Вопрос. Банки и банковские системы. Функции банков. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос. Банки и банковские системы. Функции банков.

2017-11-28 181
Вопрос. Банки и банковские системы. Функции банков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос. Безработица как проявление макроэкономической нестабильности, социально-экономические последствия безработицы.

Безработица —этосоциально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Как уже отмечалось, безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Существуют различные концепции феномена безработицы,об этом говорит, в частности, так называемый естественный уровень безработицы, определяемый как уровень безработицы при полной занятости.При этом полная занятость вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы. Она предполагает наличие структурной и фрикционной безработицы, но отсутствие циклической безработицы.Под структурной безработицей понимается безработица, вызванная несоответствием структур спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям. Фрикционная безработица— это безработица, связанная главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Таким образом,сезонная безработица является частью фрикционной безработицы. Циклическая безработица отражает состояние экономической конъюнктуры в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом на нее в период экономического спада.

Экономисты выделяют и некоторые другие формы безработицы.Среди них, в частности, частичная безработица, когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день ввиду отсутствия работы. К cкрытой безработице относят существование нерациональной, неэффективной занятости. Под застойной безработицей понимается ее концентрация среди определенных категорий рабочей силы в течение длительного времени. Технологическая безработица связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научно-технического прогресса.

Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда(службы занятости, службы содействия найму).Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий. Важным элементом рынка труда является кадровая работа в фирмах. Она включает процесс найма рабочей силы, мотивацию персонала, формы и методы оплаты труда, профессиональную подготовку и переподготовку кадров. Можно констатировать, что в настоящее время во многих странах идет процесс перехода от жесткой модели управления трудом к модели «соучастия», основанной на концепциях «качества трудовой жизни», «обогащения» и «гуманизации» труда. В среднем уровень безработицы составляет 5—7% от численности рабочей силы.

Бюджетный профицит — сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

Чередование периодов бюджетного дефицита и профи­цита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет. Такой подход позволяет государству маневрировать своими финансами с целью выглаживания делового цикла примерно на 30—40%Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Цели госрегулирования

Высшими, " центральными " целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного экономического роста, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.

Для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся: административно-правовые средства, государственные финансы, денежно – кредитный инструментарий, государственная собственность, внешнеэкономический инструментарий (таможенные пошлины, субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам и т.д.).

Объекты и направления государственного регулирования экономики. Это регулирование инвестиций, госрегулирование сбыта, госрегулирование рынка труда, содействие достижений в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), экологическое регулирование, социальные аспекты госрегулирования, внешнеэкономическое регулирование.

Формы государственного регулирования. По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (или конъюнктурная политика – она нацелена на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.).

18 вопрос. Доход (выручка) и прибыль фирмы. Распределение прибыли.

Доход – это итог хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния хозяйствующего субъекта. Доход – это есть денежный эквивалент произведенной и реализованной продукции, первичная форма реализации собственности, экономической ответственности предпринимателя перед «экономической средой». Как раз доход отражает экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства.

В микро- и макроэкономике доход является одной из центральных величин для измерения общего благосостояния. Он также является одной из центральных величин в налоговом законодательстве.

Виды дохода:

Реальный доход — сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежный (номинальный) доход.

Номинальный доход — величина совокупного дохода, оцениваемая в деньгах.

Общий доход – совокупная выручка от реализации определенного объема продукции.

Предельный – изменение дохода при продаже дополнительной единицы продукции.

Совокупный – сумма денег и других ценностей (благ), которую субъект зарабатывает или получает в течении определенного времени (обычно 1 год).

Доход на душу населения

Личный доход - весь доход, заработанный или полученный отдельными лицами. Располагаемый доход - часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

Через доход фирма стремится активно уловить в свою пользу «доллар покупателя», что позволяет ускорить движение оборотного капитала, своевременно возобновлять фонды оплаты труда, амортизационных отчислений, сохранять рабочие места и вовремя выплачивать зарплату персоналу, оплачивать различные счета поставщиков. Получение дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности производственных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Прибыль.

Иногда, под терминами «доход» и «прибыль» понимают одно и то же. Не следует смешивать эти понятия. Прибыль является итоговым результатом деятельности фирмы за определенный период времени и представляет собой разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия. Прибыль обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В условиях рынка прибыль предопределяет что, как и в каких размерах производить. Величина прибыли зависит от 2-х основных факторов: 1) уровня себестоимости товара (расходы бизнесмена на производство благ); 2) уровня оптовых цен.

