, химический состав, диагностические признаки, применение (таблица 1).

 

Таблица 1 - Диагностические признаки минералов

_______________________________________________________________________________

Название минерала. Диагностические признаки 11рименение
Химический состав.    

Тема 2.4. Диагностические признаки сернистых соединений (сульфидов)

Студент должен знать:

- диагностические признаки основных минералов

 

Студент должен уметь:

- определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

Общая характеристика и основы классификации этого класса. Диагностические признаки сульфидов - халькозин, галенит; киноварь, сфалерит, пирротин, пентландит, антимонит, висмутин, аурипигмент, ковеллин, молибденит, реальгар. Двойные сульфиды

халькопирит, станин, борнит. Дисульфиды - пирит, марказит, кобальтин, арсенопирит. Сложные сульфиды - блеклые руды, буланжерит.

(1-стр. 135-151)

Вопросы для самопроверки:

1. Общая характеристика сульфидов. Их практическое значение.

2. По каким физическим свойствам определяется пирротин?

3. Какие физические свойства характерны для арсенопирита? Его применение.

4. По каким физическим свойствам определяется молибденит? Его происхождение.

5. Перечислите сульфиды, содержащие медь.

6. Охарактеризуйте сульфиды свинца и цинка.

7. Каково происхождение халькозина и ковеллина? Их химический состав.

8. Какие руды называются полиметаллическими?

9. С какими минералами и где встречается антимонит?


Тема 2.5 Диагностические признаки галогенидов.

Студент должен знать:

- диагностические признаки основных минералов

 

Студент должен уметь:

- определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

Кристаллохимические особенности класса.

Фториды - флюорит.

Хлориды - галит, сильвин, карналлит, бишофит.

 

(1-стр. 152-155)

Вопросы для самопроверки:

 

1. Какую форму и спайность имеют кристаллы флюорита?

2. По каким признакам отличается галит от сильвина?

3. Каково происхождение галита?

4.Где находятся главнейшие месторождения галита, сильвина, бишофита и карналлита? Практическое значение этих минералов.

Тема 2.6 Диагностические признаки оксидов и гидрооксидов.

Студент должен знать:

-диагностические признаки основных минералов

 

Студент должен уметь;

-определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

Простые и сложные оксиды. Гидрооксиды. Простые оксиды - куприт, корунд, гематит, рутил, касситерит, пиролюзит, уранинит. Кварц и его разновидности. Сложные оксиды - шпинель, магнетит, хромит, ильменит, колумбит-танталит.

Гидроокислы - гидраргиллит, диаспор, бемит, бокситы, Гетит, лепидокрокит, лимонит. Манганит, псиломелан-вад. Опал.

Практическое значение гидроокислов.

(1-стр. 155-180)

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое горный хрусталь, аметист, морион?

2. В чем отличие кварца от халцедона?

3. Что называют агатом, яшмой, кремнием?

4. Происхождение куприта?

5. Какие Вы знаете разновидности корунда?

6. Перечислите окислы алюминия.

7. Что такое боксит?

8. Какие минералы из группы окислов содержат титан?

9. По каким признакам (и с помощью каких реакций) можно определить касситерит?

10. Какое происхождение имеет касситерит и с какими минералами он совместно встречается?

11. Какое происхождение имеет вольфрамит и где находятся его месторождения?

Тема 2.7 Диагностические признаки силикатов.

Студент должен знать:

- диагностические признаки основных минералов

 

Студент должен уметь:

- определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

 

Общая характеристика класса и особенности строения силикатов.

Принципы классификации силикатов.

Силикаты с изолированными кремнекислородными тетраэдрами - оливин, гранаты, циркон.

Силикаты с добавочными анионами: сфен, топаз, дистен, андалузит, силлиманит, ставролит.

Силикаты со сдвоенными тетраэдрами и структурами «смешанного» типа: визувиан, эпидот-цоизит, ортит, гемиморфит.

Силикаты с кольцевыми анионами радикалами: берилл, кордиерит, турмалин, диаптаз, хризоколла.

Силикаты цепочечной структуры (пироксены).

Псевдоромбические пироксены - энстатит, гиперстен.

