Становление и развитие экономической науки. Функции экономической науки. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Становление и развитие экономической науки. Функции экономической науки.

2017-11-28 167
Становление и развитие экономической науки. Функции экономической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становление и развитие экономической науки. Функции экономической науки.

Экономика (эйкос+номос) ойкос — дом хозяйство; номос — учение, закон;

Политика (полител — гос. Устройство)

Следовательно, «политическая экономика» был введен впервые в научный оборот французским ученым Антуаном Д. К. И дословно переводится как «законы хозяйствования в рамках государства».

Эконом. Теория — это наука в наиболее общих законах развития человеческого общества, изучающая поведение людей и их групп в производстве распределения, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения возрастающих потребностей при ограниченных ресурсах.

 

Структура эконом. Теории:

Микроэкономика — поведение отдельных экономических субъектов.

Макроэкономика — поведение и функционирование национальной эконом. системы в целом.

Мезаэкономика — поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства.

Мегаэкономика — поведение мировой экономики в целом.

Сфера исследования — эконом. жизнь или среда в которой осуществляется хозяйская деятельность.

Объект исследования — экономическое явление.

Субъект исследования — группа, человек, государство.

Предмет исследования — жизнедеятельность человека, групп, государства, их экономическое поведение в связи с той эконом. Средой, в которой они находятся.

Основная задача эконом. Теории — дать не просто описание эконом. Явлений, а показать их взаимосвязь и раскрыть систему эконом.явлений, процессов и законов.

Эконом.теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса эконом.наук:

- отраслевых;

- функциональных;

- межотраслевых;

 

Функции эконом. Теории:

- Познавательная - изучение и объяснение процессов, явлений эконом. Жизни общества, но не просто констатирования фактов, а проникновение в суть, раскрытие закономерности эконом. Развития чел. Общества.

- Практическая — разработка принципов и методов рац. Хозяйствования, научное обоснование эконом. Стратегии, осуществление реформ экономической жизни.

- Прогнозно-прогматическая — разработка программ и научных прогнозов в перспективе общественного развития.

- Мировозренческая — заключение в формировании научной картины экономического развития человеческого общества.

 

 

Homo oeconoriuicus.

Человек экономический должен быть:

- целерационален — ожидание определенного поведения внешнего мира и других людей и использования этого ожидания в качестве условий и средств, для достижения своей продуманной и рационально-продуманной цели.

- Утилитарным — то есть его действия подчинены максимилизации полезности.

- Должен использовать чувство эмпатии — в отношении к другим участникам. Человек должен уметь поставить себя на место другого участника и смотреть на обмен с его точки зрения.

- Доверие — в этом заключается предсказуемость поведения контрагента.

- Способность к интерпретативной рациональности — синтез перечисленных 4 способностей.

 

Таким образом, структура рынка близка к совершенно-конкурентной, ценообразование централизованно или носят локальный характер, информация доступна всем участникам. Все участники «человек экономический».

 

Парадигма неоклассики.

Парадигма — строго-научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающие черты действительности: исходно-концептуальная схема, модель постановки проблем и их решение методов исследования, господствующих в течении определений исторического периода в научном сообществе.

 

Жесткое ядро:

- Стабильное предпочтение.

- Рациональный выбор.

- Равновесие на рынках.

 

Защитный пояс:

- Права собственности остаются неизменными и четко определенными.

- Информация является совершенно-доступной и полной.

- Обмен между индивидами, обмен который удовлетворяет потребности происходит без издержек с учетом первоначального распределения.

 

 

Истоки институционализма.

Истоки И. Зародились в работах представителей исторической школы Германии и в работах Карла Маркса. Немецкая школа начала образоваться когда на территории Германии существовало около 40 гос-ств с закрытыми границами и высокими торговыми пошлинами. Что затрудняло торговлю и развитие экономики.

Главной идеей исторической школы были формул. Предшественники:

Адам Мюллер, Фридрих Лист.

 

Суть идеи:

- Особая роль истор. Метода в эконом. Науке.

- Характеристика политической экономики, как национальной.

- Учет влияния на национальное хозяйство не только эконом. Факторов, но и не эконом.факторов.

- Признание общественного интереса нации, выше личного интереса индивидуума.

 

Критика классиков:

- За абстракцией и либерализм.

- За идеал эконом. Устройства и роли эконом. Науки в нем.

 

Этапы развития:

1. 40-60 гг. (19в.) Старая историческая школа. Рошер, Брудно Гильдебран, Карл Книсс.

2. 70-90 гг. (19в.) Новая историческая школа. Брентано, Густов Штоллер, Карл Бюхер.

3. 1/3 (19 в.) Новейшая историческая школа. Бенер Зомбарт, Макс Вебер.

