Урок по теме «древняя Греция. Особенности архитектуры» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Урок по теме «древняя Греция. Особенности архитектуры»

2017-11-22 277
Урок по теме «древняя Греция. Особенности архитектуры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УРОК по теме «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ»

Цели: Выявить основные черты архитектуры Древней Греции.

Задачи:

· Выделить этапы развития древнегреческого искусства

· Познакомиться с основными типами храмов Древней Греции.

· Сравнить архитектурные ордеры Древней Греции.

· Познакомиться с архитектурой Афинского Акрополя.

Изучение нового материала.

Культура Др. Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. (см. СЛАЙД № 2)

Учитель: что вы знаете о природных условиях Греции?

Ученики: теплый климат, невысокие горы, море с множеством островов и т.п.

Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство: все было осязаемо, близко.

Однако они не сразу достигли гармонии с природой. Страх перед ее силами был преодолен благодаря созданию мира олимпийских богов, который стал зеркалом, отразившим человеческое бытие (см. СЛАЙД № 4).

Учитель: каких древнегреческих богов Вы знаете?

Ученики: Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Афродита, Ника и др.

Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н.э. В нем выделяют 3 этапа:

· АРХАИКА (VII – VI вв. до н.э.)

· КЛАССИКА (V - IV вв. до н.э.)

· ЭЛЛИНИЗМ (III - I вв. до н.э.)

Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога-человека.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями греческой архитектуры.

Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (греч. Царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и богов: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХРАМОВ (см. СЛАЙД № 5).

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).


 

 

Рис. 1. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

Учитель: самостоятельно дайте определения остальных типов храмов.

Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (лат. порядо к) – дорический или ионический (в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, - суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев).

Учащимся выдаются карточки: рис. 2 и рис. 3

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Получил особенно широкое распространение в архаической Греции. Его составные части: колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблимент (архитрав, фриз и карниз).

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась не­посредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.

В эпоху развитой архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема блоков. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.

Пример: храм Посейдона в Пестуме.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет кан­нелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Пример: храм Артемиды Эфесской.

Учитель: кому-нибудь из вас известно имя Герострата?

Геростра́т — молодой житель Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе 21 июля 356 до н. э.для того, чтобыего имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».

АКРОПОЛЬ (см. СЛАЙД № 8 -10).

Учащимся раздаются карточки для работы: рис. 4 и рис. 5.

История создания Акрополя.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм (скала Пиргос)с пологой вершиной (около 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 веке до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. (см. СЛАЙД № 9).

Пропилеи(см. СЛАЙД № 11).

– торжественный вход на Акрополь (437–432 до н.э.). Построены архитектором Мнесиклом и находятся в западной части Акрополя. Возведенные из пентеликонского мрамора Пропилеи стоят на вершине крутого склона, к которому первоначально вела 80-тиметровая тропа. В середине 1 в. римляне во время правления императора Клавдия покрыли поверхность дороги ступенями. Пропилеи – два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Потолки портиков были украшены кессонами (квадратными углублениями), расписанными золотыми звездами по синему фону. Там, где склон холма резко повышался, была построена поперечная стена с пятью проходами, центральный из которых предназначался для торжественных процессий. В обычное время он был закрыт бронзовыми воротами. Эти врата были границами святилища. Во внутренней части Пропилей высятся ионические колонны (по три колонны в два ряда). В этом сооружении впервые применены два ордера: дорический снаружи, ионический – внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны. В более крупном, северо-западном крыле Пропилей размещалась Пинакотека, картинная галерея. В юго-западном крыле Пропилей – библиотека. Скульптурного оформления Пропилеи не имели.

Парфенон(см. СЛАЙД № 15 - 18).

(от греч. parthenos – дева) – храм богини АфиныПарфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказуПерикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым. Высота колонн 10,43 м.

Скульптурные украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время великих Панафиней, праздновавшиеся раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов; восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.

Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике (447–438 до н.э.). На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) — огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе, воздвигнутая в 465 - 455 годах до н. э. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина была изображена в шлеме, с щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми.

