Вопрос 9. Эластичность спроса по цене. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос 9. Эластичность спроса по цене.

2017-11-28 179
Вопрос 9. Эластичность спроса по цене. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность по ценеd) (реакция спроса на изменение цены товара), которая рассчитывается как частное двух отношений: 1) измене­ния спроса к среднему арифметическому начального и конечного значений спроса и 2) изменения цены к среднему арифметическому начального и конечного значений цены. Величина Еd изменяется при перемещении по кривой спроса и принимает одно из следующих - 5 значений:

- коэффициент эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса по цене: а) абсолютно эластичный спрос (прямая параллельна оси X, угол равен 0°; б) эластичный спрос (угол больше 0°, но меньше 450) в) спрос единичной эластичности (угол равен 450) г) неэластичной спрос (угол больше 45°, но меньше 90°); д) абсолютно неэластичный спрос (прямая перпендикулярна оси Х).

1) Ed ® ¥ абсолютно эластичный спрос: при уменьшении цены выручка уменьшается, при увеличении цены – выручка уве­личивается;

2) Еd > 1 – эластичный спрос при уменьшении цены выручка увеличивается, при увеличении цены – выручка падает;

3) Ed = 1 – спрос единичной эластичности: при изменении цены выручка не из меняется;

4) Ed < 1 – неэластичный спрос: при уменьше­нии цены выручка уменьшается, при увеличении – увеличивается;

5) Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос: при любом изме­нении цены количество товара, на которое предъявляется спрос, остается постоянным.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу — это реакция спроса на из­менение покупательной способности приобретателя данного то­вара, при этом если значение эластичности: а) больше «нуля», но меньше «единицы» - товар относится к предметам первой необходимости; б) равно «единице» - второй необходимости; в) боль­ше «единицы» - к предметам роскоши.

 

Вопрос 10. Эластичность предложения –это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предло­жения (Е) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис. показаны три линии предложения с разной эластичностью.

1) ЕS<1 – неэластичное предложение (сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложения);

2) ЕS=1 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения;

3) ЕS>1 – эластичное предложение (слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения).

Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей си­лы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в дру­гую и т. д.

Вопрос 11.

Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей.

Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.

Во-вторых, переход от неполного удовлетворения по­требности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступе­ни.

Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага.

Для более точного описания процесса убывания полез­ности в экономической науке используется понятие пре­дельная полезность, т. е. добавочная полезность, прибавля­емая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной по­лезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к со­кращению.

На рис. на абсциссе отложим количество потребля­емого товара Q, на ординате — общую полезность TU. По мере увеличения количества потребленного товара общая (суммарная) полезность возрастает, но прирост полезности (незаштрихованные прямоугольники) с каждой новой пор­цией товара сокращается, пока не дойдет до нуля.

На рис. в виде прямоугольников отложена только предельная полезность MU, которая по мере увеличения количества товаров убывает.

Вместе с тем у человека существует множество потреб­ностей, которые характеризуются различной степенью ин­тенсивности.

При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что в конце концов предельные полезности употребляемых благ станут одинаковы.

Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если мы разделим предельную полезность блага на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полез­ности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, на­пример, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельси­ны.

Это условие потребительского равновесия может быть выражено:

где MU — предельная полезность отдельных товаров, а Р – их цена.

Вопрос 12.

Вместо абсолютных измерений предельной полезности плодотворнее было бы перейти к анализу относительному. О пределим предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (по­требителей) другим комбинациям, или наборам товаров. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, с помощью которыхможет быть показано графиче­ски равновесие потребителя.

Возь­мем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают рав­ную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в боль­шем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен.

Если эти комбинации покажем графически, то получим плавную кривую безразличия U2 (рис. 1-а). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит. Кривая U2 — это лишь одна из бесчисленного множества возможных кри­вых. Если возьмем более высокий уровень удовлетворения потребностей, то кривая примет иное положение. На рис. 1-а пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных кривых безразличия для данных товаров А и В.

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксиро­ванный денежный доход. Пусть он тратит 6 руб. в день, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар B – 1 руб. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. На рис. 1-б прямая линия KL — это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия.

Наложим теперь линию KL на график кривых безразли­чия (рис. 1-в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет переме­щаться? Очевидно, к точке, где он получит наибольшую полезность, т. е. к наивысшей возможной кривой безраз­личия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара про­порциональна его предельной полезности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.