 

Представители исторической школы пологали, что экон.законы совершенно не похожи на природные и сделали вывод, что экономика не имеет универсального характера и зависит не только от экон-их, но и от не эконом. Факторов:

- географическое положение. (Африка, Европа зав. По разн.)

- особенности менталитета.

- Вера и его особенности.

- Особенности исторического развития.

- Особенности культуры.

- Особенности психологии.

 

Старый институционализм.

(20век, возник а США)

Активизировав анализ монополистических тенденций в экономике.

Институционализм — направление в экономике. Мысли, основанные на принципах того, что общественные обычаи регулируют хозяйство и экономическую жизнь.

Отличительной особенностью И. Является то, что в трактовке соц.-эконом. Явлений они исходят из определяющей роли не индивидуальной, а групповой психологией.

Объектом исследования является — институты.

Движущей силой экономики на ряду с материальными факторами так же считается моральные, духовные, правовые и др. факторы и просматриваемые в шт.ф.

Отличие И. От немец. Ист. Школы — немец. Авто находились под теор-ческим влиянием ученоо — А. Смитта и поддерживали принципы эконом.либерализма.

- историзм проявл. В немец.шк. В утверждение преимущественного естественного характера рыночных отношений и поддержке о равновесиях в экономике на всем протяжении развития чел. Общества.

- В немец. Школе не рассматриваются возможности реформирования в экономике на условиях ограничивания свободного предпринимательства.

 

Изменение методологии И. От классической школы

1. неудовлетворенность методом абстракции.

2. Стремление в интеграции в эконом. Теории с другими общественными науками.

3. Недостаточный эмпиризм и призывают к детальным, количественным исследованиям.

 

Эмпирические методы — установленные на практике.

 

В И. Обозначены 3 основных течения:

1. соц.-психологическое (технократическое) торстейн веблен. Смотрел на экономическое развитие с соц. И психологической стороны.

Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена».

2. Соц.-правовое (юридическое) Р. Комменс

Дж. Коммонс предложил «Теорию социальных конфликтов». По ней общество — совокупность профессиональных групп (рабочих, капиталистов. Законодательные правила регулируют равноправные сделки. Нередко в обществе происходят конфликты. Участники сделки — не индивиды, а профсоюзы и союзы предпринимателей. Контролируют приосходящее правовые структуры государства. Государство гарантировало выполнение обязательств по договору.

3. Конъектурно-статистическое (империко-прогнозтическое) У. Мидчел (1874-1948)

Пытался использовать статистический анализ для доказательства положений институционализма. Он исследовал природу экономических циклов, возглавлял (1920—1945) Национальное бюро экономических исследований, которое в тот период было ориентировано на сбор и классификацию фактических данных об экономических процессах, не претендуя на оценку экономической политики государства и разработку рекомендаций для него. Получили известность его работы посвященные индексам оптовых цен.

 

Неоинституционализм.

Неинституциональная экономика — оставляет неизменным жесткое ядро неоклассики и корректирует утверждение из защитной оболочки.

Основатели неоинституционализма — Рональд Коуз

Изменение защитной оболочки

рассматривается более широкий спектр форм собственности и контрактных форм на основе которых осуществляется обмен. На ряду с частной собственностью образуется акционерые, государственные, коллективные и сопоставляется их коллективность в обеспечивании сделок.

 

Теории:

1. Теория прав собственности (Коуз, Познер)

2. Теория оптимльного контракта (Стиблиц, Маккнил)

3. Теория государства, теории общественного выбора, конституционная экономика.

 

В неоклас. Модель вводится понятие «инф.издержки» - издержки на поиск и обработку информации.

 

4. Теория информации (Сттиглер)

Вводится понятие транссакционных издержек. (Коуз, Вильямсон). Издержки, не связанные с производством и не возникающие при совершении издержек.

 

Новая эконом. История — Норт

Возникла в результате применения теории и прав собственности для исторического анализа.

 

Новый институционализм.

Меняет жесткое ядро неоклассики.

1. Теория игр. (Джон Фон Неймон, Маргинштерн, Неш) нанесла удар по модели общего равновесия и сделала выводы:

а) может существовать несколько точек равновесия.

б) точки равновесия могут не совпадать с оптимумами Попаретта.

в) равновесие может не сущ.

 

2. Модель рационального выбора была подвергнута жесткой критике Саймоном, который создал теорию неполной рациональности.

Принцип оптимизации лежащий мод. Рацион. Модели заменяется на модель удовлетворенности.

3. Нов. Инстит. Экономикой ставится под сомнение экзогенной (внеш.) характер предпочтения и стабильности.

 

Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление в 80ых во Франции.

Из представителей неоклассики, социологии, постмарксизской неоклас.регуляции, философии.

 

 

Метод экономической науки.

