Качественные и количественные методы современной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Качественные и количественные методы современной психологии

2017-11-22 399
Качественные и количественные методы современной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы феноменологического анализа в психологии.

Метод обоснованной теории

Методы нарративного анализа

Методы дискурс-анализа

Мини-группы по 5 чел. У каждой 1 метод. До конца октября сделать отчёты. Шаблон презентации будут. ОТОСЛАТЬ ДО 30 октября на почту!! Если раньше, можно исправить.

Интуиция феноменологического метода: явления и вещи описываются в тесной связи с переживаниями, глубинными эмоциональными состояниями. Это описание становится метафорой не только, его автора, но и в этом переживании природы и окружающего мира отражаются и свои переживания.

В современной культуре Феноменология – одно из направлений философии 20 века. С другой стороны, Это установка (некоторый модус) познания.

А. Ф. Лосев пишет: Феноменология всегда эмпирична, потому что она предполагает наблюдение за фактами, но она говорит не о фактах как таковых, а об их смысловой структуре. Таким образом, феноменология – не теория, а видение, зрение предмета. Наконец, Феноменология – конкретный метод научного исследования, стратегия познания, которая используется в науке. Интроспекция не равна феноменологическому описанию. Она предполагает разделение содержания сознания на искусственные элементы. В свою очередь, феноменология предполагает целостное рассмотрение переживаний и смыслов.

Метод обоснованной теории.

Символический интеракционизм – дж.Мид. Его идеи классифицировал Блумер. Идея Символическогоинтеракционизма в том, что рассматривается так называемый «обмен символами». Одна и та же вещь наделяется множеством значений, символов. В целом физически вещи могут не означать ничего, но в разных социальных контекстах он принимает различные значения.

Из символов создается реальность, социальный мир. Метод обоснованной теории – первый стандартизированный метод качественного анализа.

Социальная смерть предшествует физической смерти. Речь идет о том, что человек уходит из социальных контекстов, разрывает социальные связи. (Барни гласер и Ансельм Штраус).

Барни Глассер был больше количественным исследователем, а ансельмстраусс – качественным.

Обоснованная теория (теория укорененная в данных) – теория, которая создается, развивается и верифицируется путём систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Это некоторая концепция, которая применяется для объяснения конкретного случая, исходя из фактов.

Первый тип обоснованной теории – позитивистский.

· Подход Б. Глазера

· Подход А. Страусса и Дж. Корбин

Второй тип - Постмодернистский

· Конструкционистский вариант Кэти Чармаз

· Ситуационный анализ (вариант метода А. Кларк)

Важные понятия:

1) Теоретическая выборка – процесс отбора данных, где аналитик совмещает сбор и анализ своих данных и решает, какие данные собрать для разработки теории и где эти данные можно найти. Выборка гибко меняется во время исследования.

2) Кодирование – основная стратегия анализа данных в методе обоснованной теории, предполагающая разделение текста на фрагменты, которым затем присваиваются краткие названия – ярлыки (коды). Коды суммируют основной смысл всего сказанного и написанного.

· Исходное кодирование (конденсация смысла тоже)

· Осевое кодирование (самый сложый этап. Распределение по парадигмальной модели. В центре – феномен, который мы изучаем. Затем причины, следствия, контекст, стратегии.)

· Избирательное кодирование (выбор центральной категории, которая и есть та самая теория, концепция)

3) Написание аналитических заметок (письменные формы нашего мышления о данных)

«недоразумение в Москве»

1. Пробуждение после сна

2. Детское удивление

3. Воплощение сознания из тьмы

4. Случайное нахождение в своей жизни, а не в другой

5. Возможность быть другой

6. Головокружение, необходимость совпадения со своей историей.

Центральное – осознание случайности…, необходимость совпадения…,

Контекст – пробуждение

Стимул – пробуждение сознания

Следствие – головокружения

Стратегии – удивление, вопросы, узнавание привычного

Анализ постоянных сравнений.

Проблема случайности я и идентичности.

Данные в рамках этого метода набираются до тех пор, пока не произойдет теоретическое насыщение категорий.

