РАЗДЕЛ 4. Физическая работоспособность детей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

РАЗДЕЛ 4. Физическая работоспособность детей

2017-11-21 235
РАЗДЕЛ 4. Физическая работоспособность детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

4.1 РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Развитие движений. Способность мышц сокращаться появляется к концу 2-го месяца внутриутробной жизни. Постепенно развивается мышечный тонус, причем в период внутриутробного развития и в грудном возрасте тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения плода в матке.

К концу 3-го месяца человеческий плод в ответ на прикосновение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные сокращения мышц туловища и конечностей, главным образом разгибателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становятся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Элементарная координация движений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных и дыхательных движений, для движений головы, несомненно, появляются задолго до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

При выполнении движений одни мышцы сильно сокращаются, другие – слабее, третьи – тормозятся. Все это регулируется нервными импульсами, приходящими из ЦНС в ответ на раздражение рецепторов, которые «информируют» головной мозг о состоянии мышц.

1-й мес. жизни. Двигательная активность и координация движений у новорожденных далеко не совершенна. Набор его движений ограничен, в основном это беспорядочные движения конечностей и имеют только безусловно-рефлекторную основу. Особый интерес вызывает плавательный рефлекс. Максимальное проявление его наблюдается к 40-му дню. В этом возрасте ребенок способен совершать в воде плавательные движения и держаться на ней до 15 минут. Естественно, что голова ребенка должна поддерживаться, т.к. собственные мышцы шеи еще слабы. В дальнейшем рефлекс плаванья и другие безусловные рефлексы угасают, а им на смену формируются различные двигательные навыки. В положении на животе новорожденный сгибает конечности и стремится пригнуть голову к груди, поворачивает в сторону голову, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложиться на спину. В положении на спине повышается тонус мышц-разгибателей. При прикосновении к подошвам в положении ребенка на животе он отталкивается ногами и старается ползти. Если его поддерживать подмышки, он опирается ногами. При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается.

Это первые координированные движения.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении 1-1,5 мин., лежа на животе приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ребенок уже хорошо следит за движущимися предметами, реагирует на глосс поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громкого звука перестает сосать. В ответ на обращение к нему он реагирует более определенно и разнообразно – улыбается в ответ на улыбки, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки, активно реагирует на пеленание. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин. Он хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом (зрительно-пространственная координация). Появляется четкая зрительная реакция на кормление – при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки ребенок открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, поворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными – ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.

В возрасте 4 мес. ребенок свободно поворачивается со спины на живот, лежа на животе приподнимается и следит за движущимися предметами. Может сидеть при поддержке. Начинает совершенно определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет в руки, ощупывает, тянет в рот. Когда приподнимается, то опирается только на ладони. Постоянно гулит, появляются мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется.

В 5 мес. он хорошо знает мать, не идет на руки к другим. Движения его становятся все более уверенными, он крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ножках.

В возрасте 6 мес. самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки, переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками – перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. Так возникает важнейшая функция – активное схватывание предмета, что создает возможность для последующих ручных манипуляций.

В 7 мес. ребенок свободно ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами, тянется к своему изображению в зеркале, с рук на руки.

В возрасте 8 мес. свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садиться. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной, появляется интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивое стремление достать его. Много играет с игрушками, рассматривает их, постукивает одну об другую и т.д.

В 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения – перебирает кубики, собирает довольно мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и т.д. пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. В этом возрасте ребенок уже способен манипулировать двумя предметами одновременно.

В возрасте 10 мес. сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или за коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы.

В возрасте 11-12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве – встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце 1-го года делает первые шаги без поддержки. Ребенок знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т.д. Проявляет интерес к различным «строительным» играм, в попытке овладеть сложными, социально опосредованными двигательными навыками.

Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности почти 300 больших и мелких мышц. Каждая мышца должна сокращаться со строго определенной силой, чтобы совместно с другими мышцами закреплять в определенном положении подвижно соединенные друг с другом кости скелета. Особенно сложна работа мышц при ходьбе и беге.

У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу. Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь постепенно, к 3-4 годам, координация становится столь точной, что ребенок легко ходит и бегает, хорошо сохраняя равновесие.

В возрасте 4-5 лет ребенку доступны самые разнообразные и сложные движения. Он может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяной дорожке, кататься на коньках, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения. Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом.

Движения мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу 1-го – началу 2-го года жизни. Так, ребенок сожжет схватывать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но большим и указательным пальцами. К 3-м годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движения пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами.

Можно считать, что свойственные взрослому человеку координированные движения различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту. Что же качается действительного овладения многими двигательными навыками, то они зависят от индивидуальных особенностей организма, а в еще большей степени от соответствующей тренировки.

Основные показатели работы двигательного аппарата

1. Сила мышц зависит от того напряжения. Которые могут развить все ее волокна, сокращаясь одновременно. Она определяется:

1) длиной мышцы (если длина увеличивается в 2-3 раза, то сила – в десятки раз);

2) увеличением диаметра мышечного волокна (чем чаще мы работаем, тем толще становится мышца).

На 1-м году жизни в 2 раза сильнее мышцы-разгибатели. Когда ребенок начинает ходить, в 3 раза увеличивается сила мышц-сгибателей.

