Тема 2. Речевая деятельность — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 2. Речевая деятельность

2017-11-22 383
Тема 2. Речевая деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятель­ности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.

Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные (символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

Коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).

Коммуникация — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов

Невербальная коммуникация – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

 

 

Тема 5. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности

Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.Это возмож­ность сосредоточиться на речи партнера, способность вы­делить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это пси­хологическая готовность к контакту с другим человеком.

Нерефлексивное слушание – умение воспринимающего молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.

Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.

Первичный интерес существует существует тог­да, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Например, бизнесмена вообще интересует вопрос о налогооб­ложении, но он становится крайне заинтересованным, когда собеседник говорит об увеличении налога на его бизнес.

Вторичные интересы -это общечеловеческие интересы, ка­сающиеся общих вопросов жизни общества (законы, програм­мы и т.п.).

Адресность высказывания – адекватное восприятие речи и намерений «говорящего» «слушающим», в результате чего обеспечивается понимание.

Активное слушание – метод построения отношений без проигрыша, основанный на «выражении принятия и приязни по отношению к партнерам» (К.Роджерс), основное внимание уделяется выслушиванию и анализу высказываний говорящего, а не собственным сообщениям.

Слушание (аудирование) - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.

Тема 8. ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

Информационная, или информативная речь предполагает сообщение каких-либо сведений, полученных из книг, статей, наблюдений, опытов.

Информация – это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.

Инструкция, или объяснение должны быть короткими понятными. Объяснение может быть и учебным.

Объявление – это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.

Аннотация – это краткое изложение содержания книги или фильма.

Лекция – это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Доклад – развернутое сообщение на определенную тему, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему.

Сообщение – это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.

Реферативное сообщение – сообщение на основе реферата. Задача такого сообщения – пробуждение интереса к каким-либо фактам или явлениям действительности, сообщение новых сведений.

Устный ответ – это рассказ об изученном в присутствии преподавателя.

Автобиография – э то официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту.

Свободный рассказ о себе – сообщение некоторых автобиографических дан­ных о себе, преследует цель сформировать у собеседников благоприятное представление о вас.

Убеждающая речь – это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положе­ния, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Воодушевляющее выступление ставит целью создать у слушателей положительный эмо­циональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад.

Агитационное выступление призывает слушате­лей к новому действию, продолжению или прекращению осу­ществляемых ими действий.

Убеждающее выступление побуждает ауди­торию принять определенную точку зрения, оценку событий, мне­ние.

Протокольно-этикетные выступления – это такие, которые име­ют целью соблюсти традиции общения в той или иной офици­альной ситуации, выполнить соответствующие требования эти­кета, ритуала.

Развлекательное выступление – это, такое выступление, цель которого развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время.

 

Тема 10. Речевые тактики

Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.

Тактика речевого общения – это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров (Штрекер Н.Ю., 2003).

Конструктивная стратегия в споре – стратегия, подразумевающая, что участники спора стре­мятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить дока­зательства оппонента. Спорящие стараются действовать корректно, рассуждать объективно, будучи заинтересованными прежде всего не в своей победе, а в истине и в обсуж­даемом предмете

При конфликтной (деструктивной) стратегии, основная цель спорящих – победа над оппонентом любой ценой. При этом используются все возможные средства – корректные и некоррект­ные, логические и психологические аргументы, любые уловки.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.

 

Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.

Тактика оппонента – это защита с пере­ходом в наступление.

Приведение примера — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Усиление - направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего (привлечение внимания), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации.

Уступка - дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной са­мопрезентации.

Сдвиг — ход стратегии положительной самопрезентации.

Провокация — на короткое время вызывается реакция несо­гласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот пери­од для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

Прогнозирование — основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необ­ходимее ценностные ориентации, определяющие интересы, тре­бования, пожелания.

Прямое включение — отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необ­ходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необ­ходимости разъяснять все с самого начала, повысит информатив­ность речи и позволит выиграть время для обсуждения пробле­мы.

Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятель­ности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.

Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные (символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

Коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).

Коммуникация — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов

Невербальная коммуникация – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

 

 

Тема 2. Речевая деятельность

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Язык – это основное средство человеческого общения, сущест­вует только в обществе людей.

Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевая деятельность — это осознанно мотивированная человеческая актив­ность, в которой задействованы глубинные структуры сознания

Речевое поведение – стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует

Речевая ситуация – исходный момент любого речевого действия, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию).

Обратная связь – ответная реакция получателя на сообщение источника.

Контекст – совокупностьусловий, при которых осу­ществляется коммуникация

(ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение).

Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному на­блюдению. Он делится на вербальный и невербальный.

Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их лич­ностные характеристики (уровень образования, социальная при­надлежность, характер и т.п.).

Говорение – это отправление речевых акустических сигна­лов, несущих информацию.

 

Слушание – восприятие речевых акусти­ческих сигналов и их понимание.

 

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графи­ческих символов.

 

Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.298 с.