Проблема единства и множественности я.

4! За КР!

Дискурс – любая форма коммуникации, это обсуждение. Гламур – то, как чел пытается лучше выглядеть, чем он есть на самом деле.

Философия языковых игр Витгенштейна

Теория речевых актов дж.Остниа. Ключевая идея – представление о перформативности речевых актов. Это высказывание, эквивалентное действию, которое создает социальную ситуацию. То есть это тип высказываний, которые совершают какое – либо действие «я тебя бросаю», «я называю яту так то»… - перформативные предложения. Язык создает, а не выражает субъекта. Без языка не существует субъекта.

В когнитивной психологии считается, что есть некоторая реальность, и мы ее познаем. Есть чувства, состояния и мы ищем слова, чтобы их выразить.
Однако в дискурсивной психологии – язык задает рамки, и то, что мы считаем реальным, а что – нет. Это принципиальная антикогнитивная позиция. Усваивая язык, мы принимаем систему. Которая нас вводит в общественные контексты.

Предмет дискурсивной психологии - потоки символических взаимодействий, которые могут быть поняты в терминах своей значимости, в терминах норм и традиций, принимаемых людьми. Иными словами, дискурсивная психология изучает грамматики или правила поведения в той или иной социальной ситуации.

Для достижении этой цели дискурс (объяснительный принцип, с пом которого мы раскрываем, как..) использует разные методы.

д искурс – любые формы говорения здесь и сейчас. Реальная речевая коммуникация лицом к лицу. Это реализуется в микродискурсанализе.

Д искурс большой буквы – практика, которая образует объекты. Это система значений, закрепленная в языке и конструирующая образы социального мира.

В 1987 г вышла книга «Дискурс социальной психологии по ту сторону установок и поведения».

Сказать что то – совершиь действие по категоризации окружающей действительности. Совершить социальное действие.

Далее вышла книга, которая ввела в обиход понятие дискурса.

Принципы ДП:

1) Принцип конструктивности – дискурс состоит из слов, высказываний. Вместе с тем, он обладает способностью создавать образы мира и тем самым конструктивен.

2) Принцип интенциональности – Дискурс ориентирован на действие и социальные практики

3) Принцип ситуативности. Дискурсы основаны на разных ситуациях. Они разные по содержанию в зависимости от ситуации применения.

4) Принцип психологичности: дискурс может быть субъективен и объективен

5) Дискурс конструирует идентичности в разговорных практиках повседневной жизни.

 

Интерпретативный репертуар- единица анализа дискурса. Это некоторый набор понятий, который используется для категоризации социальных действий и событий и его эмпирический индикатор – специфические фигуры речи, метафоры, общеизвестные стили рассуждения. Он приспособляем и легко актуализируем.

Критическая психология. 4 понятия:

Идеология – представления, которые оправдывают социальное неравенство. Она реализуется в предубеждениях – сексистских, расистских итд. Власть как власть идей – самая сильная власть идет не через физическое насилие, а через внедрение идей. В этом смысле СМИ – орган власти.
Субъекта Диагностика проблем общества и раскрытие потенциала, которыми пренебрегает актуальный соц порядок

Критика заключается в диагностике проблем общества и раскрытии его потенциала.

Критический дискурс анализ раскрывает, как соц неравенство конструируется в практиках повседневного языка.

Бренд – губная помада от lorealparis. Раскрыть, какой образ бренду придали.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 1 репертуар – магический. Он выстраивается вокруг вещей красного цвета. Так, губная помада – то, через что мы получим то то и то.

2 – межличностный. Помада дала возможность получить межличностные отношения. 3- парк. Это место встреч. Это преобразованная обществом природа. Социальный репертуар. Парк – способ завязывания социальных отношений.

Выделяя интерпретативные репертуары, конечная цель – выделить образ, который создается. Инт Репертуаров 3-7

Посмотреть 5 роликов и провести анализ образа, кот создается

Начало – середина – конец

Повествователь

Действующие лица

Основные события

Результат их

Жанр нарратива – восходящий, нисходящий, поиск, восстановление, хаос, комедийные, сатирические, трагические, романсы.

