Билет № 1: 1. Понятие об экономике как науке. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Билет № 1: 1. Понятие об экономике как науке.

2017-11-28 861
Билет № 1: 1. Понятие об экономике как науке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билеты по экономике

Билет № 1: 1. Понятие об экономике как науке.

«Экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков.

Так же экономика —это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки.

Экономическая наука изучает поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений.

Принято различать:

1) экономику семьи.

2) экономику фирмы.

3) экономику региона.

4) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. Экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ);

Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Труд (рабочие)

Капитал (Станки, оборудование, инструменты)

Земля (природные ресурсы и сырье)

Предпринимательские способности (директор фирмы)

5) общеэкономические процессы(т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Билет № 1: 2. Понятие о государственном бюджете.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых сметвсех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Федеральный бюджет России утверждается Государственной думой и Федеральным собранием. Правительство же готовит проект бюджета и отвечает за его исполнение. Оно организует сбор доходов и осуществление расходов по направлениям в размерах, установленных в бюджете.

Есть 3 вида состояния государственного бюджета.

Сбалансированный бюджет – это когда доходы и расходы правительства совпадают.

Дефицит государственного бюджета — финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей.

Профицит бюджета - запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета.

Доходы: налоги, неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы: содержание армии, содерж. Государственного аппарата, финансирование социальной сферы (школы, больницы), финансирование национального хозяйства.

 

Билет № 2: 1. Экономический смысл создания фирм.

Билет № 5: 1. Экономическая природа рынка труда.

На рынке труда продают и покупают трудовые услуги, связанные с использованием умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд.

Рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

Таким образом, рынок труда соединяет людей, желающих продать свои трудовые услуги, и организации (работодателей), которые хотят эти услуги купить для осуществления своей деятельности.

Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно разнообразен. Все они предлагают на рынке труда свои трудовые услуги в надежде получить место работы, где за использование этих услуг им будут платить. Но успешность продаж у всех различна: кто-то находит место без проблем, а кто-то месяцами мается без работы, кто-то получает за свой труд доходы, позволяющие жить в роскоши, а кому-то едва хватает заработков, чтобы прокормить семью. В причинах таких различий мы и будем разбираться, анализируя работу рынка труда.

Прежде всего, отметим, что продаваемый здесь товар — трудовые услуги:

1) крайне разнообразен;

2) не существует отдельно от людей, которые оказывают эти услуги.

Это придает функционированию рынка труда несколько существенных особенностей:

1) спрос здесь предъявляется не на трудовые услуги вообще, а на услуги определенного типа и сложности;

2) наряду с общенациональным существуют местные рынки труда, на которых соотношения спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно различаться;

3) предложение трудовых услуг может варьироваться в силу того, что люди способны менять профессию, овладевая иной квалификацией.

Развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Под рабочей силой в данном случае мы понимаем всех людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги. Например, рынок труда сбалансируется тем легче, а хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в этой стране. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:

1) профессиональная;

2)территориальная.

Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни..

Под территориальной мобильностью рабочей силы мы понимаем способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы и максимальной прибыли.

Генеральное соглашение — документ по итогам переговоров между правительством, объединениями работодателей и профсоюзов, определяющий общие направления изменения условий купли-продажи рабочей силы в целом по стране.

Иными словами, такой документ — это основа всех направлений взаимодействия работодателей и наемных работников. Когда стороны действительно выполняют свои обязательства по этим соглашениям, страна от этого выигрывает чрезвычайно много.

Величина предложения — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то мы можем говорить об эластичности предложения по цене.

Социальный трансферт — денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более состоятельных граждан.

Для перераспределения доходов существуют десятки социальных программ. Социальные программы предусматривают выплату наличных денег, выдачу талонов на питание, полностью или частично оплаченное жилье, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей, питание младенцам, медицинское обслуживание.

Деньги на социальные программы государство берет из бюджета, который формируется благодаря налогам

Эффект масштаба — рост масштабов годового выпуска продукции в определенных пределах, ведущий к снижению средних издержек производства, что позволяет либо получать больше прибыли с единицы товара при неизменных ценах, либо снижать цены, чтобы завоевать большую долю рынка и получить большую массу прибыли.