Прибыль выполняет определенные функции. Это такие как:

- распределительная – создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства.

- стимулирующая – снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует социальные потребности.

Различают следующие виды прибыли:

- бухгалтерскую – часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т. е. платы за ресурсы поставщиков.

- экономическую (чистую) – то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних)

- балансовую – разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизацией и заработной платы.

Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия. Помимо этого выделяют ещё такие понятия как валовая прибыль, нормальная, предельная и максимальная прибыль.

Валовая прибыль фирмы - это поток денежных поступлений за определенный период. Превалирующую часть такой прибыли образует выручка от продажи товаров и услуг, поэтому в экономической теории выручку от продажи товаров и услуг рассматривают как валовая прибыль фирмы. В общественном секторе плановой экономики использовались категории чистой и хозрасчетной прибыли. Чистая прибыль - это выручка за вычетом материальных затрат и затрат на заработную плату. Хозрасчетная прибыль состоит из заработной платы и прибыли.

Распределение прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие; социальные потребности предприятия; подготовку кадров и т. д. то есть используется им самостоятельно. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль является источником погашения собственных оборотных средств.

Наконец из чистой прибыли бизнесмен получает причитающейся ему лично предпринимательский доход. Который распределяется между пайщиками, внешним свой вклад в совместный капитал.

Заштрихованная область указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов, получаемых гражданами в конкретной экономической ситуации. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца (ОавЕ) и биссектриса (ОЕ) совпали бы, и разрыв исчез.

Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов или в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами населения, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

Если разделить заштрихованную площадь на площадь треугольника ОЕН, то можно получить показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов. Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинни, по имени итальянского экономиста КоррадоДжинни (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы (ОЕ), тем больше площадь заштрихованной фигуры, и, следовательно, тем больше коэффициент Джинни будет приближаться к единице. В нашей стране различие в доходах 10% бедных и 10% богатых слоев населения по различным оценкам различаются от 14 до 25 раз (пороговое значение для угрозы национальной безопасности 8 раз), что намного (в 1,5-2 раза) больше чем в развитых странах. Не случайно в апреле 2004 года президентом страны В.В. Путиным поставлена задача ликвидации бедности в самые короткие сроки (3 года).

В целом же неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление полностью уничтожить дифференциацию доходов означало бы намерение вообще разрушить сам рыночный механизм.

Государственная политика доходов: Государство своей налоговой и социальной политикой может смягчить последствия сильной дифференциации доходов, устанавливая пособия многодетным семьям и одиноким матерям, осуществляя поддержку безработным и престарелым, оно может воздействовать на понижение уровня коэффициента Джини и выравнивание жизненного уровня населения.

В отличие от классиков Кейнс обосновал положение, согласно которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия AD и AS характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов. Кейнсианская модель AD - AS - базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

Кривая совокупного спроса AD - количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии. (см. рис 1)

       
 
   
 


Совокупный спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос.

Совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад; 2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и "нормальном" уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а, не маневрируя уровнем косвенных налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Таможенные пошлины – вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

На практике встречаются все три вида налогообложения. Однако, идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налогом законодательстве.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение дохода происходит по нарастающей кривой, на налог на добавленную стоимость (НДС), где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговые платежи поступают в центральный и местный бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые другие незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты получают из центрального в случае необходимости субсидии.

Налоговые льготы устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:1) необлагаемый минимум объекта налога;2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (Например, затраты на благотворительную деятельность);3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны); 4) вычет из налоговой базы; 5) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: «кадастровый», «у источника», «по декларации».

Первый из них основан на использовании кадастров, т. е. реестров, содержащих классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает доходность объекта весьма неточно, в среднем. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в нашей стране их составление только начинается).

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия предприятия до выплаты зарплаты или любого другого дохода вычитает из него налог и перечисляет в бюджет соответствующую сумму.

Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе и подачу ее в налоговую инспекцию. В последние годы этот способ начинает применяться в нашей стране.

