ТЕМА 1. Социальная психология как наука — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

ТЕМА 1. Социальная психология как наука

2017-11-22 474
ТЕМА 1. Социальная психология как наука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 1. Социальная психология как наука

· Перечислите основные феномены, изучаемые социальной психологией.

 

   

 

· Перечислите этапы становления социальной психологии как науки. Раскройте их основное содержание.

 

 

· Познакомьтесь с учебником «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлева. Перечислите этапы становления отечественной социальной психологии. Раскройте их основное содержание.

 

 

 

· Укажите основные подходы к предмету социальной психологии, сложившиеся в современности.

 

 

· Установите соответствие между основными теоретическими течениями, в рамках которых группируются исследования в социальной психологии, и соответствующими им характеристиками.

 

Направление Акцент на

Психоанализ процесс мышления и роль знания в процессе мышления

 

Бихевиоризм биологические истоки социального поведения человека

Когнитивизм изучение взаимодействия людей друг с другом

Интеракционизм изучение влияния среды на личность

Составьте таблицу, отражающую основные прикладные области социальной психологии и направления исследований в этих областях. Дополните таблицу самостоятельно выделенными прикладными областями (не менее 3-х) на основе изучения рекомендованных учебников.

№ п\п Прикладная область Направления исследований Основные представители Вклад в развитие социальной психологии Практическое применение
1. Социальная психология образования          
2. Промышленная социальная психология          
3. Политическая социальная психология          
4. Экономическая социальная психология          
5. Этническая социальная психология          
6. Медицинская социальная психология          
             
8.          
9.          

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

· Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

· Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

· Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

· Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

· Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

· Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

 

ТЕМА 2. Методология и методы социальной психологии

· Приведите классификацию методов социальной психологии.

 

· Наблюдение – это…

 

 

· Какие виды наблюдения можно выделить? Перечислите, с помощью чего фиксируются результаты наблюдения.

 

 

· Составьте карту наблюдения за социально-психологическим явлением (феноменом) в Вашей группе или в классе, где Вы проходите практику. Выделите фрагменты (критерии), которые Вы будете наблюдать и фиксируйте их в карте.

ПРИМЕР:

 

Критерии наблюдения

1) Принимает решение только самостоятельно

2) С радостью готов принять помощь

3) Слишком застенчив, чтобы попросить о помощи

4) Высокая успеваемость

5) Успевающий ученик

6) Низкая успеваемость

7) Сверстники отказываются помогать

8) Оказывают помощь

9) Другие дети любят его хорошие отношения со сверстниками

10) Другие дети не любят, не терпят его

ТЕМА 3. Феноменология и структура личности

· Перечислите основные феномены, связанные с «Я» личности.

 

 

 

· Опишите структуру Я-концепции и ее функции.

 

 

 

· Раскройте сущность основных источников формирования Я-концепции личности.

Представление о своем теле (телесное Я).      
Язык — как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.    
Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.      
Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).    
Практика воспитания детей в семье.      

 

· Что такое самооценка? Объективный или субъективный характер она имеет? Укажите основные факторы, определяющие формирование самооценки.

 

· Познакомьтесь с монографией И.С. Кона «Открытие Я» (глава III). Выпишите факторы, влияющие на формирование у личности представления о своем телесном Я и отношения к нему. Раскройте основные способы компенсации внешней непривлекательности.

 

 

 

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

· Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

· Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

· Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

· Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

· Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

 

Уровни общения

 

Детский возраст    
Юношеский возраст    
Взрослость    
Старость    

 

· Заполните рефлексивную таблицу «Полезные и вредные приемы в моем общении».

 

Полезные приемы Вредные приемы
     

 

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

· Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

· Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

· Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

· Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

· Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

· Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

 

 

Каникулы

Долгожданные, но недолгие

Планируешь, предполагаешь – не успеваешь

4. Ну почему хорошее так быстротечно!

Мгновение

 

Тема 11. Большая группа

· Как можно классифицировать большие социальные группы? Подберите примеры к каждому виду.

 

· Что подразумевается под понятием «менталитет»? Перечислите черты так называемого российского менталитета.

 

· Дилигенский представил свою классификацию больших групп. Постарайтесь ее дополнить.

 

1. Группы, функционирующие в масштабах общества:

 

2. Специфически большие группы:

 

 

· Опишите особенности, присущие указанным большим социальным группам.

 

Нации Классы
   

 

· Расшифруйте понятие «этноцентризм».

