Аналитический обзор научно-методической литературы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Аналитический обзор научно-методической литературы

2017-11-22 79
Аналитический обзор научно-методической литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствуют о том, что в настоящее время остаются недостаточно исследованными вопросы повышения эффективности технико-тактической подготовки футболистов посредством применения игровых упражнений, моделирующих различные стороны соревновательного противоборства. Анализ упражнений, рекомендуемых в учебно-методической литературе, и рекомендаций по их применению на различных этапах спортивной подготовки не даёт полной уверенности в том, что игроки после их освоения смогут выбрать именно оптимальное поведение в рамках своих технико-тактических возможностей, адекватное условиям игры и общей стратегии деятельности команды.

Отсутствие научно обоснованных рекомендаций не позволяет подавляющему большинству тренеров-практиков, работающих в системе подготовки спортивного резерва, в полной мере рационально использовать богатый дидактический потенциал игровых упражнений для становления и совершенствования технико-тактического мастерства футболистов.

Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между социально обусловленной необходимостью повышения качества подготовки спортивного резерва высококвалифицированных футбольных команд, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов на основе применения игровых упражнений, моделирующих различные стороны соревновательной деятельности, с другой.

В последние годы внимание специалистов все в большей степени сосредоточивается не только на разработке методики тренировки высококвалифицированных футболистов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов. Методологической и теоретической основой исследования явились материалистическая диалектика, психологическая теория деятельности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), концепция моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе (Ю. В. Верхошанский, Ю. Д. Железняк, Л. П. Матвеев, А. А. Новиков, В. Н. Платонов, и др.), научные труды по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва в футболе (С. Н. Андреев, А. П. Золотарев, А. А. Сучилин, и др.), исследования в области тактической подготовки квалифицированных (Б. Т. Апухтин, Б. А. Аркадьев, С. В. Голомазов, Г. Д. Качалин, В. В. Медведев, Б. Г. Чирва, Э. Бетти и др.) и юных (А. В. Петухов, М. С. Полишкис и др.) футболистов, исследования оперативного, игрового и тактического мышления (Р. С. Абельская, Г. М. Гагаева, С. В. Малиновский, Ю.

А. Каликинский, В. А. Кашкаров, В. Н. Пушкин, А. В. Родионов, Е. Н. Сурков, О. К. Тихомиров, М. К. Хоутка и др.), согласования совместной деятельности членов группы (Я. В. Васильева, А. Г. Гжиб, О. С. Красникова, Р. Л. Кричевский, Ю. В. Марушкин, Н. В. Поздняк, X. Таэр, А. П. Травина, Ю. Л. Ханин), применения игровых упражнений в технико-тактической подготовке футболистов (X. Вайн, М. А. Годик, М. Кук, А. Чанади, Б. Я. Цирик, Ю. В. Цубан и др.).

Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью согласования индивидуальных действий при решении групповых задач (М. Хоутка, 1962; А. Чанади, 1981; Г. М. Гаджиев 1984; Г. А. Голденко, 1984; В. В. Лобановский, 1989 и др.).

В соревновательной деятельности в современном футболе ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важна способность спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.

Поэтому ученые и специалисты считают, что решающее значение в футболе приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом, более совершенная тактика (А. Вайтерс, 1968; А. Чанади, 1981; Ваксес Леонард. 1983; Г. М. Гаджиев, 1984; Л. Качани, 1984; Г. Д. Качалин, 1986; А. В. Петухов, 1990; А. П. Золотарев, 1993; Р. Хюсси, 1997 и др.),

Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский (1989) писал по этому поводу: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике. Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились отменных достижений в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются - когда успешно, когда нет - тайны психологической настройки, волевой закалки, а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину» (с. 149).

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность обучения юных футболистов тактике футбола (Н. БШёепег, 1968; А. Чанади, 1981; Басим Фадиль Абас, 1984; С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва, 1997, 1998; М.Кук, 2009 и др.).

