Исторический опыт садово-паркового — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Исторический опыт садово-паркового

2017-11-22 71610
Исторический опыт садово-паркового 5.00 из 5.00 73 оценок
Заказать работу

ИСКУССТВА И ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

История ландшафтной архитектуры исследована пока еще недостаточно. Рассматривают преимущественно историю садово-паркового искусства, оставляя в стороне другие области ландшафтной архитектуры. При этом обычно садово-парковое искусство оценивают на основе его региональной принадлежности. Конкретные условия развития социально-экономических отношений и характер культурного и художественного развития общества уходят как бы на второй план.

 

Древний мир

 

В действительности ландшафтная архитектура развивалась в одном потоке со всеми видами материальной и художественной культуры. И каждой социально-экономической формации была присуща своя идеология, свое понимание и назначение архитектуры и искусства. Ландшафтная архитектура обладала своей спецификой в условиях каждой из формаций: в древний, рабовладельческий период, во времена феодализма, длившиеся на Востоке вплоть до XX в., в эпоху становления и развития капиталистических отношений и, наконец, в наше время, в эпоху научно-технической революции.

Декоративное садоводство появилось на самых ранних ступенях развития человеческой цивилизации. Нет сомнений в том, что садово-парковое искусство имело е своей основе утилитарные сады. Но уже самые ранние из известных нам садов принадлежали привилегированной верхушке общества. Только состоятельные люди и церковь имели возможность возводить и содержать сады, служившие для удовольствия. Вплоть до XVIII.....XIX вв.

общественные сады были явлением исключительно редким, они содержались, как правило, очень богатыми меценатами.

Древнейшие из известных садов находились в Египте. Сохранились упоминания о декоративных садах IV-III тысячелетий до н. э. Сады размещались во внутренних дворах дворцов и богатых домов, на священных участках храмов. В садах разводили цветы, устраивали клумбы, сажали аллеи. Гипостильные залы храмов символизировали рощи деревьев, тесно поставленные колонны очень условно изображали пальмы или лотосы.

К XV в. до н. э. относится пример решения ландшафтной среды городской улицы. Главная улица города Ахетатона на протяжении нескольких километров была с двух сторон обсажена пальмами. Эта древнейшая известная аллея как композиционный прием получила в дальнейшем широчайшее развитие.

Сады существовали во всех странах Древнего востока: Месопотамии, Иране, Индии, Китае. Но известно о них крайне мало. Чаще других упоминаются так называемые Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, считавшиеся одним из семи чудес древности. Они были построены около VII в, до н. э. Раскопки открыли значительное число кирпичных столбов, поддерживавших массивное перекрытие, на котором, как предполагают, и находились знаменитые сады. Сведения о садах Ирана, долины Инда, Великой китайской равнины еще более скупы.

Относительно больше известна ландшафтная архитектура античности (VI в. до н, э......IV в. н. э.). Удивительно полная слитность греческих городов с природой, с ландшафтом достаточно хорошо известна. Акрополи и театры греческих и эллинских городов Пелопоннеса и Малой Азии, составлявшие центры городских композиций, как бы вырастают из ландшафта.

Греческие сады были многочисленными, но очень небольшими, занимая внутренние дворики-атриумы жилых домов. Фигурное, часто мозаичное мощение, небольшие водоемы, цветы и кустарники в ящиках и кадках образовывали маленькие островки живой природы в системе ковровой застройки.

Греческие и эллинские города дают интересные примеры пространственной организации крупных улиц и общественных площадей-агор. Классическими примерами пешеходных улиц могут служить улицы Эфеса-Торговая и Ку-ретус. Торговая улица, шедшая из гавани к грандиозному театру, господствовавшему над всем городом, формировалась двумя колоннадами по обеим сторонам. Колоннадами обычно окружались и агоры. Греки умело использовали вертикальную планировку площадей, расчленяя их пространство с помощью протяженных лестниц и невысоких подпорных стенок. Прекрасный образец таких агор дает Приена. В формировании открытых пространств греческого города активно участвовали скульпторы.

