Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры

2017-11-22 479
Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РУССКИЙ ЯЗЫК

Методические указания

по внеаудиторной самостоятельной работе

 

для специальностей 1 курса

технического профиля

 

 

Белово


 

Тема 1.3 Научный стиль речи

Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры

Цели:

1. Научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;

2. Уметь находить и составлять тексты научного стиля

Литература:

1.Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.

Основные вопросы:

1. Сфера обслуживания

2. Цель научного стиля

3. Форма речи

4. Свойства стиля

5. Лексика научного стиля

6. Текстовые характеристики стиля

7. Основные жанры

Содержание самостоятельной работы:

1. Прочитайте и выпишите тезисы [1; стр.263-265.] (приложение 1)

2. Подготовьте сообщение на 5 минут по теме: «Язык как знаковая система»

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется научным стилем?

2. Каковы цель и сфера обслуживания научного стиля?

3. Назовите формы речи.

4. Характерные свойства стиля?

5. Какова лексика научного стиля?

6. Перечислите текстовые характеристики стиля

Форма отчётности – тезисы в тетради

Тема 1.6 Художественный стиль речи.

Тема ВСР: Типология стилей речи русского языка

Цели:

1.Повторить, обобщить и закрепить знания по теме

2.Научиться определять типы стилей речи

3.Уметь находить их в тексте

4.Научиться различать стили речи

5.Знать основные функции стилей и их особенности

Литература:

1.Герасименко, Н. А. Русский язык [Электр.]: учебник / Н. А. 2.Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – М.; 2015. – 256 с.

3.Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2013. – 320 с.

Основные вопросы:

1. Функциональные стили

2. Сферы употребления

3. Жанры стилей

Содержание самостоятельной работы:

1. Составьте мини-ридер «Стили речи» (схема). Он включает в себя три блока «название стиля», «сферы общения», «языковые средства».

2. Включите в мини-ридер слова и словосочетания из данного перечня к каждому стилю: ввиду плохой погоды; в соответствие с планом; прибытие посла; оказать содействие; устранить недостатки; опротестовать решение; тангенс; распрекрасный; неисправный автомобиль; ввиду сдачи строительного объекта; нарушитель дорожного движения; электронный адрес

3.Определить стили речи текстов Л-1. на стр.425-426, упр.897.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие стили речи вы знаете?

2.На каком основании выделяются стили речи?

3.Чем отличаются они друг от друга?

4.Какие стили речи обычно относят к книжным? Почему?

Форма отчётности: схема

Тема 1.8 Функционально-смысловые типы речи

Тема ВСР: Типы речи

Цели:

· Научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;

· Совершенствовать речевые умения

Литература:

1.Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.

2.Герасименко, Н. А. Русский язык [Электр.]: учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – М.; 2015. – 256 с.

2. start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/ Ментальная карта — примеры составления

3.studentoriy.ru›intellekt-karty-po-russkomu-yazyku/

Ментальная карта: примеры и этапы построения - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/164207/mentalnaya-karta-primeryi-i-etapyi-postroeniya

Основные вопросы

1. Понятие «типы речи»

2. Типы речи русского языка

3. Характерные черты для описания

4. Особенности рассуждения

5. Какой текст называется повествованием?

Содержание самостоятельной работы:

1.Прочитайте и изучите данную тему Л-2, параграф7, стр.26-28.

2..Пройдите по ссылкам указанным выше, познакомьтесь с информацией по составлению ментальных карт:

3. Составьте и оформите ментальную карту для сочинения - рассуждения по теме «Почему я выбрал эту профессию?» или «Требования к речи специалиста» (для него можете использовать информацию Л-1, на стр. 461-463, параграфа 194)

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется типом текста?

2. Каковы основные типы текста?

3. Что характерно для описания?

4. В чём особенности рассуждения?

5. Какой текст называется повествованием?

Форма отчётности – ментальная карта

Тема 5.2 Имя существительное. Тема 5.3. Имя прилагательное.

Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса.

Тема 7.4 Односоставное и неполное предложения.