Ошибки, допущенные на начальных этапах подготовки футболистов, могут сказаться отрицательно и через много лет, во взрослом возрасте. Так, один из ведущих отечественных тренеров Ю. П. Семин (1996) отмечает, что выпускники ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу приходят в команды мастеров с низким уровнем технико-тактической подготовленности.

При сопоставлении показателей точности технико-тактических действий юных футболистов и игроков, выступающих за профессиональные команды, видна отрицательная преемственность: приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться компонентом, лимитирующим успешность соревновательной деятельности и в игре квалифицированных спортсменов (Суворов В.В. 1996).

В. В. Суворов (1996); А. П. Золотарев (1997), и др. на основании многочисленных исследований пришли к заключению, что футболисты 12-13 лет ведут игру преимущественно за счет применения технических приемов ведения и обводки. В факторной структуре эффективности их игровой деятельности в отличие от квалифицированных игроков весовое значение фактора тактического мышления незначительно, что свидетельствует о низкой реализации в игровой деятельности интеллектуальных возможностей юных спортсменов (И. А. Арбузин, 2006).

Между тем юные футболисты с 10-11 лет способны не только к пониманию разного вида и характера передач, некоторых игровых и стандартных ситуаций, но и к овладению ими.

В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений совершенствования спортивного мастерства юных футболистов выступает технико-тактическая подготовка. Поэтому в соответствии с учебной программой для СДЮСШОР по футболу тренировка в возрасте 11-14 лет должна быть направлена на базовую технико-тактическую подготовку, на освоение игры в целом, на обучение взаимодействию с партнером через применение простых тактических комбинаций: игра «в стенку», «скрещивание» (А. А. Сучилин, 1997).

Ю. Д. Железняк, В. М. Шулятьев (1988) подчеркивают, что, для того чтобы спортсмен мог успешно действовать в соревнованиях, его надо готовить к тем условиям, которые присущи игровой деятельности. По мнению В. Н. Платонова (1984), одним из перспективных направлений совершенствования технологии подготовки спортсменов выступает управление тренировкой на основе разработки и учета модельных характеристик соревновательной деятельности.

Поэтому сегодня во главу угла ставится не столько количественная, сколько качественная содержательная сторона тренировочных упражнений, их адекватность тем задачам, которые решаются отдельными футболистами, группами игроков и командой в целом во время соревновательного поединка.

Основной объем тренировочной нагрузки должен носить специализированный характер, а в качестве приоритетных средств подготовки должны использоваться групповые и командные упражнения технико-тактического или игрового характера (М. А. Годик, 1983, 1995; Т. Т. Иманалиев, 1993; О. К. Садыков, 1995; В.В. Суворов, 1996 и др.).

В частности, были разработаны теоретико-методические основы системы подготовки резерва для профессионального футбола (A.A. Сучилин, 1981, 1997; С.Н. Андреев, 1988), А.П. Золотаревым (1997) рассмотрены вопросы оптимизации структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе.

В ряде работ исследовались частные проблемы совершенствования технико-тактической подготовки юных футболистов. Были изучены особенности формирования у юных футболистов быстроты и точности переработки информации в условиях игровой деятельности (Ахмед Рамадан Ахмед, 1985),методические приёмы обучения технике ведения мяча (Ж.Э. Бен Лакреш, 1986) и совершенствования точности ударов по воротам (И.М. Блашак, 1991), возрастная динамика физических качеств и технико-тактического мастерства в связи с совершенствованием в системе отбора юных футболистов (Б.Ф. Бойченко, 1986), возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений футболистов 9-17 лет (А. П. Золотарёв, 1987), особенности технической подготовки юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора (A.A. Смирнов, 1988) и на основе учёта структуры соревновательной деятельности (В.В. Суворов, 1996), выявлено содержание этапного контроля технической подготовленности юных футболистов (В.М. Шишенков, 1982), определены подходы к индивидуализации технико-тактической подготовки юных футболистов (A.B. Петухов, 1990; Ваксес Леонард, 1983;).