В характере ландшафтной архитектуры Греции и Рима прослеживается преобладание двух разных тенденций соотношения деятельности человека с природой. Эти тенденции связаны с общими различиями в художественной культуре двух крупнейших народов и государств, существовавших одновременно в Средиземноморье на рубеже нашей эры. Произведениям греческой архитектуры и искусства свойственно стремление к гармонии с природой. Римляне в отличие от греков противопоставляли эстетику геометрических и прямолинейных форм живописности природного окружения.

Садово-парковое искусство Рима существовало в форме садов при домах и усадьбах. Скромные сады в атриумах городских жилых домов были похожи на греческие. Они хорошо известны по материалам раскопок в Помпее (I в.). Иными предстают сады s загородных усадьбах римской знати. Несметные богатства, стекавшиеся в Рим из завоеванных стран вместе с рабами, позволяли строить роскошные виллы и дворцы, окруженные декоративными и утилитарными садами. Римские аристократы имели часто по нескольку вилл. Описание таких загородных имений оставил известный римский историк 5 в. н. э. Плиний Младший. Его вилла в Лаурентинуме в 30 км от Рима стояла в живописном месте на берегу моря, окруженная садами и сельскохозяйственными угодьями (рис. 1.1). Садово-парковое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства, В композицию садов включали перголы, крытые аллеи, непременными элементами садов была декоративная скульптура, скамьи, фонтаны. Исключительно широким был ассортимент деревьев, кустарников, цветов. Плиний Старший, живший в I в. до н. э., описывает тысячу различных растений, известных и культивировавшихся в то время.

 

 

 

Рисунок 1.1 – Билла Плиния Младшего в Лаурентинуме, ок. 100 г. до н.э.

 

Важным качеством прогулочного сада была его связь с. окружающим пейзажем: с его террас открывались панорамы окрестностей. Средняя и нижняя части Апеннинского полуострова имеют ярко выраженный горный рельеф и исключительно красивое побережье, особенно западное, где преимущественно и размещались виллы, В садах Рима, а потом и Италии мастерски использовался рельеф. На склонах гор формировались системы террас, соединенных лестницами и пандусами. На террасах разбивали регулярные сады, вода, текущая с гор, использовалась для устройства бассейнов, фонтанов, искусственных водопадов и каскадов. Такие сады на рельефе получили впоследствии название «итальянских». Этот термин, равно как и термины «французский» и «английский» сады (о них речь будет ниже), нельзя считать строго научным, однако он достаточно точно и образно передает характер композиции сада.

Особым размахом отличались сады при императорских виллах-дворцах. Наиболее известна вилла Адриана в окрестностях Рима в Тиволи. Построенная первоначально в 117-138 гг., она неоднократно расширялась и достраивалась, не имея единого плана. Вилла представляла собой пестрый конгломерат зданий, террас с разбитыми на них садами, водоемов и статуй. Все это находилось на крутых склонах речной долины, В долине размещался пейзажный парк, носивший название «Долина Времени», в честь легендарного леса, росшего у подножия горы Олимп. Авторы романтических садов Европы XVIII в. без сомнения вдохновлялись идеей Долины Времени у виллы Адриана.

История сохранила свидетельства широкого развития ландшафтной архитектуры Древнего Рима в самом современном ее понимании. На рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа построил в Риме большие термы с садами, 700 бассейнов, 500 фонтанов, акведуки. Искусство строительства акведуков, мостов, дорог было поразительным. И сейчас служат людям мосты Адриана, Фабриция и Цестия в Риме, пригодна для движения на больших участках знаменитая Аппиева дорога. По всей Европе и Ближнему Востоку разбросаны остатки акведуков. К сожалению, за редким исключением, на все эти сооружения, отличающиеся высокими эстетическими достоинствами, обращается еще очень мало внимания.

Ландшафтная архитектура эллинских городов и Древнего Рима представляет собой явление особое. Она прошла через века и строка Маяковского «как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима» звучит по отношению к ней не поэтической метафорой, а реальностью. Действительно, ведь античный Рим оставил нам не только термы, храмы и амфитеатры, но и обширнейший опыт организации среды открытых пространств, начиная от миниатюрных садиков в атриумах жилых домов и кончая продуманной, архитектурно отработанной системой дорог и акведуков, протянувшихся на сотни километров. Большинство применяющихся сейчас приемов устройства регулярных садов, сочетания искусственных сооружений с природой, использования земли, воды и растений для создания искусственной среды получили начало еще в античный период. Античная школа ландшафтной архитектуры оказала прямое и сильное воздействие не только на Европу, ее влияние распространилось на многие регионы мира.

