Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-22 | 526 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Чтение
В процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий достижения цели. Навыки чтения необходимо развивать любому человеку, поскольку это поможет перерабатывать большее количество информации и экономит время. Для этого необходимо ознакомиться с сутью процесса чтения и овладеть основными приемами техники чтения.
Процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного.
На первом этапе – этапе зрительного восприятия – важна роль «технических навыков» чтения, которые формируются с помощью остроты зрения, скорости чтения, передвижения глаз по тексту и размера поля зрения. Обычно поле зрения человека составляет 1,5-2 слова, или 10-15 букв, за одну фиксацию. Основными показателями уровня владения навыками чтения являются общий уровень чтения и скорость чтения.
На втором этапе – этапе осмысления (интерпретации) прочитанного – происходит понимание смысла слов, предложений и всего текста. На втором этапе должны проявляться такие навыки читающего, как умение выделять главную и основную информацию, способность к запоминанию, способность к концентрации внимания и др.
Скорость чтения – это показатель, который не только характеризует количество слов, прочитанных в минуту, но и учитывает качество усвоения прочитанного. Скорость чтения определяется по следующей формуле:
V = (q / t) K
где q – объем текста в словах; t – время чтения в минутах; K – коэффициент понимания (усвоения прочитанного), определяемый следующим соотношением:
K=N / M,
где N – количество правильных ответов по содержанию прочитанного; М – общее количество вопросов по содержанию прочитанного текста.
Скорость чтения можно определить самостоятельно.
Способы чтения.
В зависимости от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения (от прагматической установки) тексты классифицируются как
1) тексты, которые необходимо подробно изучить;
2) тексты, с которыми следует ознакомиться;
3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.
Если содержание прочитанного используется для составления обзора или реферата, то материал относится к первой группе текстов. Чтение в развлекательных целях осуществляется на текстах второй группы. Если вам посоветовали прочитать статью, в которой содержатся интересующие вас сведения, то этот материал относится к третьей группе данной выше классификации текстов.
Способы, или виды, чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов различных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения. Выделяют следующие основные способы чтения: углубленное чтение, ознакомительное чтение, выборочное чтение, чтение-просмотр, сканирование и быстрое чтение.
1. При углубленном чтении необходимо понять, какую проблему решает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате чтения содержание должно быть полностью воспринято, вся информация должна быть переработана в такой степени, чтобы ею впоследствии можно было воспользоваться.
Чтобы глубоко и подробно усвоить текст, рекомендуется уяснить: основную идею автора; вопросы, которые он рассматривает для доказательства своей идеи, аргументы, которые он приводит; основные выводы автора. Такой способ чтения называют аналитическим, изучающим, творческим и т.п., и он применяется при чтении текстов 1-й группы (обычно это учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике).
2. Ознакомительное чтение нацелено на общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне, т.е. только основной информации. При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факты содержатся в тексте и полезно запомнить выходные данные текста (где и когда он опубликован). Ознакомительное чтение используется при чтении текстов 2-й группы (тексты публицистического стиля – газетные и журнальные статьи и художественная литература).
3. Если в тексте вас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-то события и т.п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. При этом виде чтения можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты, а лишь понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в тексте. Такой способ применяется при чтении текстов 3-й группы (таковы тексты любого жанра и стиля: научного, официально-делового, публицистического, художественного).
4. Чтение-просмотр. Одной из разновидностей выборочного чтения является чтение-просмотр, которое используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие (выбираются наиболее важные положения автора) заключение. Цель такого чтения – определение того, следует ли купить эту книгу, заказать в библиотеке, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т.п.
5. Сканирование является разновидностью выборочного чтения. Это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т.п. При просмотре текста глаза обычно движутся в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно, поскольку читающий хочет найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения – расширять поле зрения, тренировать избирательность внимания и т.д. Этот способ чтения поможет усвоить текст быстрее, чем при традиционном способе.
6. Быстрое чтение требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.
Слушание
Слушание является одним из критериев коммуникабельности человека и очень важно в повседневной жизни. Специальными исследованиями установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% – на говорение, 10% – на письмо. Учеными также обнаружен существенный разрыв между говорящим (оратором, лектором) и аудиторией. Экспериментально доказано, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ого уровня эффективности за 10 мин. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60 – 70% того, что говорит собеседник. Такое разделение исследователи объясняют тем, что процесс слушания понимается неправильно. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего теста «Что такое слушание» Прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений и скажите, согласны ли вы с ним.
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!