Культура России в XVII веке. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Культура России в XVII веке.

2017-11-21 181
Культура России в XVII веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В области культуры наблюдается переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Это важное обстоятельство повлияло на все аспекты развития культуры.

Например, можно сравнить черты средневековой древнерусской культуры и культура нового времени:

 

Черты древнерусской культуры: Культура нового времени:

Религиозный характер светский

Замкнутость открытость

Традиционный характер новационный

Статичность динамичность

Словесный характер вещный

Неконвенциональный характер конвенциональный

(безусловный) (условный)

игровые элементы отсутствуют игра - пример конвенц к-ры

естественность куртуазность

реалистическая иллюзионизм

каноническая неканоническая

 

Основная новация российской культуры заключается в обращении к человеку. Эта главная тема (проблема) пронизывает все аспекты культуры, и, кроме того, обращение к человеку свидетельствует о том, что культура становится более светской. Несмотря на то, что религиозная литература (богословие) и фольклор не потерял своей значимости, но всё более развивается литература, развиваются научные знания. Этому помогает и развитие просвещения, и книгопечатание.

Развитие просвещения и распространение научных знаний в XVII веке.

Прежде всего, в стране растает количество грамотных. (Грамотными считались те, кто умеет читать и писать). Известны следующие данные:

- среди посадского населения (среди простых горожан) число грамотных в среднем составляло 40%. Для XVII века это хороший показатель.

- среди купцов этот уровень был выше и составлял 96%

- среди помещиков уровень грамотности составлял – 65%

Развивалась деловая письменность, причем не только в Приказах, но вотчинах и в земских учреждениях.

Несмотря на появление книгопечатания, по-прежнему, широко были распространены рукописные книги.

Кроме рукописных книг лично для царя с 1621 года стали создавать рукописную газету, которая называлась «Куранты». Как правило, в ней говорилось об иностранных новостях. То есть эти иностранные новости собирались из разных источников, переводились и подавались царю в этой газете.

Но печатной продукции становилось все больше. Так, в первой половине XVII века было издано более 200 книг различных названий. Частные лица стали собирать библиотеки. Кроме того, в 1672году в Москве была открыта первая книжная лавка.

Хоть тиражи были и небольшие, и число книг было невелико, но книгопечатание позволяло издавать книги массовыми тиражами, что было особенно актуально в отношении учебных пособий. Например, в 1634 году впервые в России, в Москве был опубликован печатный букварь, автором которого был Василий Бурцев. Букварь пользовался огромной популярностью. Его издавали неоднократно – тиражи были по тем временам огромными – достигали 2.400 экземпляров. Цена была доступна – 1 копейка.

Итак, во второй половине XVII века Печатный двор выпустил уже более 300.000 букварей.

В 1642 году впервые была издана «Грамматика», автором которой был Смотрицкий.Эта грамматика, содержащая правила русского языка, пользовалась не меньшей популярностью, чем букварь. Впервые в 1682 году в стране была напечатана таблица умножения. Называлась она «Считание удобное». В конце столетия появляется уже иллюстрированный букварь, автором которого считался Корион Истомин. Он тоже был очень популярен.

В XVII веке были организованы первые в стране школы. Например, в 1665 году в Заиконоспасском монастыре была открыта школа для подьячих. Подьячий – это помощник дьяка – чиновника часто возглавлявшего приказ.

В 1680 году была открыта школа при Печатном дворе. В 1687 году было открыто первое в России высшее учебное заведение – знаменитая Славяно-греко-латинская академия. Первоначально это было училище, позднее была преобразована в Академию. Руководили этой академией греки – братья Лихуды Иоанникий и Софроний. Они сами до этого получили образование в университетах Италии. Эта академия была для свободных людей. Готовили здесь и священнослужителей и лиц для гражданской службы чиновников государственной службы.

Что касается научных знаний, то они, как правило, носили прикладной характер, то есть ещё не было теоретического осмысления и попыток привести научные знания в единую систему. Эти практические знания вырабатывались в процессе конкретной практической деятельности.

Необходимо отметить, что большую роль в распространении научных знаний в России играла иностранная литература, потому что переводились не только публицистические и художественные произведения, но и большое количество научных книг. Например, анатомические знания чаще всего черпались из переводной литературы, хотя в России было немало лечебников, травников, составленных русскими авторами. Вообще в России существовал аптекарский приказ. При нем тогда обучали медицине стрельцов, которые затем отправлялись в свои отряды для «лечьбы ратных людей». Стрельцов обучали уже по известным книгам, например популярна была фармокопея. В 1696 году составлен не менее известный лечебник архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием. В этом лечебнике не только описывались болезни, о которых знали, но и указывались средства, которые могли болезнь побороть.