 

Эпоха феодализма

 

Ландшафтная архитектура феодальной эпохи носила уже совершенно иной характер. Прежде всего существенно расширяются границы нашего познания о ней и о ее важнейшей отрасли – садово-парковом искусстве. В сферу изучения входят новые регионы – Средняя, Южная и Восточная Азия. Первые достоверные сведения о ландшафтной архитектуре этих регионов относятся к середине первого тысячелетия нашей эры, т. е. ко времени начала европейского средневековья. И каждый из них представляет собой свои особый мир, обусловленный особенностями социальной жизни, экономики и идеологии его стран. И тем не менее существуют некоторые общие черты в характере феодальной культуры всех стран, вне зависимости от их географического положения, национальных и религиозных особенностей.

В период раннего феодализма на первом плане находилась церковь, и развитие культуры, искусства и науки шло в рамках религиозной идеологии. Искусство садов, как и все другие виды искусства. служило прежде всего церкви. Только позднее, с укреплением абсолютизма и с возникновением обширных феодальных империй искусство разведения садов приобретает, как и в античности, светский характер. Особенно этот процесс усиливается с началом развития капиталистических отношений, совпавшим в Европе с эпохой Возрождения. В это же время после долгого перерыва вновь появляется искусство сознательного формирования городских открытых пространств – площадей), улиц, зеленых насаждений.

Средневековые сады Европы значительно уменьшились в размерах по сравнение с античными и назначение их изменилось Декоративные, прогулочные сады стали большой редкостью и уменьшились до крохотных участков, зажатых среди мощных стен феодальных замков. Но и эти сады использовались для разведения лекарственных растений. Немногим разнообразнее были монастырские сады (рис. 1.2). В крупных монастырях они заполняли подчас целые цепочки монастырских дворов. Сады делились по функциям – плодовые сады, огороды, виноградники, сады цветов для церковных служб, аптекарские сады.

 

 

Рисунок 1.2 – Средневековый европейский монастырь с хозяйственным садом, огородом и виноградником во внутренних дворах

 

Они имели обычно регулярную структуру, размещались в квадратных или прямоугольных двориках.

Средние века были временем развития виртуозного искусства ремесленников. Среди них формировались традиции ремесла и искусства садоводов, достигших большого совершенства в выращивании декоративных растений: в филигранном искусстве украшения декоративных элементов садов-фонтанов, оград, скамей, мозаичных мощений.

 

Европейское средневековье

Европейская средневековая художественная культура формировалась в тесных пространствах, ограниченных крепостными стенами, изолированных от окружающего мира. Замкнутость города противопоставлялась ландшафту, пространственная структура города раскрывалась только внутри. Снаружи города Западной Европы выглядели, как монохромные монолитные массы, показывающие только суровые плоскости стен и башен, окруженные глубокими рвами. Миниатюрность садов средневековья перекликалась с жесткой ограниченностью других открытых пространств города. Обычными были узкие улицы, ширина которых порой не превышала 1,5-2 м. Соборные площади напоминали расширенные паперти перед входами в огромные соборы.

 

 

Древняя русь

 

Иные концепции существовали в средневековой художественной культуре и, в частности, ландшафтной архитектуре Древней Руси, занимавшей территорию Восточной Европы. Другим здесь был общественный уклад, обусловивший отличную or Запада структуру расселения. С предельной лаконичностью дал образ древнерусского города А. С. Пушкин: «... с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Сад являлся такой же непременной частью русского города, как и белокаменная златоглавая церковь, как и пестрота каменных палат и узорная резьба деревянных теремов. Ожерелья стен щедро охватывали не только городские дома и усадьбы с их непременными огородами, но и россыпи садов на крутых откосах кремлевских холмов, маленькие церковки с кладбищами под густой сенью деревьев. Классическим примером такого города может служить Москва. На самых ранних ее планах - -Петровом чертеже-, «Крем-лена-граде», показывающих город XVI в., обозначены сады в Кремле, «Государев сад» напротив Кремля на правом берегу реки, несколько других садов. Это были хозяйственные, плодовые сады. Декоративные или увеселительные «Красные» сады появились в XVII в. в Измайлове, Коломенском и в Кремле. Особенностью Кремлевского сада было размещение его на крыше, вернее на платформе, поддержанной каменными сводами.

