История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-22 | 383 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации
Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.
Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные (символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).
Коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).
Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).
Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган).
Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).
Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).
Коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).
Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).
|
Коммуникация — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).
Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов
Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).
Тема 5. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности
Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это психологическая готовность к контакту с другим человеком.
Нерефлексивное слушание – умение воспринимающего молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.
Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.
Первичный интерес существует существует тогда, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Например, бизнесмена вообще интересует вопрос о налогообложении, но он становится крайне заинтересованным, когда собеседник говорит об увеличении налога на его бизнес.
Вторичные интересы -это общечеловеческие интересы, касающиеся общих вопросов жизни общества (законы, программы и т.п.).
|
Адресность высказывания – адекватное восприятие речи и намерений «говорящего» «слушающим», в результате чего обеспечивается понимание.
Активное слушание – метод построения отношений без проигрыша, основанный на «выражении принятия и приязни по отношению к партнерам» (К.Роджерс), основное внимание уделяется выслушиванию и анализу высказываний говорящего, а не собственным сообщениям.
Слушание (аудирование) - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.
Тема 8. ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ
Информационная, или информативная речь предполагает сообщение каких-либо сведений, полученных из книг, статей, наблюдений, опытов.
Информация – это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.
Инструкция, или объяснение должны быть короткими понятными. Объяснение может быть и учебным.
Объявление – это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.
Аннотация – это краткое изложение содержания книги или фильма.
Лекция – это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.
Доклад – развернутое сообщение на определенную тему, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему.
Сообщение – это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.
Реферативное сообщение – сообщение на основе реферата. Задача такого сообщения – пробуждение интереса к каким-либо фактам или явлениям действительности, сообщение новых сведений.
Устный ответ – это рассказ об изученном в присутствии преподавателя.
Автобиография – э то официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту.
Свободный рассказ о себе – сообщение некоторых автобиографических данных о себе, преследует цель сформировать у собеседников благоприятное представление о вас.
Убеждающая речь – это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.
|
Воодушевляющее выступление ставит целью создать у слушателей положительный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад.
Агитационное выступление призывает слушателей к новому действию, продолжению или прекращению осуществляемых ими действий.
Убеждающее выступление побуждает аудиторию принять определенную точку зрения, оценку событий, мнение.
Протокольно-этикетные выступления – это такие, которые имеют целью соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета, ритуала.
Развлекательное выступление – это, такое выступление, цель которого развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время.
Тема 10. Речевые тактики
Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.
Тактика речевого общения – это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров (Штрекер Н.Ю., 2003).
Конструктивная стратегия в споре – стратегия, подразумевающая, что участники спора стремятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить доказательства оппонента. Спорящие стараются действовать корректно, рассуждать объективно, будучи заинтересованными прежде всего не в своей победе, а в истине и в обсуждаемом предмете
При конфликтной (деструктивной) стратегии, основная цель спорящих – победа над оппонентом любой ценой. При этом используются все возможные средства – корректные и некорректные, логические и психологические аргументы, любые уловки.
Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.
Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.
Тактика оппонента – это защита с переходом в наступление.
Приведение примера — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).
|
Усиление - направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего (привлечение внимания), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации.
Уступка - дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации.
Сдвиг — ход стратегии положительной самопрезентации.
Провокация — на короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.
Прогнозирование — основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимее ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.
Прямое включение — отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы.
Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации
Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.
Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные (символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).
Коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).
Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).
Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган).
Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).
Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).
|
Коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).
Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).
Коммуникация — в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).
Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов
Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).
Тема 2. Речевая деятельность
Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.
Язык – это основное средство человеческого общения, существует только в обществе людей.
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевая деятельность — это осознанно мотивированная человеческая активность, в которой задействованы глубинные структуры сознания
Речевое поведение – стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует
Речевая ситуация – исходный момент любого речевого действия, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию).
Обратная связь – ответная реакция получателя на сообщение источника.
Контекст – совокупностьусловий, при которых осуществляется коммуникация
(ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение).
Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный.
Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.).
Говорение – это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.
Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значений.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!