Были разработаны учебная (1981) и поурочная программы для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ (С.Н. Андреев, 1985, 1986), разработаны методические рекомендации по оптимизации организационно-методической структуры учебно-тренировочного процесса в по футболу (A.A. Кузнецов, 1990), подготовлены и изданы учебные пособия по подготовке юных футболистов (С.Н. Андреев, 1986; А.П. Лаптев, A.A. Сучилина, 1983; A.A. Сучилин, 1987).

Наряду с этим остаются малоизученными вопросы оптимизации содержания и процесса технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения в ДЮСШ, когда закладываются основы техники футбола.

Существование противоречия между необходимостью повышения качества технической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения в ДЮСШ и недостаточной научной разработанностью этой проблемы в теории и методике футбола обуславливает актуальность исследований, направленных на его разрешение.

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ СЕКЦИИ ФУТБОЛА СДЮСШОР "ЮНОСТЬ" Г. ЕКАТЕРИНБУРГ,

 

Рассмотрим средства и методы оптимизации тактической подготовки в футболе на примере секции футбола СДЮСШОР "Юность" г. Екатеринбург,.

Учащиеся, занимающиеся в объединении «Футбол» делятся на 5 возрастных групп:

1. подготовительная (9-10 лет),

2. детская (11-12 лет),

3. подростковая (13-14 лет),

4. юноши (15-16 лет),

5. старшие юноши (17-18 лет).

Количество занимающихся в каждой возрастной группе 15 человек.

Весь учебный материал программы разделен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постоянное расширение теоретических знаний, практических умений и базы общефизической и специальной подготовки. Каждая возрастная группа имеет определенные задачи.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. В более старших возрастных группах идет обучение на макете футбольного поля, по правилам игры в футбол, тактике футбола, в том числе ведутся беседы и об истории развития этой игры.

Обучение тактике игры в футболе является наиболее сложным и трудоемким процессом, поэтому на него отводится программой большая часть времени. Главное условие в овладении техническими приемами - принцип постепенности и доступности - начинается с выполнения их в наиболее простых условиях.

Физической подготовки на занятиях отводится значительное место. Разнообразные средства физической подготовки способствуют формированию растущего организма, разностороннему физическому развитию и улучшению здоровья занимающихся.

Руководитель должен следить за развитием у учащихся физических качеств, а также за уровнем их тактической подготовленности. Для этого не менее 2 раз в год проводится сдача контрольных нормативов, которые определяют уровень подготовленности.

При разработке данной программы использовались ранее существовавшие программы по футболу и нормативные материалы.

В секцию футбола привлекаются ребята младшей группы в возрасте 8 – 17 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

В группе решаются определённые задачи:

· укрепление здоровья и закаливание организма;

· привитие интереса к систематическим занятиям футболом;

· обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

· овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;

· участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5 – 10-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Теоретические сведения сообщаются в процессе проведения практических занятий. При изучении теоретического материала следует широко использовать наглядные мультимедийные пособия, видеозаписи, учебные кинофильмы. В конце занятия руководитель кружка рекомендует специальную литературу для самостоятельного изучения.

Учебным планом специальные часы на судейскую практику не предусматриваются. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. Каждый учащийся должен уметь заполнить протокол соревнований, написать заявку, составить игровую таблицу, уметь организовать соревнования по футболу.

Инструкторская практика проводится не только в отведённое учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой.

Практические занятия по тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Рекомендуется давать занимающимся задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом.

Большинство практических занятия следует проводить на открытом воздухе.

В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитание определённых физических качеств. Для эмоциональности занятий рекомендуется широко применять игры, эстафеты и игровые упражнения, включать элементы соревнований, использовать футбольные мячи.

Следует учитывать, что в процессе занятий, имеющих основную направленность на совершенствование техники и тактики игры, развиваются одновременно и физические способности занимающихся. В учебных играх и соревнованиях по футболу у занимающихся совершенствуется весь комплекс подготовки, необходимый футболисту, - его техническая, тактическая, физическая и волевая подготовка.