Московские и подмосковные монастыри дают яркие образцы монастырских садов, в которых издавна сочетались хозяйственные и декоративные функции. Сады занимали до 30% территории внутри стен. Их обязательным элементами были плодовые деревья, огороды, ягодники, пруд для разведения рыбы. Есть свидетельства о существовании в XI в. яблоневого сада Киево-Печерского монастыря. Остатки садов до сих пор можно видеть в Донском, Иосифо-Волоколамском, Боровском-Пафнутьевом и многих других монастырях. Традиционными были сады княжеских и боярских усадеб. Известно, что уже в XII в. такие сады существовали в усадьбе Юрия Долгорукого в Киеве за Днепром, в усадьбе Андрея Боголюбского под Владимиром.

 

Ближний восток и индия

 

При всем разнообразии садов Востока их можно разделить на две большие группы, соответствующие ареалам распространения двух крупнейших религий Востока – мусульманства и буддизма. Сады, быть может, лучше других видов искусства отражали основы миропонимания человека, образ его мышления, в первую очередь, конечно, в соотношении себя с природой, или, как мы сейчас говорим, с окружающей средой. Суровая и прямолинейно-простая идеология ислама нашла прямое отражение в композиции садов, ассоциировавшихся в исламе с раем. Наиболее роскошными были сады правящего класса. Расположенные в подавляющем большинстве в субтропической зоне, райские сады владык причудливо входили в открытые вовне залы дворцов. Сады изобиловали водоемами, соединенными журчащими ручьями, текущими по мраморному ложу, небольшими лиричными каскадными фонтанами. В садах росли экзотические деревья и благоухающие цветы, по ним бродили павлины, в золоченых клетках пели птицы.

В облике садов ислама, в их масштабах существует значительное разнообразие. Знаменитые сады Альгамбры в Гранаде, в Испании, построенные между 1350 и 1500 гг., были очень небольшими по размеру. Подобно другим средневековым садам Европы, они находились во внутренних дворах замка. Их отличает арабская структура орнаментики, характерная мусульманская система водных элементов, особенно в так называемом Львином дворе, получившем свое название от фонтана с фигурами львов.

По-иному выглядят сады Средней Азии, Ирана, Индии, знакомые по множеству блестящих миниатюр и по существующим садам, неуклонно сохраняющим традиционный облик. К числу лучших из них можно отнести сады в индийских дворцах Агры, Фатехпур-Сикри (XVI в.), Шахджаханабада (Старый Дели, XVII в.). Особенно интересны сады при гробницах, где идея «райского сада» воплощалась с наибольшей полнотой. Именно такими были сады Мавзолея Хумаюна в Дели (XVI в.) и знаменитой гробницы Тадж-Махал в Агре в Индии (XVII в.) (рис. 1.3). Принцип планировки таких садов предельно прост: квадрат плана делится проходящими по его осям каналами на четыре меньших квадрата, такое деление продолжается и дальше. В Тадж-Махале при общем размере сада 300X300 м наименьший квадрат составляет около 35 м. Главные оси обсаживались кустарниками и деревьями.

Особой формой открытых пространств мусульманского Востока были дворы мечетей, достигавшие значительных размеров. Дворы мостили каменными плитами, в центре дворов находились павильоны, бассейны для омовения или даже гигантский каменный пюпитр для Корана (Биби Ханум в Самарканде), Была развита и культура формирования городских площадей, чаще всего перед мечетями и медресе. Классический пример такой площади – Регистан в Самарканде (XV-XVII вв.). Немногим уступает ей площадь Ляби-Хауз в Бухаре того же времени, с большим бассейном в центре.

 
 

 


Рисунок 1.3 – План гробницы Тадж-Махал с садом. XVII в.

Дальний восток

 

Средневековое садово-парковое искусство буддийского круга стран существенно отличается от искусства садов Ислама. В отличие от неизменных регулярных планов здесь развилось ландшафтное или пейзажное парко-строение.

