Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм

2017-11-28 489
Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субстанция -объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. 2 вида суб-й — Дух и Материя

Монизм (др.-греч. один) —фил-е учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

В фил-и существует 3 вида монизма:

* Идеализм, феноменализм, ментальный монизм -что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

*Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

*Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, согласно которой сознание и материя)представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции.

(Аристотель и Декарт.)

Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия

Философская антропология, ее предмет, основные проблемы.

Философская антропология философское учение о природе и сущности человека,это наука о сущностной структуре человека;

его отношении к царству природы и к основе всех вещей;

(Макс Шелер, Г.Плесснер, А.Гелен)

Основной вопрос – в чем смысл человеческого существования?

-Античность: человек – просто часть мира, вещь наряду с другими вещами.

-Средневековье: человек – борьба двух противоположных сил, двух царств – Света и Тьмы, Бога и Дьявола.

-Возрождение: человек – это творец.

Человеку придется в себе самом найти силы и смысл своего существования, понять тайну своего существа

Гипертрофированное отношение к духовному началу в человеке: все сводилось или к рациональному началу, или, наоборот, к иррациональному.

ф а -наиболее влиятельное направлений в западной философии.

Основные модели развития научного познания

В настоящее время наиболее четко вырисовываются три основные модели исторических реконструкций науки:

1. История науки как кумулятивный, поступательный,прогрессивный процесс;

2. История науки как развитие через научные революции;

3. История науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис)

Долгое время господствующей моделью была кумулятивистская. Она строится на идее, что каждый последующий шаг в науке можно сделать, лишь опираясь на предыдущие достижения, поэтому новое знание всегда лучше, совершеннее старого, точнее отображает действительность. Поэтому предшествующее развитие науки является лишь подготовкой ее современного состояния. (Э. Маха и П. Дюгема конец XIX в.)

В сер.XX в. в науку проникают идеи прерывности развития, особенности, уникальности отдельных периодов в развитии научного знания. Они четко формулируются в модели научных революций.

Новая трактовка революций основывалась на идее абсолютной прерывности хода развития научного знания. Предполагалось, что новая теория, возникающая в ходе научной революции, отличается от старой самым принципиальным образом. После революции развитие науки начинается заново и идет совсем в другом направ-и.

(Кун, «Структура научных революций».)

Сегодня на первый план выходят ситуационные исследования.

Прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. В «кейс стадис» ставится задача понять прошлое событие как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В работах прежнего типа исследователь стремился изучить как можно больше фактов, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономер-ти.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.