Что касается точных наук, то знания по ним черпали из известного в ту пору «Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», составленного в 1621 году. Он содержал в себе различные сведения по математике, по физике, возможно по геометрии, химии и так далее.

Многие научные достижения, открытые в Европе, очень скоро становились известны и в России. Например, в Голландии в 1608 году была изобретена подзорная труба. Уже в 1614 году подзорная труба использовалась в русской армии для наводки артиллерийских орудий. Накапливались так же знания об окружающей природе и мире – то есть астрономические, географические и другие знания.

В середине XVII века в России стали известны сочинения Коперника, однако россияне пользовались двумя системами: гео и гелеоцентрическими. Это подтверждает то, что научные знания были известны малому числу людей, а основная масса населения жила прежними представлениями о мироздании.

Что касается географической науки, то мы говорили, что XVII век – это век географических открытий и вышеперечисленные экспедиции привели не только к присоединению огромных территорий к России, а к тому, что были уточнены представления о своей территории, то есть в области географии было сделано огромное количество открытий. И не только географических. В меру возможностей людей, которые этим занимались изучалась и природа Сибири, Дальнего востока и так далее, изучался животный мир, изучались народы, которые сильно отличались от народов, населяющих европейскую часть государства – очень много самых разнообразных знаний принесли эти первооткрыватели из своих экспедиций.

В результате стало возможным составить новые карты, которые назывались чертежами. На рубеже XVI- XVII вв. была составлена карта Русского государства, которая называлась «Большой чертеж», она не сохранилась. Затем были новые карты. Особенно интересной была «Чертежная книга Сибири», опубликованная в 1701 году, автор которой был Ремезов. В ней был отражен материал, собранный в XVII веке. Этот материал объединил материалы всех многочисленных экспедиций – Дежнева, Пояркова, Хабарова и многие другие сведения. В России были известны и географические сведения о зарубежных странах. Эти сведения, как правило, собирались нашими посольствами, которые находились в тех или иных странах. Так, в XVII веке в Россию много сведений пришло о Китае, и это благодаря посольству Петлина, который работал в Китае.

Надо сказать, что этими огромными научными запасами, собранными российскими первооткрывателями и учеными, пользовались и западноевропейскими учеными.

Серьезные достижения наблюдаются и в исторических знаниях, так как в XVII веке начали разрушаться прежние формы исторических сочинений – летописи. Теперь появляются настоящие исторические произведения, то есть настоящие монографические исследования. Первым таким исследованием является книга украинского ученого Иннокентия Гизеля, которая называлась «Синопсис». «Синопсис» дает описание русской истории с древнейших времен до 70 годов XVII столетия. Синопсис был популярен, выдержал до 30 изданий. Фактически на протяжении всего XVIII века был основным учебником русской истории.

Литература XVII века. Начало XVII века – Смутное время со всеми его трагичными страницами было отражено в литературе, и прежде всего в публицистическом жанре.

Публицистика на протяжении всего XVII века развивалась очень активно. Она была пронизана идеями о единстве страны, о необходимости защиты отечества от внешнего врага, идеями укреплении царской власти и тому подобное. В литературе даже пытались объяснить и причины смутного времени.

Общественно- политическая жизнь страны второй половины XVII века так же нашла отражение в публицистике. Здесь, прежде всего, актуален трактат, автором которого является Крижанич «Политика». В первую очередь Крижанич говорит о необходимости защиты самодержавной власти, (что так же подчеркивает, что Россия качественно меняет свою государственность – показывает эволюцию России к абсолютистской монархии).

В литературе XVII века также нашли отражения события, связанные с церковным расколом. Об этом в первую очередь сочинение протопопа Аввакума – талантливого писателя. Он оставил описание своей жизни, которое так и называется «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Это житие, по сути, остросюжетное произведение, где говорится о преданности идеалам древнерусской жизни и о неприятии латинской новизны.

В литературе XVII века активно развиваются и новые жанры.

Первый: бытовая реалистическая повесть.

В бытовой реалистической повести главными героями становятся простые люди. Широко известными повестями этого жанра были «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о горе - злосчастии» и так далее.

Второй: сатирическая повесть. Сатирическая повесть критикует и высмеивает разные стороны жизни. Самыми знаменитыми работами в этом жанре были «Повесть о бражнике», «Калязинская челобитная» и некоторые другие.

В основном в то время эти повести был направлены на критику быта церковников – говорилось о лицемерии, о стяжательстве, о пьянстве и так далее. Часто объектом сатиры становится несправедливый суд и так далее.

