Средневековая схоластика. Номинализм и реализм. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Средневековая схоластика. Номинализм и реализм.

2017-11-28 470
Средневековая схоластика. Номинализм и реализм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С IX века в Европе получает распространение схоластика (букв. «школьная мудрость») – образование в духе христианской философии. Различают раннюю схоластику (IX-XII вв.), зрелую (XIII в.) и период ее упадка (XIV-XV вв.). Весь этот период характеризуется догматизмом, цитатничеством, псевдоученостью, подчинением мышления высказываниям авторитетов – «отцов церкви». Схоласты занимались, кроме христианских догм, разработкой правил проведения диспутов и защиты диссертаций. Из бесчисленных проблем, какими занимались схоласты, наиболее существенной была та, которая получила название «спор об универсалиях». Наиболее остро разногласия между идеальным и материальным проявились в знаме­нитом споре между реалистами (лат. действительный, ве­щественный) и номиналистами (лат. название, имя). По этой проблеме мыслители разделились на сторонников реализма (реально существует лишь общее) и сторонников номинализма (общее существует лишь после вещей, в уме человека; существуют лишь единичные вещи). Реалис­ты (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) основывались на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, и сформулировали концепцию о трех способах суще­ствования универсалий. Номиналисты же (Росцелин, Пьер Абеляр) доработали идею отрицания объективного существования общего до логического итога, будучи убежденными, в том, что универсалии существуют лишь в мышлении. Росцелин считал, что универсалии есть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

По отношению к схоластике важное значение имеет творчество великих мыслителей арабской философии – Авиценны и Аверроэса.

Авиценна, философ и медик, писал о трояком бытии универсалий: 1) ante res (до единичных вещей в уме бога); 2) in rebus (в реальных вещах); 3) post res (после вещей в головах людей, как концепты, или понятия). Другой арабский мыслитель, Аверроэс спор между религией и философией решает таким образом: религиозные положения в виде эмоционального постижения мира (вера) полезны для простых, необразованных людей; разумное постижение мира доступно мудрецам, философам. Отсюда – «теория двойственной истины». Смысл этой теории – сделать науку и философию самостоятельными, освободить их от опеки церкви и богословия.

 

18. Философия Просвещения, ее принципы и идеалы.

XVIII столетие принято считать веком Просвещения. Термин «Просвещение» впервые был употреблен Вольтером и Гердером. Под Просвещением принято понимать идеологию, философию и культуру эпохи перехода от феодализма к капитализму, когда знания перестают быть уделом привилегированных сословий и начинают распространяться в массах, когда выходят в свет энциклопедии и словари. В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности разума и в здравый смысл. Просветители культивировали не просто разум, а разум научный. Именно развитие науки, по их мнению, стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Разум признается теперь единственным и высшим судьей всего существующего, призванным указать человеку правильный путь в личной и общественной жизни.

Важнейшими социально-философскими теориями Просвещения были следующие:

теория естественных (гражданских) прав человека

теория общественного договора

теория разделения властей

теория разумного эгоизма

естественное разделение истории и общества.

Одной из пер­воочередных своих задач просветители считали секуляризацию государственной власти, т. е. отделение церкви от государства. Они предусматривали определенный государственный контроль за деятельностью церквей и сект, направленный на то, чтобы они неукоснительно соблюдали гражданские законы и не занимались разжиганием религиозного фанатизма, вражды между привер­женцами различных вероисповеданий. Просветители мечтали пе­ределать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны.

13. Характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

Возрождением или Ренессансом принято называть широкое идеологическое и культурное движение, возникшее в странах Западной и Центральной Европы в процессе их перехода от средних веков к Новому времени. Само название эпохи – Возрождение, впервые употребленное итальянским гуманистом Дж.Вазари, указывает на стремление ее деятелей возродить в новых исторических условиях культурные ценности древнего мира. Возрождение охватывает XV-XVII вв., для которых характерно развитие светского знания и гуманистического движения. В философии усиливаются антисхоластические настроения, что стимулировало секуляризацию – освобождение от господства религии и церковной идеологии. Родиной же Возрождения является Италия, а центром нового мироощущения Флоренция («город цветов»). Предвосхитил эту эпоху гуманизма флорентинец Данте Алигьери. «Отцом гуманизма» называют крупного деятеля итальянской культуры XIV века Франческо Петрарку, автора различных произведений, в которых он критикует мнимую ученость схоластов и прославляет человека с его страстями, радостями и печалями. Флорентинец Джованни Боккаччо – выдающийся итальянский гуманист, ученый-филолог. В «Декамероне» (греч. «десятиднев»), в подлинной энциклопедии итальянской жизни эпохи Возрождения он разоблачал развратное и лицемерное духовенство, призывая людей к простым радостям бытия. В XV веке гуманист Лоренцо Валла бросил в мир лозунг, которым может быть кратко охарактеризована общая направленность деятельности творцов Возрождения – «Любите меня, ибо я - человек». Действительно, в возрожденческий период в философии происходит радикальный поворот от теоцентризма к антропоцентризму. Антропоцентризм – это основная отличительная черта Возрождения. Ренессансный гуманизм сотворил подлинный культ человека, сделав его мерой всех вещей и целью всего сущего.