Особенно выделяются сады крупнейших стран Дальнего Востока – Китая и Японии. Сложные и многоплановые религиозно-философские системы, существовавшие в этих странах, оказали прямое влияние на понимание взаимоотношений между человеком и природой. Абсолютизация красоты природы требовала подчинения деятельности человека ее законам. Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетии и традиции садоводства неизменно поддерживаются.

Наиболее известныеимператорские сады. Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых здании, представляющих собой цепочки прямоугольных дворов. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечены характерными беседками, мостами, обычно покрашенными в яркие цвета – красный, изумрудно-зеленый, желтый и др. Крупнейшим центром императорского паркового строительства был Пекин Наиболее развитым здесь является парк Юаньмин-Юань (XVII в) занимающий территорию 75 га вблизи города. Широко известны парки Трех озер – Бэихай, Чжунхай и Наньхай (XVII-XVIII вв.) в центре Пекина и парк Ихэюань близ Пекина (рис. 1.4).

По свидетельству китайцев, философия китайского сада лучше всего воплощена в так называемых садах ученых или садах литературы. Такими садами славится район города Сучжоу в южном Китае. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60) нет официальной парадности императорских парков.

Элементами садов были небольшие озера с характерными высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из естественного камня. Сад, отделенный от всего окружающего оградой, воплощал в себе особый мир тишины, покоя и красоты природы. Старейшие сады Сучжоу – Лю-Юань, Чжоужэнь-Юань и другие существуют с XVI в.

Экзотическое для Европы китайское садоводство оказало заметное влияние на европейское садово-парковое искусство XVIII-XIX вв.

Любопытной чертой средневековой ландшафтной архитектуры Китая была своеобразная канонизация особенно выразительных ландшафтов. К их числу относится, например, удивительный по своей экзотической красоте горный пейзаж на реке Лиянг близ города Гуйлина, носящий название «самое красивое место в мире». Традиционное отношение к таким природным феноменам напоминает современную нам идею национальных парков.

Предтечей современного подхода к проектированию искусственных сооружении в природном ландшафте можно считать и Великую Китайскую стену. Она вписывается в пейзаж подобно тому как вписываются в него сейчас современные автомагистрали.

Рисунок 1.4 – План сада Ихэюань близ Пекина

 

Исключительно высокой культурой создания живописных пейзажных садов обладает Япония. Сейчас японские сады стали популярными во всем мире. Если в Китае сады делали путем совершенствования эстетической доработки красивых уголков живой природы то японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении живой природы в заданных, заранее обусловленных масштабах. Именно в Японии развилось удивительное искусство выращивания миниатюрных, вполне взрослых деревьев, включая традиционную сакуру – вишню. Здесь существует уникальное искусство изготовления «старых» камней и садовых элементов – ламп, скамей и т. п. из «старого» камня. Специально делают «древние» скульптуры, плиты с надписями, разводят декоративных рыб для водоемов и, конечно, бесконечное число кустарников, цветов и других растений как материала для создания искусственной природы.

Особенно крупным центром садово-паркового искусства уже много веков является древняя столица страны Киото. Здесь расположены дворцовые пейзажные сады, ведущие свое начало с XIV в. и до сих пор сохраняющие основные принципы своей композиции. Среди них широко известные сады Дзито-дзи (сад Серебряного павильона), Кинкаку-дзи (сад Золотого павильона), Сайхо-дзи («Сад мхов»), Хейян-дзи (Хейян – старое название Киото). Наибольшей известностью пользуется знаменитый «Сад камней» в парке Рьёан-дзи. Этот сад представляет собой чисто японскую композицию. Перед монастырскими кельями, стоящими в пейзажном саду, лежит площадка размером 12х25 м, покрытая мелкой выровненной галькой. На ней размещено несколько групп крупных естественных камней, образующих в целом живописную сбалансированную композицию. Считают, что этот сад символизирует философию буддизма Дзен. Каменный сад Рьёан-дзи был одним из первых в цепи аналогичных «каменных» композиций.

Наряду с типичными для феодального средневековья императорскими и монастырскими садами в Японии исключительно широко развито искусство миниатюрных садиков при жилых домах. Порой такие садики сделаны на площади в несколько квадратных метров, обладая при этом необходимыми элементами сада – миниатюрным бассейном, «дикими» камнями, деревьями, дорожками, цветами.

