Тема 1. Предмет и метод экономической теории. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

2017-11-28 322
Тема 1. Предмет и метод экономической теории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...  
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ, ЛИТЕРАТУРА, ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ, ЗАДАЧИ Раздел 1. Введение в экономическую теорию
Тема 1 Предмет и метод экономической теории. Этапы развития экономической науки……….…………………….  
Тема 2 Границы производственных возможностей общества...…………..  
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 3 Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения………………………….…....  
Тема 4 Поведение потребителя на рынке: количественная теория и порядковая теория предпочтений……………………………………...  
Тема 5 Основы теории производства. Издержки производства.………….  
Тема 6 Совершенная конкуренция: определение цены и объема производства……………………………………………………………  
Тема 7 Монополия: определение цены и объема производства. Монополистическая конкуренция. Олигополия……………..…….  
Тема 8 Производство и спрос на ресурс. Ценообразование на рынке труда…………………………...………  
Тема 9 Рынок земли. Рынок капитала. Кредит. Рынок ценных бумаг……………………………………...………….  
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 10 Основные макроэкономические показатели Система национальных счетов. …………………………………….  
Тема 11 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие………………………….……….  
Тема 12 Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица……………………………………….……  
Тема 13 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия………...  
Тема 14 Фискальная политика………………………………………...……...  
Тема 15 Денежный рынок. Банковская система. Кредитно-денежная политика……………………………….…........  
Тема 16 Циклические колебания и экономический рост…………..……….  
Тема 17 Международные экономические отношения……………………....  
Тема 18 Особенности переходной экономики России………………...…….  
Раздел 4. Основы предпринимательства
Тема 19 Экономика предприятия. Основы бухгалтерского учета. Основы маркетинга………………………………………………......  
Список рекомендуемой литературы……………...……………...…………..  

 

 

Введение

 

Семинарские занятия, наряду с лекциями и самостоятельной работой, являются основной формой изучения дисциплины экономика. Они предполагают активное участие студентов в обсуждении темы занятия, и проводятся в форме собеседования или дискуссий по актуальным теоретическим или практическим проблемам экономики, решения задач, обсуждения докладов, рефератов, тестирования. Подготовка к семинарским занятиям предполагает усвоение теоретического материала; решение типовых задач, иллюстрирующих экономические зависимости; написание реферата по актуальным проблемам экономики; изучение статистического материала и нормативных документов, отражающих процессы, происходящие в современной экономике.

Предлагаемые методические указания содержат материал для проведения практических и самостоятельных занятий по дисциплине экономика. Они включают план и литературу для подготовки к семинарскому занятию, вопросы для обсуждения, тесты, задачи, темы докладов и рефератов для индивидуальных заданий.

Цель данной методической разработки в том, чтобы более эффективно организовать учебный процесс и самостоятельную работу студентов по изучению экономической науки и подготовке к семинарским занятиям.

Вопросы для обсуждения, тесты, задачи способствуют более качественному усвоению содержания экономической науки и методов экономического анализа, помогают уяснить и запомнить множество экономических категорий, развивают умение анализировать информацию, применять теоретические знания при рассмотрении учебных задач и реальных экономических процессов.

Выполнение предлагаемых заданий позволяет систематизировать полученные знания, развивает способность к самостоятельному, творческому мышлению, повышает эффективность и качество обучения.

Темы семинарских занятий и вопросы, предлагаемые в методической разработке, соответствуют учебной программе курса и требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине экономика.

Методические указания предназначены для работы на семинарских занятиях и для самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВОПРОСЫ, ЛИТЕРАТУРА,

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ, ЗАДАЧИ (34Ч)

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ (4ч)

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Литература

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА–М, 2006, гл.1

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М, 1998, гл.1, п.1.1, п.1.2

3. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др. Магнитогорск, 2006, тема 1, 2

4. Экономика. Под ред. Булатова А.С. М., 2003, гл. 1

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: М., 2006

6. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992, т. 1, гл.1

7. Экономическая теория. Под ред. В.Д. Камаева. М., 2004

 

Вопросы для обсуждения

1. Какая фундаментальная проблема лежит в основе предмета экономической теории? Объясните изменение предмета экономической науки на разных исторических этапах.

2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в теории раннего и позднего меркантилизма.

3. В чем суть концепции «естественного порядка», выдвинутой физиократами?

