Возможные ограничения при реализации программ социально-экономического развития — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Возможные ограничения при реализации программ социально-экономического развития

2017-11-28 256
Возможные ограничения при реализации программ социально-экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При реализации программ социально-экономического развития необходимо учитывать следующие существующие ограничения:

Природно-ресурсные ограничения.

Причины:

- нерациональное использование природных ресурсов и отсутствие сохранности окружающей среды;

- суровые климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства;

- высокое техногенное воздействие предприятий на окружающую природную среду;

- отсутствие системы комплексного экологического мониторинга (воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительность).

Финансовые ограничения.

Причины:

- постоянно существующая угроза сокращения объемов наполняемости бюджета вследствие кризисных явлений в экономике;

- поступление финансовых ресурсов с задержкой из окружного бюджета;

- экономия бюджетных ресурсов;

- перенос сроков реализации проектов на следующий год.

Экономические ограничения.

- застойный характер производства и убыточность предприятий реального сектора экономики;

- высокий уровень износа основных фондов.

Трудовые ограничения.

- нехватка квалифицированных кадров;

- отсутствие профессиональной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих и специалистов в различных социально-экономических сферах;

- низкая производительность труда;

- слабая трудовая мотивация работников.

Сценарии социально-экономического развития Октябрьского района до 2030 года

Сценарии развития Октябрьского района формируются с учетом влияния внутренних и внешних факторов, а также приоритетных направлений развития экономики, заданных в Стратегии социально-экономического развития Октябрьского района до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 года и на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, прогноза социально-экономического развития РФ на перспективу до 2020–2030 гг.

Представленные сценарии социально-экономического развития Октябрьского района направлены на повышение конкурентоспособности района, развитие человеческого капитала, совершенствование инфраструктуры и развитие муниципального управления.

Инерционный сценарий

Сценарий предполагает, что никакие масштабные (в том числе инфраструктурные) прорывные проекты социально-экономического развития района в кратко- и среднесрочной перспективе не будут реализованы.

Сценарий базируется на гипотезе сохранения основных тенденций и трендов в будущем, при этом учитываются возможные негативные действия всех внешних и внутренних факторов.

В этом случае можно ожидать сохранения существующих темпов роста экономики. Рост будет обеспечен, в первую очередь, за счет традиционных отраслей промышленности и несколько опережающего развития потребительского сектора, обусловленного общим повышением платежеспособности населения и возрастающим спросом на качественные бытовые и культурно-оздоровительные услуги.

Как было сказано выше, основой социально-экономического развития района будут являться традиционные виды экономической деятельности (в данном случае нефтегазовая отрасль, обрабатывающее производство, сельское хозяйство). При этом ожидается сохранение как ассортимента, так и объемов производства.

При развитии муниципального района по инерционному сценарию прогнозируется незначительный рост численности населения, который в основном будет обеспечен за счет естественного прироста населения. Миграционный отток населения сократится, но не перерастет в приток. В отдаленной перспективе все же велика вероятность постепенного уменьшения численности населения района.

Район может столкнуться с серьезным дефицитом квалифицированной рабочей силы, обусловленным сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, как результатом демографических процессов: старения населения, высокой смертности в трудоспособном возрасте, миграционного оттока.

В целом инерционный сценарий обеспечивает сохранение уровня и качества жизни на текущем уровне и небольшой рост в будущем, с риском в среднесрочной перспективе проиграть конкуренцию за человеческий капитал и инвестиции более динамично развивающимся районам автономного округа и столкнуться с резкой нехваткой людских ресурсов в перспективе 10 - 15 лет.

Экономика в целом при реализации данного сценария будет иметь скачкообразный, конъюнктурный характер. В лучшем своем виде экономика позволит увеличить доходы домашних хозяйств, которые будут удерживаться на приемлемом уровне за счет развития местных рынков и роста внутрирегионального промышленного оборота, но серьезного, качественного улучшения в уровне жизни не произойдет. Определенные трудности возникнут с развитием транспортной инфраструктуры и с созданием крупных производств.

В худшем виде это может повлечь низкие темпы роста экономики, уменьшение вложений в инфраструктуру, снижение уровня благосостояния домашних хозяйств, сохранение социальных диспропорций. При неблагоприятных условиях развития экономики уровень жизни населения не будет повышаться.

В рамках данного сценария главная стратегическая цель органов власти района - создание условий жизни населения района, направленных на долгосрочное проживание и обеспечение высокого уровня занятости населения.

Все усилия органов местного самоуправления должны быть направлены в первую очередь на дальнейшее повышение качества и эффективности муниципального управления, расширения спектра оказываемых услуг, главным образом, за счет предприятий промышленного производства, малого и среднего бизнеса. Рост доходов бюджета будет происходить преимущественно за счет доходов от собственности, предпринимательской активности.

Также желательно не сокращать расходы на улучшение качества жилья во всех населенных пунктах Октябрьского района, наоборот, комплекс социальных обязательств Российской Федерации, округа и района должны выполняться в полном объеме. Может быть рассмотрен вариант перераспределения трансфертов из бюджета района в пользу сельских поселений, сокращая ассигнования городских поселений. Однако такое перераспределение должно нести второстепенный и незначительный характер.