Программой предусмотрено проведение испытаний по следующим контрольным нормативам в конце учебного года с целью выявлений уровня физической подготовленности занимающихся:

 

  №   Контрольные упражнения Возраст (лет)
     
  Удар по мячу ногой на дальность (м.)      
  Жонглирование мячом (количество ударов) 7 - 8    
  Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий.) 4 - 3    
  Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.) 12,0 11,5  
  Бросок мяча рукой на дальность (м.) 6 - 7    

 

Условия выполнения упражнений:

· Удар по мячу ногой на дальность выполняется с разбега правой и левой ногой любым способом по неподвижному мячу. Измерение дальности полёта мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются по три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.

· Жонглирование мячом: выполняются удары правой, левой ногой (серединой подъёма, внутренне и внешней стороной стопы, бедром) и головой в любой последовательности, не повторяя один способ удара два раза подряд.

· Удары по мячу ногой на точность попадания выполняются с разбега любым способом по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м. (подростки 10-12 лет – с расстояния 11 м.). Мячом надо попасть в заданную треть ворот, разделённых по вертикали. Выполняется по пять ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий.

· Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30 м. от линии штрафной площади). Вести мяч, далее обвести «змейкой» четыре стойки (первая стойка ставится на линию штрафной площади, далее в центре через каждые 2 м. ещё три стойки), и, не доходя до 11-метровой отметки, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Из трёх попыток засчитывается лучший результат.

· Бросок мяча рукой на дальность (разбег не более четырёх шагов) выполняется по коридору шириной 3 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Учитывается лучший результат из трёх попыток.

· Выполнение контрольных упражнений проводится в форме соревнований, результаты их фиксируются в протоколах и доводятся до сведения всех занимающихся в кружке.

Тактическая подготовка включает в себя следующие упражнения: Удары по мячу правой и левой ногой разными сторонами стопы. Удары по катящемуся мячу и неподвижному мячу. Удары по летящему мячу. Удары по мячу головой. Остановка мяча. Ведение мяча. Ложные движения (финты). Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Техника игры вратаря.
Амплуа игрока. Выбор своего амплуа. Выполнение тактических действий на своем игровом месте. Тактика нападения: освобождение из-под опеки противника, единоборство с соперниками, взаимодействия с партнерами. Виды атаки. Тактические комбинации при выполнении стандартных положений. Тактика защиты: персональная опека, комбинированная оборона. Организация оборонительных действий при введении мяча в игру из стандартных положений. Тактика вратаря: организация построения стенки при пробитии штрафных ударов. Игра на выходах из ворот. Руководство партнерами по обороне. Судейская практика. Учебные игры.

Тренерским составом секции был разработан следующий комплекс упражнений:

УПРАЖНЕНИЕ 1: игра через волейбольную сетку. Удары по мячу выполняются головой и ногами. Игра начинается с подачи ногой. Это упражнение можно варьировать в зависимости от подготовки игроков команды и конкретной цели данного упражнения.
Варианты упражнения:

а) с одним касанием мяча пола или земли;

б) игра на три или более передач;

в) опуская или поднимая сетку.

УПРАЖНЕНИЕ 2: теннисбол:

а) только ногами;

б) только внутренней стороной стопы;

в) ногами и головой;

г) с касанием и без касания мяча пола, земли;

д) с ограничением и без ограничения касаний мяча и другие варианты

УПРАЖНЕНИЕ 3:

а) игры на меньшем по размеру поле с большим числом игроков, с ограничением и без ограничения касаний мяча с обводкой и без обводки соперника;

б) игры в двое ворот с ограничением касания мяча в середине поля и обводкой соперника в их штрафной площадке.

Это упражнение способствует воспитанию физических качеств, совершенствованию технических приемов и тактических действий, которыми должны обладать современные футболисты.

Очень важными моментами в игре является сокращение времени на перестроение команды в переходах из обороны в атаку и организацию обороны после потери мяча.

Разучивая отдельные тактические комбинации надо добиваться от партнеров единого понимания игровых ситуаций. Это определяет канву, по которой будет развиваться творчество футболистов.

Но разучивание игровых комбинаций не должно сковывать их. В тренировке следует отводить значительное место изучению, совершенствованию и применению тактических комбинаций при стандартных положениях (ввод меча в игру от ворот, из за боковой линии штрафные и свободные удары).