4. Каковы принципы организации экономики согласно классической теории, представленной А. Смитом? Обоснуйте с точки зрения теории А. Смита эффективность рыночного механизма. Каковы функции государства с точки зрения классической школы?

5. В чем суть концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке» рынка? Объясните утверждение А. Смита, что человек, «преследуя свои собственные интересы, часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться сделать это».

6. Объясните значение теории маржинализма в современной экономической науке. Почему второй этап получил название неоклассического направления? В чем отличие предмета «экономикс» от предмета политической экономии?

7. Сформулируйте основные положения кейнсианской экономической теории. Какова роль государства в экономике с точки зрения кейнсианской теории? Почему кейнсианская политика может привести к дестабилизации экономики?

8. Каковы причины развития и в чем суть идей монетаризма? Как идеи монетаризма были применены на практике для стабилизации экономики?

9. В чем проявлялись идеи монетаризма в период перехода к рынку в российской экономике?

 

Тестовые задания

1. Какая экономическая школа источником богатства считала сферу обращения:

а) меркантилизм; б) английская классическая школа;

в) физиократы; г) маржинализм.

2. Термин «политическая экономия» появился в теории:

а) марксизма; б) меркантилизма;

в) маржинализма; г) классической теории А. Смита.

3. Что характерно для классической экономической школы:

а) выступает с идеей государственной политики протекционизма;

б) отождествляет богатство с деньгами, источник богатства – сфера обращения;

в) выступает с идеей невмешательства государства в экономику;

г) выступает против механизма свободной конкуренции.

4. Кейнсианская теория:

а) выступает за ограничение государственных расходов в экономике;

б) причиной экономических спадов и безработицы считает недостаточный совокупный спрос;

в) считает, что для капиталистической экономики характерна стабильность;

г) считает, что экономические кризисы связаны с низким уровнем доходов населения.

 

5. Термин «экономикс» означает, что предметом экономической науки является:

а) теория потребительского поведения;

б) теоретический анализ принципов организации капиталистической экономики;

в) теоретический анализ эффективного использования ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг;

г) теоретическое обоснование политики невмешательства государства в экономику.

6. Термин «экономикс» впервые появился в теории:

а) марксизма; б) маржинализма;

в) меркантилизма; г) кейнсианства

7. Какой перечень соответствует группе экономических доктрин, положительно оценивающих государственное регулирование экономики:

а) физиократизм, марксизм, маржинализм;

б) меркантилизм, марксизм, кейнсианство;

в) марксизм, кейнсианство, монетаризм;

г) меркантилизм, марксизм, маржинализм.

8. Что не характерно для концепции монетаризма:

а) выступает с критикой кейнсианской политики стимулирования экономики;

б) считает, что государственная политика стимулирования является причиной инфляции и экономического спада;

в) кредитно-денежная политика может вызвать нестабильность экономики;

г) рост государственных расходов на поддержание занятости обеспечивает стабильность развития экономики.

 

Институционализм.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2006, гл. 17

 

Литература

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель, 1992, гл.1

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: М., 2004, гл.1,2,3,

3. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992, т. 1, гл.1

4. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. гл. 1

5. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др., 2006, тема 1-2

6. Экономическая теория: Под ред В.Д. Камаева. М., 2004, гл.1-3

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998, гл.2 п.п. 2.1 - 2.4

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему экономический выбор всегда сопряжен с экономическими издержками? Что следует понимать под альтернативной стоимостью (альтернативными издержками)? Примените понятие альтернативной стоимости к производству какого-либо блага; покупке блага; использованию времени; использованию ограниченных денежных средств.

2. Все ли издержки являются альтернативными? Определите, что следует включать в альтернативные издержки платного обучения: а) заработную плату, которую мог бы получать студент, если бы он работал вместо обучения в университете; б) расходы на учебную литературу; в) стоимость питания; г) плата за обучение (см. задача 1).

3. Согласны ли вы, что на графике производственных возможностей, наборы, лежащие на горизонтальной и вертикальной оси характеризуют неэффективное использование ресурсов? Ответ обоснуйте. Каковы критерии рационального распределения ресурсов на производство альтернативных благ?

4. Каковы причины действия закона возрастания альтернативных затрат? При каких условиях этот закон не действует?

5. Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста (см. задачу 4). Объясните это утверждение.

6. Объясните различие между традиционной, рыночной и плановой системой. Как решаются основные проблемы экономики в этих системах?

