Художественно-композиционные средства архитектуры. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Художественно-композиционные средства архитектуры.

2017-11-22 427
Художественно-композиционные средства архитектуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главным средством акцента архитектуры несёт геометрическая форма объема композиционного центра в ансамбле застройки. Количество и сочетание объемов, их расположение, пропорции отдельных частей и всего здания в целом дают возможность создавать самые разнообразные сооружения. Существует множество вариантов объемов и их значений: кубический объем создает впечатление устойчивости и незыблемости, вертикально суженный – стройности и легкости, распластанный – приземистости. Многообразие объемов и их комбинация формируют самые разнообразные образные характеристики зданий. Сооружение может быть симметричным и асимметричным. Симметричными считают тождественные элементы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Такие здания кажутся уравновешенными и устойчивыми. В асимметричных постройках единство композиции достигается благодаря зрительному равновесию частей по массе, фактуре, цвету и т.д. Асимметричные здания воспринимаются как более динамичные, активные и острые по композиции.

Важное значение принадлежит силуэту зданий, особенно тех, которые доминируют над другими по размерам. Выразительность силуэта зданий формирует особенности застройки городской или сельской среды, придает ей своеобразие. Большую роль в восприятии здания придаёт его композиционный центр. Он подчеркивает ясность и четкость всей композиции, выявляет главный объем, которому соподчиняются все остальные. Обычно композиционный центр зрительно взаимосвязан с главным фасадом и совпадает с самой выгодной точкой восприятия силуэта здания.

Одно из важных композиционных средств – это пропорции: соотношение архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми и иррациональными числами. Известный пример отношений целых чисел – «египетский треугольник» (3:4:5), примененный в пирамидах Древнего Египта. Примером иррациональных пропорций является «золотое сечение» - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.). Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

Композиционная целостность здания, его органичное восприятие во многом зависит от масштабности – особенности построения, связанной с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, а также соотношение здания с окружающей пространственной средой и соразмерность его человеку. Сооружение и его части могут быть масштабны или немасштабны как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д.

В создании произведения архитектуры не менее важен и ритм – закономерное чередование, повторяемость форм и интервалов здания. Ритм создается расположением проемов, колонн, аркад, скульптурной отделки, расположением зданий в архитектурном ансамбле. Ритмом психологически выявляют направленность зрительного движения к определённой цели. Другими средствами художественной выразительности в создании единства архитектурной композиции являются тождественные, контрастные и нюансные отношения элементов формы, которые могут быть сопоставлены по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам.

К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится синтез искусств – взаимосочетание, взаимодействие архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Их главная цель – изобразительными средствами раскрывать идейное содержание здания, а также, разумеется, украшать данное сооружение. Синтез искусств возникает там, где между архитектурой и произведениями изобразительных искусств возникает органичное и неразрывное взаимодействие.

Контрольные вопросы.

1. Назовите характерные особенности архитектуры как вида искусства.

2. Каковы типы зданий по назначению?

3. Назовите основные конструктивные системы, какие из них применяют в современном массовом строительстве?

4. Назовите художественно-композиционные средства архитектуры.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Классификация жилых зданий

Жилищное строительство в России имеет богатые исторические традиции, которые можно проследить на примере многочисленных жилых зданий в городах нашей страны, принадлежащих к различным эпохам и архитектурным стилям.

Современное жилищное строительство в нашей стране находится на этапе качественных реформ, и их характерными направлениями являются следующие:

• улучшение проектных решений зданий;

• повышение качества строительства;

• повышение доли строительства индивидуальных жилых домов и строительства по индивидуальным проектам;

• увеличение объемов реконструкции жилой застройки;

• развитие сельского строительства и строительства в малоосвоенных регионах страны.

Как самые распространенные строительные объекты, жилые здания обычно рассматриваются но классической схеме классификации – по функциональному назначению и по этажности.