А так же:

Методический комплекс обучению тактическим приемам в футболе.

Задачи:

1. Познакомить занимающихся с ударом головой по мячу.

2. Закрепить навыки удара по мячу подъемом.

3. Закрепить навыки остановки мяча стопой.

4. Закрепить навыки ловли мяча вратарями.

5. Совершенствовать технику ведения мяча.

6. Совершенствовать навык взаимодействия игроков в двухсторонней игре.

7. Способствовать воспитанию честного отношения игроков друг к другу.

Место проведения занятия:

 Спортивный зал школы №53.

Необходимый спортивный инвентарь:

 Футбольные мячи;

 Стойки для обводки мячей – 5-6 штук;

 Кубики;

 Подвесной стимулятор;

 Отличительные накидки (по количеству участников).

 

 

ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МА- ТЕРИАЛА ДОЗИРОВКА МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Организовать внимание детей перед началом тренировки. 2. Организовать занимаю- щихся для проведения занятия. 3. Постепенно повышать физическую нагрузку. 4. Подготовить организм детей для занятий в ос- новной части. 5. Закрепить навыки веде- ния кубика левой и пра- вой ногой с изменением скорости движения и на- правления, способство- вать повышению функ- ционального состояния организма занимающих- ся Построение в шеренгу по одному, приветствие и сообщение задач заня- тия. - повороты на месте; - ходьба по залу с движениями рук; - упражнения для стоп; - медленный бег; - бег змейкой; - бег с поворотами; - челночный бег. О.Р.У. (общеразвивающие упражнения) 1- Исходное положение (ИП) - основ- ная стойка. Счет: 1-2 Дугами наружу руки вверх 3-4 ИП 2- ИП – Стойка ноги врозь, руки к плечам. Счет: 1- поворот туловища налево, руки в стороны. 2- ИП 3-4 – то же самое, но в правую Сторону 3- ИП руки за голову Счет: 1-3 Три пружинящих наклона влево. 4- ИП 1-4 – то же самое вправо 4- ИП стойка, ноги врозь пошире, ру- ки в стороны. Счет: 1- наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка. 2- ИП 3-4 – то же самое, но левой ру- кой. 5- ИП упор присев. Счет: 1- толчком ног упор лежа. 2- ИП. 6- ИП основная стойка, сбоку на полу кубик. Счет: 1- прыжок через кубик, оттал- киваясь двумя ногами. 2- то же самое, но в другую сторону.  Ведение (скольжение) кубика по полу, ударяя левой и правой стопой. 30 сек. 1-2 мин. 1-2 мин. 1 мин. 30 сек. 2 мин. 6-8 раз 6-8 раз 6-8 раз   Команда, в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Вольно. - Повороту выполняются по разделениям. - По кругу зала в колонну по одному. Поставить 5-6 верти- кальных ориентира (стойки), используя точки на полу. Построить группу по точкам. Дыхание свободное Посмотрите на левую руку Посмотрите на правую руку Голову повернуть в сторону наклона При наклонах ноги держать прямыми. Выпрямляясь, сде- лать выдох. Туловище прямое Выдать по одному кубику Во время ведения следить за перемещением партнеров на площадке, избегая столкнове- ния
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
6. Закрепить навыки обвод- ки пассивного защитни- ка, двигаясь с мячом. 7. Закрепить навыки оста- новки мяча стопой. 8. Ознакомить занимаю- щихся с ударом по мячу головой. 9. Закрепить навыки удара головой по летящему мячу. 10.Закрепить навыки удара по мячу подъемами левой или правой стопы. 11.Способствовать закреп- лению навыков ловли мяча вратарями. 12.Учить игроков навыкам взаимодействия в процессе двухсторонней игры по простейшим правилам. 13.Воспитывать честность и уважение по отношению к своим товарищам. Ведение футбольного мяча левой и правой ногой, изменяя направление движения и скорость.  