 

Тестовые задания

1.На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

а) с уменьшением производства другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с неизменным объемом производства другого вида продукта;

г) любой из указанных вариантов возможен.

2. Точка внутри кривой производственных возможностей означает:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неэффективное использование ресурсов;

в) невозможный вариант использования ресурсов;

г) оптимальный вариант использования ресурсов.

3. Определите, как изменяется альтернативная стоимость производства дополнительных единиц тов. Х (видеоигр) и объясните, почему.

A B C D E

Y (спорт. товары) 16 15 12 7 0 а) 16 15 12 7 0; б) 1 3 5 7;

X (видеоигры) 0 1 2 3 4 в) - 15 6 2,3 0; г) 1 4 9 16.

4. В каком случае использование ресурсов неэффективно:

а) достигается полная занятость ресурсов;

б) есть свободные ресурсы, чтобы увеличить производство товаров и услуг;

в) можно увеличить производство одного блага, только сократив количество другого;

г) невозможно одновременно увеличить производство двух благ.

5. Альтернативные издержки строительства спортивной школы в данном районе - это:

а) цена строительства в будущем году;

б) затраты на оплату труда сотрудников этой школы;

в) строительство библиотеки в этом районе;

г) все, перечисленное выше.

6. Для полной занятости ресурсов характерно все перечисленное, кроме:

а) эффективное использование экономических ресурсов;

б) увеличение одного блага сопровождается уменьшением другого;

в) действует закон возрастания альтернативных затрат;

г) увеличение производства данного блага невозможно.

7. Как будет изменяться количество тов. Y при увеличении тов. X в условиях полной занятости ресурсов. Заполните таблицу, учитывая действие закона возрастания альтернативных затрат:

A B C D E

Y (одежда) 14 … … … … а) 16 18 20 22; б) 12 10 8 6;

X (обувь) 0 1 2 3 4 в) 12 9 5 0;

г) 14 при любом количестве т. X.

 

Задачи

Задача 1. Студент во время каникул может заработать 5000рублей, или пойти на курсы английского языка. Расходы, связанные с обучением на курсах английского языка составляют: плата за обучение равна 2000 рублей, плата за учебники равна 400 рублей, транспортные расходы составляют 300рублей, расходы на питание – 3000 рублей. Чему будут равны альтернативные издержки (альтернативная стоимость) обучения?

Задача 2. Программист Иванова зарабатывает в час 100 рублей. На рынке за фруктами по 40руб./кг нужно стоять 1час, а по 80руб/кг очередь отсутствует. При каком объеме покупок для программиста Ивановой выгодно постоять в очереди? А для безработного, получающего пособие?

Задача 3. Фермер имеет 3 поля, на которых можно выращивать картофель (т. У) или виноград (т. Х). На первом поле (А) можно собрать 6т картофеля или 4т винограда, на втором поле (Б) – 4т картофеля или 5т винограда, на третьем поле (В) – 8т картофеля или 2т винограда. Какой участок относительно более пригоден для производства картофеля? винограда? Какой участок следует в первую очередь использовать под производство винограда? Составьте таблицу производственных возможностей, учитывая действие закона возрастания альтернативных затрат, и постройте график производственных возможностей.

Задача 4. Почему от выбора точки на графике производственных возможностей зависит будущее состояние экономики. Поясните с помощью графиков производственных возможностей для двух стран А и В, которые производят товары производственного назначения Y и потребительские товары X.

Y а) Страна А Y б) Страна В

 

------------ * G

 

---------------------- * G

 

X X

 

Рис. 2.1 а, б. Границы производственных возможностей

в двух странах А и В.

 

Задача 5. Семья снимает дом и платит хозяину 10000дол в год, храня остальные деньги в банке под 9% годовых. Дом стоит 140000 дол. Представляет ли он интерес для потенциального покупателя? Почему?

 

Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов

Литература

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. 1992, гл. 2- 4

2. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др. Магнитогорск, 2006, тема 3

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992, т.1, гл.4, т.2 гл.22

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998, гл. 3, п.п. 3.4

5. Щербакова Т.В., Остапченко Л.А. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика. Магнитогорск, 2006, тема 2

 

Вопросы для обсуждения

1. Обоснуйте закон спроса и нисходящий график спроса. Каковы неценовые факторы спроса? В чем различие между понятиями «спрос» и «величина спроса»? Представьте графически следующие ситуации и дайте пояснения:

а) В течение ряда лет цены на автомобили росли, но с каждым годом люди покупали больше автомобилей.