Ландшафтная архитектура эпохи феодализма, в основном представленная садово-парковым искусством, имела в Азии значительное число местных школ, крайне мало изученных. Среди них самобытные школы Индокитая, Непала и Тибета, Шри-Ланки и многих других стран. Вместе со странами Средней Азии, Ближнего Востока, Индостана и Дальнего Востока они вошли весомой составной частью в мировую сокровищницу художественной культуры.

 

Итальянское возрождение

 

Эпоха Возрождения знаменовала начало нового расцвета художественной культуры в Европе, В XV в. на первый план решительно выдвигается Италия, имевшая в то время обширные торговые связи со всем известным тогда миром. Меценаты, представленные, с одной стороны, торгово-ремеслен-ной аристократией, подобной знаменитому семейству Медичи, и с другой католической церковью в лице папы римского и его ближайшего окружения, вкладывают крупные средства в строительство вилл, окруженных садами, в благоустройство и украшение городов.

Сады при дворцах и виллах возрождали и развивали традиции «итальянского» сада, сформировавшегося в эпоху Древнего Рима. Наиболее известные сады сосредоточены преимущественно в районах Флоренции и Рима – в провинциях Тоскана и Лацио.

Творческое начало в садах Возрождения, а затем и барокко нашло богатое выражение в многообразии композиционных решений и в динамичном развитии общих принципов планировки. Ранние сады Возрождения имели регулярные, но достаточно свободно решенные планы без осевых доминант. Кульминационные центры садов – дворцы и виллы – не занимали непременного господствующего места, как это стало обычным в композициях XVI-XVII вв.

Сады Тосканы и Лацио имели террасное построение. На террасах разбивали небольшие регулярные партеры или боскеты.

Обязательными элементами были водные устройства – фонтаны, водопады, каскады, небольшие бассейны. Простота и строгость архитектурных элементов сада раннего Возрождения постепенно вытеснялись сочной богатой пластикой позднего Возрождения и барокко.

Логика раннего Возрождения хорошо выражена в саду виллы Медичи во Фьезоле – живописном древнем городке в 10 км к северу от Флоренции. Со склонов холма Фьезоле открывается одна из лучших панорам Флоренции с куполом Санта Мария дель Фьоре в центре. Именно здесь было построено несколько вилл, лучшей из которых по праву считается вилла, возведенная в1450 г. знаменитым Микелоццо для знатного мецената Козимо Медичи. Композиция сада построена на свободном сочетании нескольких террас, каждая из которых имеет самостоятельную структуру, формируемую партерами и высокой зеленью. Сад рассчитан на постепенное восприятие, и только верхняя терраса непосредственно композиционно связана со зданием виллы, стоящей в ее торце.

Флоренция XVI в. представлена садами Боболи, созданными при палаццо Питти. Они были начаты архитекторами Броччини и Амманати в 1550 г., но закончены только в XVIII в. (рис. 1.5). Композицию комплекса Питти можно назвать классической для городской усадьбы, получившей впоследствии самое широкое развитие. К знаменитому зданию Брунеллески со стороны города примыкает парадная площадь-двор, мощенная каменными квадрами. Здание как бы отделяет каменный город от живой природы. Сад открывается только за палаццо. Он поднимается вверх от него и поэтому раскрывается наиболее выразительно. Глаз охватывает всю его главную ось – от лужайки, окруженной амфитеатром, к фонтану

Нептуна и дальше к статуе, замыкающей перспективу. Сады Боболи – один из немногих парков Возрождения, композицию которых можно охватить глазом почти целиком со 2-го и 3-го этажей палаццо Питти. Они обладают всеми классическими элементами итальянского сада – террасным построением, системой регулярных боскетов, водоемами, фонтанами, обилием скульптуры и малых форм. После торжественного величия парадного двора и залов палаццо Питти атмосфера садов Боболи особенно впечатляет гармонией, красотой и покоем.