Можно говорить и об отдельных ярких литературных деятелях, которыми отличился XVII век. В первую очередь это белорусский просветитель Симеон Полоцкий.

Он был приглашен в Москву для воспитания царских детей. В 1678-79 году было опубликовано два сборника стихов – первый «Вертоград многоцветный», второй – «Рифмалагион». Это яркий представитель нового стиля барокко в литературе.

Стихи в стиле барокко тяжеловесны, помпезны, пышны, нарядны и так далее. К этому же стилю можно отнести поэта конца XVII века Сильвестра Медведева. А так же Кориона Истомина, который выпустил иллюстрированный букварь, а кроме этого слагал стихи.

По - прежнему существовала и переводная художественная литература. Но в переводах русских переводчиков переводы мало напоминали оригинал. С одной стороны причиной может быть недостаточно хорошее знание иностранного языка. С другой стороны возможно было желание максимально адаптировать произведение к русской жизни, чтобы оно было понятно. Зачастую эти переводные произведения приобретали сказочный характер, мало походили на реальное произведение.

Искусство России в XVII в.

В русском зодчестве в XVII веке также происходят большие серьезные изменения. Хотя основными строительными материалами остаются дерево и камень, но камень используется всё больше и чаще. Все чаще используются изразцы, сложный фигурный кирпич, различные декоративные детали, блоки и так далее. В стране очень активно шло каменное строительство, и поэтому ещё в конце XVI века был образован Приказ каменных дел (прообраз нашего строительного министерства).

В XVII веке наблюдается заметное изменение облика русских городов. Проявление светскости как черты нового времени отразилось и в архитектуре русских городов.

Очень существенно на облик городов повлияло новое законодательство (Соборное уложение 1649 года). Во-первых, белые слободы, что прежде находились в черте города, принадлежавшие боярам и монастырям, теперь слились с основной частью посада.

Во- вторых, впервые появилось так называемое регулярное расположение городских улиц в форме правильной сетки. Прежде такого не было, а теперь это было рекомендовано всем. В 80-егоды был издан специальный указ, по которому не следовало делать деревянных строений вдоль больших (центральных) улиц.

Несмотря на то, что камень постепенно вытеснял деревянное строительство, оно всё-таки не потеряло своей актуальности. И ярким примером развития деревянного зодчества является царский дворец в селе Коломенском, выстроенный в 1667- 78 годах. Здесь были богато украшенные окна, дверные проемы, чешуйчатая крыша, многочисленные башенки и гульбища (места для прогулок на открытом воздухе не выходя на улицу). Во дворце было 270 комнат и 3000 окон.

В Москве этого времени наиболее яркими культовыми (религиозного назначения) архитектурными сооружениями были церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках и Успенская церковь в Угличе, которая имела три шатра. Очень интересная церковь была построена в Троице-Сергиевом монастыре – это церковь Зосимы и Савватия.

В конце XVII века в храмовой архитектуре появляется новый стиль, который назывался барокко. Его называли «московское барокко» или «нарышкинское барокко». Ярким примером этого стиля стала церковь Покрова, которая находилась в Филях.

Помимо храмового зодчества велось активное гражданское строительство. В Кремле в XVII веке были надстроены кремлевские башни, Спасские ворота были приведены в тот вид, в каком мы видим их сегодня. Эти преображенные Спасские ворота создавали парадный въезд в Кремль. Именно тогда в Кремле меняется внутреннее пространство, появляется теремной дворец, который был построен в 1635 – 36 годах и представлял собой трехэтажное богато украшенное здание.

В XVII веке в России начинает развиваться торгово-промышленное строительство. Строится здания для мануфактур. Кроме того, появляются гостиные дворы (от слова «гость» - крупный купец). Такой гостиный двор был создан в Китай- городе в Москве. Гостиный двор был построен в Архангельске к 1684 году. С архитектурной точки зрения он был замечательный. Архангельский гостиный двор вытянулся вдоль на 400 метров. Кроме того, он был окружен высокими каменными башнями, что понятно, потому что Архангельск находится на рубеже государства и для него актуальна проблема защиты (и в частности для гостиного двора), поэтому там были и боевые башни. А внутри было расположено более 200 торговых помещений.

Живопись.

Живопись XVII века тоже развивалась под присмотром церкви, как и прежде. Так же как Стоглавый церковный собор 1551 года жестко регламентировал церковную живопись, так и собор 1667 года в очередной раз регламентировал темы и образы иконописи. А деятельностью живописцев руководила специально созданная для этого Оружейная палата Кремля. Оружейная палата являлась художественным центром страны. В течение 30 лет всё живописное дело в стране возглавлял талантливый художник Симон Ушаков. В творчестве он особое внимание придавал человеческому лицу. И наиболее известными его работами являются «Троица», «Спас нерукотворный», «Насаждение древа государства всероссийского» (на фоне Успенского собора была изображена фигура Ивана Калиты, митрополита времен Ивана Калиты - Петра, поливающих большое дерево, на ветвях которого висели медальоны с портретами всех великих князей и государей).