б) При снижении цен на видеокамеры величина спроса на них растет.

в) Рост строительства привел к росту спроса на рынке труда строительных специальностей.

г) Рост дохода ведет к снижению спроса на низкокачественные товары и росту спроса на престижные товары.

3. Как вы объясните закон предложения и восходящий характер графика предложения? Каковы неценовые факторы предложения? В каких случаях произойдет изменение «предложения» и изменение «величины предложения»? Проиллюстрируйте графически:

а) повышение платы за аренду торговых мест на рынке;

б) приток иностранных инвестиций в автомобильную промышленность;

в) административное снижение цен на продовольственные товары;

г) повышение импортных пошлин на ввозимые потребительские товары;

д) повышение оплаты труда на рынке строительных специальностей.

4. В чем смысл рыночного равновесия? Как устанавливается рыночное равновесие при свободном ценообразовании?

5. Какие эффекты возникают в случае административного установления цен выше и ниже равновесной?

6. Какие факторы ведут к изменению рыночного равновесия? Проиллюстрируйте графически следующие ситуации и обоснуйте ответ:

а) Правительство установило квоты на ввоз импортных автомобилей. Как это отразится на величине продаж и ценах на рынке импортных автомобилей; как это повлияет на рынок отечественных автомобилей.

б) Как рост доходов граждан повлияет на спрос и рыночное равновесие на рынке ювелирных изделий; престижных автомобилей; подержанных автомобилей; бытовой техники; продовольственных товаров.

в) Как отразится на рынке труда: рост числа выпускников вузов металлургических специальностей? кризис в металлургической промышленности?

7. Какова взаимосвязь эластичности спроса и ценовой политики продавцов? Всегда ли выгодно повышать цену? снижать цену?

3.По данным исследований ценовая эластичность спроса на хлеб равна 0,15; на ресторанные блюда – 2,27; на телевизоры – 1,2; на электричество в домашнем хозяйстве – 0,13; на автомобили – 1,5. Какую ценовую политику должны проводить продавцы в каждом случае?

9. Объясните с учетом эластичности спроса и проиллюстрируйте графически: «Уменьшение квоты на добычу нефти увеличивает доходы нефтяных компаний, а увеличение квоты сокращает их доходы».

10. Как изменяется эластичность предложения с учетом фактора времени? Как при этом изменяется рыночное равновесие? Потребители резко увеличили спрос на сахар. Как изменится рыночное равновесие в кратчайшем периоде, краткосрочном и долгосрочном? Проиллюстрируйте графически.

Тестовые задания

1.Что из перечисленного характеризует закон спроса:

а) рост спроса ведет к росту предложения;

б) рост спроса ведет к росту цен;

в) снижение цены ведет к росту величины спроса;

г) рост дохода ведет к росту спроса.

2. Государственные потолки цен:

а) способствуют поддержанию рыночного равновесия;

б) устанавливаются для преодоления дефицита;

в) ведут к устойчивому дефициту или избытку продукции;

г) ведут к новому рыночному равновесию при более низких ценах.

3. Цена повысилась на 10%, Ed = 0,2. Как изменится выручка продавца:

а) возрастет на 10%; б) возрастет на 8%;

в) снизится на 8%; г) снизится на 10%.

 

4. На какие товары повышать цену невыгодно:

а) на основные продовольственные товары; б) на энергоресурсы;

в) на посещение ресторанов; г) на алкогольную продукцию.

5. Учитывая степень эластичности спроса на с/х продукцию, определите, что произойдет в случае хорошего урожая:

а) цены снизятся, а доходы фермеров возрастут;

б) цены снизятся, и доходы фермеров снизятся;

в) цены возрастут, и доходы возрастут;

г) цены возрастут, а доходы фермеров снизятся.

6. С каким утверждением вы согласны:

а) рост цены ведет к росту выручки при эластичном спросе;

б) снижение цены ведет к снижению выручки при эластичном спросе;

в) снижение цены ведет к росту выручки при неэластичном спросе;

г) рост цены ведет к росту выручки при неэластичном спросе.

 

Задачи

Задача 1. Функция спроса на данный товар имеет вид Qd = 16 – 2P. Функция предложения данного товара Qs = -4 + 3P. Определите равновесную цену и равновесное количество аналитически и графически. Какой выигрыш получают покупатели и продавцы в условиях равновесия?