Трагический – человек бросает вызов высшим силам, обречен на провал

Сатира – чел высмеивает соц порядок

Комедия не преследует цели перевернуть соц устои

Роман – стремление вписаться в соц порядок, стать на кого то похожим.

Функции нарративов:

-структурирющая

-ценностно-ориентирующая

-перформативная

-темпоральная

-транслирующая

Посмотреть и проанализировать фильм и постараться выйти на уровень структуры личности, которая в нем репрезентируется

Попытка реконструировать идентичность с разрывами

Высылаем шаблон до 31 октября

Можно писать мэйл, подходить лично,кр по проективным методам у Ольги Тимофеевны

 

3.10.17

Ольга Тимофеевна Мельникова

Качественные методы.

Первые исследования начались с наблюдений. Исторически первая группа исследований – наблюдения. Далее – опросы. Там есть респонденты.

Отчетов не будет но можно попробовать

Проходим несколько методик, методов, далее методы на примере уже сделанных отчетов. Кр можно писать можно нет, но как бы тогда автомата нэт.

По критерию структурированности:

-структурированный опрос – анкета,

Углублённое интервью

Инервью гораздо более жёстко предполагает распределение ролей. Беседа-нет.

КР: отчет

10.10.17

Сравнение с опросом и анализом документов.

Опрос базируется на анализе письменной и устной речи. Анадиз документов (рисунков, фото, видео) – невербальные документы не свободны от влияния вербальных комментариев.

Наблюдение – уникальный метод – один из немногих способов получить информацию о том, что люди делают, а не что говорят об этом, при чем в естественных контекстах.

Насколько можно считать что поведение не «испорчено» наблюдением? Во-первых, респондент может не знать, что за ним наблюдают.

На эффективность могут влиять субъективные факторы как наблюдателя, так и наблюдаемго. Процедура наблюдения связана с целью и задачами самого исследования.

Наблюдение может быть:

Включенное, невключенное

Стандартизированное, нестандартизированное

Полевое и лабораторное + спровоцированное полевое

Наблдение за другими и самонаблюдение

В наблюдении участвуют многие перцептивные чувства человека, поэтому степень их развития может влиять на качество наблюдения.

Полевое наблюдение позволяет наблюдать естественые формы поведения люей, однако тот процесс очень трудоемкий. Позволяет только частично контролировать условия и ситуацию поведения. Напротив, лабораторное наблюдение позволяет контролировать обстановку, однако при этом поведение может быть неестественным.

Нет общих стандартов для наблюдения. Используются разные варианты для разных целей. Исследователь постепенно включается в изучаемый процесс.

Фазы включенного наблюдения:

- Описательная

-Фокусированная

-Выборочная

Последствие скрытого наблюдения: чувство вины и идентификация себя с наблюдаемым.

Необходимо вбирать такие ситуации наблюдения, в которых проблемная ситуация действительно видима.

Структура: описывается место, структура пространства, одиночные действия совершаемые людьми, цепочки действий, которые совершаются, время, цель – то, к достижению чего стремятся эти люди. По возможности ещё чувства – если можем их наблюдать.

Нужно выбрать интервал, в котором значимые ситуации будут иметь место. Также надо выбать сами события, которые будем наблюдать.

Ещё одна проблема – степень близости наблюдателя и наблюдаемого. Ничто не должно влить на исследовательский процесс.

Рапорт – глубокое взаимопонимание и вхождение в пространство другого.

*коллаж москва

Предлагалось склеить коллаж на разные темы. В реальном коммерческом проекте до 15 журналов одинаковые для каждой группы. Листы формата А1, журналы делят, смотрят, выбирают, клеют,

17.10.17

Визуальный анализ

Нас окружают образы, изображения, и ингорировать их невозможно. Репрезентация человеческого опыта.

Визуальные данне – то, что доступно зрительной модальности. То, что создано человеком. Наиболее очевидный пример – фотография. Это зафиксированная часть опыта.