Моноклинные пироксены - диопсид, салит, геденбергит, авгит, эгирин, сподумен.

Пироксениды - волластонит, родонит.

 

Силикаты ленточной структуры: тремолит, актинолит, роговая обманка, чароит. Силикаты листовой структуры: тальк, серпентин, хризолит-асбест.

 

Минералы глин: каолинит, галлуазит, монтмориллонит, нонтронит.

Слюды: мусковит, флогопит, биотит,.лепидолит.

Гидролюды: вермикулит, глауконит.

Хлориты: пеннин, клинохлор, прохлорит, шамозит, тюрингит.

Силикаты каркасной структуры - плагиоклазы, ортоклаз, микроклин.

Фельдшпатиды - лейцит, нефелин, лазурит.

Скаполиты. Цеолиты.

(1 -стр. 180-224)

Вопросы для самопроверки:

1. Какие признаки положены в основу классификации силикатов7

2. Генезис оливина? Какие минералы образуются при его разрушении?

3. Как отличить топаз от кварца?

4. Разновидности гранатов и их генезис.

5. Общий генезис для циркона и титанита?

6. Разновидности берилла и его генезис?

7. Парагенетическая ассоциация для дистена.

8. Как отличить сподумен от эгирина?

9. Назовите пироксен - руду на литий.

10. Как отличить роговую обманку от авгита?

11. Разновидности роговой обманки и их происхождение.

12. Как отличить диопсид от актинолита и эпидота?

13. Разновидности актинолита.

14. Минералы слюд и их отличие между собой.

15. Гидрослюды. Их генезис и применение.

16. Перечислите минералы глин.

17. Как отличить серпентин от хризотил-асбеста?

18. По каким признакам узнаются хлориты?

19. Плагиоклазы и их классификация.

20. Какие минералы входят в группу полевых пшатов?

21. Почему нефелин не встречается с кварцем?

22. Как отличить ортоклаз от микроклина?

23. Силикаты, имеющие скарновый генезис.

24. Силикаты пегматитового генезиса.

25. Силикаты регионального метаморфизма.

26. Силикаты экзогенного генезиса.

27. Где применяются полевые шпаты?

Тема 2.8 Диагностические признаки боратов, карбонатов, нитратов.

Студент должен знать:

- диагностические признаки основных минералов

 

 

Студент должен уметь:

- определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

 

Кристаллические особенности классов.

Бораты: борацит, людвигит, гидроборацит.

Карбонаты. Простые безводные карбонаты тригональной сингонии - кальцит, магнезит, доломит, сидерит, родохрозит, смитсонит.

Простые безводные карбонаты ромбической сингонии - арагонит, церуссит. Сложные карбонаты - малахит, азурит.

Водные карбонаты - сода.

Нитраты - натриевая силитра.

(1-стр. 225-236)

Вопросы для самопроверки:

1.Минералы класса боратов.

2. Характерные физические свойства карбонатов.

3. Карбонаты меди.

4. Как отличить кальцит от арагонита?

5. Карбонаты свинца и цинка. Их практическое значение.

6. Почему натриевую селитру получают искусственно?

7. Что такое исландский шпат? Его свойства и применение?

8. Общая характеристика боратов, карбонатов, нитратов.


Тема 2.9 Диагностические признаки фосфатов, арсенатов и ванадатов.

Студент должен знать:

- диагностические признаки основных минералов

 

 

Студент должен уметь:

- определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

 

Кристаллохимические особенности класса. Фосфаты. Безводные фосфаты - монацит, апатит, фосфориты, пироморфит. Водные фосфаты и их аналоги - вивианит, эритрин, аннабергит, скородит, урановые слюдки, бирюза.

(1- стр.236-241)

Вопросы для самопроверки:

1. Характеристика апатита.

2. Чем отличается апатит от фосфорита?

2. Минералы из группы урановых слюдок.

3. Назовите главные минералы руд на уран и ванадий.

4. Какие Вы знаете арсенаты никеля и кобальта?

5. Общая характеристика фосфатов, арсенатов и радиоактивных минералов.

Тема 2.10 Диагностические признаки сульфатов, вольфраматов и молибдатов.