Методология — это общий подход к изучению экономических явлений, системы методов, приема анализов. Он основывается на методах.

Метод — совокупность приемов, принципов с помощью которых определяются пути достижения цели.

Анализ — расчленение явлений на отдельные элементы, исследование каждого элемента, как необходимой составной частью целого.

Синтез — явление первоначального изучается как состоящие из различных частей, а затем исследуется соединительных элементов в единое целое и делаются выводы.

Дедукция — метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими факторами.

Индукция — метод рассуждений, основанный на обобщении факторов.

Аналогия — метод, основанный на сравнительном решении по предложенной методики (по аналогии)

Позитивный — объясняет сущность происходящих экономических явлений на основе анализа реальных экономических параметров, описание и систематизация фактов, опыта, (на основе статистических данных например). Ставить целью построенные экономические модели, свободной от субъективных суждений. (отвечает на вопросы что есть? Как есть?)

Нормативный — оценочное суждение о том, какие изменения и тенденции являются желательными (как должно быть?)

Метод научной абстракции — мысленные отвлечения (абстрагирования) от некоторых сторон свойств явления и отыскивания главного, наиболее существенного. В результате абстрагирования вводятся экономические теории.

Диалектика — категория и общес. Рассматриваются как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями.

Сравнение — сравнение объектов экономического анализа во времени и пространстве.

Статистический — получение, обработка, отбор и анализ стат. Информации, что обеспечивает объективность экономического исследования.

Количественный (математический) — изучение закономерностей, тенденций, факторов экономического развития, типологий классификации, явлений и процессов, анализа внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей. Основан на составлении систем числовых характеристик, изучаемых объектов, обработки данных показателей математическими методами.

 

Методы социального исследования и социальной психологии:

Моделирование — абстрактное отображение, изучаемых реальным явлений и процессов. Раскрывает эконом. Принципы, определяет качественные и количественные уровни развития экономики, которым необходимо стремиться.

Агрегирование — объединение по тому или иному признаку в единое целое, множество экономических явлений и процессов.

 

Экономическая категория — логичные понятия, представляющие собой теоретические выражения реальных условий жизни общества (товар, спрос, стоимость, цена, равновесие)

 

Традиционная экономика.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

ñстабильность;

ñпредсказуемость;

ñдобротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

ñбеззащитность перед внешними воздействиями;

ñнеспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

ñкрайне примитивные технологии;

ñпреобладание ручного труда;

ñвсе ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

ñорганизация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

 

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

 

Основные черты:

ñгосударственная собственность практически на все экономические ресурсы;

ñсильная монополизация и бюрократизация экономики;

ñцентрализованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

ñнепосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

ñгосударство полностью контролирует производство и распределение продукции;

ñгосударственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

 

 

Смешанная э кономика.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

ñобеспечение занятости;

ñполное использование производственных мощностей;

ñстабилизация цен;

ñпараллельный рост заработной платы и производительности труда;

ñравновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

ñприоритетность рыночной организации экономики;

ñмногосекторность экономики;

ñгосударственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

ñориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

ñсоциальная защита населения.

 

Рыночная экономика.

Характеризуется господством частной собственности на ресурсы, свободы выбора и конкуренции. Базируется на частом интересе. Экономическая роль государства ограничена защитой частной собственности, и установлением правовых норм, развивающих конкуренцию и свободные рынки. Производители сами решают что как для кого производить и потребители решают какую продукцию, сколько и где купить.

Преимущества:

- экономическая самостоятельность заставляет работать эффективно.

- Значительная экономия ресурсов.

- Мощный стимул для развития личности.

 

Недостатки:

- стихийный характер развития.

- Специальная сфера — фундаментальная природа, экологические проблемы, общественные блага стоят на втором плане.

- Удовлетворение даже потологических потребностей.

 

Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. Применительно к РФпереходная экономика соответствует переходу от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

 

16. Рынок и условия его возникновения. Виды рынков. Экономические субъекты рынка.

Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов (фирмами или частными лицами).
Рынок – это форма товарного производства которая превращается в свою развитую форму.
Условия возникновения рынка:
1. общественно разделение труда.
2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.
3. самостоятельное принятие решений.
4. расширение объема товарных связей.
Степень развития рынка определяется степенью развития товарных отношений.
Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и специализации.
Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.
экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, то производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию, возникает на базе частной собственности и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, гос. предприятия).
разрешение проблемы трансакционных издержек — Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.
свободный обмен ресурсами — позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке), регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления), очистка рынка от неконкурентоспособных производителей (ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить):
через рынок устанавливается взаимосвязь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом.
через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
на рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара.
рынок дифференцирует производителей, т. е. выживают те фирмы, у которых затраты на производство меньше, чем цены.
Роль рынка — Преимущества рыночной системы: гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых независимость производителей и потребителей в принятии решений; способность удовлетворять самые разнообразные потребности.
Субъекты, объекты и термины рынка
Субъекты рыночных отношений – домохозяйства, предприятия, фирмы…
Объектами рыночных отношений – так как признаками рынка является всеобщность, то объектами купли продажи являются все элементы материального мира, кроме тех купля продажа которых законодательно закреплена.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Потребность и благо.