Ещё пример – мебелировка комнаты. Говорит о человеке, о его пристрастиях итд

Визуальное исследование – исследование с использованием визуальных методов и средств визуализации.

Методологический фундамент качественных исследований используется в визуальном анализе.

Субъект воспринимает все через призму своих установок, ценностей.

В идеале изображение должно говорить о констексте создания. Центр производства смыслов – участник исследования. Сбор и организация данных –

1) Использование изображения как визуального средства для обеспечения наглядности

2) 2) Использование изображений как триггеров для стимуляции обсуждения

3) Использование фото и видео взаимодействия как дополнительный источник информации

4) Использование изображений как продуктов опыта респондентов (рисунки, фото, итд)

5) Изображение как основной объект для анализа

 

Также хорошо использование виз. Стимулов для создания ассоциаций.

Исследования внешности и интересности. Форма изображения позвояет получить ответы, как респондент чувствует себя в своем теле. Как видит свой образ.

Методики и техники фокус группового исследования.

Анатолий Николаевич Кричевец

31.10.17

СПСС найти L

Многие переходят на язык R, но он тудный

Шкалы:

1) номенативные шкалы. Шкалы где числа используются как имена. Допустимое преобразование – взаимно однозначное.

2) Шкалы порядков – у кого больше айкью, тот уммнееитд. То есть это шкалы, которые можно тольк ранжировать. Значения можно только сравнивать. Можно только монотонные преобразования

3) Интервальная шкала. Допустимое преобразование-линейное. Равенство интервалов одинаково на всех участках шкалы и измерять можно в любых единицах, сдвигая 0.

 

Генеральная совокупность – рост всех москвичей

Выборка – некоторая обозримая часть множества

Случайная выборка –

Сумма случайных величин.

 

   
½ ½
   
½ ½

 

 

Х+У:

 

       
¼   ¼   ¼   ¼  

 

 

Расчёт доверительных границ интервала

Стат пакет СПСС.

Пример: 100 человек, 100 значений

Среднее – 100.35

 

Еще раз и среднее 97.65

Потом опять и 99.47

Потом ещё много раз, и каждый раз разное среднее. При этом колеблется в пределах 6 баллов (97-103)

 

М – математическое ожидание.среднее значение случайной величины (распределение вероятностей случайной величины, рассматривается в теории вероятностей).

 

СИГМА= КОРЕНЬ ИЗ ДИСПЕРСИИ

 

Качественные и количественные методы современной психологии

Сентябрь-октябрь – качественные, ноябрь-дек – количественные. 2 кр, 1 проект, на экзколич метод. Баллы суммируются. Большая программа курса, но все читать не надо

Главное 2 учебника – Мельникова «Фокус-группы», Н. П. Бусыгина –качественные и количественные методы в психологии +статьи

Цель – создать «карту», которая поможет хорошо ориентироваться в многообразии качественных методов. Это некий путеводитель самых современных методов. Главное овладеть базовыми методами, ознакомиться со всеми.

История и концепция качественных исследований в психологии.

Формула, которая охватывает суть всех качественных исследований.

Достичь понимания того, как конструируется социальный мир – задача качественных исследований. 3 ключевых слова: Понимание, конструирование и мир.

Мир – пространство, в котором мы живём.

Психика – активное отражение внешнего мира. Наша психика преломляет окр мир через себя. Человек в ходе деятельности создает картину или образ мира. Он пристрастен, субъективен. Приведение всей бесчисленной информации, которая на нас обрушивается в порядок, систему, единую картину – конструирование. Каждый человек вырабатывает эту пристрастную картину, образ мира. Задача качественного исследователя – понять образ мира другого человека, т.е. посмотреть на мир его глазами.

Предмет качественных исследований – повседневность, или обыденное сознание.

2 социолога – Питер Бергер и Томас Лукман во 2 половине 20 столетия выпустили книгу «Социальное конструирование реальности. Трактат по Социологии знания». В ней они дают определение обыденного знания: «Это знание, которое разделяется с другими людьми в привычной самоочевидности». Таким образом, люди живут и не задумываются, как они живут. Жизнь – некое естественное исполнение действия, что то повседневное.