 

 

Студент должен знать:

- диагностические признаки основных минералов

 

 

Студент должен уметь:

- определять по диагностическим признакам основные породообразующие минералы

 

содержание

 

Кристаллохимические особенности классов.

Сульфаты. Безводные сульфаты - барит, целестин. Англезит, ангидрит. Водные сульфаты

- гипс, мирабилит.

Сложные сульфаты - алунит, ярозит.

Вольфраматы и молибденит - шеелит, повелит, ферримолибдит, вольфрамит.

(1 - стр.242-248)

Вопросы для самопроверки:

 

1. Назовите сульфат - руду на алюминий.

2. Назовите генезис и парагенезис шеелита.

3. Какой минерал из класса вольфраматов обладает люминисценцией?

4. Какое поисковое значение имеет повелит и ферримолибдит?

5. В каком генезисе встречаются вместе шеелит и вольфрамит?

6. Общая характеристика сульфатов, вольфраматов и молибдатов.


Тема 2.11 Парагенетические ассоциации минералов.

 

содержание

 

Минеральные ассоциации и процессы образования минералов в природе.

Магматические минеральные ассоциации. Минеральные ассоциации в пегматитах. Минеральные ассоциации в скарнах и грейзенах. Минеральные ассоциации в гидротермальных жилах. Минеральные ассоциации, возникающие в результате гипергенных процессов.

Минеральные ассоциации метаморфических образований.

(1 - стр.395-398)

 

Методические указания

Знание парагенезисов необходимо при поисках месторождений полезных ископаемых, а также для определения совместно встречающихся минералов. В процессе

минералообразования на каждой стадии возникают свои парагенетические ассоциации, которые отражают условия образования минералов.

Необходимо хорошо усвоить возможные парагенетические ассоциации минералов для различных генетических процессов - магматического, пегматитового, пневматолитового, гидротермального, скарнового, метаморфического, экзогенного, особенно в зоне «железной шляпы» и корах выветривания, осадочного, морских и озерных бассейнов. Изучение парагенетических ассоциаций минералов следует проводить на материале специальных генетических коллекций и диаграмм.

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое парагенезис?

2. Парагенезис кислых пегматитов.

3. Парагенетические ассоциации минералов для ультроосновных и основных пород.

4. Парагенетические ассоциации щелочных пегматитов.

5. Какие минералы характерны для скарнов?

6. Какие минералы характерны для грейзенов?

7. Парагенетические ассоциации гидротермальных высоко-средне- и низкотемпературных процессов.

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом, студенты должны выполнить две контрольные работы. Контрольные работы является отчетом о самостоятельной работе студента и имеет целью закрепить знания по изученному материалу.

Приступать к выполнению контрольных работ необходимо после глубокого и всестороннего изучения соответствующих тем, проработав рекомендованную литературу и ответив на все вопросы для самопроверки.

Контрольная работа№1 включает в себя два теоретических вопроса и решение ситуации (№24 - №41). Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам шифра.

Контрольная работа №2 включает три теоретических вопроса. Выбор варианта осуществляется по двум последним цифрам шифра.

Контрольная работа должна быть оформлена в ученической тетради с полями для замечаний (4-5см), четким разборчивым почерком; в конце оставляется два листа для рецензии преподавателя.

Контрольная работа также может быть выполнена любым: печатным способом на одной стороне листа бумаги формата А4 через 1.5 интервала. Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта 14 (не менее 12). Размеры полей: левое - 20мм, правое-10мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

Страницы контрольной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. «Титульный лист», «Содержание» включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на них не проставляют. С прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, полужирным шрифтом печатаются по центру следующие заголовки: содержание, список использованных источников.

Рисунки и таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице.

Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (допускается нумеровать рисунки в пределах раздела). Слово «Рисунок» и наименование располагают посередине строки следующим образом: Рисунок 1 - Название рисунка. Название таблицы следуе т помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. В конце заголовков таблиц точки не ставят. Таблицы следует нумеровать арабскими

цифрами сквозной нумерацией (допускается нумеровать таблицы в пределах раздела). Допускается применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте. Ссылки на используемые источники следует приводить в квадратных скобках.