Логика этого влияния проста:

1) создание огромных предприятий, осуществляющих массовое производство, привело к резкому снижению средних затрат на производство многих товаров;

2) для продажи огромных объемов массово производимых товаров их цены должны быть доступными для больших групп покупателей;

3) фирмы смогли продавать товары по относительно невысоким ценам, не опасаясь убытков, именно потому, что массовое производство обеспечило снижение затрат.

Но наращивание масштабов производства не может быть безграничным и рационально лишь до определенных пределов. Так, при превышении определенной границы средние переменные и общие издержки не только перестают снижаться, но начинают возрастать. Значит, даже при неизменной рыночной цене товара за этой границей рост объемов производства оборачивается постепенным снижением величины прибыли от продажи единицы товара и даже падением ее до нуля. Причина такой динамики средних общих затрат связана с влиянием изменения затрат еще одного вида. Эти издержки называют обычно маржинальными, или предельными. Своим названием эти издержки обязаны тому, что они осуществляются как бы ≪на пределе≫, т. е. на границе операций фирмы. Иногда эти издержки называют еще и приростными, поскольку они относятся к условиям прироста выпуска продукции фирмы.

Прожиточный минимум — сумма денег, необходимая для приобретения человеком объема продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на минимально необходимом уровне его потребностей в одежде, обуви, жилье, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.

Определить величину прожиточного минимума на практике крайне сложно из-за ряда причин:

1) существуют различные точки зрения на то, какие блага должны входить в ≪корзинку≫, по которой считается прожиточный минимум;

2) нелегко согласовать единые позиции относительно минимальных уровней потребления благ, включенных в ≪корзинку≫;

3) существуют территориальные различия в прожиточном минимуме из-за того, что цены могут быть неодинаковы в разных регионах страны.

Поэтому в разных странах используются неодинаковые подходы к определению величины прожиточного минимума. В России пока преобладает подход, основанный на так называемых минимальных нормах потребления различных благ. Это означает, что при установлении величины прожиточного минимума специалисты по питанию вначале рассчитывают объем пищи, необходимый человеку для того, чтобы не болеть от недоедания. Другие специалисты определяют минимальное потребление непродовольственных товаров и услуг. Затем эти натуральные нормы потребления умножаются на действующие цены для определения денежной величины прожиточного минимума.

На современном рынке труда прожиточный минимум обычно служит основой определения минимальной ставки заработной платы.

К этой системе постепенно движется и Россия, хотя у нас пока еще не обеспечивается нормальное соотношение между прожиточным минимумом и заработной платой, а сами правила исчисления прожиточного минимума продолжают оставаться предметом дискуссии. Поэтому сегодня Российское государство взяло на себя определение размера минимальной ставки заработной платы. Эта ставка утверждается органами законодательной власти, и работодателям запрещается платить работникам меньше.

С 1 января 2012 года минимальная зарплата в Московской области устанавливается на уровне девяти тысяч рублей

Социальный трансферт — денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более состоятельных граждан.

Использование системы трансфертов — самый простой, но далеко не безобидный способ помощи беднякам. Она имеет серьезные недостатки.

Во-первых, она ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных и активных граждан в более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения ≪заработок — усилия≫. Возникает жизненная позиция: ≪Пусть я получаю меньше, чем мой бывший одноклассник, но зато и не надрываюсь, как он!≫ Этот аспект — развращающее воздействие мер социальной поддержки на бедняков — подметил живущий в США замечательный русский поэт Наум Коржавин. Его поразил сам механизм выдачи матерям-одиночкам денежного пособия. Механизм его выдачи устроен так, что денежная сумма возрастает по мере увеличения числа детей в семье. Следовательно, чем больше детей в семье, тем больше помощь. Но на эту помощь женщина может рассчитывать лишь до тех пор, пока не выйдет замуж. Тогда она лишается права на такую помощь. О том, к чему это приводит, и написал Наум Коржавин: ≪...Женщина не выходит замуж, а получает возможность выбирать и содержать партнеров на средства налогоплательщиков. Кощунственно, но такие матери получают возможность вести паразитический и безнравственный образ жизни. Кроме программы помощи для матерей-одиночек, есть еще много социальных программ, в том числе для вполне трудоспособных мужчин и женщин, попадающих в трудное положение. Они во множестве случаев в тайне от социальных служб подрабатывают, продолжая получать помощь.≫

Социальные программы предусматривают выплату наличных денег, выдачу талонов на питание, полностью или частично оплаченное жилье, бесплатное отопление, завтраки для детей, питание младенцам, медицинское обслуживание.

