Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции

2017-11-22 230
Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие дети, являясь единственными в семье, мечтают иметь брата или сестру. С другой стороны, немало и тех, кто, имея брата или сестру, мечтают быть единственными в семье, чтобы вся любовь и забота роди­телей принадлежала лишь им.

Обращения к психологу из-за конфликта между детьми нередки. И в народных сказках распространен сюжет конфликта, предательства по отношению к одной из сестер или братьев.

Олег, 12 лет

Однажды утром один мальчик и его братья вышли в поле и вспомнили, что вчера они вязали снопы, на поле было двенадцать снопов. Сноп, кото­рый был в кругу, стоял прямо, а другие одиннадцать были наклонены к нему. Сноп, который был в кругу, был этого мальчика. Но братья увидели это и невзлюбили его и сказали, что он нагнул их снопы к своему снопу.

И как-то вечером братья пасли овец, отец и говорит мальчику: «Иди, от­неси братьям еду».

Мальчик взял еду и понес ее своим братьям. Братья его были разных мам, но от одного отца. Всего их было одиннадцать, если не считать мальчика.

Они увидели его, что он несет им еду, и схватили его за то, что отец дал ему красивую одежду, они поняли, что отец больше всех любит его. Они про­дали его и порвали его одежду и измазали ее в крови ягненка и сказали отцу, что его растерзал хищный зверь.

В этой сказке актуализирован конфликт между братьями. Сюжет этой истории распространен в народных сказках; он связан с темой пре­дательства и переживанием несправедливости. Тема несправедливости, конкурентных взаимоотношений с братьями актуализируется в авторс­ких сказках в двух основных типах ситуации:

1) наличие реального конфликта с братом (сестрой), конкурентные взаимоотношение между ними;

2) наличие реального конфликта со сверстниками.

Вероятно, для автора актуальны проблемы коммуникации со сверст­никами, он ощущает себя изгоем в группе или пока неудачно претенду­ет на роль лидера (в сказке к его снопу наклонены снопы остальных бра­тьев).

Такой сюжет может быть ассоциирован недавно прочитанной сказ­кой. Во многих народных сказках братья, увидев знаки, говорящие о том, что им придется служить младшему брату, делают попытку убить его. Обычно юноша выживает, достигает успеха и братья просят у него про­щения.

В сказке Олега достаточно указаний на ресурсы автора: добрый нрав, благоприятные взаимоотношения со взрослыми, лидерский потенциал. Трагический конец сказки, вероятно, связан с переживаниями автора. В контексте психологической работы важно сформировать у автора на­выки эффективного взаимодействия со сверстниками и разработать план приобретения авторитета в детской группе.

Маша, 15 лет

Жила-была маленькая девочка, и у нее была старшая сестра. Они не лю­били друг друга. Маленькую сестру любили больше, чем старшую. Старшая сестра все время била ее за это. Когда маленькой сестре подарили подарок лучше, чем старшей сестре, то старшая сестра отняла у нее подарок и остави­ла себе. Когда пришли родители, они увидели, как маленькая сестра плачет. Они спросили, что ты плачешь. Она рассказала им, и они пошли к старшей и начали разговаривать с ней. Поговорив со старшей сестрой, родители сказа­ли ей: «Пойди, отдай своей сестре подарок». Старшая сестра поняла, что надо любить свою сестру, и то, что родная сестра у нее одна. Она пошла, отдала ей подарок, и они помирились. Они жили весело и счастливо.

В психологии есть специальный термин — «комплекс старшей сест­ры». Он выражается в том, что старшая сестра должна:

— нести ответственность за младшую;

— отдавать всю лучшее младшей;

— жертвовать своими играми ради заботы о младшей;

— жертвовать вниманием родителей в пользу младшей;

— с пониманием относиться к неожиданному внедрению младшей в ее личную жизнь и пр.

Другими словами, старшая все время «должна». Поэтому «комплекс старшей сестры» всегда связан с жертвенностью. Неудивительно, что это обстоятельство влияет на психологический статус старшей сестры.

Если в сказке проявилась «проблема старшей (реже — младшей) се­стры», психологу придется очень тонко и виртуозно работать с ней. Дело в том, что психологической проработке придется подвергнуть парал­лельно две темы:

— самоуважения,

— формирования коммуникативных навыков сотрудничества с сест­рой (и другими).

Таким образом, в случае актуализированного сюжета «братьев-сес­тер» основной задачей психолога будет формирование взаимоотноше­ний сотрудничества.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.