Задача 2. Функция спроса на данный товар имеет вид Qd = 10 – P. Функция предложения товара Qs = -2 + 2P. Определите равновесную цену и равновесное количество аналитически и графически. Правительство установило налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1,5 дол. за единицу товара. Как изменится равновесие? Определите, как распределится налоговое бремя между продавцами и покупателями и величину избыточного налогового бремени (потеря эффективности для общества).

Задача 3. Определите эластичность спроса на товары по коэффициенту ценовой эластичности и по общей выручке в каждом случае. Выгодно ли повышение и снижение цен в данных случаях:

а) Цена на автомобили престижной марки возросла на 5%, количество проданных автомобилей уменьшилось на 2%.

б) Цена на сахар возросла с 18руб/кг до 25руб/кг, а объем продаж сократился со 100кг до 80кг.

в) Цены на бытовую технику снизились на 20%, объем продаж в течение месяца увеличился со 100т. руб. до 140т. руб.

г) Цена на товар снизилась на 20%, выручка возросла на 10%. Что произойдет с величиной спроса? Какова эластичность спроса?

Задача 4. Эластичность спроса на концерты для Ирины равна 1. Эластичность ее спроса по доходу составляет 3. Перекрестная эластичность по цене между концертами и бассейном равна 2. В предыдущем году Ирина посетила 100 концертов. В настоящее время цена билета на концерт возросла на 15%, цена одного посещения бассейна снизилась на 5%, а ее доход возрос на 10%. Какое количество концертов она посетит в текущем году?

Задача 5. Дана линейная функция спроса Qd = 6 – P. Заполните таблицу, нарисуйте график спроса. Можно ли по графику определить эластичность спроса? Рассчитайте коэффициент дуговой (на каждом интервале цен) и коэффициент точечной эластичности.

P Q TR Ed E(.)
         
         
         
         
         
         
         

Как изменяется эластичность спроса и выручка при движении по графику спроса вниз. Выгодно ли снижать цену и увеличивать объем производства?

 

Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов

ПРЕДПОЧТЕНИЙ -2ч

Основные вопросы темы

1. Понятие общей и предельной полезности. Первый закон Госсена

2. Полезность и цена. Равновесие потребителя на рынке одного товара.

3. Потребительский выбор. Второй закон Госсена. Равновесие потребителя на рынке двух или нескольких товаров

4. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия

5. Бюджетные ограничения. Оптимум потребителя. Эффект дохода и эффект замены.

Литература

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель, 1992. Гл. 5

2. Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 2004, гл.25

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998, гл.4

4. Щербакова Т.В., Остапченко Л.А. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика. Магнитогорск, 2006, тема 3

 

Вопросы для обсуждения

1. В чем смысл первого и второго закона Госсена?

2. Какое количество блага приобретает рациональный потребитель, если предельная полезность убывает (задача 1)?

3. Объясните, почему график предельной полезности является основой графика спроса?

4. Объясните, почему максимизация полезности на рынке двух товаров достигается в условиях равновесия, а отклонение от равновесия ведет к снижению общей полезности.

5. Что характеризуют кривые безразличия? Каков смысл карты кривых безразличия?

6. Каковы свойства бюджетной линии?

7. Почему потребительский оптимум достигается в точке касания бюджетной линии и графика безразличия, а не в точках пересечения?

 

Тестовые задания

1. Как взаимосвязаны общая и предельная полезность блага:

а) общая полезность снижается, когда предельная полезность снижается;

б) общая полезность растет, когда предельная полезность снижается;

в) общая полезность растет, когда предельная полезность растет;

г) общая полезность не зависит от предельной полезности.

3. Условие равновесия потребителя по второму закону Госсена:

а) Mux = Muy б) Mux =0, Muy =0;

в) Mux / Px = Muy / Py г) Mux = max, Muy = max.

4. Цена товара А – 2дол. Цена товара В – 5дол. Потребитель оценивает предельную полезность товара В в условиях равновесия в 50 единиц. Как потребитель оценит предельную полезность товара А:

а) 50; б) 20; в) 10; г) 2.

5. Предельная норма замещения MRSXY:

а) определяется соотношением цен тов. Х и тов.Y;

б) определяется соотношением предельных полезностей т. Х и т. Y;

в) характеризует наклон бюджетной линии;

г) остается постоянной при переходе от одного набора к другому.