Последовательность оформления контрольной работы:

- пишется номер вопроса и текст вопроса полностью, без сокращений;

- пишется ответ на вопрос, вывод, приводятся документы, схемы, таблицы;

- приводятся решения практических заданий и ситуаций с выводами;

- в конце приводится список используемых источников;

- ставится дата выполнения работы и подпись студента;

- оставляются чистые листы для рецензии преподавателя.

После ответов на вопросы приводиться перечень используемых источников, который оформляется по следующим принципам:

- в начале указываются федеральные Законы, Постановления Правительства, стандарты, справочники, основная и дополнительная литература; все источники нумеруются по порядку:

- в списке литературы указываются фамилия и инициалы авторов, полное наименование без кавычек, место издания, издательство, год издания.

В конце работы ставиться подпись студента и дата выполнения работы. Работа предоставляется на заочное отделение учебного заведения (ГБПОУ НСО «СГФК») в установленные графиком сроки.

Работа оценивается «зачет» или «незачет». Студент, получивший работу с оценкой «зачет», внимательно знакомиться с рецензией и, с учетом замечаний преподавателя, дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления знаний, Работа с оценкой «незачет» выполняется заново.

Выбор варианта контрольной работы

Контрольная работа выполняется по варианту, который определяется по двум последним цифрам шифра студента, В таблице, приведенной ниже, по горизонтали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра шифра студента. По вертикали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - предпоследняя цифра шифра.

11ересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы студента. Например, шифр студента 05 - Т - 123. Две последние цифры шифра (23), определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3 столбца по горизонтали и 2 строки по вертикали определяет клетку с номерами вопросов варианта студента: 3, 24, 64

 

Таблица - Вопросы по вариантам контрольной работы №1

 

Б А Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра шифра                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

Задания для контрольной работы №1 Теоретические вопросы по дисциплине OП 05 Полезные ископаемые, минералогия и петрография – раздел Минералогия

 

 

1. Свойства кристаллического вещества.

2. Химический состав минералов.

3. Физические свойства минералов - плотность, спайность.

4. Физические свойства минералов - твердость, цвет.

5. Физические свойства минералов - цвет, побежалость.

6. Физические свойства минералов - цвет черты, блеск.

7. Физические свойства минералов - магнитность, люминесценция.

8. Физические свойства минералов - радиоактивность.

9. Происхождение минералов - магматический процесс.

10. Происхождение минералов - пегматитовый процесс.

11. Происхождение минералов - пневматолитовый процесс.

12. Происхождение минералов - гидротермальный процесс. \

13. Происхождение минералов - процессы выветривания.

14. Происхождение минералов - осадочный процесс.

15. Метаморфические процессы минералообразования - контактовый метаморфизм.

16. Метаморфические процессы минералообразования - региональный метаморфизм.

17. Цель минералогических исследований - диагностика, химический состав.

18. Цель минералогических исследований - кристаллическая структура, изучение условий образования.

19. Цель минералогических исследований - практическое применение минералов.

20. Методы минералогических исследований - химический метод, эмиссионный спектральный анализ.

21. Методы минералогических исследований - атомно-абсорбционный анализ, рентгеноспектральный анализ.

22. Методы минералогических исследований - радиометрические методы, рентгеноструктурные методы.

23. Классификация минералов.

24. Диагностические признаки самородных элементов.

25. Диагностические признаки простых сульфидов.

26. Диагностические признаки двойных сульфидов и дисульфидов и их аналогов, сложных сульфидов.

27. Диагностические признаки галоидный соединений.

28. Диагностические признаки простых окислов.

29. Диагностические признаки сложных окислов.

30. Диагностические признаки гидроокислов.

31. Диагностические признаки силикатов - островных.

32. Диагностические признаки силикатов - кольцевых.

33. Диагностические признаки силикатов - цепочечных.

34. Диагностические признаки силикатов - ленточных.

35. Диагностические признаки силикатов - листовых.

36. Диагностические признаки силикатов - каркасных.

37. Диагностические признаки боратов.

38. Диагностические признаки карбонатов.

39. Диагностические признаки фосфатов, арсенатов, ванадатов.