Тема 7.5 Осложненное простое предложение.

Тема 7.6 Способы передачи чужой речи.

Тема ВСР: Чужая речь

Цели:

· Научиться составлять прямую и косвенную речь

· Уметь грамотно оформлять чужую речь

Литература:

1.Кузнецова, Н.В. Русский язык[Текст]: учебник / Н.В. Кузнецова. – М.: Форум, 2013. – 368 с.

Основные вопросы:

1. Дать определение понятия «чужая речь»

2. Прямая речь

3. Косвенная речь

4. Цитирование

5. Знаки препинания при чужой речи

Содержание самостоятельной работы:

1. Прочитайте (1: стр.315-318);

2. Заполните таблицу: «Знаки препинания при прямой и косвенной речи, цитировании»

 

№ пп правило пример
     
     

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое чужая речь?

2. Что называется прямой речью и словами автора?

3. Как составляется предложение с косвенной речью?

4. Какие знаки препинания при цитировании вы знаете?

5. Какие знаки препинания ставятся при чужой речи?

Форма отчётности – таблица

Тема ВСР: Учёные – русисты

Цели:

·научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;

·формировать навыки информационного поиска, научно - исследовательской деятельности.

Основные вопросы:

1. Жанры устной и письменной речи

2. Ценность языка для общества

3. Выдающиеся ученые-русисты

4. Вторичные тексты- реферат.

Литература:

1. Герасименко, Н. А. Русский язык [Электр.]: учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева. – М.; 2015. – 256 с.

2. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Академия, 2013. – 320 с.

3. Кузнецова, Н.В. Русский язык[Текст]: учебник / Н.В. Кузнецова. – М.: Форум, 2013. – 368 с.

4. Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.

5. Энциклопедии или справочники по русскому языку (любое издание)

Интернет – ресурсы

1. ГРАМОТА.РУ. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gramota.ru, свободный. – Загл. с экрана

Содержание самостоятельной работы

1. Прочитайте теоретическую часть о требованиях к оформлению реферата.

2. Напишите реферат по теме: «Выдающиеся ученые-русисты» (выбрать одного лингвиста- М.В. Ломоносов, В.И. Даль, И.И. Срезневский, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, С.П. Обнорский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.).

Объём реферата - 8-10 листов текста формата А 4.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кого называют учеными-русистами?

2. Кто является учеными-русистами?

3. Какие заслуги в области русского языка Вы знаете?

Форма отчётностиреферат


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тезисный план.

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

1.Прочитай текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

2. Запиши эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

3. В процесс записи пронумеруй их. У тебя получатся тезисы текста.

План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Виды аннотаций с примерами

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Требования к составлению и оформлению кроссвордов

Кроссворды могут быть двух видов:

Для работы с аудиторией на уроке.

Для сдачи преподавателю, как контрольное творческое задание.

Количество слов в кроссворде может доходить до 20.

Необходимо продумывать вопросы по горизонтали и вертикали.

Вопросы должны быть сформулированы грамотно и корректно, чтобы не было двусмысленных трактовок.

Вопросы должны предполагать ответы в именительном падеже.

Кроссворд может быть составлен как по целому разделу курса, или по теме,

так и по одному из вопросов темы.

Кроссворд оформляется на 4 листах:

Титульный лист

Лист с расчерченным кроссвордом и цифрами.

Лист с вопросами по горизонтали и вертикали.

Лист с ответами.

Литература, использованная для составления кроссворда.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Портфолио оформляется следующим образом:

1. Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, Ф.И.О. студента).

2. Оглавление с перечнем материалов, включенных в соответ­ствующие разделы портфолио (с указанием страниц).

3.Практическая часть, состоящая из материалов по разделам портфолио и свидетельствующая о знаниях по вопросам темы студента и ре­зультативности его деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Образец оформления презентации

Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

2. Второй слайд

План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________.

3. Третий слайд

Литература:

4. Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации

Критерии оценки:

· соответствие содержания теме;

· правильная структурированность информации;

· наличие логической связи изложенной информации;

· эстетичность оформления, его соответствие требова­ниям;

· работа представлена в срок

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

1. Профессия строитель.