Остановка мяча стопой с последующим пасом в сторону партнера.  После разбега, толкаясь одной или двумя ногами, в прыжке нанести лобной частью головы удар по мячу ИП: мяч лежит на полу неподвижно. С небольшого разбега (3-5 метров) игрок, приблизившись к мячу, с замаха наносит удар, стараясь попасть в створ ворот. Удар наносится подъемом. Опорная нога сбоку мяча, носок направлен в сторону ворот.  Вратарь высоко летящие мячи ловит руками или отбивает в сторону. Низко летящие мяч останавливает или отбивает ногой.  Во время игры каждый занимающийся применяет усвоенные им технические приемы: - ведение и обводка соперника; - выполнение точной передачи своему партнеру; - «удержание» нападающих противоположной команды; - точное и сильное нанесение ударов по воротам соперников; - а также старается помешать продви- жению игроков противоположной ко- манды к своим воротам. Во время контактной игры могут быть допущены грубости, удары по ногам и травмы сопернику 2 мин.     4-5 мин.   2-3 мин     2-3 мин   5-7 мин.   30 мин Для изменения направления необходимо установить вер- тикальные стойки по точкам, в количестве 5-6 штук, вдоль боковых линий волейбольной площадки. Расстояние между стойками 3 метра. После об- водки занимающийся возвращается в ИП. С целью облегчения выполнения данного технического приема на середине зала под- весить несколько резиновых мячей. Построение группы парами вдоль боковых линий баскетбольной площадки. На пару игроков выдается один мяч. Первый номер руками бросает мяч, а второй наносит удар и отбивает мяч в направление первого. Затем участники меняются ролями. Группу разделить на две команды. Первая стоит у одних ворот на расстоянии 6-8 мет- ров, вторая у других. По сиг- налу впереди стоящий с раз- бега наносит удар по воротам, затем уходит в конец своей колонны. Вратарь старается поймать или отбить летящий на него мяч (каждому вратарю полагаются перчатки). Разделить группу на несколько команд по 4-5 чел. Одного назначить вратарем. Каждая команда получает отличи- тельную форму. В процессе игры педагог пытается исправлять допущенные игроками ошибки с помощью свистка или голосовой команды. При необходимости игра останавливается и проводится ее тщательный разбор. За допущенные нарушения назначаются «пенальти», пробиваются штрафные очки в ворота соперника, участники удаляются на несколько ми- нут из игры.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Привести организм за- нимающихся в относи- тельно спокойное со- стояние. 15.Подведение итогов заня- тия. Игра «Вызов номеров»: Для проведения игры группу разделить на две равные команды, и в каждой из них рассчитать по порядку участников. Назвать номер из той и другой команды. Участник, чей номер был назван, добегает до определенно- го места. Победителем становится тот, кто первым добегает до указанного места. - построение в шеренгу по одному в нижней части зала; - приведение зала в порядок: сбор мячей, складывание их на полки в тренерской; - анализ занятия: положительные и отрицательные моменты тренировки; - словесное поощрение тех детей, которые лучше всех себя показали во время занятия; - рекомендации для самостоятельных занятий. 2-3 мин.     2-3 мин Команды строятся в нижней части зала на боковых линиях волейбольной площадки друг напротив друга. На верхней лицевой линии установлены для каждой команды по одной стойке. Участники обегают стойку и финишируют на средней линии зала. Побеждает команда, набравшая больше очков.
           