Частое напряжение мышц активизирует рост костей в толщину и перестройку их внутренней структуры. Где прикрепляется мышца, кость особенно сильно разрастается.

2. Скорость протекания волн возбуждения. Процесс возбуждения мышечного волокна, предшествующей его сокращению, приобретает характеристики, свойственные мышцам взрослых не сразу. Протекание в мышце отдельных волн возбуждения и их частота увеличивается к 10 годам.

С увеличением скорости увеличивается и темп, т.е. смена сокращения и расслабления (скорость чередования движений). Темп движений различных мышечных групп (например, последовательного сгибания и разгибания кисти, пальцев, ноги в колене) особенно интенсивно растет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, достигая максимума к 15-16 годам.

3. Выносливость - это способность мышечных групп к преодолению длительной физической нагрузки без явно выраженного утомления, или способность длительное время выполнять динамическую и статическую работу.

В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит наибольшее по сравнению с другими возрастами увеличение выносливости. Однако даже в 18-19 лет ее величина составляет лишь 85% от выносливости взрослого.

Дети дошкольного возраста очень подвижны. Летом в день ребенок покрывает до 15-20 км, т.е. происходит естественная тренировка двигательного аппарата. Однако нельзя здесь говорить о выносливости.

Исследования показали, что чем меньше возраст, тем меньше времени может сохраняться одновременное возбуждение волокон мышц и тем быстрее в ней наступает утомление (поэтому дети так часто меняют позу).

 

 

4.2 ТРЕНИРОВКА СЕРДЦА РЕБЕНКА

Каждая мышца становится толще и сильнее, если она много работает. Толщина волокон неработающей мышцы уменьшается, сила ее сокращений снижается. Сердечная мышца всегда работает. В течение первых 2-х лет жизни наблюдается быстрый рост тела, увеличение длины кровеносных сосудов и капилляров, а также усиление двигательной активности ребенка.

Увеличение систолического объема происходит за счет большего расширения желудочков во время диастолы. Предел, до которого может увеличиться вместимость желудочков во время диастолы, составляет величину запасных, или резервных, сил сердца. Повышение запасных сил достигается путем тренировки сердца – частым предъявлением сердечной мышце повышенных требований.

Если на долю сердца выпадает чрезмерная непосильная работа, оно быстро утомляется, его сокращения становятся более слабыми, уменьшается количество крови, выбрасываемой в аорту. Чрезмерное напряжение сердечной мышце не только не способствует укреплению сердца, но, наоборот, очень вредно сказывается на его работу и на общем состоянии организма. При частой перегрузке сердце растягивается, а сердечная мышца становится вялой и дряблой. Люди с переутомленным сердцем не способны выполнять большую работу, с трудом поднимаются на лестницу, плохо переносят тяжелые болезни. У таких людей может наступить резкое ослабление деятельности, и даже смерть от остановки (паралича) сердца – «разрыва сердца». Ослаблению сердечной деятельности может способствовать чрезмерный физический труд, злоупотребление спортом, длительные умственные занятия, сопровождающиеся бессонными ночами, курение табака. Постоянное употребление алкоголя нередко вызывает жировое перерождение сердечной мышцы, при котором мышечная ткань постепенно заменяется жировой. Накопление жира ослабляет сердечную мышцу и, в конечном счете, может сделать работу сердца недостаточной.

Возрастные особенности предъявляют к сердцу повышенные требования: однако запасные силы сердца ребенка далеко не всегда могут обеспечить резко повышенные потребности организма при заболеваниях. У детей не только грудного возраста, но и дошкольного даже такие заболевания, которые у взрослых протекают почти при нормальной температуре, вызывают сильное повышение температуры и предъявляют сердцу очень большую нагрузку, что ведет к ослаблению его деятельности. Причиной нарушений сердечной деятельности может быть хронический насморк, воспалительные процессы в ушах, в почках и других органах, глисты.

Ослаблением или нарушением сердечной деятельности после перенесенного заболевания объясняются бледность, вялость, легкая утомляемость, малая подвижность ребенка, что нередко сопровождается учащенным пульсом и одышкой. Особенно часто сердце страдает от повторных заболеваний ангиной, от хронического воспаления миндалин (тонзиллит), вирусного гриппа, скарлатины. Последствием этих болезней может быть ревматическое заболевание сердца (ревмокардит), которое ведет к изменениям по внутренней оболочке – эндокарде, сердечной мышце, клапанах сердца. Ревмокардит – наиболее частая причина пороков сердца детей и подростков.

Для укрепления сердца ребенка нужно в первую очередь заботиться об общем укреплении организма, в частности об организации правильного режима дня с достаточным пребывание на свежем воздухе. Существенное значение имеет все, что говорилось об укреплении нервной системы, т.к. ухудшение ее состояния способствует ослаблению сердечной деятельности. Особое значение имеет усиление естественной тренировки сердца ребенка, т.е. повышение его двигательной активности, что достигается путем систематического проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, разумных закаливающих процедур. Также немаловажное значение имеет рациональное, богатое витаминами питание, своевременное выявление и лечение острых и хронических заболеваний. Надо тщательно устранять перегрузку сердца, беречь нервную систему, особенно в период после перенесенных заболеваний и всякий раз, когда ребенок становится вялым и легко утомляется.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.