В период Возрождения активны были не только итальянские мыслители. Среди не-итальянцев следует назвать нидерландского мудреца Эразма Роттердамского (главный труд – «Похвала глупости»), англичанина Джефри Чосера («Контерберийские рассказы»), французского эмпирика Мишеля Монтеня («Опыты») и других. На территории современной Беларуси проявили себя как широкомасштабные и смелые мыслители: Франциск Скорина, Николай Гусовский, Симон Будный.

Наряду с возрожденческими тенденциями в XV-XVI вв. проявило себя могучее движение Реформации. Коренное отличие Реформации и Возрождения состоит в том, что Возрождение в основном имело светскую направленность, а Реформация осуществлялась в религиозных рамках. Такие великие реформаторы, как Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин выступили с идеями реформирования религии и церкви, положив начало протестантизму.

14. Учения Николая Кузанского, Н.Коперника и Дж.Бруно о Вселенной. Натурфилософия и пантеизм.

Первым натурфилософом эпохи Возрождения был немецко-итальянский философ и математик Николай Кузанский. Крупнейшее его произведение –«Об ученом незнании» (1440). Здесь выдвигались следующие идеи:

демократичность – обращение ко всей аудитории, единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен в центре внимания философии - вопросы познания, появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы. В понимании природы он ввел термины «свертывания» и «развертывания». Земля, по Кузанскому, не есть центр мира. Центра нет нигде (или, по-другому, он везде). Кузанскому не чужда диалектика; так, он развивал учение о «совпадении противоположностей». Сильнейший удар по схоластике и догмам религии был нанесен созданием гелиоцентрической системы мира, творцом которой стал великий польский ученый Николай Коперник. Его главное сочинение "Об обращении небес­ных сфер" произвело революцию в астрономии, так как утверж­дало систему гелиоцентризма, заключающуюся в следующем:

1. Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, а вра­щается вокруг своей оси.

2. Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Вселенной.

Был нанесен, таким образом, удар по исключительности Земли и человека. Исправление гелиоцентризма наступило в том же XVI столетии. Это было сделано философом – пантеистом Джордано Бруно. Он создал учение о бесконечности Вселенной и о бесчисленности и населенности миров. Бруно «растворил» бога в природе: природа – это бог и бог – это природа, которая мыслилась как живая и, следовательно, чувствующая и мыслящая (гилозоизм).

Ученые в эпоху Возрождения стремились к опытному знанию – наглядному и проверяемому. Первым теоретиком экспериментального естествознания выступил Леонардо да Винчи. Большую роль в познании он отводил математике. Леонардо ратовал за союз опыта и теории. Другой итальянский естествоиспытатель Галилео Галилей явился одним из основателей экспериментально-математического метода. В теории познания Галилей придерживался теории двойственной истины, стремясь отграничить научное исследование от теологических догм. Исходным пунктом познания считал чувственный опыт, который сам по себе не дает достоверных знаний.

15.Взаимообусловленность становления капитализма, естествознания и философии Нового времени.

В XVII веке в Европе начинаются большие изменения в социально-экономической и духовной жизни общества:

XVII век – эпоха крушения феодализма и становления буржуазного общества.

Развитие мануфактур, торговли приводит к практической потребности в научном знании. Общество стремится получить практически действенные истины, активно развиваются точные науки, особенно механика. Её методы переносятся на познание любых природных объектов, а, зачастую, и общества. На целое начинают смотреть как на сумму механических частей, а части наделяют свойствами целого. Возникает механистический материализм.

Схоластическое теоретизирование вытесняется опытным естествознанием. Учёные собирают и классифицируют факты, чтобы проникнуть в тайны познаваемых объектов.

Эта эпоха даёт толчок атеистическому мировоззрению: происходит разделение церкви и светской жизни. В ответ на разгул инквизиции пропагандируется идея веротерпимости.

Время великих технических и научных открытий: книгопечатание, изобретение компаса, пороха.

Наука становится опорой не только экономики, но и философии.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.