 

Таким образом, тактическая подготовка, по своему характеру, является одним из сложных этапов спортивной тренировки и требует серьезного, повседневного, творческого, последовательно труда.

На основании всех трех этапов тактической подготовки можно составить схему последовательности: развития навыков ее и подводящие упражнения, совершенствующие тактическое мастерство каждого игрока и команды в целом.

- Быстрое нападение;

- Зонная защита;

- Постепенное нападение;

- Персональная защита;

- Комбинированная зашита.

В процессе тактической подготовки футболистов, тренер должен уделять большой объем работы воспитанию и совершенствованию ее практических навыков и умений. Так как теоретическая часть подготовки вроде бы проста, занимающиеся легко и быстро усваивают и понимают все, что объясняет и требует тренер, а на занятиях на игровой площадке у футболистов возникают сложности во многих игровых упражнениях. Если индивидуальные тактические действия формируются довольно быстро, так как игрок легко запоминает свои игровые функции и обязанности, то с групповыми и командными действиями дело обстоит сложнее: они требуют высокого понимания и согласованности.

 

 


РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Реализуя на практике педагогическую технологию физического воспитания с применением обучающих занятий тактике футбола, мы исходили из следующих методологических предпосылок:

- эта технология рассматривается как эффективный, системный процесс, опирающийся культурное развитие школьника, как факт оптимального режима дня; как неотъемлемая часть всего воспитательного процесса образовательного заведения, определяющая его культурное пространство, выполняющее воспитательные и оздоровительные функции;

- содержание программы представлено взаимосвязанными организационным и методическим элементами, которые рассматриваются как педагогические условия качественного использования этой программы;

- основной целью этой оздоровительной разработки является формирование физической культуры личности школьника.

В представленной программе процессы образования, оздоровления, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе её положена идея укрепления соматического здоровья, развития эстетического, нравственного, самосознания ребенка, получение навыков культуры поведения, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходят социализация мышления, становление личности.

Материал данной программы был составлен с учетом особенностей развития школьников, их подвижности, относительной быстроты восстановительных процессов, недостаточности развития процессов торможения и незавершенности формирования органов, систем и всего организма в целом. При этом при выборе методов обучения двигательным действиям предпочтение отдавалось тренировкам, как самым эффективным способам развития и совершенствования физических качеств. Особенно это важно для увеличения эффективности физического воспитания детей и подростков, при котором до настоящего времени ведущее место отводилось только обучению двигательным умениям и навыкам при освоении различных физических упражнений.

В качестве главного критерия, определившего содержание учебного и тренировочного материала, была избрана цель полноценного освоения детьми деятельности по физическому воспитанию, отражающей взаимосвязь воспитательной, оздоровительной, и образовательной направленности занятий.

В экспериментальной программе были использованы средства и элементы обучения тактике футболу, которые эффективно воздействуют на развитие быстроты отдельных движений (рук, ног), разнообразные проявления двигательной координации, скоростно-силовых качеств, гармоническое развитие личности ребенка.

Особенностью предлагаемой оздоровительной программы является возможность использования средств футбола.

Цель воспитания - формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физической деятельности с общеразвивающей направленностью.

Целью занятий футболом являются: - расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, повышенной координационной сложности;

- расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств;

формирование умений и навыков в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

- направленность на реализацию принципа вариативности;

- формирование практических умений, необходимых при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповом взаимодействии посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Элементы футбола гармонично распределены по всем частям занятия они содействуют в решении общих педагогических задач.

Разработанная программа позволила увеличить физическую активность детей, тем самым мотивируя их к занятиям физической культурой, и повысить уровень здоровья школьников.

Это подтверждается данными исследователей о том, что этот возраст является сенситивным периодом для развития гибкости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей.

В ходе тестирования замечен значимый разброс индивидуальных показателей развития двигательных способностей, особенно координационных, это свидетельствует о роли генетики в развитии школьников.

Изменение показателей координации школьников. Развитие психомоторики школьников оценивалось по их результатам в тестах, характеризующих их способность к точному воспроизведению силового и временного параметров движения, сохранению статического равновесия. Учащиеся показали достаточно высокий для своего возраста уровень психомоторного развития.

Высокий рост психомоторного развития испытуемых мы связываем со спецификой занятий и обучения тактике футбола.

- многообразием технических приемов;

- выработкой чувства дистанции и ритма движения партнера при выполнении упражнений в парах;

- расчетом времени для проведения атакующих действий;

- приобретением навыков контроля и дозировки усилий при выполнении передачи.

Футбол, как командная спортивная игра, в большей степени способствует разностороннему физическому развитию юного спортсмена. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, непрерывная борьба за мяч связаны с самыми разнообразными движениями и техническо-тактическими действиями. Современный футбол отличается сложностью и разнообразием технических приемов. Систематическое занятие футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта оказывают всестороннее влияние на будущих футболистов: совершенствуется функциональная деятельность их организма,


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.