Закон, который описывает то, как работает обыденное сознание: У. Томас: «Если люди определяют некоторые ситуации, как реальные, то эти ситуации будут реальными в своих последствиях». То есть, если человек во что то верит, то эта вера будет иметь реальное влияние на его жизнь.

Цель качественных исследований – понять, в какой реальности живёт человек, и как он в ней функционирует.

Значения – то, что относится к сфере культуры в целом. Но у каждого есть собственные личностные смыслы, и наша задача раскрыть, как общекультурные значения превращаются в личностный смысл.

В клинической психологии используется понятие «ВКБ», которое означает собственное отношение человека к болезни. Это понятие введено отцом А. Р. Лурия.

В западной психологии исп понятие «Субъективная теория болезни».

Ключевые понятия курса:

Качественная психология - Qalitativepsychology–Исходит из того, что мы должны анализировать не отдельные функции, а взаимодействие человека с окружением, в котором он приебывает. Отсюда понятия «идентичность», «переживания», «позиция» итд. Мы не можем анализировать человека в отрыве от значимых других и общества, с которым он взаимодействует.

Качественные методы – методы, кот направлены на исп задач кач исследований.

Качественные исследования – тип исследований, которые не предполагают квантификации (перевода в цифры) данных. Работа не с числами, а с языком.

2 группы методов: методы сбора и методы анализа.

Методы сбора – индивидуальные (интервьюf/e) и групповые (фокус группы). – наблюдение, работа с документами.

Методы качественной психологии
Сбора данных Анализа данных
индивидуальные групповые
Интервью, индивид наблюдение, индивидуальный анализ продуктов деятельности Фокус группы, наблюдение, работа с документами Тематический анализ, феноменологический анализ, Обоснованной теории, Нарративного анализа Дискурс анализа Психоанализа Визуального анализа  

 

Метод -способ познания, методика – дополнительный способ фиксации информации

Из методик в качественных исследованиях прежде всего проективные.

Качественная методология – система принципов, которая объединяет многочисленные практики и методы качественных исследований в единое целое.

Принципы и характеристики:

-Качественное исследование проводится в реальном мире (не лаборатория, а естественное пространственное наблюдение за человеком). Основной метод в отеч. патопсихологии – патопсихологический эксперимент. Б. В. Зейгарник пишет «отрезок взаимод-я патопсихолога с пациентом – отрезок реальной жизни пациента».

-Основная роль в качественных исследованиях принадлежит изучению языка. «Вне языка психики не существует» - Выготский. Лучший способ узнать о внутреннем мире человека – спросить его.

-Жизнь и исследование рассматриваются как диалог. Поэтому очень большая роль придаётся квалификации интервьюера.

-Фокус делается на реальных личностях, а не на переменных.

Замечания

· Метод -это не технология, не алгоритм, а некоторый стиль мышлений. Способ мыслить. В психологии нет как таковых методов, есть определённые стили мышления и теоретические позиции. Например, психоанализ рассматривает предметом психологии бессознательное и изучает его с помощью соответствующих методов.

· Любой метод теоретически нагружен, так как он создавался в рамках теории.

· В 1977 году В. П. Зинченко и Мамардашвили выпустили статью «Проблемы объективного метода в психологии». Она – ключ к современной психологии. В ней они пишут, что именно от теории зависит, что мы будем считать фактом.

· Корнилова пишет: Качественный подход в психологии есть, а количественного нет.

· НЕ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭКСПЕРЕМЕНТ – КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД! ПОЛУЧИШЬ 2. Эксперемент исследует реальность качественно.

Качественные методы заново учат нас читать и понимать чужие мысли.

Первый, кто использовал понятие качественного исследования – А. Р. Лурия. Он в нейропсихологии и Зейгарник в патопсихологии реализовали принцип качественного анализа.

«Проективные методы исследования личности» - Соколова Е. Т.

Первую фокус группу провела О. Т. Мельникова в отеч. Психологии. Курс качественных методов на нашем факультете её заслуга.