1.Когда стены и крыша дома готовы, к работе приступают штукатуры и маляры, которые выравнивают и красят стены и потолки. Плотники устанавливают окна и двери, настилают полы. Электрики прокладывают электропроводку, а сантехники оборудуют дом водопроводом и отоплением. Командует всей стройкой инженер-строитель, которого еще называют «производитель работ», или сокращенно «прораб».

2.Профессия «Строитель» — самая мирная и самая созидательная профессия нашего общества. А ещё она относится к числу самых нужных и важных профессий на Земле.

3.Строители работают в любое время года и в любую погоду. Поэтому они обладают крепким здоровьем и выносливостью. А еще строители владеют множеством специальных знаний и умений, чтобы строить крепкие и качественные здания и сооружения.

4.Строитель — понятие многогранное, объединяющее в себе различные специальности. Ведь в одиночку построить что-то серьезное и большое практически невозможно, разве что небольшой домик или песочный замок. Поэтому у строителей существует разделение труда по всем видам выполняемых работ.

5.С древнейших времен одной из самых нужных в нашем мире является профессия «Строитель». Для того чтобы хорошо жить, работать, учиться, людям нужна крыша над головой. И не только крыша, но еще и стены, окна, двери и многие другие вещи, которые делают для нас настоящие мастера, объединенные общей профессией «строитель».

6.Сначала архитекторы и проектировщики придумывают, каким будет новое здание и рисуют чертежи. Затем на пустой участок земли приходят геодезисты и делают разметку под будущее строение. По этой разметке бульдозеристы и экскаваторщики готовят место под фундамент здания. Бетонщики заливают фундамент, на котором каменщики, монтажники, сварщики, крановщики и другие мастера возводят стены, кладут перекрытия, строят лестницы между этажами, а кровельщики делают крышу. Водители грузовых автомобилей вывозят лишний грунт и мусор, а взамен привозят различные строительные материалы.

7.Профессия «Строитель» — самая мирная и самая созидательная профессия нашего общества. А ещё она относится к числу самых нужных и важных профессий на Земле.

2. Шахта

1.Традиционно шахтой называется предприятие по подземной добыче каменного угля или горючих сланцев, в России существуют шахты для подземной добычи тяжёлой нефти. При добыче подземным способом руды шахту называют рудни́к

2.Шахта — механизированное и автоматизированное предприятие, оснащенное производительными машинами и механизмами для добычи и транспортировки полезного ископаемого, проведения горных выработок, водоотлива и вентиляции. Срок службы шахт, отрабатывающих мощные месторождения, достигает 50—70 лет и более.

3.В равнинной местности чаще всего вскрытие производится вертикальными стволами, реже — наклонными, от которых на разных горизонтах (этажах) проводятся квершлаги до встречи с залежью ископаемого. В гористой местности основные вскрывающие выработки — штольни. Иногда неосведомленные люди ствол или штольню называют собственно шахтой.

4.Глубина отдельных шахт по добыче золота и алмазов достигает 4 километров.

5.Шахта включает наземные сооружения: копры, надшахтные здания, главные вентиляторные установки, дробильно-сортировочные фабрики, склады и совокупность подземных горных выработок, предназначенных для разработки месторождения в пределах шахтного поля.

6.Для проветривания шахт и снижения запылённости используется вентиляция.

3. Этика ремонта автомобиля

1.Глобальное техническое развитие получил автомобиль, который когда-то был предметом роскоши, а теперь стал всего лишь средством передвижения. В некоторых странах мира теперь количество личного автотранспорта близится к числу совершеннолетних граждан.

2.Востребованность в хороших мастерах по ремонту авто очень большая. К их ремеслу в Исламе, как и к любой другой деятельности человека на Земле, есть свои требования и этические нормы.

3.В первую очередь мастер должен знать своё дело и хорошо разбираться в особенностях технического средства. Нужно постоянно учиться и изучать необходимую литературу по ремонту и сервису авто. Не стесняясь, обращаться к более опытным мастерам и повышать уровень своей квалификации.