По функциональному назначению жилые здания делятся на следующие группы:

• квартирные дома для постоянного проживания;

• общежития, предназначенные для долговременного проживания;

• гостиницы, предназначенные для кратковременного проживания;

• специальные тины жилых зданий, предназначенные для проживания престарелых, инвалидов и т.д.

По этажности жилые здания обычно подразделяются на следующие типы:

• малоэтажные (1–2 этажа);

• среднеэтажные (3–5 этажей);

• многоэтажные (6–10 этажей);

• повышенной этажности (более 16 этажей).

Однако своевременный строительный прогресс в области жилищного строительства заставляет по-новому взглянуть на последние пункты данной классификации. Действительно, обычный жилой дом по современным меркам высотой до 20 этажей трудно поставить в один ряд вышеприведенной классификации с высотным зданием высотой, например, в 40 этажей.

В этом случае целесообразно, во-первых, повысить граничный раздел этажности между зданиями повышенной этажности и высотными зданиями, например до 25 этажей, а во-вторых, иметь в виду, что сверхвысокие здания – это не столько высота и этажность, но и индивидуальность проекта, уникальность архитектурного и конструктивного решения и градостроительная доминантная значимость. В современных Московских городских строительных нормах МГСН 4.19-05 указывается, что к высотным относятся здания высотой свыше 75 м.

Жилые здания бывают как массовые, так и индивидуальной постройки. В первом случае они возводятся по типовым проектам, а во втором – по индивидуальным. Несомненно, что жилые здания, выполненные по индивидуальным проектам, обладают высокими эстетическими качествами и повышенной комфортностью проживания; однако и типовая застройка в последнее время становится все более качественной и привлекательной.

Для жилых зданий характерны мелкое членение фасадов, большое количество окон, балконов, лоджий и т.д.

Высота этажей и ширина жилых зданий, как правило, невелики, особенно по сравнению с общественными или промышленными зданиями.

Как правило, высота этажей жилых зданий составляет 2,7– 2,8 м (от пола до пола).

Этажи в жилых зданиях подразделяются по своему местоположению в здании и функциональному назначению. Различают типовые жилые этажи, первый этаж, чердачный этаж (чердак), мансардный этаж (мансарда), цокольный этаж (цоколь) и подвальный этаж (подвал).

Первый этаж отличается от типовых наличием "входного узла" – крыльца, тамбура, вестибюля, а также короткого лестничного марша.

Чердак обычно ассоциируется с пространством под чердачной крышей и не используется для проживания.

Мансарда – это жилой этаж в чердачном пространстве здания; фасады мансарды полностью или частично образованы стыками крыши.

Подвал – это подземный этаж здания, расположенный под первым этажом и не предназначенный для проживания. Более половины высоты подвального этажа располагается ниже планировочной отметки земли.

Цокольный этаж также располагается под первым этажом, но менее половины его высоты располагается ниже планировочной отметки земли. В цокольных этажах уже допускается расположение помещений общественного характера, так как в них уже проще, чем в подвалах, организовать естественное освещение и вентиляцию помещений.

Технический этаж предназначается для размещения в нем технологического оборудования инженерных систем здания, он может устраиваться в чердачном или подвальном пространстве здания, а для крупных объектов технический этаж (или этажи) может устраиваться между типовыми элементами здания.

Жилые здания должны наилучшим образом отвечать основным функциональным требованиям. Это значит, что они должны иметь удобную планировку, состав, взаимосвязь и размеры помещений, прочные и устойчивые конструкции своего остова и комфортную внутреннюю микроклиматическую среду.

Малоэтажные жилые дома строятся в основном в сельских населенных пунктах, на окраинах городов и в пригородных зонах. Значительная часть городов застраивается зданиями средней этажности и малоэтажными зданиями. Жилые здания повышенной этажности и высотные здания возводятся при дефиците городских территорий и для решения ряда архитектурно-композиционных градостроительных задач.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.