ВАЛИДНОСТЬ И НАДЁЖНОСТЬ КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ!!! – дисссертация

Качественные исследования сформировались на стыке 4х дисциплин:

1) Антропология и этнография,

2) Феноменология,

3) Герменевтика,

4)Социальный конструкционизм.

1) Качественные исследования возникли прежде всего в антропологии и этнографии в конце 19 и начале 20 столетий. Бронислав Малиновский и Маргарет Мид, Руд Бенидикт путешествовали по миру и изучали жизнь туземцев, как они вият мир. Таки образом, это было этнографическое исследование. В рамках таких исследованиях сформировались основные каноны качественого исследования – наблюдение, итд.

Метафора аборигена –любой человек, который к нам приходит – абориген, и мы не знаем его.

«Психика психоаналитика – костыль для другого человека». В этом смысле занимаясь психологией, требуется забыть о себе и своих желаиях.

В 20 годы в Чикагском универе были проведены урбанистические исследования города Чикаго, с пом которого были построены «Карты» города – где какие люди живут.

2) Феноменология – наука, основатель которой – Гуссерль. Основная мысль – «Назад к самим вещам». Он хотел узнать, как происходит акт чистого восприятия, как вещи непосредственно являются в сознание человека. Он ввёл понятие «Жизненного мира», и его ученик Альфред Шюц ввел понятие, что жизненный мир – совокупность обыденных представлений о мире, в котором мы живём. Это та смысловая реальность, в которой мы или другой человек живём.Вюрцбургская школа – гештальт – как люди воспринимают целостность (?). Феноменологическое направление – Карл Ясперс. Экзистенциальна я психология рассматривает взаимоотношения человека с миром в рамках некоторых экзистенциальных категорий, например, страдания. Экзистенциальная психология стала реакцией на 1 мировую войну. Гуманистическая психология –Американизированный вариант экзист психологии.

3) Герменевтика противоположна феноменологии, но дополняет её. Это анализ тестов. Основоположник – Дильтей. Основная метафора – психика – как книга, которую нам нужно научиться читать и интерпретировать. 4 важных понятия: текст, понимание, интерпретация и значение.

Текст – система высказываний, которая характеризуется связанностью и целостностью. Понять, что человек говорит – раскрыть те значения, которые вкладывает человек в слова. Для этого используется стратегия интерпретации. Интерпретация – процесс конструирования значений. Реализация идеи прочтения смыслов, лежащих за текстом – психоанализ. Его называют глубинной герменевтикой. Феноменология и герменевтика соотносятся в описании и интерпретации информации.

В 60-70 годах изменилась политическая и культурная ориентация в мире. Существенно поменялись гуманитарные науки. Сформировалась как таковая дихотомия колич и кач подходов. Качественным методам было необходимо доказать своё право на существование. Было нужно кодифицировать стиль качественных исследований. Для этого обратили внимание на такое явление философии конца 20 столетия, как постмодернизм. Он, как направление в искусстве проявляется в массовой культуре. Это умонастроение стало важным для обновления..

*Инсталляция Дж. Кошута

В качественных исследованиях работают с целевыми выборками.

Парадокс распада одного явления на множество явлений.

3 основные идеи постмодернизма:

1) Постмодернизм – это деконструкция бинарных оппозиций. То есть, это познание себя, окружающего мира и всего остального вне рамок понятий «чёрного и белого», полярных понятий. «Вненаходимость сознания» - Выготский. В психике попираются законы пространства и времени. Даже категории пола сменены категориями гендера. Сейчас нет чистых мужчин и женщин, есть гендеры со смешанными ролями.

2) Постмодернизм – антиэссенциалистская деятельность. Эссенция – сущности. «Все мужчины – самцы и добытчики, женщины – хранительницы очага, и это установлено божественно» - это неверно. Всё это установлено в результате культурных конвенций. Нет ничего вечного и неизменного, а то, что мы считаем сущностью вещей, устанавливается договорённостью.