6. При перемещении по графику безразличия остается постоянным:

а) количество товаров в наборе; б) общая полезность наборов;

в) стоимость наборов; г) предельная полезность товаров в наборах.

 

7. Представленные товарные наборы:

А) 6 апельсинов и 4 плитки шоколада и Б) 4 апельсина и 2 пл. шоколада

а) находятся на одном графике безразличия;

б) обладают одинаковой общей полезностью;

в) набор А обладает большей полезностью, чем набор Б;

г) обладают одинаковой стоимостью.

9. Что характерно для бюджетной линии:

а) имеет вид нисходящей вогнутой линии;

б) все наборы на графике обладают одинаковой стоимостью;

в) характеризуется убывающей предельной нормой замещения;

г) представляет товарные наборы, обладающие одинаковой полезностью.

10. Оптимум потребителя достигается в точке касания бюджетной линии и графика безразличия, так как:

а) это наиболее предпочтительный набор из желаемых для потребителя;

б) это самый предпочтительный набор из доступных для потребителя;

в) это самый дешевый набор из доступных для потребителя;

г) это единственный доступный для потребителя набор.

 

Задачи

Задача 1. Как взаимосвязаны предельная полезность и общая полезность? На основе таблицы определите, сколько булочек приобретет рациональный потребитель, если они предлагаются бесплатно; чему равна общая полезность? Сколько булочек купит, если цена 6руб; 8руб; 2руб? Чему равен выигрыш потребителя? Проиллюстрируйте графически.

Единицы продукции              
Предельная полезность булочки МU             -2
Общая полезность ТU              
Выигрыш потребителя              

Задача 2. Потребитель тратит в день на покупку яблок (Х) и апельсинов (Y) 20руб. Предельная полезность яблок представляет функцию МUХ= 20-3х; функция предельной полезности апельсинов имеет вид МUУ= 40-5y. Цена яблок РХ=1 руб./шт., цена апельсинов РУ=5 руб./шт.

а) Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель. б) Почему общая полезность ТU в состоянии равновесия максимальна? Как изменится общая полезность ТU при отклонении от равновесия?

Задача 3. Данные таблицы характеризуют кривую безразличия покупателя при покупке фруктов (тов. А) и овощей (тов. В).

Товар А Кг        
Товар В Кг        

а) Цена товара А равна 15руб., цена товара В равна 10руб., доход потребителя Y=240руб. Составьте таблицу бюджетных возможностей потребителя, учитывая рыночную норму замены.

б ) Объясните свойства графика безразличия и бюджетной линии.

в)Определите равновесие потребителя по таблице и графически.

Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА – 2 ч

Основные вопросы темы

1. Концепция издержек в экономической теории. Бухгалтерские и экономические издержки. Нормальная прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль

2. Краткосрочный и долгосрочный период в деятельности фирмы. Классификация издержек: постоянные, переменные, общие издержки; средние издержки; предельные издержки. Значение издержек для определения результатов деятельности и объема производства.

3. Издержки в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффект масштаба производства

 

Литература

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель, 1992. Гл. 6

2. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др., 2006, тема 4

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА–М, 2004, гл.26

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998, гл. 6, п.6.3 с. 192-201

6. Экономика. Под ред. Булатова А.С., 2003

7. Экономическая теория. Под ред В.Д. Камаева. - М., 2004, гл. 7 с.140-145

8. Михайлушкин А.И., Шимко А.А. Экономика. М., 2006

9. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. М, 2004

 

Вопросы для обсуждения

1. Закон убывающей предельной отдачи, условия его действия и его влияние на характер изменения издержек в краткосрочном периоде.

2. Объясните характер изменения общих постоянных, переменных и валовых издержек. Чем определяется величина и динамика роста общих валовых издержек

3. Объясните характер изменения средних постоянных, переменных и средних общих издержек. Почему при больших объемах производства значения средних переменных и средних общих издержек сближаются?

4. Понятие предельных издержек, характер их изменения и значение для принятия решений

5. Издержки в долгосрочном периоде? Какие предприятия являются более эффективными: крупные или мелкие? Обоснуйте положительный и отрицательный эффект масштаба производства в долгосрочном периоде.

 

Тестовые задания

1. Объем производства фирмы равен 10единиц. Средние переменные издержки равны 15дол, средние общие издержки AТC = 20. Чему равны постоянные издержки FC при нулевом объеме производства:

а) 5; б) 0; в) 50; г) невозможно определить.