Тоскана известна главным образом своими светскими садами. Лацио с ее столицей Римом славится Бельведером Ватикана, основанным Браманте в 1503 г., и садами, принадлежавшими высшему католическому духовенству. Эти сады отличались от тосканских подчеркнутой торжественностью и богатством. Особенно интересна композиция сада виллы д'Эсте в городке Тиволи, в 6 км от древнеримской виллы Адриана. Сад проектировал архитектор Лигорио в 1575 г. для кардинала д'Эсте. Террасный сад площадью 4 га, поднимающийся к зданию виллы на высоту около 50 м, по характеру своего плана принадлежит позднему Возрождению. В нем еще сохраняется простота и ясность плана, в нем еще нет безусловно доминирующей центральной оси, свойственной барочным композициям. Две перпендикулярные оси, идущие вдаль склона, обладают выразительностью, не уступающей центральной оси.

Верхняя ось образована аллеей Ста фонтанов и завершена Овальным фонтаном с каскадом дающим полукруглой стеной в овальный бассейн. Нижняя ось подчеркнута цепью бассейнов, ведущей к Органному фонтану, в котором сложноеустройство гидравлического органа создает уникальный звуковой эффект. Между двумя поперечными осями на главной оси размещен фонтан Драконов с мощными вертикально бьющими струями воды. Вся гидросистема работает под естественным напором воды. На территории сад сосредоточено большое число прекрасных скульптур и парковых сооружений, возводившихся на протяжении двух столетий.

 

 

Рисунок 1.5 – Сады Боболи во Флоренции.

Архит. Броччини и Амманати XV-XVI

 

Совершенно своеобразным было отношение архитектуры и ландшафта в композициях школы Палладио вобласти Венего. Палладио ставил виллы непосредственно в пейзаж, не разбивая рядом декоративных садов. Классическим примером такой виллы, свободно стоящей в природном окружении, является широко известная вилла Ротонда (или Капра) в Винченце, построенная в 1552 г.

В середине XV в. Альберти уделил в своих «10 книгах о зодчестве» серьезное внимание вопросам разбивки садов. Виллу Медичи во Фьезоле считают наиболее ранним воплощением этих идей Альберти. Он был также первым теоретиком Возрождения, разрабатывавшим вопросы композиции городских открытых пространств. Его рекомендации соотношения ширины улиц и площадей к высоте окружающих их зданий, его мысли о градостроительстве оказали прямое влияние на формирование ландшафтной архитектуры Возрождения и барокко в самом широком смысле.

Архитектура открытых пространств города формировалась в Италии в эпоху Возрождения и барокко постепенно. Так, XV век был временем создания отдельных, локальных площадей, временем разработки приемов их решения, а XVI век ознаменован проектированием и строительством площадей и улиц, образовывавших целые системы открытых пространств города. Флоренция и Рим обладают наиболее выразительными из таких композиций. Во Флоренции сложилась непрерывная и последовательная связь между крупнейшими пространственными узлами города: Соборная площадь – ул. Кальцайоли – площадь Сеньории – улица Уффиций (архит. Вазари) – галерея над набережной и мостом Веккио, ведущая к палаццо Питти. Эта многоплановая и исключительно выразительная система объединила в единую цепочку площади разных эпох, реку, мост и, наконец, комплекс самого большого дворца с садом. Вторым, дерзновенным и грандиозным мероприятием, начатым в XVI в., было создание системы улиц и площадей Рима, объединенных визуальными ориентирами. Автор проекта Домеиико Фонтана поставил на нескольких ключевых площадях города обелиски и соединил эти площади прямыми улицами, причем так, что улицы оказались ориентированными на обелиски.

В 1538 г., начиная реконструкцию Капитолия в Риме, Микеланджело впервые после античного Рима поставил в центр площади конную статую императора Марка Аврелия. Она подчинила себе и организовала все пространство площади. Капитолий положил начало сооружению торжественных декоративных площадей в Риме, а затем и в других городах Европы. Скульптура, фонтаны, балюстрады стали необходимыми элементами барочной площади. Особенно интересны работы архитектора и скульптора Дж. Бернини (1598-1680). Ему принадлежит решение крупнейшей из римских площадей – Св. Петра. Подобно комплексу Питти во Флоренции, ансамбль Ватикана состоит из парадной площади, обращенной к городу, собора с папским дворцом и прекрасного обширного сада на заднем плане (рис. 1.6).

Многообразные и исполненные высоких художественных достоинств памятники ландшафтной архитектуры итальянского Возрождения, а затем и барокко оказали самое прямое и сильное влияние на развитие всей ландшафтной архитектуры не только Европы, но и других континентов в XVII и последующих веках.