Помимо сохранений традиции русской живописи украшения храмов фресками и иконами, появлялось новое. В XVII веке стало распространяться парсунное письмо (портретная живопись). Облик человеческого лица всё более приобретал светский характер. И если вначале XVII века эти портреты чем-то напоминали иконы (лики святых), то во второй половине XVII века они стали гораздо реалистичны.

Театр.

В прежние времена было актуально выступление скоморохов (бродячих артистов), которые чаще всего в своих выступлениях обличали зло. И в XVII веке скоморохи тоже выступали перед простым народом, обличали социальное зло. Но с учетом того, как именно они это делали, царская власть не могла не реагировать. И царь Алексей Михайлович стал запрещать эти «позорища» и «хари». «Позорищами» называли спектакли скоморохов, а «харями» – их маски. И за обличение социального зла теперь их стали преследовать.

При Алексее Михайловиче в 1672-1676гг. появляется первый в России театр. Это пока ещё придворный театр. Все роли в этом театре исполняли мужчины. В этом театре ставились пьесы классического содержания.

Развитие русской культуры и других аспектов жизни России в XVII веке говорит о том, что Россия сделал заметный шаг вперед во всех проявлениях.

Таким образом, новации XVII века:

в социально- экономическом отношении - это мануфактуры;

в государственном отношении – тенденции эволюции к абсолютизму;

в культуре – появление светских элементов.

Только в решении внешнеполитических задач не было таких позитивных результатов как в других областях, так как не была решена задача выхода в Балтийское море и к южным морям, и эти задачи переходили на другое столетие.

Но в целом XVII столетие во многом было позитивным, пример тому - рост территории Российского государства благодаря присоединению обширных просторов Сибири, Дальнего востока. То есть, так сложно и страшно для страны начавшийся со смуты XVII век, закончился более или менее спокойно, потому что экономическое развитие, приводившее к складыванию внутреннего рынка, влияло на политическое укрепление, государственная власть окрепла, династический кризис был преодолен. И, несмотря на неудачи во внешней политике всё-таки такой остроты, как была вначале столетия во внешней политике, тоже уже не стало. Страной активно управлял государь, которому помогал достаточно к тому времени широкий государственный аппарат. Но в целом государство шло вперед, несмотря на те проблемы, которые были на его пути.

К концу XVII века ощущалась необходимость модернизации, сложились предпосылки реформ. Среди них можно выделить следующие: во-первых, необходимо было пробиться к морским рубежам, без чего не могло быть обеспечено быстрое экономическое развитие страны. Во-вторых, борьба за Украину не привела к объединению с Россией всего украинского народа. Правобережная Украина оставалась под оккупацией Польши. В-третьих, необходима была регулярная армия. В-четвёртых, страна нуждалась в промышленном развитии и подготовленных кадрах, которых не могло дать церковное образование. В-пятых, крестьянские восстания показали правящему классу важность укрепления государственного аппарата.

Исторически назрела задача преодолеть отсталость страны в хозяйственном, военном и культурном отношении. Предпосылки для проведения реформ были заложены во второй половине XVII в., но осуществить их выпало на долю Петра I.

 

Литература к лекции:

  1. История России: с древнейших времен до наших дней / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ. - М., 2014. - 542 с. Или электронный вариант: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник для вузов. МГУ. М., 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://edu.tltsu.ru/er/er_files/book345/book.pdf
  2. Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 663 с.
  3. Некрасов М. Б. Отечественная история: учеб. пособие для бакалавров / М. Б. Некрасов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 415 с.

Поморье в XVII в.:

1. Булатов В.Н. Русский Север. М., 2006.

2. Куратов А.А. Архангельский Север в истории России. Архангельск. 2003 (Глава 3. Архангельский север в XVI - XVII вв. с. 16-41)

3. Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. Архангельск, 2001

4. Попова Л.Д. Культура Русского Севера. Учебное пособие. Архангельск, 2013

5. Чухина А.А. История Отечества с древнейших времен до конца XIX века. Учебно-методическое пособие Северный (Арктический) федеральный университет. Архангельск, 2012.

6. Электронная краеведческая библиотека АОНБ им. Н.А. Добролюбова http://ekb.aonb.ru/

 


[1] легитимность - право на престол


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.