 

 

· Выделите виды толпы, раскройте их особенности.

 

 

· Заполните таблицу, позволяющую рассмотреть особенности разных стихийных групп.

 

Толпа Масса Публика
     

· Опишите основные проблемы психологии межгрупповых отношений.

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

Плюс J Минус L Интересно?!
Все, что понравилось при изучении темы, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, могут быть полезны достижения целей. Все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, оказалась не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. Все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.
     

ТЕМА 12 Малая группа

 

· Дайте определение малой группы. Перечислите основные характеристики малых групп и раскройте их.

 

 

 

· Каким образом можно описать композицию (состав) группы? Попробуйте описать группу, где вы учитесь.

 

 

· Схематически изобразите структуру коммуникаций в группе. Какие из них более благоприятны для межличностных отношений и почему?

 

 

· Что подразумевается под понятием «групповая динамика»? Что входит в это понятие?

 

 

· Дайте социально-психологическую характеристику своей учебной группе, опираясь на основные количественные, структурные и динамические характеристики группы

 

 

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

Составь для своих одногруппников по 5 «толстых» и «тонких» вопросов по теме, опираясь на ключевые слова:

Толстые вопросы Тонкие вопросы
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...':' Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если..? Что, если...? и др.     ■ Кто...? Что...? Когда...? Может..'.' Будет...? Может ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...? И    

ТЕМА 13 Личность в группе

 

· Дайте рефлексивный анализ своему положению в группе в категориях позиция, статус, роль.

 

 

· В чем заключается феномен группового давления?

 

 

· Какие точки зрения существуют относительно понятия «групповая сплоченность»? (К. Левин, Д. Картрайт, Л. Фестингер, Д. Морено, Т.Ньюком, А.В. Петровский, В.П. Шпалинский). Выделите основные доминанты.

 

 

 

· Опишите такие явления как совместимость и срабатываемость. Дайте характеристику основным уровням совместимости личностей в группе.

 

 

· Опишите такое явление как конформность. Приведите основные классификации видов конформного поведения. Дайте характеристику основным видам конформного поведения.

 

 

 

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

Заверши фразу:

Во время изучения темы я приобрел __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение темы заставило меня задуматься о ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне показалось важным _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне непонятно _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял, что ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спорно, что ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я буду использовать знание о ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу больше узнать о _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне еще надо поработать над ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я не согласен с тем, что ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГОВЫЙ САМОАНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Заверши фразу:

Во время изучения дисциплины я приобрел ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение дисциплины заставило меня задуматься о ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым важным для меня стало ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял, что ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне пригодились знания о ___________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я буду использовать знание о ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу больше узнать о _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я не согласен с тем, что ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спорно, что ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне непонятно _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне еще надо поработать над ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым полезным было ______________________________________________

_________________________________________________________________________

Самым легким было ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самым трудным было _______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Редактор Бовкун С.А.

РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева


Для заметок

ТЕМА 1. Социальная психология как наука

· Перечислите основные феномены, изучаемые социальной психологией.

 

   

 

· Перечислите этапы становления социальной психологии как науки. Раскройте их основное содержание.

 

 

· Познакомьтесь с учебником «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлева. Перечислите этапы становления отечественной социальной психологии. Раскройте их основное содержание.

 

 

 

· Укажите основные подходы к предмету социальной психологии, сложившиеся в современности.

 

 

· Установите соответствие между основными теоретическими течениями, в рамках которых группируются исследования в социальной психологии, и соответствующими им характеристиками.

 

Направление Акцент на

Психоанализ процесс мышления и роль знания в процессе мышления

 

Бихевиоризм биологические истоки социального поведения человека

Когнитивизм изучение взаимодействия людей друг с другом

Интеракционизм изучение влияния среды на личность

Составьте таблицу, отражающую основные прикладные области социальной психологии и направления исследований в этих областях. Дополните таблицу самостоятельно выделенными прикладными областями (не менее 3-х) на основе изучения рекомендованных учебников.

№ п\п Прикладная область Направления исследований Основные представители Вклад в развитие социальной психологии Практическое применение
1. Социальная психология образования          
2. Промышленная социальная психология          
3. Политическая социальная психология          
4. Экономическая социальная психология          
5. Этническая социальная психология          
6. Медицинская социальная психология          
             
8.          
9.          

· САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ:

· Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

· Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

· Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

· Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

· Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

· Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

 

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.