2. Какое событие относится к краткосрочному периоду:

а) фирма установила две дополнительных единицы оборудования;

б) фирма наняла дополнительно 10 работников;

г) в отрасль вошли новые фирмы;

д) фирма построила дополнительное производственное помещение.

3. Какое из утверждений является правильным:

а) бухгалтерская прибыль = выручка – экономические издержки;

б) экономическая прибыль = бухгалтерская прибыль – неявные издержки;

в) экономическая прибыль=бухгалтерская прибыль+нормальная прибыль;

г) бухгалтерская прибыль = выручка – экономическая прибыль.

4. Что не относится к постоянным издержкам фирмы:

а) з/плата работников; б) з/плата управленческому персоналу;

в) арендная плата; г) процент за полученный кредит.

5. Что неверно? В краткосрочном периоде при увеличении производства:

а) средние постоянные издержки снижаются и стремятся к нулю;

б) средние переменные и средние общие издержки сближаются при больших объемах производствах;

в) средние переменные снижаются, а затем растут;

г) средние переменные издержки снижаются, а общие средние растут.

6. Предельные издержки – это:

а) максимальные издержки при некотором объеме производства;

б) минимальные издержки при некотором объеме производства;

в) добавочные издержки при увеличении производства;

г) издержки, при которых фирма закрывает производство.

Задачи

Задача 1. Владелец небольшой фирмы нанял одного работника с з/платой 24т. руб. в год. Уплатил за аренду 5т. руб. в год; сырье, материалы обходятся 20т. руб. в год. Закупил производственное оборудование на собственные средства на сумму 26т. руб., которые могли бы приносить доход 4т. руб., будучи положенными, в банк. Амортизация оборудования составляет 10% в год. Конкурент предложил ему работу управляющего с оплатой 15т. руб. Свой предпринимательский талант он оценивает в 3т. руб. в месяц. Сумма годового дохода составила 72т. руб. а) Определите экономическую и бухгалтерскую прибыль. б) Что более выгодно: заниматься собственным производством или принять предложение конкурентов?

Задача 2. В таблице представлены валовые издержки TC при различных объемах производства Q:

Q ед 0 1 2 3 4 5 6 7

TС дол. 10 17 21 24 28 34 44 59

1. Рассчитайте значения издержек: FC, VC, AC, AFC, AVC, MC; составьте таблицу.

2. Нарисуйте графики и объясните характер изменения издержек.

Задача 3. Функция общих затрат фирмы имеет вид TC = 100Q – 2Q2 + 0,04Q3. Определите величину предельных издержек фирмы при объеме Q = 12 единиц.

Задача 4. Функция общих затрат предприятия имеет вид: TC = 30 + 5Q + Q2. Определите выражение для постоянных, переменных, предельных, средних общих, средних постоянных и средних переменных затрат как функции от количества Q. При каком значении Q средние общие затраты достигают минимума.

Задача 5. Функция средних переменных издержек имеет вид: AVC = 10 + 2Q. Постоянные издержки равны 12 дол. Найдите алгебраическое выражение для функций общих и предельных издержек.

Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов

Литература

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1992, т.2 гл.25

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998, гл. 6 п. 6.4, гл. 7 п. 7.1

3. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др. Магнитогорск, 2006, тема 5

4. Щербакова Т.В., Остапченко Л.А. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика. Магнитогорск, 2006, тема 5

5. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель, 1992. Гл. 7

 

Вопросы для обсуждения

1. Особенности цены, спроса, общего, среднего и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции. Значение предельного дохода. Почему предельный доход фирмы в условиях совершенной конкуренции равен цене.

2. Согласны ли вы с утверждением, что максимальную прибыль можно получить при максимально возможном объеме производства. Ответ обоснуйте, применяя правило максимизации прибыли.

3. Согласны ли вы с утверждением, что если фирма получает убытки при любом объеме производства, то ее решением будет закрытие. Ответ обоснуйте.

4. Объясните утверждение: «Фирма должна следить за средними валовыми издержками, чтобы вычислить прибыли или убытки, а за средними переменными, при определении производить или нет в краткосрочном периоде». Рассмотрите на основе графика применительно к фирме в условиях совершенной конкуренции.

5. Проиллюстрируйте графичес


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.