40. Диагностические признаки сульфатов.

41. Диагностические признаки вольфраматов, молибдатов.

42. Типоморфные признаки, генерации и парагенезис минералов.

 

Методические указания по выполнению заданий

 

Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими, краткими, сопровождаться выводами.

Ответы на вопросы начиная с № 24-41 выполняются следующим образом:

 

Название минерала. Химический состав. Диагностические признаки Применение
Золото Аu Цвет-золотисто-желтый; черта желтая; плотность 19,3; ковкое; тягучее; твердость 2,5-3; неокисляется. Валютный металл, ювелирное дело, приборостроение, зубоврачебное дело.

 

Перечень лабораторных занятий  
Номер темы Номер занятия Наименование занятий
1.1   Определение простых форм кристаллов.
2.1   Определение физических свойств и морфологии минералов.
2.5   Определение по диагностическим признакам сернистых соединений,оксидов.
2.5   Определение по диагностическим признакам силикатов.

 

 

РАЗДЕЛ 3 ПЕТРОГРАФИЯ

Тема 3.1. Задачи, содержание петрографии и методы исследования горных пород

Студент должен уметь:

 

- распознавать горные породы по условиям образования;

 

Студент должен знать:

 

- классификацию горных пород;

- методы исследования горных пород;

содержание

 

Содержание, задачи и значение петрографии. Определение понятия «горная порода». Главные этапы истории развития петрографии. Задачи и содержание технической петрографии. Роль и значение петрографии в горном деле, бурении. Цель изучения физических свойств горных пород при геофизических исследованиях. Основные понятия и характеристика горной породы.

Методы исследования горных пород. Методы петрографического исследования минералов. Оптические свойства минералов как диагностические признаки. Поляризационный микроскоп, его устройство, проверка и регулировка.

Шлифы горных пород, их изготовление. Микроскопическое систематическое исследование горных пород. Кристаллооптические свойства главнейших породообразующих минералов.

(1 – стр.251-255)

Методические указания

 

При изучении этой темы необходимо прочно уяснить задачи науки петрографии, ее связь с другими геологическими дисциплинами, практическое значение петрографии в горном и поисково-разведочном деле.

Петрография является одной из важных геологических дисциплин, на которой базируется учение о полезных ископаемых. Важная роль в этой теме отводится породообразующим минералам и методам их изучения.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Основные задачи курса «Петрография».

2. Что такое петрология, литология и техническая петрография?

3. Практическая роль петрографии в поисково-разведочном и горном деле.

4. Что такое горная порода?

5. На какие генетические группы делятся горные породы?

6. Основные породообразующие минералы.

7. Чем отличается шлиф от аншлифа?

 

Методические указания

Студенты, изучившие курс минералогии и петрографии, имеющие определенные теоретические знания по данному предмету, должны хорошо овладеть методикой определения минералов и горных пород в полевых условиях. Полевое определение минералов и горных пород основано на их внешних признаках, о сем было сказано в предыдущих разделах. В ходе производственной деятельности студенты должны быстро и точно определять и описывать минералы, породы, руды.

Особенно большое значение имеет современное определение и изучение минералов в шлихах. Находки полезных ископаемых в шлихах позволяют сразу же направить поисковые работы в нужном направлении, обратить внимание на определенные районы и участки, найти и оконтурить месторождение полезных ископаемых. Поэтому важным этапом поисковых работ является быстрое определение минералов, их качественный и количественный анализ. Трудоемкие анализы требуют определенного оборудования, приборов, многих реактивов и проводятся на основной базе. В настоящее время в крупных геологических партиях и экспедициях имеются полевые лаборатории, с которыми студентам необходимо ознакомиться. Их отсутствие затрудняет поисково-разведочные работы.

 

Перечень лабораторных занятий

 

Номер темы Номер занятия Наименование занятий
3.1 12-13 Макроскопическое описание и определение магматических горных пород.    
3.2       Макроскопическое описание осадочных горных пород  
3.3   Макроскопическое описание и определение метаморфических горных пород.

 

 

Таблица - Вопросы по вариантам контрольной работы №2

 

Б А Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра шифра                      
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.