Теория «предпочтения сходства» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теория «предпочтения сходства»

2017-11-28 748
Теория «предпочтения сходства» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1961 г. американский экономист С. Линдер выдвинул предположение, что в международной торговле товаропотоки зависят от спроса не меньше, чем от предложения. Все предыдущие теории исходили из того, что сравнительные преимущества страны связаны с характеристиками предложения, т.е. производства. Но, как полагал С. Линдер, ассортимент товаров в одной стране не совпадает с разнообразием потребностей потребителей, что еще более усиливается вследствие развития международных связей, туризма, поездок и т.п. Мировая торговля выступает средством получения недостающего ассортимента товаров. Решающую роль при этом играет близость уровней потребления, жизненных стандартов стран, поскольку потребители отдают предпочтение товарам схожего ассортимента и качества. Поэтому теория С. Линдера получила название «теория предпочтения сходства»; она объясняет, почему основной объем приходится на товарообмен между развитыми странами. Появление и широкое распространение глобальных продуктов, начиная с 70-х годов ХХ в., только прибавило вес данной теории. Определенным ограничителем в применении данной теории является то, что она применима только к торговле промышленными товарами, тогда как торговля сырьем и сельскохозяйственной продукцией объясняется теорией Хекшера–Олина.

Теория жизненного цикла продукта

 

В середине 60-х годов экономисты Р. Вернон, Ч. Киндельберг и Л. Уэльс выдви­нули теорию жизненного цикла продукта, в которой попытались объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потреб­ность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство ново­го продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой ква­лификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель за­нимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличи­вается конкуренция между производителями и расширяется экс­порт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производ­ство, в конкурентной борьбе преобладающим становится це­новой фактор, и по мере расширения рынков и распростране­ния технологий страна нововведения уже не обладает конку­рентными преимуществами. Начинается перемещение произ­водства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в ста­дию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чи­стым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является уни­версальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяю­щим конкурентные преимущества, производство продукта дей­ствительно будет перемещаться в страны, располагающие срав­нительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных по­требителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизнен­ного цикла.

 

Теория эффекта масштаба

 

В начале 80-х годов П. Кругман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяс­нение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэконо­мической теории эффекта заключается в том, что при определен­ной технологии и организации производства долговременные сред­ние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпуска­емой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массо­вым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными фак­торами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затра­тами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необхо­дим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сфор­мировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ве­дет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с пре­обладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внут­риотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных кор­пораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внут­рифирменной торговли, направления которой часто определяют­ся не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими це­лями самой фирмы.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.