Актуальность идей Монтессори — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Актуальность идей Монтессори

2017-11-22 1194
Актуальность идей Монтессори 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Для нее свобода – это биологическаясвобода (свобода роста, развития ребенка), а с другой, - свободавыбора. В первом случае, ребенок рассматривается как существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы. С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы.

"Первым словом" в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей". Принципсвободы у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как бесконечное, порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, а свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих. Монтессори полагала, что любая жизнь есть существование свободной активности, следовательно, развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.

Исходя из этого, она видела суть воспитания не в формировании педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка, в первые годы его жизни она понимала, как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть, как физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке.

Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной.

Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Внутренняя дисциплина становится "обратной стороной свободы".

Смысл основных идей Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ С ФРЕНЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Свобода самовыражения ребёнка: ребёнок по природе своей ничем не отличается от взрослого. И детствоэто не подготовка к жизни, а её важный этап. Ребёнок не просто пустой сосуд, который следует наполнять, он уже обладает определёнными представлениями, определённым жизненным опытом.

Научить ребёнка мыслить: помочь овладеть методом познания, критическим отношением к действительности. Основной точкой обучения является свойственная всем детям любознательность. Задача учителя создавать такие проблемные ситуации, при которых ученики чувствуют потребность что-то узнать, чему-то научиться.

Познание нового идёт путём постоянного выдвижения гипотез.

Ошибка не ставится в вину ученику: каждый имеет право ошибаться, это необходимый этап на пути к знаниям.

Учащиеся самостоятельно планируют свою учебную работу – сначала на один день, потом на неделю, далее на месяц. Однако нужно помнить, что свобода выбора – это не синоним анархии. Именно учитель организует весь учебный процесс.

Создание собственных средств обучения: создание карточек (карточек самоконтроля). Как средство обучения используются продукты свободного творчества учеников: газеты и сборники собственных стихов сказок, самостоятельно снятые фильмы, составление математической задачи.

Основными задачами школы Френе, целевым ориентированием которых является - всестороннее воспитание, можно назвать следующие:

• Круг общения школьников должен быть как можно шире, ему способствует одна из форм общения – переписка.

• Исследование в обучении так называемого метода «проб и ошибок».

• Установление сотрудничества не только учителя и умника, но и между учениками.

 

Концептуальные положения:

• Труд на всех этапах обучения

• Большое внимание школьному самоуправлению

• Использование школьных материалов

Особенности организации школы Френе:

• Нет обучения, есть разрешение проблем, анализ, экспертиза.

• Нет домашних заданий, есть постоянно задаваемые вопросы.

• Нет оценок, но отличаются личные предложения.

• Нет ошибок – есть недоразумения.

• Нет программ, есть индивидуальное и групповое планирование.

• Нет учителя, но есть учитель организации общего дела

• Педагог нисколько не воспитывает, а решает общие проблемы.

• Классом правят нормы общежития, принятые самими детьми.

• Нет класса, есть детско-возрастная сообщность.

 

30. ПЕРВЫЕ ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО-НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЯ.

11 декабря 1917 года было принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в распоряжение Народного Комиссариата по просвещению», согласно которому все учебно-воспитательные учреждения из ведомства Синода передавались в ведение Наркомпроса, и в них не допускалось преподавание каких-либо религиозных вероучений. Светский характер советской школы был закреплен декретом Совета народных комиссаров (СНК) «О свободе совести, церковных и религиозных объединениях» (декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви), который был утвержден 20 января 1918 года.

Централизация в управлении образованием была соединена с демократическими основами её организации на местах через губернские, уездные и волостные отделы народного образования, которые были созданы при исполнительных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов. До этого в стране уже были ликвидированы существовавшие ранее учебные округа, дирекции народных училищ, попечительства и т.п.

В мае 1918 года в РСФСР было введено совместное обучение детей и молодёжи обоего пола; в октябре – новая орфография. В июле 1918 года состоялся I Всероссийский учительский съезд, а к осени завершилась разработка основ новой школьной системы, одобренной I Всероссийским съездом по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.). Вместо различных типов дореволюционных общеобразовательных школ была провозглашена единая девятилетняя средняя общеобразовательная школа с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года обучения. Советская школа вступила в период дальнейшей реорганизации и совершенствования, который был тесно связан с восстановлением народного хозяйства и последующей индустриализацией.