 

 

 


Рисунок 1. 6 – Ватикан. План комплекса с площадью Св. Петра (архт. Берини), Бельведерским дворцом (архт. Браманте) и садами. XVI-XVII вв.

Барокко, 17 век

 

В XVII в. центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры передвигаются из Италии на север, прежде всего во Францию. Именно здесь был создан и достиг высочайшей степени совершенства так называемый «французский» сад. С одной стороны, он унаследовал традиции средневековых приемов монастырского и замкового садоводства с его вниманием к мельчайшим деталям сада. С другой стороны, властителей Франции, ставшей к XVII в. могущественной державой, привлекали размах и величина дворцов и садов папского Рима. Используя известное им наследие, французы создали свою школу садово-паркового искусства. В отличие от Италии, где садами занимались преимущественно архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции выросли целые династии профессиональных садоводов, которых мы можем называть ландшафтными архитекторами. Среди них особо выделяется семья Ленотров, Младший из трех поколений Андре

Ленотр вошел в историю как один из лучших мастеров садово-паркового искусства. Ленотр создал Версаль, величайшее творение архитекторов и садоводов Европы, Ему принадлежат и такие блестящие образцы садов, как Во-ле-Виконт близ г. Тюильри в Париже, Марли близ Версаля, Гринвичский парк близ Лондона и многие другие.

Французское садово-парковое искусство XVII в. развивалось в условиях, совершенно отличных от Италии. Равнины, поросшие лесом, плавно текущие реки разительно отличались от гористых пейзажей Италии. Строителями садов были богатейшие люди своего времени – «король-солнце» Людовик XIV и его вельможи, начиная с министра финансов Фуке. Именно для него в 1656 г. Ленотр в содружестве с архитекторами Лево и Лебреном построил один из своих первых шедевров – Во-ле-Виконт. В этом комплексе, растянувшемся на 2,5 км и занимающем территорию более 100 га, уже существуют все непременные элементы французского парка. В первую очередь это сильная композиционная ось, стержень всего регулярно распланированное, широко раскинувшегося пространства ансамбля. Среднюю треть оси занимает смысловой центр композиции – замок и регулярные сады. Периферия ансамбля представляет собой лесопарк. Центральную группу завершают две полукруглые площади, к которым лучами сходятся аллеи лесопарка.

Успех Во-ле-Виконта был триумфальным. Уже в 1661 г. Ленотр и Лево получили заказ Людовика XIV на проектирование грандиозного дворца и парка в Версале, маленьком городке в окрестностях Парижа. Через семь лет, к концу 1660-х годов здесь на месте сада Людовика XIII площадью около 100 га возник гигантский дворцово-парковый комплекс (рис. 1.7), Планировочные мероприятия охватили территорию около 10 000 га. Дворец, который вслед за Лево достраивал архитектор Мансар, вытянулся на 500 м. Подобно Во-ле-Виконту, вся композиция построена вдоль главной оси восток-запад, вытянувшейся только в пределах ансамбля на 4 км.

Версаль имеет немало общего с Во-ле-Виконтом в принципе построения плана, в концепции пространственного решения. Вместе с тем Версаль представляет собой качественный шаг вперед. Ленотр мастерски сочетает крупный градостроительный масштаб планового решения с тщательной проработкой локальных ансамблей и деталей.

 

Рисунок 1.7 – Версаль. Архиг. Ленотр. План. 1661-1700 гг.

 

Версаль был создан на низком болотистом месте. Сам процесс его создания отражает философию французского сада, как творения человеческих рук, противопоставленного в городе. Все было сделано здесь заново, включая перепады рельефа, водоемы, здания зеленые насаждения. Сюда везли не только строительные материалы, но и грунт, деревья, кусты. Большой выдумки и огромных трудов стоило устройство 14 тысяч (!) фонтанов Строительство Версаля шло и в течение всего XVIII в. Однако основные сооружения комплекса были осуществлены ко времени смерти Ленотра в 1700 г

Ленотр создавал свое творение, сознательно пользуясь доступным ему опытом прошлого. Не случайно, а Версале возникают ассоциации с Флоренцией. Композиция дворцово-паркового ансамбля


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.