4.До XX века во всём мире самым распространённым видом транспорта были верховые животные. В конце XIX в начале XX веков, с появлением автомобилей «железные кони» начали конкурировать с гужевым транспортом, а с запуском в Европе и Америке крупномасштабных автомобильных сборочных линий – окончательно вытеснили четвероногих.

5.С увеличением количества автотранспорта возрастает и необходимость в специалистах по ремонту и обслуживанию автомобилей. Каждый автовладелец неизбежно сталкивается с необходимостью обратиться в автомастерскую хотя бы для шиномонтажа или замены масла. Частота обращений автовладельцев к автослесарям зависит от разных факторов: от состояния, года выпуска, марки автомобиля, от умения водить и т. д. Чем бережнее ты относишься к железному коню, тем реже придётся тебе его ремонтировать.

6.Самое главное правило для мастеров по ремонту авто – это ремонтировать любой автомобиль, словно ты его владелец, как в народе говорят «сделать работу, как для себя».

7.В каждом конкретном случае неисправности авто не браться за ремонт, если ты не имеешь соответствующих навыков.

8.Мастер должен думать о безопасности участников дорожного движения. Точнее, о том, какие могут быть последствия ремонта, должен заранее учесть, как транспортное средство может повести себя на дороге после осуществлённой им работы.

9.Выполнять свою работу добросовестно и честно. Постараться максимально защитить интересы клиента.

4. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

1. Специалист данного профиля может адаптироваться в любой области деятельности, связанной с активным применением вычислительной техники, с разработкой и сопровождением программного обеспечения автоматизированных информационных систем и автоматизированных систем управления.

2. Выпускники смогут работать в компаниях или отделах по разработке, сопровождению и применению программного обеспечения в научных, проектных и конструкторских организациях, на промышленных предприятиях, в управленческих и банковских структурах в должностях инженера-программиста, инженера-математика, инженера-системотехника, web-разработчика, аналитика, руководителя проектов в области IT-технологий.

3. Развитие информационных технологий в современном мире, сопровождается непрерывным ростом потребности в специалистах, способных разрабатывать новые программы или модифицировать имеющиеся.

4. Профиль «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» предусматривает получения знаний не только по программированию и комплексной разработке программного обеспечения, но изучение математических, технических, организационных и правовых дисциплин.

5. Выпускники профиля «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем»:

· Владеют современными языками программирования;

· Знают архитектуру ЭВМ и принципы функционирования компьютеров;

· Умеют на практике применять теорию кодирования и методы защиты информации, математические методы обработки информации;

· Способны к участию во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения программ программной документации;

· Готовы к осуществлению сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме с применением современных информационных технологий.

Открытые горные работы

РУССКИЙ ЯЗЫК

Методические указания

по внеаудиторной самостоятельной работе

 

для специальностей 1 курса

технического профиля

 

 

Белово


 

Тема 1.3 Научный стиль речи

Тема ВСР: Научный стиль: основные жанры

Цели:

1. Научиться перерабатывать, обобщать и систематизировать знания;

2. Уметь находить и составлять тексты научного стиля

Литература:

1.Введенская, Л.А. Русский язык [Электр.]: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Высшая школа, 2015. – 384 с.

Основные вопросы:

1. Сфера обслуживания

2. Цель научного стиля

3. Форма речи

4. Свойства стиля

5. Лексика научного стиля

6. Текстовые характеристики стиля

7. Основные жанры

Содержание самостоятельной работы:

1. Прочитайте и выпишите тезисы [1; стр.263-265.] (приложение 1)

2. Подготовьте сообщение на 5 минут по теме: «Язык как знаковая система»

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется научным стилем?

2. Каковы цель и сфера обслуживания научного стиля?

3. Назовите формы речи.

4. Характерные свойства стиля?

5. Какова лексика научного стиля?

6. Перечислите текстовые характеристики стиля

Форма отчётности – тезисы в тетради


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.