Все потребности можно поделить условно на духовные и материальные. Материальные потребности можно назвать экономическими. В рыночной экономике блага продаются и покупаются и их называют товарами и услугами. Можно сказать что экономические потребности общества безграничны а экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый момент времени ограничены - основная экономическая проблема.

Степень удволетворения потребностей во многом зависит от их структуры. Множество экономических благ можно подразделить на:

ñПродкуты первой необходимости

ñПредметы роскоши


При этом разделении следует учитывать что предметы, являющиеся роскошью для одних людей, для других относятся к товарам первой необходимости. Развитие производства может приводить к тому что предметы роскоши становятся товарами повседневного спроса. Существует возможность замещения одних благ другими.

Закон Энгеля - с ростом доходов уменьшается доля, идущая на покупку продовольствия и растет та часть доходов, которую тратят на приобретение других товаров и особенно услуг, не являющихся продуктами первой необходимости. Если доходы падают, проявляется обратная тенденция.

 

 

Что такое предложение?

 

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

 

Равновесие на рынке.

Наука экономики выработала различные понятия, выявила многие законы и тенденции, среди которых немаловажное значение имеет такое понятие, как равновесие рынка, также именуемое экономическим равновесием. Необходимо отметить, что выражается равновесие рынка в полном балансе, существующем между предложением и спросом. Так, для того, чтобы констатировать наличие экономического равновесия, необходимо, чтобы спрос на существующий товар был равен предложению его же продавцов.
Объем товара и его стоимость именуют как равновесную. Также ее называют стоимостью рыночного клиринга. Такое рыночное равновесие следует характеризовать равновесным объемом и равновесной ценой.
Существуют различные методы и средства, с помощью которых достигается такое равновесие или баланс на рынке. Причем данные механизмы функционируют вне зависимости от того, какой именно товар продается или какая именно услуга исполняется. Так, в том случае, если на рынке имеется слишком большое количество определенного товара, формируются его излишки, это скажется на стоимости. Продавцы не смогут его реализовать, будет падать спрос на товар по причине наличия альтернативных предложений. В таком случае они будут вынуждены снижать стоимость данного товара. Именно это обстоятельство обусловит или может обусловить увеличение спроса на товар. С другой стороны, нехватка того или иного товара обуславливает повышение на него стоимости.
Существуют различные критерии разделения равновесия. Так, оно бывает неустойчивым и устойчивым. В частности, устойчивым называют такое состояние равновесия, которое появляется после того, как равновесие рынка нарушается, но спустя некоторое время устанавливаются прежние равновесные объем и цена. В том же случае, если после такого сбоя равновесия рынка равновесные цена и объем нарушаются и приходят новые показатели, такое равновесие следует считать неустойчивым.

Эластичность спроса.

Эластичность спроса непосредственно зависит от изменения влияющих факторов. Определенные изменения вызывают изменения в потреблении товаров и услуг, и это указывает на эластичность спроса, а если влияющие на спрос факторы не вызывают существенных изменений непосредственно в рыночном спросе, то эластичность спроса не имеет места. Если при повышении цены на товар спрос не меняется, то он не эластичный. Если же изменения превышают изменения цены, то спрос эластичный. Эластичность спроса существенно влияет на доходы предприятия-производителя товара. Если она меньше единицы, то при повышении цены на товар доходы увеличиваются, но если она больше единицы, то повышение цены на товар негативно влияют на уровень доходов. Экономисты используют эластичность спроса для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения по цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.

Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графи­кам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представ­лено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара ос­тается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложе­ние, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необхо­димо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто ис­портится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESP рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное про­центное изменение цены приводит к незначительному про­центному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное про­центное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эла­стичности предложения больше 1;

• предложение с единичной эластичностью (график S3): из­менение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предло­жения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эла­стичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства то­вара (если цена понижается), либо к неограниченному уве­личению предложения (если цена повышается);

• абсолютно неэластичное предложение (гра­фик S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном слу­чае его предложение будет постоянным (одинаковым); ко­эффициент эластичности равен нулю.

Эластичность предложения по цене определяется рядом фак­торов, наиболее весомые из которых следующие:

1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше воз­можности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.

2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объе­мы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство ка­кой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъ­юнкт


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.