Виды налогов: Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные (монопольные) налоги», «таможенные пошлины». 1) Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные идругие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве стран после второй мировой войны были введены «универсальные акцизы». Такие акцизные налоги взимаются в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время был распространен такой универсальный налог, как «налог с оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был присущ этому налогу, – повторный счет, например: стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка будет облагаться налогом с оборота. Поэтому налог с оборота в большинстве стран был заменен налогом с продаж, а позже – налогом на добавленную стоимость. Ставка налога на добавленную стоимость может быть единой для всех видов товаров и услуг или дифференцированной по социальным или иным признакам (например, более низкой на товары детского ассортимента и более высокой на остромодные молодежные товары). 2) Фискальные (монопольные) налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности. Например, еще с петровских времен существует в России монополия государства на производство спиртных напитков. 3) Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т. е. пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционистские», «антидемпинговые» и «преференциальные».

Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов – платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп населения, смягчить психологически общее бремя налогов, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.

Налоги по своему воздействию можно разделить на три группы: «прогрессивные», «пропорциональные» и «регрессивные». 1) Прогрессивный – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы. 2) Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. 3) Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный доход» – ту часть чистого дохода потребителей, которая предназначена для расходов по их усмотрению и которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета из реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные затраты на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т. д. То, что останется после вычетов (если останется), и составит дискреционный доход. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального воздействия новшеств в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными налогами.

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: а) расширение круга налогоплательщиков; б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги; в) повышение налоговых ставок и при прямом, и при косвенном налогообложении.

Стремление государства увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономики.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения: а) если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются; б) если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения; в) если растет «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном воздействии роста налогов на экономику: ослабляются финансовые и экономические стимулы производственной деятельности, тормозится и деформируется производство в целом. Если ставки налогов снижаются, действие экономических стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие в государственный бюджет.

Таким образом, существуют объективные границы отчислений налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.

Налоговая политика России:

К основным принципам налогового законодательства можно отнести следующие: активная поддержка предпринимательства, целостность системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных интересов. Налоговые льготы в новой системе должны предоставляться по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

Действующий в Российской Федерации закон об основах налоговой системы определяет не налоги, а организацию налоговой системы, понятия «налог», «сбор», «пошлина», «плательщики», «налоговые обязательства» и другие обязательства налогоплательщиков и налоговых служб, распределение налогов по бюджетам разного уровня.

Раньше в нашей стране все налоговые поступления шли в центр. И только потом они вновь распределялись по регионам через бюджет. Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну. В соответствии с этим к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. К республиканским налогам (налогам краев, областей, автономных образований) отнесены: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели. Важно отметить, что предельная величина этих налогов ограничена законодательно.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время: а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги; б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов); в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т. п.) при умелом их сочетании;

г) сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должно обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства; д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом.

Принципиально новым и важным для экономики нашей страны является введение в качестве объекта налогообложения всего дохода, полученного гражданами за весь календарный год, представленного в виде «декларации». Декларация о совокупном доходе предусматривает: 1) сообщение гражданином сведений о всех своих доходах, полученных им в течение года, произведенных расходах, связанных с получением этих доходов, а также о суммах удержанных налогов с этих доходов у источников выплат доходов или уплаченных авансом; 2) сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин; 3) сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению и облагаемом доходе, который предполагается получить в следующем году; 4) расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода, причем расчет производится как самим гражданином, так и налоговой инспекцией.

Главная обязанность налоговой инспекции – взимание налогов и других обязательных платежей в бюджет. Законом ей дано право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, право требовать необходимые документы, изымать их в случае уклонения от уплаты налогов, проверять достоверность данных об источниках получения средств, применять к недисциплинированным налогоплательщикам финансовые санкции.

Аудит – специфическая форма финансового контроля за деятельностью предприятий, фирм, организаций в форме независимых ревизий бухгалтерской отчетности. Аудиторские проверки проводятся по желанию клиента на коммерческой основе высококвалифицированным инспектором. Аудитор – независимый эксперт – анализирует состояние бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, устанавливая соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности. По желанию клиента аудитор может не только проанализировать хозяйственную и финансовую деятельность его предприятия, но и дать консультации, рекомендации, позволяющие улучшить деятельность предприятия, повысить эффективность его работы за счет выявления внутрихозяйственных резервов, ликвидации потерь, уменьшения непроизводительных расходов.

Кривая Лаффера: Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.

Это положение можно пр


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.