 

2. Закрепление. См. СЛАЙД № 19. Учащимся предлагается назвать постройки, представленные на слайде.

3. Домашнее задание.

· § 11 (учебник Емохонова Л.Г. )

· Выучить записи в тетради.


 

Список литературы.

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса. М.: Академия. 2008.

2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9780

3. http://old.marin.ru/greece/akropolis-parts.shtml

4. http://www.myellada.ru/afinskij-akropol-pervoe-znakomstvo-i-plan-akropolya/

5. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st026

6. http://www.ckofr.com/arhitektura/

7. http://ru.wikipedia.org/

8. http://www.afina-div.ru/akropol.htm

9. http://arx.novosibdom.ru/node/511

 

 

УРОК по теме «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ»

Цели: Выявить основные черты архитектуры Древней Греции.

Задачи:

· Выделить этапы развития древнегреческого искусства

· Познакомиться с основными типами храмов Древней Греции.

· Сравнить архитектурные ордеры Древней Греции.

· Познакомиться с архитектурой Афинского Акрополя.

Изучение нового материала.

Культура Др. Греции, как любая культура, является проявлением народного духа, сформировавшегося в данной местности под воздействием определенного климата. (см. СЛАЙД № 2)

Учитель: что вы знаете о природных условиях Греции?

Ученики: теплый климат, невысокие горы, море с множеством островов и т.п.

Грекам не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство: все было осязаемо, близко.

Однако они не сразу достигли гармонии с природой. Страх перед ее силами был преодолен благодаря созданию мира олимпийских богов, который стал зеркалом, отразившим человеческое бытие (см. СЛАЙД № 4).

Учитель: каких древнегреческих богов Вы знаете?

Ученики: Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Афродита, Ника и др.

Древнегреческое искусство в собственном смысле слова развивалось и достигло своей вершины в период с VII по I в. до н.э. В нем выделяют 3 этапа:

· АРХАИКА (VII – VI вв. до н.э.)

· КЛАССИКА (V - IV вв. до н.э.)

· ЭЛЛИНИЗМ (III - I вв. до н.э.)

Склонность эллинов наделять человеческими свойствами предметы и стихии обусловила появление архитектуры, соразмерной пропорциям человеческого тела и скульптуры, которая воспроизводила идеальный образ бога-человека.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями греческой архитектуры.

Доступность небес, уподобленных плоскому перекрытию, привела к возникновению в период архаики каменных храмов, воспроизводивших базилику (греч. Царский дом). Храм отражал взаимоотношения людей и богов: не люди взирали снизу вверх на небеса, а боги Олимпа обращали свои взоры на землю, сходя к людям.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХРАМОВ (см. СЛАЙД № 5).

В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются типы греческих храмов (рис. 31).


 

 

Рис. 1. Типы древнегреческих храмов: 1 — храм в антах; 2 — простиль; 3 — амфипростиль; 4 — периптер; 5 — диптер; 6 — псевдодиптер; 7 — толос.

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика—антов.

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Периптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобат; его верхняя площадка называлась стилобат.

Учитель: самостоятельно дайте определения остальных типов храмов.

Пропорции здания и его живописный образ определял архитектурный ордер (лат. порядо к) – дорический или ионический (в соответствии с эстетическими пристрастиями основных племен, населявших Грецию, - суровых воинственных дорийцев и мягких изнеженных ионийцев).

Учащимся выдаются карточки: рис. 2 и рис. 3

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Получил особенно широкое распространение в архаической Греции. Его составные части: колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблимент (архитрав, фриз и карниз).

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась не­посредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.

В эпоху развитой архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема блоков. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.

Пример: храм Посейдона в Пестуме.

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет кан­нелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Пример: храм Артемиды Эфесской.

Учитель: кому-нибудь из вас известно имя Герострата?

Геростра́т — молодой житель Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе 21 июля 356 до н. э.для того, чтобыего имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».

АКРОПОЛЬ (см. СЛАЙД № 8 -10).

Учащимся раздаются карточки для работы: рис. 4 и рис. 5.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.