3) Постмодернизм – практика, противостоящая негативной идентичности. Сегодня общество диктует быть оригинальными, выражать себя, позволяет быть кем угодно. Мы все не хотим быть похожими на других, но куда мы хотим идти, не знаем. Отсюда кризис идентичности и утрата я современного человека. С точки зрения постмодернизма его реализацией в психологии является социальный конструкционизм. Это не теория, а эпистемология – философское учение о познании.

У человека есть ментальные репрезентации, которые обеспечиваются ментальной работы мозга. Социальный конструкционизм заявляет, что человек- не то, что он думает, а то, как он взаимодействует с соц миром. Психика существует вовне нас. У Выготского психика вносится в ас извне путём интериоризации. У человека внутренние диалоги и внутреннее содержание собрано вокруг какой-то внутренней «точки». Для того, чтобы изучить внутреннее содержание, необходимо знать и изучать язык. Психика познаваемы через язык повседневной жизни.

Значение есть путь от мысли к слову – Выготский. Мысль совершается в слове. А качественная психология реконструирует этот путь от слова к мысли.

4 принципа социального конструкционизма:

1) То, как мы описываем и объясняем мир, не нуждается в знании того, какой он на самом деле. Душа – «вещь в себе», до конца её мы познать не можем.

2) То, как мы описываем и объясняем мир, является результатом социальных отношений (конвенций). То, что мы знаем о человеке – это 1%, и до конца оно непознаваемо.

3) Значимость конструкций, конвенций, определяется их социальной полезностью для общества и культуры.

4) Ценности создаются и поддерживаются различными формами жизни, включая науку.

С точки зрения позитивизма, существует реальный мир, законы которого мы можем описать. Пересоздать мир разумом и опытом – поместить всю сложность и многообразие мира в свою картину.

Конструкционизм и позитивизм противостоят друг другу.

А. Н. Леонтьев в своих работах вводит понятие образа мира. Это отражение мира в сознании человека, непосредственно включённое в их взаимодействие. Люди в своей деятельности создают образ мира, который начинает направлять и изменять взаимодействие с миром, а как следствие и мир для самого человека. То есть, в широком смысле образмира человека меняет мир вокруг. Субъективное входит в реальность, воображаемое меняет действительность.

Это противостояние реализуется в 4 концепциях, которые оперировали качественным подходом:

Дискурсивная психология. Она вырабатывает под себя методы дискурс-анализа. Р. Харре, Дж. Поттер, М. Уэззрел.

Дискурс – обсуждение, разговор, любая форма коммуникации. Одновременно это и система значений, закреплённых в языке. Это и смысловая структура, и практика её использования. Основная идея в том, что в разных коммуникативных ситуациях люди будут использовать разные коммуникативные системы.Дискурсивнаяпсиххология изучает, как разные словари значений используются в разных коммуникативных ситуациях, и как люди их используют, чтобы понять друг друга.

Нарративная психология – методы нарративного анализа. ДенМакАамс, Т. Сарбин, Дж. Брунер.

Нарратив – повествование, история. История жизни и идентичность как рассказ о ней. «Мы пишем сценарий своей жизни, но часто мы пишем так плохо, что никто из окружающих не желает играть предложенные роли». Условно говоря, дискурс изучает соц представления, а нарративная психология – идентичность человека.

Диалогическая психология – методы диалогического анализа – Соколова, бурлакова. Сначала мы ведём диалоги, а потом они интериоризируются. Потом мы «впитываем» голоса значимых других

Критическая психология – методы деконструкции науки. Ян Паркер.Её идея – показать, что психология – не беспристрастная наука. Она служит интересам политике и другим социальным интересам.

Маркетинг создает потребности, которые мы затем удовлетворяем как свои.

Для качественных исследований появляются разные компьютерные программы.

2. Ориентация на изучение соц проблем в обществе

4. Т. Д. Марцинковская – эл. Журнал «психологические исследования». – она ввела понятие «Эстетическая парадигма исследования», которая объединяет науку и искусство.

КОНТРОЛЬНАЯ!!! Прочитать статьи, которые отправят на почту «Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии», и Н. П. Бусыгина. По ним будут контрольная. Пользоваться можно чем угодно. 15 минут.

+ общий список литературы для саморазвития в целом.

19.09.17


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.