Надо сказать, что на те же грабли наступила и Россия. Во многих российских деревнях, например, детей рожают для заработка и живут они в неполных семьях на попечении бабушек. Беда в том, что существующая система социальных трансфертов построена так, что рожать ребенка выгоднее всего матери-одиночке — она получает большее пособие в связи с рождением ребенка. А затем мать отказывается от ребенка и опеку над ним оформляет бабушка. В этом случае пособие на ребенка оказывается существенно больше, чем если бы мать сама получала такое пособие. Результат тот же что и в США: система социальной поддержки беднейших разрушает семью — основу общества.

Во-вторых, система трансфертов и другие методы социальной поддержки подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим. В нашей стране при системе прогрессивного налогообложения, не желая платить высокие налоги, многие россияне стали получать основную часть зарплаты ≪по-черному≫, т. е. наличными в конвертах. В итоге реальные поступления подоходного налога с наиболее состоятельных граждан резко упали, и, чтобы переломить ситуацию, государство вынуждено было перейти к одноставочной системе обложения доходов граждан. Сразу после этого поступления подоходного налога заметно выросли, но зато резко зазвучали голоса критики со стороны политиков левой ориентации, указывавших, что такая система налогообложения доходов не способствует сокращению социального неравенства в российском обществе. И в этом они правы. Но более эффективного решения системы налогообложения доходов граждан российскому правительству пока найти не удается.

Между тем при нормально отрегулированной экономической системе именно повышенная экономическая активность наиболее одаренных, трудолюбивых или предприимчивых граждан объективно движет экономический прогресс всего общества, ведет к росту ≪пирога благ≫, который может быть поделен в данный момент времени. Вот почему бороться с бедностью необходимо не только и, может быть, даже не столько за счет социальных трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.

Наиболее результативными при этом являются следующие способы:

1) создание равных ≪стартовых условий≫ для всех граждан. Это означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями и никакие социальные условия не должны мешать гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого нужно:

а) запретить любую дискриминацию при приеме на работу по расовым, социальным или иным признакам;

б) обеспечить всем детям нормальные условия для развития;

2) расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро.

Эти способы помощи беднейшим гражданам требуют больших усилий со стороны государства, чтобы стать действительно результативными. Сегодня в России масштаб социальных программ, направленных на поддержку бедных семей, крайне ограничен. Это преимущественно небольшие социальные выплаты, производимые в пользу семей с особенно низкими доходами. В ту же категорию попадают и так называемые социальные

пенсии, выплачиваемые, например, инвалидам с детства. Но даже на такие выплаты государству нужны немалые средства. Откуда государство может их взять? За счет изъятия части доходов состоятельных граждан и коммерческих фирм, т. е. налогообложения.

Основные выводы

1. Важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Это осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки.

2. Для смягчения различий в уровнях доходов применяется система прогрессивного налогообложения личных доходов. Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают в казну государства большую долю своих доходов, чем бедные. Прогрессивное налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.

3. Бедность является давней проблемой нашей страны, но в последние годы она существенно обострилась. В числе российских бедняков сейчас преобладают многодетные семьи, молодежь и безработные. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы. Однако такие системы помощи всегда имеют те или иные недостатки и часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.

 

Билеты по экономике

Билет № 1: 1. Понятие об экономике как науке.

«Экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков.

Так же экономика —это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки.

Экономическая наука изучает поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Исследуя их, экономическая наука помогает людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений.

Принято различать:

1) экономику семьи.

2) экономику фирмы.

3) экономику региона.

4) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. Экономические процессы, связанные с куплей-продажей благ);

Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

Труд (рабочие)

Капитал (Станки, оборудование, инструменты)

Земля (природные ресурсы и сырье)

Предпринимательские способности (директор фирмы)

5) общеэкономические процессы(т. е. процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.