Возможным направлением действий согласно данному сценарию также будет подготовка небольшого числа промышленных и коммерческих платформ для размещения коммерческих предприятий. Для освоения данных платформ необходимо привлекать в первую очередь местные коммерческие структуры. Это потребует создания структур содействия предпринимательству и повышения экономической грамотности населения. Определенный виток в развитии экономики района может получить распространение предпринимательства на большинство домашних хозяйствующих субъектов через создание системы всемерного содействия развитию малого бизнеса с опорой на доходное использование личных подсобных хозяйств.

В условиях инерционного сценария развития экономики района стратегическая позиция муниципального управления будет определяться удерживаемым уровнем занятости, текущим и вероятным уровнем потребительской активности домашних хозяйств, достигнутым и перспективным уровнем использования и производительностью ресурсов территории и развитием малого и среднего предпринимательства.

При этом органы власти района должны постоянно и максимально эффективно способствовать улучшению качества жилой среды для комфортного проживания населения в населенных пунктах района. Как было указано выше, особое внимание необходимо уделить сферам образования, здравоохранения, социально-культурной сфере и т.д.

Следует понимать, что в рамках реализации данного сценария социально-экономического развития района не следует ожидать перехода к отсутствию дотационности бюджета. Тем не менее, собственная доходность бюджета может быть увеличена, однако это может также нести скачкообразный характер. Программы развития малого и среднего бизнеса должны опираться на возможности местной ресурсной базы и внутреннее инвестирование при разумном вовлечении внешних инвестиций.

Инвестиционный сценарий

Сценарий исходит их предпосылки реализации крупных инфраструктурных проектов на территории района (в первую очередь в сфере транспорта) способных запустить активный инвестиционный процесс. При реализации данного сценария в экономике района, по сути, создаются новые конкурентные преимущества, связанные с ее диверсификацией и интенсивным развитием промышленного производства.

Инвестиционный сценарий предусматривает активную деятельность по привлечению в Октябрьский район инвестиций, направляемых как на новые проекты, так и обновление технологической базы существующих производств.

Сценарий базируется на благоприятных внешних и внутренних условиях (относительно высокие мировые цены на нефть, сохранение (рост) достигнутых объемов добычи нефти в ХМАО-Югре, динамичное развитие национальной экономики, успешная модернизация предприятий базового, инфраструктурного и сектора услуг).

При развитии муниципального района по данному сценарию прогнозируется рост численности населения как за счет увеличения естественного движения населения, так и за счет положительной динамики миграционных процессов. При этом прогнозируемые темпы рождаемости и миграционного прироста населения не смогут в полной мере предотвратить сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Предполагаемая диверсификация экономики должна привести к созданию новых мест приложения труда, что повлечет за собой спрос на трудовые ресурсы. Однако, по причине демографического старения населения, на территории Октябрьского района может возникнуть такая проблема, как дефицит квалифицированной рабочей силы. Данное обстоятельство может привести к росту доли работающих пенсионеров, либо к привлечению рабочих кадров на территорию муниципального района в целях успешной реализации крупных инфраструктурных проектов.

Сценарий предполагает интенсивное освоение территории, активное партнерство местных, районных и окружных органов власти и бизнеса в реализации проектов развития территорий. На территории района и входящих в него поселений предполагается создание единого экономического, транспортного, культурного и политического пространства с сохранением за районным центром Октябрьский лидерства в области стандартов качества жизни, степени социального развития и условий для ведения бизнеса.

Инвестиционный сценарий развития района предусматривает существенные качественные изменения по основным индикаторам социально-экономического развития. Логика инвестиционного сценария развития предполагает ориентацию на активное внедрение инноваций.

Реализация данного сценария возможна в условиях наращивания энергоресурсов, что определяет необходимость принятия в достаточно короткие сроки специальной программы развития энергетической инфраструктуры территории района.

Данный сценарий учитывает сохранение специализации Октябрьского района в основных существующих направлениях экономики. Сценарий ориентирован на преимущественное развитие нефтегазодобывающей отрасли. Кроме того, определенное развитие должен получить лесопромышленный комплекс.

Развитие данных отраслей будет сопровождаться активными процессами по вхождению Октябрьского района в нефтегазодобывающий кластер Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Реализация данного сценария потребует от органов местного самоуправления согласованных синхронизированных действий с заинтересованными сторонами по масштабной подготовке и освоению промышленных, деловых (офисных) и жилых зон (кварталов), развитию сети транспортных коридоров, реализации программ по привлечению населения из других населенных пунктов.

Таким образом, реализация инвестиционного сценария потребует решения сложные социально-культурных и социально-экономических задач. Крайне необходимыми являются:

- увеличение жилищного и коммерческого строительства на территории района;

- расширение возможностей транспортного сообщения с другими населенными пунктами;

- создание профессиональной системы административного управления и муниципального менеджмента, муниципальной службы;

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- создание результативных схем экономического управления муниципальными активами, земельными отношениями и бюджетными ассигнованиями и инвестициями;

- привлечение инвестиций в экономику района;

- ориентирование организационной структуры и структуры управления муниципальным образованием на стратегические цели и перспективы, внедрение стратегического контроля.

Сценарий развития предполагает, что муниципальный район создаст систему необходимых условий для межмуниципального сотрудничества, интеграции с поселениями, расположенными на территории района.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.