 

РЕФОРМЫ 1931-1936, 50-60 ГГ.

С целью создания условий для политехнизации обучения с 1921 года в городах открываются школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) как низшие профессиональные школы на базе начальной ступени образования (4 года обучения), а с 1925 года открываются фабрично-заводские семилетки (ФЗС) как общеобразовательные школы повышенного типа. ФЗС получили наиболее широкое распространение, начиная с конца 1929 года, и в 1930 – 1934 гг. они становятся основным типом общеобразовательной советской школы в промышленных центрах.

К началу 30-х годов, несмотря на отсутствие существенных отличий в содержании обучения в городской и сельской местности, школы продолжают сохранять свои названия ШКМ, ФЗС, ФЗД (десятилетка по аналогии с семилеткой), а с 1935 года устанавливается единое название для всех однотипных школ – общеобразовательная трудовая политехническая школа с соответствующими звеньями: начальная, неполная средняя (семилетка) и средняя.

К концу сталинской эпохи явственно обнаружилась серьезная проблема, стоявшая перед советской системой образования в целом и ее средним, школьным звеном, в частности. Фундаментальные аспекты школьного образования практически полностью вытеснили прикладную составляющую, которой не придавалось большого значения. В результате - преподавание наук было оторвано от жизни и практических хозяйственных потребностей.

Государственная политика, направленная на разворот системы образования к потребностям народного хозяйства, обозначилась на XIX съезде КПСС в октябре 1952 года. Этот высший партийный форум предложил идею политехнического обучения в средней школе, которая затем определила вектор развития советского образования в хрущевский период.

В 1954 — 1955 гг. была признана необходимость с младшего школьного возраста готовить к участию в общественно-полезном, производительном труде. Обучение в вузах предполагалось максимально совместить с работой на производстве.

С 1954 — 1955 учебного года в учебный план школ были введены: в 1 — 4 классах — труд, в 5 — 7 классах — практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках, в 8 — 10 классах — практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству.

В 1955 г. начинается активное создание, преимущественно в сельской местности, ученических производственных бригад.

В 1954 г. - отмена раздельного обучения мальчиков и девочек.

24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Он закреплял восьмилетнее всеобщее обязательное образование, в рамках которого молодежь была обязана готовиться к труду и общественно-полезной деятельности. С 15 — 16 лет закон предписывал включать всю советскую молодежь в общественно-полезный труд. Закон на период до середины 1960-х годов стал основой для развития советской школы.

Одним из новшеств в сфере образования стало появление и активное распространение в 1950-60 гг. нового типа учебного заведения — школ-интернатов. Они считались наиболее эффективными учреждениями для воспитания «строителей нового общества».

 

33. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ (МАКАРЕНКО).

Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой

Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы.

Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». (ну или один за всех, а все за одного)

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых '"перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий».

Системаперспективныхлинийдолжна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач — обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках ее теоретического обобщения А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесет воспитаннику.

Он считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портитчеловека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА.

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

• Амонашвили, Шалва Александрович

Основные идеи педагогики сотрудничества:

• обучение ребенка в зоне ближайшего развития

• учение без принуждения

• набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

• идея опережения

• идея крупных блоков

• идея свободы выбора

• идея диалогического размышления

• идея интеллектуального фона класса

• идея совместной деятельности учителей и учеников

• идея добровольности в досуговой деятельности

 

РЕФОРМА 1984 ГОДА.

Постановления от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы». В этом документе была определена основная задача советской школы: «…Давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение…» Реформа 1984 года — это возврат к курсу, который был взят в 1958 году. Так, снова возобладала тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В области трудового воспитания молодежи реформа ставила следующую задачу: «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи».

Таким образом, на школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне средних профессионально-технических училищ.

Для решения этой непростой задачи в средней школе вновь был осуществлен переход на 11летний срок обучения. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось к 1990 году. В 10\11 классах было организовано трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них региона. Обучение должно было завершиться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.